Автоматизированные технологии.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Инф общество,отлч черты.К-ра. ИО: 1)это общ.,в ктром осн.ценность – инф.+инф-ые технологии;2)общ.,ктрое основано на исполь-нии нов.технологий,ктрые рассматривают произ-во инф как стратегич.ресурс и использ-ют новые способы,стредства произ-ва. ЧЕРТЫ. 1)нов инф-ые технологии(охватывают весь мир)2)доступность инф и ИС3)наличие инф культуры4)отнош-ие и хар-р взаимод-вия с ИС(РГБ,ИНБ). ИК: имение владеть инф-ыми технологиями. Рассматривается как часть общечеловеческой культуры. Она связ.с навыками изменения особ-й работы с инф. Грамотный человек д. навыками и знаниями (в т.ч.создание вторичного док-та, где краткая и сжатая инф.Н: обзор,переводы…)=информационно-аналитические документы.
3.ИС, f, задачи. ИС: 1)это ИМ + ИПЯ + ТО + ИТ;2) система,в ктрой инф осущест-ет полный цикл обращения,начиная от ввода данных в систему и заканчивая выдачей инф в удобной для пользователя форме. ЭТАПЫ ИС: I(ввод: сбор,регистрация)-II(основной: хранение,поиск,преобраз-е,передача)-III(вывод: выдача инф). F: поиск(!)+см.выше. Инф поиск – это совокупность технологич-х и логич-х операций,нацеленных на получ-е данных,ктрые хранятся в ИМ, и отвевающих на инф-ый запрос.Результатом поиска д.б.релевантная инф. Цель: удовлетворение потребности в инф пользователя. Задачи: 1)организовать массив инф;2)разр-ть алгоритм поиска инф;3)определиться с носителем инф(это материальная среда,на ктрой фиксируется инфа,ктрая м.б.дискретной и непрерывной);4)разработка методов/способов сбора,регистрации,поиска и тд.
4-6. Виды ИС. I. В завис от технич оснащения РУЧНЫЕ. Каталоги,картотеки,справочники,указатели. Особ-сть: все f осущ-ся человеком,вручную. Носители: карточки,бумага. Минусы:низкая сокрость,большой масштаб. Плюсы: востребованность,доступнгсть. МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ появ-сь в 30-е гг XX в .Особость: основные f осущ-ся с пом-ю опред-х технич.приспособлений. Носители:перфокарты,перфоленты,микроильмы. Минусы:легко ломаются,сложность использ-я,менее доступны. Плюсы:большая скорость,большой объем. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ. Появл-ся в 50-е гг вместе с ЭВМ. Особ-сть: поддержка всех f. Носители: флешки,сд. Минусы:быстрое устаревание,малодоступность,культура низкая,ур сохранности низкий. Плюсы: выс скорость,большой объем,удобно .II. В завис от типа информац-ых потребностей. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ. Потр-сть в поиске и получении источника инф=>док-ая ИС.(студенты,ученые).Предназначена для поиска
и выдачи текстов док-ов,или их описания,адресов. Н: библиотечная система(каталоги,указатели),архивная система(опись,каталоги,путеводители,сам архив),номенклатура дел. Особсть: они унифицированы,реализ-т общие правила орг-ции.Эти правила отражены в стандартах. ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ. Нацелены на удовлет-ие фактограф-их потребностей(конкр инф). Факт – это событие/имя/дата,ктрые удостоверены и зарегистрированы(колич/кач-ые хар-ки,датыИ,мена,карты,фото и фидео,матем модели и формулы).Н: адресный/телеф справочник,энциклопедии,хроника.Особсть:не унифицированы,что влияет на кач-во сист,полноту,дост-сть инф. III. По F: экспертная, поисковая,справочная,аналитическая. И тд 7. Структура ИС,хар-ка.(ИМ,ИПЯ,ТО,ИТ)J Информационный массив. С него нач-ся форм-ие ИС. Это систематиз-ая совокупность док-ов/записей,обладающих общими структурными признаками(как совокуп-сть записей=библиогр описания,как совок-сть элементов/док-ов=книжный фонд библиотеки).Док-ты д.б.однотипными!. Методы организации ИМ: 1)последовательный (кажд док-т,запись имеют свой порядковый №,в соотв-вии с ктрым располагается в массиве).Плюс – легко орг-ть; минус – огранич возм-сти поиска; 2)цепной(кажд док-т/запись сод-т адрес,где искать след док-т/запись).Плюс – эффект-ый поиск;минус – трудно орг-ть; 3)иерархический(ИМ по люб признаку делятся на группы->подгруппы,класс на подклассы).Исп-тся в кач-ве принципа деления использ.предметно-тематический/видовой.Плюс – эффект поиск;минус – сложно орг-ть. 4)списковой(системат-ция док-в/записей по к-л принципу). На орг-цию ИМ влияют 2 фактора: логика поиска и носитель инф.
