Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ссылки на интернет-ресурсы




 

1. www.big.spb.ru (Бизнес-инжиниринг. Современная технология управления);

2. www.aup.ru (Бизнес-портал менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов);

3. www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»);

4. archipelag.ru («Архипелаг» - статьи и обзоры современной экономики и политики в России);

5. www.rbc.ru (новостной портал);

6. www.glossary.ru (тематические словари);

7. www.gov.ru (органы государственной власти России);

8. www.un.org (сервер ООН).

 

11. Глоссарий дисциплины [1]

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - мысленный процесс от­влечения от некоторых свойств и отношений объектов, которые рассматри­ваются при проведении исследования и принимаются как несущественные и второстепенные,

Адаптация - приспособление элементов, подсистем и системы в целом к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Аксиома - исходное положение или утверждение, принимаемое без доказательства и лежащее в основе других положений научной теории или взаимодействия субъектов и объектов управления.

Алгоритм (от Algorithms - от имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) - результирующая совокупность точных предписаний или пра­вил, с помощью которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Применительно к исследованию это строгая последовательность выполнения операций проведения исследовательских работ в целях достиже­ния определенного результата.

Анализ - всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследо­вания путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; составная часть любого исследования; функция управления. Как функция управления анализ представляет собой относительно обособлен­ный вид управленческой деятельности, включающий творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфических свойствах рассматриваемого объекта. Анализ может быть рет­роспективный, сравнительный, факторный, корреляционный, по видам дея­тельности (экономический, технический, экологический) и т.п.

Аналогия (от греч. analogia - сходство, соответствие) -умозаключение, позволяющее на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их свойствам и отношениям сделать соответствующие вероятностные выводы.

Апостериори и априори (от лат. a posteriori - из последующего и a priori - из предшествующего) - философские категории, служащие для обозначе­ния полученных из опыта (апостериори) и предшествующих ему (априори) знаний.

Апробация - проверка на практике в реальных условиях теоретически полученных расчетов, схем, моделей различных процессов и т.п.

Аргументация (от лат. argumentation - приведение аргументов) - способ убеждения на основе суждений и доказательств какого-либо определенного тезиса.

Аспект исследования - одна из сторон исследования (организацион­ный, экономический, социальный, психологический и другие аспекты).

Бизнес-процесс - совокупность последовательно сменяющихся потоков состояний и необходимых для их осуществления работ (например, от одно­го исполнителя к другому или от одного подразделения к другому) по реа­лизации предпринимательской деятельности, проводимой за счет собствен­ных или заемных средств предпринимателя, под его ответственность, на его страх и риск с целью удовлетворения потребностей потребителей и разви­тия собственного дела на основе получения прибыли. Перечень Б.-п. может быть различным. Например, на промышленном предприятии в их состав следует включать: маркетинговые исследования, поиск и изучение рынков, анализ конкурентов, мониторинг потребностей, исследование и проектиро­вание новых видов продукции и услуг, выбор и мониторинг поставщиков, постановка продукции на производство, управление качеством, маркетин­говые мероприятия на стадии товарооборота продукции и услуг, работы по сбыту и распределению продукции (в том числе допродажное и сервисное обслуживание, выбор и мониторинг посредников), работы по транспорти­ровке, хранению и монтажу продукции, эксплуатационный мониторинг, развитие предприятия. Все они могут подразделяться на субпроцессы. При этом каждый Б.-п. должен иметь начало - вход, последовательно выпол­няемые потоки состояний и работ, конец - выход.

Верификация (от лат. verificatio - подтверждение, доказательство) - процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпири­ческой проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким пу­тем непосредственно. Существуют также косвенные способы верификации посредством выведения логических следствий из непроверяемых утвержде­ний и соотнесения их с данными опыта. Некоторые принципы и гипотезы, например, в математике и философии, не верифицируемы даже таким кос­венным способом.

Вероятность - понятие, обозначающее степень возможности появления случайного массового события при фиксированных условиях испытания. Такая интерпретация называется частотной, или статистической, вероятно­стью, так как она основывается на понятии относительной частоты, резуль­таты которой определяются путем статистических исследований. Логиче­ская интерпретация вероятности характеризует отношение между посылка­ми гипотезы и ее заключением. Это отношение определяется как семанти­ческая степень подтверждения гипотезы ее данными. Поскольку такой же характер имеет отношение между посылками и заключением индукции, то логическую вероятность называют также индуктивной.

