Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 1. Бюджетная система Российской Федерации




Содержание

Введение………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Бюджетная система Российской Федерации……………………6

1.1 Основные черты бюджетного устройства РФ………………………….6

1.2 Консолидированный бюджет. Бюджетная классификация……………8

1.3 Общая характеристика формирования доходов и расходов

консолидированного бюджета………………………………………………9

ГЛАВА 2. Понятие и становление бюджетного федерализма в современной России……………………………………………………………14

2.1  Понятие бюджетного федерализма……………………………………14

2.2  Российская модель бюджетного федерализма………………………..17

2.3 Основные тенденции развития отношений между бюджетами

различного уровня…………………………………………………………...19

ГЛАВА 3.Анализ консолидированного бюджета современной России…22

3.1 Общая характеристика бюджетной системы…………………………..22

3.2 Доходы консолидированного бюджета РФ……………………………25

3.3 Доходы бюджетной системы……………………………………………27

3.4 Расходы консолидированного бюджета в 2000-2007 годах…………..32

заключение………………………………………………………………...41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….42

Приложение………………………………………………………………...43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее важных механизмов в управлении финансовой системы России, является бюджет. В государстве он существует не иначе как в правовой форме.Бюджет рассматривают пристально и с разных углов зрения, особенно с учетом предстоящих федеральных и региональных выборов.

Ведь вновь избранной законодательной и исполнительной власти предстоит решать проблемы претворения в жизнь намеченных и уже начатых реформ в социально-экономической сфере и в области государственного устройства и управления.

Бюджет, являясь мощнейшим инструментом государственной финансовой и экономической политики, оказывает существенное влияние на перспективы успешного решения задач, стоящих перед проводимыми в стране реформами. В социальной сфере это, прежде всего стабильность в обществе и социальная защищенность населения. В экономике - переход от сырьевой направленности к инновационно-промышленному развитию. В государственном устройстве и управлении - оптимальное распределение полномочий между уровнями государственной власти, активное развитие федерализма. Все это стороны одной медали, и все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации и бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие органы исполнительной власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они не подлежат утверждению и не являются правовыми актами.

С понятием консолидированного бюджета связано понятие минимального бюджета, который является расчетным объемом доходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих минимально необходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти.

Актуальность вышеизложенного материала определяет выбор темы данного исследования.

Целью курсовой работы является изучение механизма формирования доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

1.Общая характеристика доходов и расходов консолидированного бюджета;

2.Понятие и становление бюджетного федерализма в современной России;

3. Анализ консолидированного бюджета современной России.

Объектом исследования является консолидированный бюджет Российской Федерации.

Предметом исследования доходы и расходы консолидированного бюджета российской Федерации.

Данная работа имеет определенную структуру и состоит из:

Введения (в котором определяется объект исследования, описываются цели и задачи).

Теоретической части (в которой излагаются понятия консолидированного бюджета РФ).

Исследовательской части (исследование модели бюджетного федерализма).

Аналитической части (в которой произведен анализ современного состояния консолидированного бюджета Российской Федерации).

Заключение  содержит общие выводы данной работы.

Список использованной литературы состоит из наименований использованных источников.

Исходной информационной базой для написания работы явилось изучение теоретических материалов исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, а также статистический материал, которые будут опубликованы в разделе «список литературы».

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Бюджетная система Российской Федерации

1.1 Основные черты бюджетного устройства РФ.

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план
государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций[1].

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы
управления и взаимоотношений между членами общества определяют и
особенности финансовой системы. В странах социалистической модели
экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной
собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов

Финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса.

Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного
бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части:
федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная
на экономических отношениях и государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

 

1.2 Консолидированный бюджет. Бюджетная классификация

 

Бюджет как финансовый план соответствующей территории, принимаемый в форме закона и правового акта представленного органа местного самоуправления, следует отличать от консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет предоставляет информацию обо всех доходах и расходах территории и используется в целях анализа, расчетов и прогнозирования. Политика увеличения доли федерального бюджета в доходах консолидированных бюджетов регионов РФ обосновывается стремлением выровнять социальные условия в них путем перераспределения доходов. Этот бюджет не утверждается в форме закона или иного нормативного правового акта. Следовательно, он не способен порождать, прекращать или изменять права и обязанности РФ, субъекта РФ и муниципального образования. Консолидированный бюджет и муниципального района представляет собой бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает в себя бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (ст. 15 БК РФ).

Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) (ст. 16 БК РФ).

 

1.3 Общая характеристика формирования доходов и расходов консолидированного бюджета

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Единая бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня[2].

В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

1) налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

2) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3) налоги на совокупный доход;

4) налоги на имущество;

5) платежи за пользование природными ресурсами;

6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

7) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

1) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности (таблица 1);

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

3) доходы от продажи земли и нематериальных активов;

4) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

5) административные платежи и сборы; штрафные санкции от возмещения ущерба, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия;

6) иные неналоговые доходы.

Согласно Закону РФ “Об основах бюджетных прав…”, доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Безвозвратные и безвозмездные перечисления включают в себя:

1) финансовую помощь из бюджетов других уровней;

2) выделение субвенций из Федерального и регионального фонда компенсаций, а также из местных бюджетов;

3) безвозвратные и безвозмездные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

4) безвозвратные и безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления[3].

Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. В зависимости от уровня бюджетов он может иметь некоторые различия. Однако анализ российского бюджетного законодательства позволяет выделить следующие основные направления расходов, характерные для бюджетной системы в целом:

1) расходы на финансирование народного хозяйства;

2) расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;

3) расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций;

4) расходы на финансирование фундаментальных научно-технических исследований, государственных и муниципальных научно-технических программ;

5) расходы на оборону;

6) расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры;

7) расходы на внешнеэкономическую деятельность;

8) расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам;

9) расходы по выплате дотаций, субвенций и т.д.

Конкретные направления и размеры расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяются соответствующими органами государственной или местной власти и закрепляются в правовых актах о бюджете на конкретный год.

Расходы бюджетов, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство.[4]

В условиях бюджетного дефицита возникает ситуация, когда финансирование всех запланированных расходов невозможно. Согласно законодательству первоочередному финансированию подлежат текущие расходы. Существуют также так называемые защищенные статьи расходов, определяемые органами представительной власти при утверждении бюджета. Защищенные статьи должны финансироваться в полном объеме. Так, к примеру, в Законе РФ “О федеральном бюджете на 1998 год” к защищенным статьям расходов относятся: заработная плата, стипендия, государственные пособия и другие, социальные и компенсационные выплаты населению; продовольственное обеспечение; приобретение медикаментов и перевязочных средств и т.д. Перечень защищенных статей текущих бюджетных расходов не является постоянным и определяется ежегодно.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...