Информационно-поисковый язык. Это искусств-ая(т.к. созд-ся спец-но ля кажд поиск сист) семантич-ая сист.,ктрая предназначена для смыслового выражения описания фактов/док-ов и поисковых запросов.Созд-ся на основе естественного языка путем его преобразования в соотв со след принципами:краткость,однозначность,понятность. Виды ИПЯ: КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ. Разраб-ся для ручных систем. Метод классификации: это логическая операция,суть ктрой в выборе прицнипа класс-ции+формулируются разделы/подразделы,класс/подклассы.Библиотечная/библографическая классиф-ция – использ-тся для индексирования литры(ББК).УДК – универс-ая десятичная классиф(м/н язык с той же целью,что и ББК).Н: архивные классификаторы,управленческие(ОКУД,ОКПО).Особости:1)имеет жесткую структуру,2)м.устаревать3)слабая семантич.сила,т.к. не позволяет вести узко-предметный поиск4)человекоориентирован ДЕСКРИПТОРНЫЕ.Разраб-ся механиз/автоматиз.
систем, рассчитаны на механич. поиск по ключевым словам (яндекс). Метод координатной индексации: из текста выбир-ся ключ.слова, ктрые преобраз-тся в сущ. Им.п. ед.ч., дескрипторы выстраиваются по алфавиту(так формир-ся поисковый запрос/образ). Особ-сти:1)гибкий 2)сильный семантич.яз.(ориентирован на узко-предметный поиск).М.б. в виде словаря и тезауруса. Информационные технологии. Это методы и способы работы с инф.Появл-тся вместе с появлением общества. Методы: 1)методы сбора инф(+м.учета,м.статистического наблюдения,м.мониторинга).Их объед-т 2 осн-е задачи – нахожд-е и выдел-е ист-в инф/получение,фиксир-е инф из источников. 2)м.накопления,регистрации,хранения(добумажные,бумажные,безбумажные технологии); 3) м. поиска(логические и механические)/связ. с инф; 4)м.преобразования(графически,математически); 5) м.передачи инф; 6)м.выдачи инф.