Внешняя среда - совокупность свойств окружения исследуемого объек­та, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодей­ствует. Выделяют как минимум два вида внешней среды: микросреду - ближайшее окружение, непосредственно влияющее на объект; макросреду - дальнее окружение, косвенно влияющее на объект.

Внутренняя среда - совокупность свойств внутреннего содержания и взаимодействия элементов объекта исследования: ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресур­сы, информация, финансовые ресурсы), организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура), результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и услуг.

Вопрос - форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникации людей.

Восприятие – сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Гипотеза - предварительное и предположительное научное представле­ние о познаваемом объекте исследования, основанное на ранее полученных данных и знаниях.

Гипотетико-дедуктивный метод - способ рассуждения, основанный на дедукции следствий из гипотез, получивший широкое распространение при систематизации результатов исследования в естествознании и эмпирических науках в целом.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социаль­но-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности. Она определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки и тех­ники. Осуществляется исходя из следующих основных принципов: признание науки социально значимой отраслью; гласность, экспертиза, конкурсность; гарантия приоритетного развития фундаментальных исследований; интегра­ция различных форм деятельности и структур; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники; концентра­ция ресурсов на приоритетные направления; стимулирование; развитие нау­ки, научно-технической и инновационной деятельности; развитие междуна­родного научно-технического сотрудничества.

Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечиваю­щих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Дедуктивный метод - способ исследования, при котором частные положения на основе логических умозаключений и здравого смысла выводят­ся, доказываются из общих положений и посылок (из законов, закономер­ностей, аксиом, постулатов, принципов); способ исследования, основанный на использовании дедукции.

Дедукция (лат. deduciio — выведение) - умозаключение, основанное на логике и здравом смысле, идущее от общего к частному, т.е. от общих рассуждений и посылок к частным или другим общим выводам.

Декомпозиция - аналитический метод разделения сложного целого (систем, подсистем и т.п.) на более простые составные части при исследо­вании для этого определенных критериев.

Делегирование – передача (полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д.) другому лицу или звену системы управления.

Дефиниции – определение понятий, построенное по принципам формальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

«Дерево» целей - структурированная и построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, програм­мы, плана, в которой выделены; главная цель («вершина дерева»), подчинен­ные ей подцели первого, второго и последующих уровней («ветви дерева»).

Деятельность – совокупность сознательных действий человека для достижение какой-либо цели.

Диагностика системы управления - совокупность исследовательских ра­бот по определению целей, состояния, недостатков и причин их появления, направлений совершенствования системы.

Диалектика – комплекс принципов исследования, направленный на поиск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.

Диалектический подход к исследованию - использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наиболее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов исследования, например, взаимоотношение общего и особенного, качества и количества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т.д.

Дихотомия – вид классификации, разделение на две группы по определенным признакам, выявление и исследование противоречий.

Доказательство - интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, по средством вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.

Закономерности - устойчивые тенденции изменений, объективные свя­зи явлений, определяющие их изменения. Применительно к экономике и управлению это существенные, объективные и устойчиво повторяющиеся связи и явления в экономических и управленческих процессах, вытекающие из соответствующих законов экономики и управления.

Законы экономики и управления - существенные, объективные и устой­чиво повторяющиеся связи и взаимозависимости при осуществлении эко­номических и управленческих процессов.

Знания – закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Идеализация - мысленный процесс создания идеальных объектов по­средством изменения свойств реальных предметов.

Изменение организационное - поправка, перемена, изменяющая суще­ствующее состояние организационной системы с целью ее улучшения. Из­менения могут быть несущественными, существенными и радикальными.

Имидж организации - образ организации, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Его основу составляют целенаправленно созда­ваемый и поддерживаемый стиль деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика.

Имидж продукта - устойчивое представление об отличительных либо исключительных характеристиках продукта, придающих ему особое своеоб­разие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов.

Имитация – подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.

Индукция (от лат. inductio - побуждение, наведение) - умозаключение, основанное на логическом рассуждении и здравом смысле от единичных, частных положений, явлений и фактов к общим выводам и обобщениям.

