Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и модели принятия решений.




Метод должен соотв-ть специфике задачи, могут исполь-ся неск методов, ктрые д.б. эффективными и экономичными. Методы: I. Традиц-ый (научный) – это мет., ктрый основан на логич. анализе и синтезе. Сост. из 3 этапов: набл-е, сбор, анализ инфы/ формулир-е гипотезы/ подтверждение достоверности гипотезы. II. Формализованный. Это способы действий, основан-е на строгом соблюдении заранее заданных правил, алгоритмов. Модель (Шеннон) – это представление объекта, сист или идеи в некоторой форме. Главн. хар-ка: упрощены реальные жизненные ситуации, чтобы отсечь все лишнее. 3 типа модели: 1) географическая (то,что исслед-тся с пом-ю увелич/уменьш. объекта) 2) аналоговая (повед-е изуч объекта, но внешне не видна. Н: график соотношения производства и издержек). 3) математическая (использ-т математич-е символы,предст-т реальные сист ч/з формулы и числа). Наиболее распространена. Плюсы: краткость, точность Минусы: проблема достаточности инфы и ресурсов. Этапы созд-я моделей: I. Постановка задачи. II построение. III проверка на достоверность (насколько соотв-ет реальному объекту). IV применение модели. V обновление модели. Математические модели: 1) модели,ктрые строятся на теории вероятности (для опред-я рац-х решений в условиях риска) 2) мод., ктрые опираются на метод имитации 3) на методе программирования (оптимальные решения для сложных задач) 4) на сетевых методах планирования и управления (для распределении ресурсов). Модель теории игр. Моделирование оценки. Модели теории очередей использ-тся для опред-я оптимального числа каналов обслуж-я по отнош-ю к потребности в них. Н: банки, кассиры. Модель управления запасами..

Позв-т рассчитать ур. запасов ресурсов, исх-х материалов. Цель: свести к мин-му отриц-х потерь запасов. Применяется в управлении. Бюджетные модели. Прим-тся для форм-ия гибкой произв-ой системы. Задача бюджета – избежать неожиданностей.

 

25. Метод прогнозирования. Ориентированы на стратегическое планирование. Виды прогнозов: 1) экономические(использ-тся для предск.общего состояния экономики и сбыта для конкретной компании) 2) прогноз развития технологий 3) прогноз развития конкуренции(хар-т стратегию и тактику конкурентов в буд) 4)рыночное прогн-ие (предсказание спроса) 5) соц-ое прогн-ие. Методы: КОЛИЧ-ЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ.

Количественные. 1. анализ временных рядов (статистич. метод, основ.на данных прошлого опыта) 2. причинно-следственное моделирование (использ-тся в сист,где > одной переменной) – что произойдет в определ-ых ситуациях ч/з корреляцию. Качественные. 1. «мнению жюри» 2. совокупные мнения сбытовиков 3. мод. Ожидания потребителя 4. мет. экспертных оценок (метод Дельфи). Оба метода возможны при достаточном объеме инф-ции.

 

36. Управленческие коммуникации. Это обмен инф на основе ктрой рук-ль получает инф-ю,необх-ую для принятия решения. Устные/письменные/(не)формальные. Организация коммуникации: внешняя и внутренняя (делится на горизонт-ые, вертик-ые, неформ-ые; вертик-ые делятся на межуровневые и межличностные). Процесс ком-ций – это обмен инф-цией между 2 людьми и больше. Осн-е элементы: 1.отправитель 2. сообщ-е 3. канал связи 4. получатель.

Рис. 1.