С учетом базовых принципов работы с инф, инф-ые технологии делятся на традиционные и новые. Автоматизированные технологии. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ. (базовые). Вкл-т базовые принципы работы с инф(структурирование) и инстр-ыесредства. I. Сист подготовки электр-ых док-ов. Прогр.средства – текст.редактор,графич.редактор,таблицы и тд. Форм-ся сист.документального типа. На ур пользователя необх-мо решить вопрос созд.ИМ,выбора языка и тд. II. технологии БД (БД – систематизированная сист сведений,ктрой мы можем манипулировать с пом-ю технологий). ТБД: 1.правила/принципы проектирования БД 2.спец.программные средства,ктрые имеют название СУБД. Этапы проектирования БД: 1)опред-ие объекта БД;2)логическое проектирование,ктрое связ. с выдел-м признаков БД;3)опред-ие имена(собств-ое наим-е признака,ктрый использ-ся системой и пользователем)/типа(род информации)/формата(сколько символов мы можем ввести в поле данных). ТБД позв-т создать эффективные инф системы.общедоступны.4)технологии гипертекста(поиск инф по ссылкам).ТБД вклю-т: определ-ые правила орг-ции текст. Массива/владение спец.программами по установке гиперссылок. Это технологии использ-ся для правовых, нормативно-справочных систем.5)технологии мультимедиа(образоват. сист, искусство, культура) ПРИКЛАДНЫЕ. Ориентированы на решение конкретных типовых задач, с ними работает конечный пользователь. Н: подготовка презентации, сист. поддержки принятия решений (математ. преобразования), типовые банковские системы, система страхования и тд. 14.Техническое оснащение ИС. Это приспособления, механизмы, которые
использ-тся для выполнения f ИС. ВИДЫ: 1) простой: ручные системы (приспособления для хранения – ящики, стеллажи, шкафы). Только f хранения. 2) механизированные: f ввода(сбор/регистр-ция), хранения, поиска, выдачи. 3) автоматизированные(вычислительная техника(комплексно поддерживает все f)). 3 КЛАССА вычислит-ой техники: 1)ПК; 2) корпоративные компьютеры (одновременное использ-ие несколькими пользователями); 3) супер ЭВМ (где оч много инф – космические штабы).
ИОУ.Цели,задачи,виды. ИОУ – это вид деят-ти, нацеленный на сбор, систематизацию, хранение, использование инф-ции, необходимой для принятия решений. F: организация, контроль, мотивация, планирвоание, приянтие управленч-их решений. Цели: удовлетворение потребностей в инф-и и руководителей и сотрудников. Основные задачи: 1. орг-ция массива управленч-ой инф.,ктрая оч разнородна,представлена на разных ист-ках. 2. Разработка методов и способов сбора, хранения, поиска инф-ции, и т.д. 3. технич обеспечение инф-ых процессов 4. Организ-я потоков инф-и. Результат: формир-ие управленч-ой инф-ой сист. Работа с инф-ей изначально присуща управленческой деят-ти. В 70-е годы начинают разрабатываться теории, связанные с ИС. Для создания эффективной ИС необходимо изучение информ-х потребностей орг-ции. Можно выделить осн-е категории потребителей инф-ции: 1. руководители и специалисты, ответственные за принятие решений. 2. менеджеры, в функции которых входят информирование, консультирование, обмен инф-цией. 3. рядовые сотрудники (производственная деят-ть). 4. внешние орг-ции, имеющие право на получение инф-ции. 5. население Потребности руков-ля и спец-в различаются в зависимости от уровня управления и конкретно выполняемой функции. Есьт высший (дирекиця,специалисты), средний (руководители подразделений) и низший (менеджеры) ур.управления.. Но каждый Ур-нь – свои задачи. 1.– определение целей,напарвения развития,разработка политики(=стратегические цели).инф об окр среде,итогах деят-сти орг-ции,инф о ЧС. 2.– их основная задача- оперативное принятие решений, оперитивное руководство: инф-ция с верхних Ур-ней упр-я, инф-я об итогах деят-ти подразделений, сведения о решении других руков-лей среднего звена. 3. инф-я со средних Ур-ней упр-я, нормативная инф-я, сведения о раб-х местах. Методы изучения потребности в инф-ции: 1. анализ управленческих док-в, то есть изучается состав док-в, с которыми работает этот чел-к (переодичность, виды, исх-е, вход-е). Этот метод позволяет характеризовать фактические потребности в инф-ции. 2)социолог-ие опросы.
может быть проведен в виде анкетирования, интервью. Он позволяет выявить реальные потребности в инф-ции. 3. Метод информационного моделирования. Применительно к каждому рабочему месту формируется идеальная инф-я модель, которая предполагает аналитическое обобщение, позволяет охарактеризовать абсолютные потребности в инф-ции. В зависимости от использования технологии ИОУ можно подразделить на два вида: 1. традиционная система ИО, характеризуется тем, что основным носителей инф-ции выступает бумажный док-т. Все технологии ориентируются на работу с бумажным док-м. 2. Автоматизированные системы. В ней реализуются небумажные технологии. То есть вся инф-я хранится в электронном виде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|