Сахалинская область (Дальневосточный федеральный округ) и
Орловская область (Центральный федеральный округ).
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Для задания № 2. (исходные данные взяты из Российского статистического ежегодника
Для задания № 3. Распределение населения России по полу и возрастным группам
З А Н Я Т И Е № 3 ТЕМА: БИОЦЕНОЗ КАК СИНЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. БИОГЕОЦЕНОЗЫ. ЭКОСИСТЕМЫ.
Каждый организм живет в окружении множества других организмов, вступает с ними в самые разнообразные отношения, как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями. Группировки совместно обитающих и взаимно связанных организмов называют биоценозами. Существование организмов в биоценозах невозможно без среды их обитания, поэтому на состав флоры и фауны данного сообщества организмов большое влияние оказывает климат, особенности рельефа данной конкретной местности и т.д. Все это вызвало необходимость введения в экологию нового понятия “биогеоценоз”. Совокупность растительных и животных организмов на определенной географической территории обитания получило название биогеоценоз. Этот термин был предложен русским ученым Сукачёвым. Как и популяция, биогеоценоз имеет свои экологические характеристики: видовое разнообразие, пищевую и пространственную структуру, биомассу, биологическую продуктивность. Биогеоценозы многообразны, они определенным образом взаимосвязаны друг с другом, длительное время могут быть устойчивыми, однако под влиянием изменяющихся условий внешней среды или под действием деятельности человека могут изменяться, погибать, заменяться на другие сообщества организмов. I. Цель занятия: 1. Рассмотреть сущность понятий: «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема». 2. Изучить структуру биоценозов. 3. Ознакомиться со свойствами биоценозов. 4. Оценить типы взаимоотношений организмов в биоценозах. II. Исходные знания: 1. Знать видовую и пространственную структуру биоценозов. 2. Уметь приводить примеры простых и сложных биоценозов. 3. Уметь определять трофические категории организмов в биоценозе. III. План изучения темы: 1. Биоценоз и его структура. 2. Экологические ниши. 3. Отношения организмов в биоценозах. 4. Цепи и сети питания. 5. Экологические пирамиды. 6. Биологическая продуктивность биоценозов.
7. Учение Сукачева о биогеоценозах. 8. Экосистемы и их структура. IV. Литература: 1. Биология/ под. ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2000. – Т. 2. 2. Биология/ под. ред. Н.В. Чебышева. – М.: ВУНМЦ, 2000 год 3. Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). – СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с. 4. Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с. 5. Иванов, В.П. Учебно-методическое пособие по основам экологии/ В.П. Иванов, О.В. Васильева, М.И. Чурносов и др.. - Курск: КГМУ, 2001 год. 6. Шилов, И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 2001. – 512 с.
V. Вопросы для самоконтроля: 1. Дать определение "биоценоза". 2. Экологические особенности и отличия "сообщества", "биоценоза", "скопления". 3. Иерархичность жизни на биоценотическом уровне. 4. Стабильность биоценозов. Устойчивые и циклические биоценозы. 5. Структура биогеоценоза: биотоп и биота. 6. Общая характеристика экологической системы. 7. Структура экосистемы и ее отличия от биогеоценоза. 8. Пространственная структура биоценоза. 9. Трофическая структура биоценозов (продуценты, консументы, редуценты). 10. Биологическая продуктивность. 11. Цепи питания и их характеристика (цепи хищников, паразитов, детритные цепи). 12. Экологические пирамиды (пирамиды чисел, массы, энергии). 13. Формы межвидовых взаимоотношений в биоценозах: а) взаимно-полезные, б) полезно-нейтральные, в) нейтральные, г) полезно-вредные, д) взаимно-вредные. 14. Основные типы взаимодействия между живыми организмами (трофические, топические, форические, фабрические). 15. Понятие биома. Биологическая продуктивность различных экосистем. 16. Характеристика наземных биомов. 17. Типы водных экосистем. 18. Агроценозы и их отличия от природных синэкологических систем. 18. Развитие биоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. 19. Охрана природных экосистем.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.
Экологические системы (биогеоценозы) и их структура. Задание №1. Решение биологических задач. Вариант задачи определяет преподаватель! Используя материал учебника, и опираясь на собственные знания по теме, оформите в тетради решение предложенных биологических задач (по А.И. Никишову, 1997 г.) по вариантам. Запишите условие задачи и свой развернутый ответ на него.
Вариант № 1. Условия в реке считаются нормальными, если в ней обитают многочисленные виды, относящиеся к различным систематическим группам. Однако численность каждого вида даже в благоприятных условиях не превышает определенного предела. Почему?
Вариант № 2. В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными насекомыми многократно применялись сильнейшие пестициды. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему? Вариант № 3. Близкородственные виды нередко живут бок о бок, хотя, согласно бытующему среди дарвинистов мнению, между ними существует наиболее сильная конкуренция. Почему же один из видов не вытесняет другой? Вариант № 4. Ареалы (области распространения) двух близкородственных видов пересекаются. Как Вы думаете, в каких частях ареалов животные этих двух видов будут сходными - в тех, где виды живут по отдельности, или в тех, где они сосуществуют, и почему?
Вариант № 5. Различают несколько разных типов размещения животных или растений, относящихся к одному виду, в пространстве: А - групповое, Б - случайное, В - равномерное. Какими причинами может быть обусловлен тот или иной тип размещения? Чем он может быть выгоден для организма? Вариант № 6. Почему в наземных биоценозах биомасса потребителей обычно меньше биомассы фотосинтезирующих организмов, а в некоторых водных биоценозах наоборот? Вариант № 7. Почему акклиматизация (переселение животных и растений в районы, где они раньше не обитали) сейчас рассматривают как мероприятие в значительной мере опасное?
Вариант № 8. Представьте себе биоценоз, состоящий только из растений. Возможно ли существование такого биоценоза и почему?
Вариант № 9. Когда говорят о продуцентах, то имеют в виду зеленые растения. Могут ли представители других царств играть роль продуцентов? Если да, то, какие организмы и почему?
Вариант № 10. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей; в результате уничтожения воробьев падает урожай зерновых. Как можно объяснить эти природные явления?
Вариант № 11. В результате хозяйственной деятельности человек вырубает леса, осушает болота и т.д. Возможно ли самовосстановление разрушенного сообщества? Если да, то, какие процессы приведут к их самовосстановлению? Вариант № 12. С бурным развитием сельского хозяйства связан интенсивный выпас скота. К каким отрицательным последствиям это может привести? Какая смена сообщества: естественная или искусственная является более быстрой и почему?
Вариант № 13. В лесу пищевые цепи переплетены в сложную пищевую сеть. Объясните, что произойдет, если в дубраве исчезнут: а) все крупные растительноядные копытные: зубры, олени, лоси; б) растительноядные насекомые? В каком случае последствия будут наиболее серьезными и почему?
Вариант № 14. В любом биогеоценозе совершаются превращения энергии, воды и других веществ. В чем заключаются основные различия в превращении энергии и веществ в водных и наземных биогеоценозах?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|