 

1 – зарожд-е идеи и отбор инфы. 2 – кодир-е инфы и формир-е сообщ-я. 3 – выбор канала связи и передача сообщ. 4 – декодиров-е собщ. 5 – интерпретация сообщ и формир-е ответа на него. 6 – передача ответа отправителю. Шум – то,что искажает смысл сообщ-я.(физические и семантические). Проблемы организационных коммуникаций: 1) искажение сообщений 2) инф-ые перегрузки 3) неудовл-ая структурная орг-ция. Хаар-ка коммуникационных сетй: I. Последовательная сеть (Рис.2)

 

II. веерная (Рис.3)

 

 

III. Круговая (Рис. 4)

 

Хар-ка Послед-я веерная круговая
1.скор-сть передачи инфы   Быстрая   Быстр   Медленная  
2.точ-сть хорошая   Хорошая Плохая  
  3.уст-сть орг-ции     медленно возникает,но утойч     Быстро возн-т, устойч     Неустойчивая    
4.потр-ть в рук-ве умеренная высокая отсутствует

 

 

30.АРМ –профессионал.ориентированые малые инфо-системы,расположенные на рабоч.местах специалистов и предназ-ся для автоматизации их работ.Т.е. применение комп.техники для выполн-ия простей.управ.операций,т.е. освбождение спецов от рутинных техн.процедур,экономит раб.вр. и труд. В Р. выпускаются с 1977г. Напр:АРМ-Р(в обл.радиоэлектрон.апппаратура),АРМ-К(в обл. машиностр-ия),АРМ «Экономика».АРМ=1.технич.средства(системный блок, устройства ввода, вывода инфо и т.д.)2.програмнеые сред-ва(операц.сис-мы,системы программ-ия,прикладные прогр-мы) 3.инфо-обеспечение и методическая документация.Принципы проектирования АРМ: 1.персонификация и самообучение польз-ля,что бы была воз-сть самостоят.обработки данных,2.автоматизация управ.F и задач,3.принцип безбумаж.технологии,4.модульность и системность, т.к.АРМ-элемент интегральной сис-мы.АРМ мб:1.индивид.пользования(автоном.вариант,где все F реализ-ся на конкр.раб.месте конкр.чел-ом) 2.коллектив.польз-ия(обеспеч.доступ к инфо-базам и вычислит.инструментам неск.польз-лей,F кот.связаны)

31.Виды АРМ – исходя из многообр.решаемых задач и F:1. бухгалтерские, широк.распростр.,т.к. стандартность алгоритмов фин.расчетовНапр:1С-Бухгалтерия,Best,позвол.осущ-ть автом-цию расчет.операций,составление баланса,начисл.зар.платы,отчисл.налогов.В кач-ве инстумент.среды исп-ся электорон.табл.,текст.редакторы,кот.обесп-ют не только расчет,но и хран-ие,преобр. данных.2. АРМ секретаря,делопр-ля: создание,рег-ия,хр-ие,предпча док-ов+исп-ие макетов док-ов.В осн:текст.редактор,СУБД.НО.текст.ред-ор не может регистрировать док-ты,осущ-ять контроль испол-ия,формир-ть дела.Осн.принципы функ-ния(на прим.ПК»Галочка»имеет 2F в главном меню-Пользователь(решает задачи управленца при работе с док-ми) и Администратор(для соз-ия справочников,форм-ия групп,типов,видов инфо),т.е.это база данных,где различ.по содерж.док-ты могут вводиться в базу и храниться там.Имеет 2функции добавачного меню:редоктир-ие док-ов и Делопр-во., кот.включ.2части:оснавная БД для актуал.док-ов и архив.Массив док-ов имеет классиф-цию на группы,типы,виды.3. АРМ для кадровой службы выпол F:ведение БД о сотрудниках (лич.карта,пасп.данные,отпуска,награды,нарушения идр);введение инфо о всех перемещениях и увольнениях; форм-ие проектов приказов о приеме,перемещении,увольнении;печать отчетов по станд.формам(учет и анализ движ-ия кадров,анализ состава работ);получение инфо по запросам; ведение справочников и др.4. АРМ для снабженческо-сбытовой деят-ти,учет движ-ия материально -тех.средств,автом-ии процессов подготовки соотв.док-ов,напр.накладных.5. Системы автоматиз.проект.разработок(САПР),где исп-ся сред-ва машинной графики при созд-ии,напр,чертежей.Возм-ти:мат.моделирование и синтез оптимал.стр-р,проект.объектов;расчет осн.параметров,тех.схем и процессов;преобраз. Мат. Моделей в графич.отображение;ведение процесса проектирования в режиме диалога,автомат-ия получения проектно-сметной док-ции.6. АРМ для планирования,авт-ция распределения ресурсов,рабочих,составл.графика работы и др.7. АРМ руководителя,обеспеч. Их правовой,справоч. и спец.инфо.Напр, Консультант Плюс.

