Круговорот воды в природе.
З А Н Я Т И Е № 5 ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.
В настоящее время термином “ экология человека ” обозначают комплекс всех вопросов, касающихся взаимодействия человека с окружающей средой. Экология человека изучает закономерности возникновения, существования и развития антропоэкологических систем, которые представляют собой сообщество людей, находящееся в динамической взаимосвязи со средой и удовлетворяющее благодаря этому свои потребности. В процессе существования антропоэкологических систем взаимодействие людей и природной среды осуществляется по двум главным направлениям: во-первых, человек изменяется, удовлетворяя свои потребности, предъявляемые ему средой обитания; во-вторых, в результате своей деятельности человечество перестраивает окружающую среду, руководствуясь своими требованиями и желаниями. Среда обитания человека представляет собой переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных экологических факторов, различающихся в разных природно-географических и экономических регионах планеты. В качестве интегрального критерия качества среды обитания человека используется состояние здоровья населения, как показатель полного физического и душевного благополучия. Поэтому основной задачей экологии человека является решение проблемы управления окружающей средой, выработка путей рационального природопользования, оптимизация условий жизни людей с целью укрепления их здоровья. I. Цель занятия: 1. Изучить особенности взаимодействия человека с окружающей средой. 2. Рассмотреть аспекты экопатологии человека. 3. Познакомиться с адаптивными типами человека. II. Исходные знания:
1. Знать историю формирования взаимоотношений человека и среды обитания, формирования человеческих экосистем и экономических укладов. 2. Уметь различать и давать характеристику расам и адаптивным типам людей. III. План изучения темы: 1. Предмет и задачи экологии человека. 2. Роль среды и естественного отбора в формировании рас. 3. Особенности человеческих экосистем. 4. Человек и климат. 5. Характеристика адаптивных типов. 6. Загрязнение окружающей среды. 7. Общая характеристика заболеваемости. 8. Влияние отдельных загрязнителей на состояние здоровья населения. IV. Литература: 1. Биология/ под. ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2000. – Т. 2. 2. Биология/ под. ред. Н.В. Чебышева. – М.: ВУНМЦ, 2000 год 3. Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). – СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с. 4. Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с. 5. Иванов, В.П. Учебно-методическое пособие по основам экологии/ В.П. Иванов, О.В. Васильева, М.И. Чурносов и др.. - Курск: КГМУ, 2001 год. 6. Шилов, И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 2001. – 512 с.
V. Вопросы для самоконтроля:
1. Экология человека как самостоятельная дисциплина. 2. Особенности взаимодействия человека с окружающей средой. 3. Экология сообществ гоминид на разных этапах эволюции.. 4. Экономические уклады в истории человеческого сообщества как экологические факторы. 5. Адаптация человека и ее особенности. 6. Расы человека. 7. Характеристика среды обитания современного человека. 8. Человеческие экосистемы и их характеристика. Антропоэкосистемы. 9. Человек и климат. 10. Основные адаптивные приспособления к изменению температуры среды. 11. Понятие "адаптивного типа" человеческого сообщества. 12. Классификация адаптивных типов и их характеристика. 13. Экологические аспекты патологии человека.
14. Классификация антропогенных загрязнений. 15. Виды воздействия загрязнителей на организм человека (токсическое, тератогенное, онкогенное, мутагенное действие). 16. Радиационный фон и его влияние на население. 17. Загрязнение продуктов питания. 18. Шумовое загрязнение. 19. Влияние некоторых загрязнителей биосферы на организм человека: А) диоксины, Б) нитраты, В) свинец, Г) кадмий, Д) бензапирен, Е) оксиды азота, Ж) оксиды серы, З) оксид углерода. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|