Инжиниринг (от англ, engineering) — обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс коммерческих операций по оказанию консуль­тантами-специалистами соответствующим заказчикам услуг инженерно-технического и экономико-управленческого характера по подготовке и обес­печению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохо­зяйственных и других объектов. В услуги, как правило, включаются консуль­тации, экспертиза проектов, техническое обучение, передача технической информации и т.п. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на услу­ги: 1) связанные с подготовкой производственного процесса; 2) по обеспече­нию нормального хода процесса производства и реализации продукции.

Инновации – поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изменениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и др.

Интегральный эффект – эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.

Интересы – реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. в стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция (от лат. intuitio - пристальное всматривание, созерцание) -способность непосредственного постижения истины без логического обос­нования и доказательства.

Информация – структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой проблеме.

Иррациональный (от лат. irrationalis - неразумньй, бессознательный) -понятие или суждение, находящееся за пределами разума и логики и пото­му противоположное разумному, целесообразному и обоснованному факта­ми и логикой.

Исследование - научный труд, вид научной деятельности; научное изу­чение и процесс познания; процесс изучения какого-либо объекта и полу­чения на этой основе новых знаний о нем.

Исследование систем управления - научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами-исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаи­модействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Качество исследования - определенная совокупность свойств исследо­вания, потенциально или реально объективно способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования.

Качество управленческого решения- совокупность параметров решения, удовлетворяющих запросы конкретных потребителей и обеспечивающих его реализацию.

Квалиметрия - научная область, объединяющая количественные мето­ды оценки качества, используемые для обоснования решений, принимае­мых при управлении качеством продукции и стандартизации. Термин со­стоит из латинского корня «квали» (qualitas - «качество» или quails - «какой по качеству») и греческого - «метрия» (metreo - «измеряю»). В настоящее время данный термин нашел широкое распространение, как в теории, так и в практике управления.

Классификация - способ, на основе которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каж­дый принадлежащий исходному множеству объект, мог попасть бы только в один из них.

Консультации - советы специалистов, основанные на изучении конкрет­ных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению ее результатов.

Концепция (латин. сопсерио - восприятие) - комплекс основопола­гающих взглядов, замыслов, идей, принципов, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы, позволяющих определить сис­тему показателей, факторов и условий, способствующих решению пробле­мы, формированию стратегии предприятия, установлению правил поведе­ния персонала. Структурно любая концепция (как документ) обычно со­держит разделы: характеристика объекта концепции; цель и задачи концеп­ции; основные принципы концепции; основные направления деятельности; механизм реализации концепции. Например, Концепция национальной безопасности РФ - это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного харак­тера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Концепция исследования - система взглядов на исследование, общий его замысел; комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения; ком­плекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущ­ность и взаимосвязи исследования и позволяющих определить систему по­казателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы.

Критерий – основа сопоставления и выделения групп явлений или отдельных свойств для установления классификационной или типологической принадлежности.

Логика – 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в процессе исследования.

Менеджер – лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления.

Метод исследования – способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.

Методика исследования - совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов с использованием для этого строго последовательных, систематических, точ­но сформулированных и следующих плану научно-обоснованных положе­ний (утверждений и четко сформулированных мыслей).

Методология -учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология исследования - совокупность принципов, методов, форм и средств логической организации и проведения исследовательской деятель­ности, предполагающей осознание ее цели, выбор и использование опреде­ленного состава методологического арсенала.

Методы исследования - совокупность целенаправленных способов и действий получения новых знаний об управленческих отношениях и систе­ме управления.

Моделирование логическое - выявление горизонтальных и вертикаль­ных причинно-следственных связей между главными факторами, характе­ризующими управленческие, экономические, социальные или другие про­цессы, с целью воспроизведения процессов при анализе, прогнозировании и оценке параметров объектов.

Моделирование физическое - воспроизведение объекта в уменьшенных размерах с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимодействия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения каче­ства управленческого решения.

Моделирование экономико-математическое - описание процессов математическими методами с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимодействия элементов объекта, экономии ресурсов и повы­шения качества управленческого решения.

Модель – упрощенный образ объекта реальности, отражающий его наиболее важные, с точки зрения исследователя, характеристики. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими и пр.