32. Интегральные информ.системы - система автоматиз.упр-ия пред-ем или орг-ей,охват. все фазы производ.цикла,имеющ.многоур.стр-ру, ориент-ую на принятие решений. Интеграция-объеденение отдел.частей и подсистем в ед.сис-му, охват.все инфо-аспекты упр-ия на осн.програм.,технич,инфо. И организ.обеспечения. Цель: инфо-увязка различ.задач обработки данных, обес-ние возм-тей инфо-моделирования вероятных управлюситуаций.Термин впервые в 1960-х при созд-ии системы упр-ия металлург.заводом в Англии.В СССР развитие с появлением ЭВМ 3его поколения.В 1980ые ИИС понимали как интеграцию админ.АСУ с сис-ми упр-ия технолог.процессами на произ-ве,т.е. велась разработка комплексные,отраслевые,территор.АСУ. Были предлож.2 конц-ции интег-ии:позадачная(обуслов.низк.техн.уровнем ЭВМ) и системная(более разв.ЭВМ,созд.микроЭВМ,тех-гии БД и т.д.)Идет объед-ие локал.ЭВМ с целью созд.интегрир.сис-м.Отличие ИИС от локальной:наличие ед.инфо-массива и реализ.принципа-инфо вводится 1раз и испол-ся многократно.ИИСориент-ся на инфо-отражение все процессов управ.сис-мы.Принцип?:необх.созд-ия централ.БД(центр.массив инфо об орг-ции),кот.учитывает стр-ру орг-ции и может испол-ся различ.уровн-ми упр-ия.ЦБД соз-ся на базе РИС (распределительная ИС=комплекс тер.удаленных или организ.независ-ыхИС,котор,выполняя закрепленные за ними F обработки данных,обесп-ют коллектив.польз-ие инфо-ресурсами).Типы РИС:1.сис-ма клиент-сервер(вся инфа в ед.центре),2.сис-ма на осн.распределенных данных (центр.база+локал.базы распред.по разным узлам),3.сис-ма на осн.дублирования данных(неск.копий БД,располж.в разных узлах,доступ.польз-лям).Наибол.перспектив.направ.раз-ия ИИС яв-ся системы поддержки рещений и экспертные сис-мы

33.Подсистемы ИИС, связ.с подраздел-ми орг-ции.ИИСпредпр-ия –это многоуровн.автомат.сис-ма упр-ия,обеспеч.эффектив.решение задач план-ния,произ-ва,реализации товаров и услуг. 1.Финансовая (подразд-ие:финн.службы): упр-ие финн.потоками,кредитами,контроль бюджета,финн.прогноз-ие,анализ.2 .Оперативно-производ. (произ-во): оператив.план-ние,состав.календар.графиков,контроль пр-ва,анализ рез-тов работы,исп-ние обору-ния,упр-ие запасами,тран-том,состав.переод.отчетов.3. Кадровая (служба кадров):учет кадров и потребностей в труде,анализ подготовки кадров,прогноз потребностей. 4.Рыночная (сбыт товаров и услуг):учет заказов,прогноз продаж,упр-ие продажами,анализ рекламы,цен,рынка.5.ИС стратег.план-ния(планирование):контроль за дея-тью фирмы,разраб-ка политики,целей,направ-ий раз-ия,выявл.проблем,прогноз и анализ;зкатегор.инфо для стратег.план-ния:инфо об окр.среде,о конкурентах,внутр.инфо.

