Тема 11. Исследование внешней среды экономической системы
Модель внешней среды: макросреда, конкурентное окружение, микросреда. Концепция исследования внешней среды. Отношение между подсистемами управления и внешней средой. Принципы исследования внешней среды. Основные этапы исследований внешней среды. Основы исследований микросреды: система сбора и обработки информации, модели поведения потребителей и поставщиков, оценка конкурентов. Исследование конкурентного окружение: модели исследования рынка, прогнозные модели спроса на товары, прогнозные модели предложения товара. Тема 12. Состав и выбор методов исследования экономической системы Общая классификация методов исследований. Метод научного познания. Метод исследований. Формальные методы исследований: аналитические методы, вероятностно-статистические методы, методы исследования операций, методы теории выбора и принятия решений, методы математической логики, моделирование. Эвристические методы: дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия, типология, сравнение. Методы экспертных оценок: аналитические обзоры, морфологический анализ, метод сценариев, метод «мозгового штурма (атаки)», метод «Дельфи». Состав и классификация специфических методов исследования экономических систем. Специфические методы исследования экономических систем: методы изучения документов, метод социологических исследований управления, метод экспериментирования, метод тестирования, SWOT – анализ, метод исследования взаимодействия факторов. Процессы диверсификации исследования. Диверсифицированные методы исследования экономических систем: метод интуитивного поиска, метод синектики, метод проектирования концепций, метод Мэтчета.
Тема 13. Организация процесса исследования экономических систем Модель процесса исследования: основные понятия и характеристики: научное направление, научная информация, управляющие факторы НИР, механизм исполнения НИР, «выходы» НИР, тема исследований, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, научная идея, научная концепция, задачи исследования, теоретическая ценность, практическая значимость исследований, заключение. Этапы выполнения НИР. Выдвижение идеи, работа над понятиями и концепцией. Этапы материализации результатов НИР. Некоторые особенности личности исследователя.
Тема 14. Функциональная роль исследования систем управления в развитии экономических систем Особенности и условия развития современного управления: динамичность и перспективность управления, повышение профессионализма в принятии управленческих решений, рост инновационного потенциала. Содержание управления через основные функции: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, координация, мотивация, исследование. Исследовательская деятельность в современном управлении: исследование ситуаций, условий; выявление фактов эффективности деятельности человека; обоснование выбора решений и количества их вариантов. Типичная проблематика исследований в современном менеджменте: организация управления, механизмы мотивации, социология управления, процессы управления, стратегии и инновации, неформальное управление, экономика и ресурсы управления, экономия времени, информационные технологии. Формула современного управления. Тенденции развития профессионального мышления. Современная концепция управления исследованиями: управление проектами НИР, управление в рамках проекта НИР, обоснование проекта НИР, организация работы над проектом НИР, планирование НИР в рамках проекта.
Ключевые функции и роль исследователей при работе над проектом.
РАЗДЕЛ III. Методы проведения исследования экономических систем
Тема 15. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования Классификация экспериментов: активный, пассивный, лабораторный, натуральный, материальный, вычислительный, мыслительный, качественный, однофакторный, многофакторный, социометрический, технологический. Методология эксперимента. Последовательное проведение эксперимента. Специальные принципы экспериментирования: радномизация и использование факторного пространства. Шесть этапов классического эксперимента. Структура и алгоритм вычислительного эксперимента. Особенности модельного обеспечения вычислительного эксперимента. Специальные вычислительные эксперименты в управлении: деловые игры, хозяйственные ситуации («case-stade»), решение практических задач. Схема процесса социально-экономического экспериментирования. Примеры социально-экономического экспериментирования. Тема 16. Тестирование в исследовании экономических систем
Тестирование как пассивный эксперимент. Организация тестирования системы. Последовательность этапов методологии тестирования системы. Построение модели тестирования. Особенности маркетингового тестирования. Тестирование личности: предпосылки и критерии тестирования личности, этапы и правила тестирования личности, типология тестов.
Тема 17. Параметрическое исследование и факторный анализ экономических систем
Концептуальная модель и логика параметрических исследований экономических систем. Параметры оценки коммерческой деятельности: продуктивность деятельности и структура спроса, жизненный цикл товара на рынке, инновационный цикл продукции. Подходы к оценке параметров финансовой деятельности: матрица Дюпона, N-мерная параметрическая оценка результатов управления. Графическая модель определения порога рентабельности как подход к оценке операционной деятельности. Параметры оценки использования ресурсов: экономические, эксплуатационные, ресурсосберегающие. Динамическая параметризация: оценка устойчивости системы.
Оценка уровня знания и умения: потенциал управляющего персонала. Рациональность структуры системы управления: концепция, параметры, оценка. Исследование параметров процессов управления: теория массового обслуживания в исследовании процессов управления. Исследование управления человеческими ресурсами: модели развития мотивации. Факт – понятие, функции, система. Фактология и научное обоснование явлений.Факторный анализ систем управления. Тема 18. Социологические исследования экономических систем
Сущность и основная направленность социологических исследований. Методы социологических исследований: метод социометрического тестирования, метод экспертных оценок, органолептический метод, метод эксперимента. Формирование выборки социологического исследования. Задачи, функции и права социологической службы организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|