Модернизация — усовершенствование, улучшение объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями рынка и нормами.

Модус поненс (лат. modus ponens) - правило логического вывода, позволяющее от утверждения условного высказывания и его основания перейти к утверждению следствия, т.е. отделить его. Поэтому оно называется также правилом отделения.

Модус толленс (лат. modus tollens) -правило логического вывода, разрешающее от утверждения условного суждения и его отрицания следствия перейти к утверждению ложности основания. Используется как критерий опровержения.

Мониторинг - непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования.

Мышление - интеллектуальная деятельность человека, позволяющая познавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение чело­века в обществе и природе.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Ноу-хау - непатентуемые управленческие, технические, экономические или другие знания и практический опыт, представляющие коммерческую тайну.

Обеспечение качества - совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий для достижения определенного качества, удовлетворяющего установленным требованиям.

Обобщение (от лат. generalisatio - обобщаю) - логический процесс мысленного нахождения более широкого понятия на основе перехода от единичного и частного к общему. Обобщение должно иметь основание, т.е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать рассматриваемое явление и обозначить эту группу каким-либо понятием.

Объект исследования - структура (подразделение, предприятие, объе­динение предприятий, отрасль, национальное хозяйство) и ее внутренняя и внешняя среда. При системном подходе объектом исследования являются системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), т.е. это то, что требует наличия системы управления и имеет ее.

Объяснение - одна из важнейших функций науки, заключающаяся в подведении фактов о предметах, событиях и явлениях под некоторые общие утверждения (законы, теории, принципы и т.п.).

Операция – элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.

Опыт - основанное на практике знание действительности; накоплен­ные навыки работы.

Опытно-конструкторская работа - комплекс работ по созданию конст­рукторской и технологической документации, изготовлению и испытанию опытных или головных образцов изделий (материалов, веществ и т.п.) или изделий единичного производства.

Опытные, экспериментальные работы - вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований.

Организационная структура управления - совокупность упорядоченных линейно и функционально взаимосвязанных структур, подразделений, ор­ганов управления и руководящих работников (менеджеров) организации (объединения организаций), осуществляющих стратегическое, тактическое и оперативное управление ее функционированием и развитием. Основные виды организационных структур: линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная, бригадная, проблемно-целевая и др.

Организация исследования -упорядочение исследовательских действий во времени, в пространстве и по содержанию на основе адекватных целям исследования принципов, методов, форм и средств.

Парадигма (от греч. - paradeigma - пример, образец) - пример из ис­тории, используемый для доказательства чего-либо или сравнения; осново­полагающая теория и способы ее использования, принятые научным сооб­ществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития.

Персонал управления – работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

План исследования – организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследований.

Поведение – процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Подсистема линейная - неотъемлемая составная часть системы управ­ления, обеспечивающая непосредственное управление производственным процессом в организации на основе управленческих принципов и коорди­нации работы целевых и функциональных звеньев на каждом уровне управ­ления. Она включает всех линейных руководителей (генерального директо­ра, его заместителей и руководителей подразделений).

Подсистема обеспечивающая - неотъемлемая составная часть системы управления, обеспечивающая правомочность, обоснованность, полноту и своевременность управления.

Подсистема функциональная - неотъемлемая часть системы управления, обеспечивающая выполнение соответствующей конкретной (специальной) функции управления для достижения основных целей деятельности предприятия (организации).

Подсистема целевая - неотъемлемая составная часть системы управле­ния, обеспечивающая комплексность управления для достижения одной из основных целей деятельности предприятия (организации) путем интеграции и координа­ции выполнения необходимых для этого конкретных (специальных) функ­ций управления.

Подтверждение - критерий, на основе которого характеризуется соот­ветствие гипотезы, закона или теории наблюдаемым фактам или экспери­ментальным результатам.

Подход -совокупность основополагающих приемов, способов и средств управления чем-нибудь, исследования чего-либо или осуществле­ния, ведения чего-либо.

Подход к исследованию - исходная позиция исследователя, опреде­ляющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его проведения.

Политика организации - генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством в какой-либо области деятельности (управленче­ской, технической, финансовой, социальной, внешнеэкономической и др.).

Понятие – обозначение явлений и предметов действительности в мышлении человека, инструмент логического оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений.