34.Инфо-потребности упраленч. работников и методы их выявления. Решается в рамках ИОУ.4категории потребителей инфо:1.руководители и специалисты ответств.за принятие решений(стратегич.уровень упр-ия).Задачи:определение целей и напр-ния дея-ти орг-ции,разработка политики.Необх.инфа о окр.среде,об итогах дея-ти орг-ции, об ЧПситуациях.2. менеджерв,кот.информ-ют,консульт-ют,передают инфо.Задачи:орг-ция работы,проведение контроля,мотивация: необход.инфо о верх.уровне упр-ия в виде приказов,графиков, инфо об итогах дея-ти подраздел-ий,о решениях др.рук-лей подраз-ний,о ЧП.3.рядовые сотрудники:инфо с верх.уровня,с рабочих мест,нормативная инфо.4.внешние орг-ции,+иногда 5.внеш.среда(покупатель).МЕТОДЫвыявления:1.метод анализа док-тов-изучение видов.состава,переодичность,содерж-ие=выявляет фактические потребности(т.е. такой Vсв-ний,кот.получает рук-ль или специолист при сложившихся условиях работы).2.метод социолог.опроса(анкитирование,интервью)=выявл.реальные потребности,т.е.тот Vсведений,кот.необход.для эффект.принятия реш-ия.3.метод информац. моделирования= выявл. абсолютные потребности,т.е.такой Vсв-ий,кот.необходим для наиболее успешного упр-ия,принятия решения.

 

 

1.инф кризис. Около 5 тыс лет назад происходит первая информац революция - появляется письменность. Зарождаются методы кодировая, хранения информации ит.д.

Информационный кризис в 20 веке. Причина: несоответствие технологий объемам информации.Человек уже не справляется с теми объемами информации, которые нужно обработать.

Вторая информационная революция, в ее результате появляется вычислительная техника и новые информационные технологии. Компьютерные технологии позволяют автоматизировать наиболее простые, но наиболее трудозатратные функции: поиск, преобразование, передача информации.

Переход к компьютерным технологиям (=принципы, правила, методы работы с информ; программные средства)

21.принятие решений. Управленческий процесс - выбор альтернатив, обусловленный целями и задачами управления.
Организационное решение - выбор, кот делает руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные его должностью.
Отличит черты организац решения: 1- направлено на деят-ть какой-либо организации; 2- направлено на результат (достижение цели); 3- рукоководитель несет ответственность за принятие решения.
Теории (принятия решений?):
1. Теория экономич человека (рационального). Известны альтернативы и последствия их принятия. Выбор наиболее эффективной альтернативы.
2. Теория администрат человека. Руковод-ли выбирают такую альтернативу, кот соответствует минимальном стандарту удовлетворения потребностей.
3. Теория оптимального экономич решения. Выбор альтернативы, кот будет иметь оптимальное соотношение + и -
Управленческие решения различаются:
1. В зависимости от цели и задач: а) Стратегические - определ основн целей и задач; б) Оперативные - реализация конкретных управленч задач.
2. В зависимости от способа принятия решений: а) Программированные (четкий алгоритм); б) Непрограммированные - анализ, нет общих правил реализации.
3. В зависимости от методов принятия реш: а) Интуитивные решения - на основании ощущения, что выбор правильный (основаны на суждениях - опыт, знания); б) Рациональные решения - разработка определ алгоритма, выбор оптимальной альтернативы (объективно

22.осн-ые этапы рац.решения. Дает наиболее эффективный вариант решения. Предполагает всесторонний анализ, оценку, выявление всех альтернатив. Отличия рационального решения в том, что оно не должно быть ориентировано на прошлый опыт. Основным фактором, обеспечивающим успешное принятие решений является наличие достаточной информации.

Этапы рацион решения:
I Диагностика проблемы: 1- формулировка проблемы и выявление причин ее возникновения; 2- выявление симптомов, их анализ и мониторинг; 3- сбор и анализ внутренней и внешней инф-ции.
Два способа рассмотрения проблемы: 1- констатация факта - если проблема видна; 2- прогнозирование проблемы - выявление возможностей возникновения проблем в будущем.
II Формулировка ограничений и критериев принимаемого решения. Уточняются возможности принятия решений, опредение критериев, требований, которым оно должно соответствовать.
III Выработка альтернатив. Выявление и формулировка всех альтернатив в рамках рассматриваемой проблемы.
IV Оценка альтернатив. Каждый вариант характериз-ся с учетом критериев и ограничений, при этом выявляются + и - каждого варианта и возможные последствия.
V Окончательный выбор альтернатив. Должны быть оптимальным управленч решением.
Если не получается выбрать альтернативу, то нужно вернуться к I этапу.
VI Этап реализация решения. Становится ясно, насколько выбор эффективен.
В процесс принятия управленч решения входит стадия установления обратной связи - позволяет скорректировать решение.

23.факторы,влияющие на принятии решений 1. Личностные оценки руководителя (субъективно);
2. Среда принятия решений. Стабильность и нестабильность среды. Принято выделять 3 варианта управленческого решения в зависимости от среды:
Решения принимаются в разных обстоятельства по отношению к риску: а) условия определенности; б) неопределенности; в) риска.
1) Решения, кот принимаются в условиях определенности - руководитель знает результат каждого из альтернативных вариантов.
2) Решения в условиях риска - такие решения, результаты кот-х не являются определенными, но вероятность результата каждой альтернатив известна (прим.: страховая деят-ность).
3) Решения в условиях неопределенности - когда невозможно расчитать и оценить потенциальные результаты выбора (политика, наука).
3. Фактор времени. Решение д.б. своевременным. Времени д.б. достаточно для принятия решения.
4. Информационный фактор. Необходимо иметь достаточный объем инф-ции (проблема полноты инф-ции).
5. Согласованность управленч решений. Управленч решения имеют многоуровневую структуру.

26.осн-е этапы автоматиз-ции в 50-2000гг Автоматизация управленческой деятельности – процесс внедрения вычислительной техники в управленч деят-ность.

Этапы автоматизации:
I сер 1950- сер1960 гг - Начальный этап: поиск областей применения.
II 2пол 1960- до сер 1980х гг - АСУ – автоматизир системы управления
III 2пол 1980х – до нашего времени - Компьютеризация управления: а) 1пол 1990 – АРМ (автоматизир рабочее место); б) сер 1990 - КИС (ИИС) корпоративные информации системы (интегрир инф сист)

I этап
В кач-ве основной технич базы использ-сь ЭВМ 1 и 2 поколений. ЭВМ исполь-сь не постоянно, а экспериментально. Были созданы предпосылки для массовой автоматизации. Увелич число ЭВМ, подготовлены необход кадры. Разработана концепция АСУ, кот стала основой массовой автоматизации.
II этап
Принимается гос программа автоматизации. Меняется технич база – разраб ЭВМ 3 и 4 поколений (принцип совместимости). ЕС ЭВМ (един систем ЭВМ) – баз модель автоматизац.

Разные классы ЭВМ (большие, средние, маленькие)

Итоги:Быстрое развитие ЭВМ техники и программных средств. Сделана попытка внедрения АСУ.

III этап
Меняется технич база: на смену больших приходят персональные компьютеры. Пользователь может работать без оператора.
Объект автоматизации – управленческое решение. Человек сохраняет свою роль; техника-помощьник.
Переход от АРМ к ИИС

27.сод-е и итоги нач-ого этапа автоматиз-ции Автоматизация управленческой деятельности – процесс внедрения вычислительной техники в управленч деят-ность.

1950- сер1960 гг - Начальный этап: поиск областей применения

В кач-ве основной технич базы использ-сь ЭВМ 1 и 2 поколений. ЭВМ исполь-сь не постоянно, а экспериментально.

Были созданы предпосылки для массовой автоматизации. Увелич число ЭВМ, подготовлены необход кадры. Разработана концепция АСУ, кот стала основой массовой автоматизации.
Принципы автоматизации: 1-системность; 2-комплексность;3-интеграция.

Основным подходом в рамках АСУ служил функциональный подход (позадачный) автиматизации.

28.сод-ие и итоги этапа АСУ Автоматизация управленческой деятельности – процесс внедрения вычислительной техники в управленч деят-ность.

2пол 1960- до сер 1980х гг этап АСУ

Основным подходом в рамках АСУ служил функциональный подход (позадачный) автоматизац.