Постулат - утверждение, принимаемое без доказательств (близкое по смыслу с аксиомой) в качестве исходных посылок.

Практика – целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.

Предмет исследования - конкретная проблема, задача или вопрос, по­знание и разрешение которых требует проведения исследования в различных отраслях науки: управлении, экономике, технике и др., т.е. в общем случае это то, на что направлено научное изучение, разрешение и познание и что является их содержанием.

Прием исследования - конкретное действие (например, измерение па­раметра, логическая или математическая операция), направленное на полу­чение промежуточного или локального исследовательского результата.

Прикладные исследования - оригинальные исследования, предприня­тые для получения знаний, т.е. для достижения конкретной практической цели или решения задачи.

Принцип - основное, исходное положение теории, правило деятельно­сти организации в какой-либо сфере или правило поведения персонала.

Принцип исследования - основное правило действия, руководящая идея, используемые при осуществлении познавательной деятельности.

Принципы системного анализа - они предполагают следующее: 1) про­цесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого форму­лирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Проблема (от греч. problema - трудность, преграда) - противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения. Первоначально возникает в форме проблемной ситуации и только потом осознается и формулируется в виде проблемы. На разрешение проблем направлена, как правило, вся на­учно-исследовательская деятельность

Программа исследования - комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предпола­гаемый результат.

Проект исследования - совокупность документации, необходимой для проведения исследования. Он, как правило, включает техническое задание, план и методику исследования, средства исследования, описывает ожидае­мые затраты, результаты и возможные направления их использования.

Профессионализм – совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выполнения работы.

Процедура исследования - совокупность исследовательских приемов, направленных на выполнение задач исследования. Например, можно считать процедурой сбор информации, осуществленный определенными приемами.

Процесс исследования - последовательность этапов осуществления исследования, комбинация и последовательность использования средств и ме­тодов исследования, различных операций и процедур.

Работа - процесс или действие, которые нужно совершить, чтобы пе­рейти от одного события к другому.

Результат исследования - в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, кон­кретные рекомендации по преобразованию системы управления, разреше­ние обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития, методика выполнения какой-либо работы.

Реинжиниринг - радикальное перепроектирование процессов инженер­но-технического и экономико-управленческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслужива­нию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов с целью более полного удовлетво­рения потребностей потребителей и повышения уровня конкурентоспособ­ности предприятия.

Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей, обеспечи­вающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Свойства – отличительные признаки предмета или явления, отражающие его сущность, содержание и особенности.

Сетевой график - полная графическая модель комплекса работ, на­правленных на выполнение конкретного задания и отражающих логиче­скую взаимосвязь и последовательность работ. Основными элементами се­тевого графика являются работа, событие, критический путь.

Синектика - метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Синтез (греч. synthsis - соединение, сочетание, составление) - метод изучения объекта во взаимосвязи, единстве и целостности его составных частей.

Система - совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели. Для открытых систем это определение следует дополнить тем, что взаимосвязанные элементы взаи­модействуют еще и с внешней средой.

Система организации (предприятия) - совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, их субподсистем и элементов, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информацион­ных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.

Система управления - совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кад­ров управления и др.) и субподсистем управляющей подсистемы, взаимо­действующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе воздействия на объекты управления (управляемую подсистему) для дости­жения главной, основных и других целей системы. Система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления.

Системный анализ - совокупность методов и средств, позволяющих исследовать систему управления в целом и на основе результатов этого исследования обосновать управленческие решения, в том числе непосредственно по совершенствованию системы управления. При этом предполагается чет­кое вычленение системы управления и определение ее границ, входов и выходов (формирование внешней структуры системы), определение целей функционирования и развития системы, ее внутренней структуры, изучение и анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также связей с другими системами. Более полно методология такой совокупности методов и средств вытекает из системного подхода к исследованию систем управления.

Ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих определен­ную обстановку.

Средства исследования - материальные, искусственно созданные объек­ты, предназначенные для проведения исследовательских работ (измерять, передавать информацию, проводить ее обработку и т.д.).

Стратегия исследования - общий план правил и направлений ведения исследовательской работы для достижения определенных целей познава­тельной деятельности.

Стратификация – определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.

Структура системы управления - упорядоченная совокупность компо­нентов системы управления и их связей.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, ориги

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...