Принимается гос программа автоматизации.
Меняется технич база – разработаны ЭВМ 3 и 4 поколений.
В ЭВМ 3 и 4 поколений реализуется прицип совместимости. ЕС ЭВМ (един систем ЭВМ) базовая модель автоматизации.

Появляются разные классы ЭВМ: 1-большие (ЕС ЭВМ); 2-средние (Наири); 3-малые (СМ ЭВМ).

Итоги: быстрое развитие ЭВМ техники и программных средств; сделана попытка внедрения АСУ

Основная идея АСУ: тотальная автоматизация (без участия человека).

К середине 80х гг 80% предприятий пользовались АСУ, но эти системы решали только 30-40 задач: учет, обраб данных; финанс, инженеро-технич расчеты; оперативное планирование.

От систем АСУ ожидали много, но в результате разочарование: 1 – переоценка возможностей техники; 2 – недооценка сложности управленч труда.

Создание организационно-администрат АСУ:
АСУП(АСУ предприятий), ОАСУ (отраслевые)
Автоматизация управленч функций:
АСУТП (АСУ технологич процессов)

29.осн-ые напарвл-я автоматиз-ции на совр-м этапе Автоматизация управленческой деятельности – процесс внедрения вычислительной техники в управленч деят-ность.

2пол 1980х – до нашего времени - Компьютеризация управления: а) 1пол 1990 – АРМ (автоматизир рабочее место); б) сер 1990 - КИС (ИИС) корпоративные информации системы (интегрир инф сист)

Смена технической базы: замена больших ЭВМ персональными компьютерами.
Микрореволюция. Пользователь может работать без оператора, сам.

Разработана новая концепция автоматизации: объектом автоматизации рассматривается управленч решение; человек сохраняет свою роль, техника – помощник. (на предыдущем этапе планировали, что машины заменят человека).

АРМ к 70х гг (в 1995 пик); переход к ИИС с 1995гг

Автоматизированное рабочее место – АРМ – малая информац система, расположенная непосредственно на рабоч месте и предназнач для автоматизации ее функций.

АРМ доступны, экономически эффективны (экономия времени и труда), выполняют ограниченный круг задач, промежуточный вариант перехода к комплексной автоматизации.

Интегрированные информац системы – ИИС – сист комплексной автоматизации всей организации в целом.

ИИС: компьютерное обеспечение позволяет получить доступ к информац с любого раб места, программное обеспечение оказывает поддержку всем управленч решениям, банк данных (вся инфа для эффективн принят решений), банк моделей принятия решений.

35.осн-е источники управленч-ой инфы Процесс управления и, прежде всего, выработку стратегии организации, невозможно осуществлять без обладания широкой информацией о ней в целом, помехах на пути ее функционирования и развития и т.п.

Управленческая информация - это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих внутри и вовне организации.

Информация, в зависимости от уровня аналитико-синтетической обработки бывает:
1. Первичной (результат определенной деятельности).
2. Вторичной (обобщение первичной информации).

Информация может иметь внутренние и внешние источники.

К внутренним относятся бухгалтерская и статистическая отчетность, текущие наблюдения, специальные обследования, как плановые, так и проводимые по особому решению руководства.

Внешние источники информации более многочисленны и разнообразны. Прежде всего здесь нужно выделить специальных представителей организации (руководители и специалисты подразделений снабжения, сбыта, маркетинга, информационных служб, участники различного ряда деловых встречи и переговоров), которые в рамках служебных контактов, бесед, дискуссий и т.п. имеют возможность «между делом» осуществлять как общий так и целенаправленный сбор сведений об интересующих организацию объектах и процессах, протекающих вне ее рамок.

Другим источником данных служат лица, не принадлежащие к данной организации. Это могут быть посредники и партнеры — покупатели, продавцы, работники финансовых, кредитных, страховых учреждений, отставные государственные чиновники, бывшие служащие конкурентов, профсоюзные активисты и представители предпринимательских объединений.

Обширным источником деловой информации являются различного рода публикации в книгах, каталогах, справочниках, журналах, газетах (особенно местных и многотиражках предприятий), рекламных проспектах, бюллетенях и пр.

 

 

.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...