Функция и методы управления знаниями в компании
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 13 Управление знаниями персонала ПЛАН: 1. Понятие и актуальность управления знаниями персонала. 2. Функция и методы управления знаниями в компании. 3. Создание учебного центра компании. 4. Интернет-менеджмент – новая форма обучения через всю жизнь. Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, я принял бы во внимание, что сама истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке. Лессинг
1. Понятие и актуальность управления знаниями персонала.
В предыдущей лекции были рассмотрены условия, необходимые для достижения стратегического лидерства. Сегодня оно обеспечивается в первую очередь за счет управления знаниями, которые рассматривают как инвестиции в развитие человеческого капитала. Ведь в борьбе за предпочтения потребителя конкурировать приходится, прежде всего, в области know-how и высоких технологий. Именно поэтому для корпоративных сайтов наиболее конкурентоспособных компаний характерны цифры – не менее 100 часов в год, отводимых на различные программы повышения квалификации персонала. Один доллар прямых инвестиций направленных на обучение сотрудников приносит российским компаниям-лидерам порядка $ 15 чистой годовой прибыли, европейским грандам - $ 30-35, американским - $ 55-60, а японским компаниям, построенным на знаниях - $ 70-80. За разницей в цифрах стоят не принципиальная разница в установках типа «учить или не учить?» и «если учить, то сколько?», как это характерно для многих отечественных предприятий, а отличие в подходах к выбору технологий и методов обучения [1].
Согласно данным исследований, проведенных University of Sheffield Institute of Psychology and London School of Economics в странах Европы в 2003 году, примерно 25-30 % всех управленческих рисков связана с ПСИХОЛОГИЕЙ отдельных исполнителей и уровнем ЗНАНИЙ. Эти факторы непосредственно влияют на конкурентоспособность компаний. Приводимые далее цифры подтверждают сделанный вывод: 1. реализация новой стратегии деятельности обеспечивает 2 % изменений прибыльности и 3 % производительности; 2. повышение качества продукции обеспечивает менее 1 % изменения прибыльности и менее 1 % изменения производительности; 3. внедрение новой техники и технологий производства изменяет производительность на 3-4 % и на 2 % прибыльность;
4. инвестиции в новые разработки изменяют производительность на 6 % и прибыльность – на 8 %; 5. системный подход к управлению человеческими ресурсами изменяет производительность на 18 % и прибыльность на 19 %. [2]. Несмотря на казалось бы очевидную выгодность инвестиций в развитие знаний персонала ряд отечественных компаний не считает необходимым «… превращать себя в бизнес-инкубаторы по подготовке талантов для других», как сказал один из белорусских директоров. Действительно, проблема подготовки и закрепления наиболее профессиональных кадров в компании актуальна постоянно – «ловцы за головами» не спят. Но решать эту проблему надо в рамках карьерного дизайна, т.е. разрабатывая совместно с каждым сотрудником выгодные для компании и его самого планы профессиональной и служебной карьеры. В противном случае, люди будут уходить сами, не имея возможности реализовать тот потенциал, который сформировали внутри компании. Следовательно, управление развитием персонала – это не только сфера управления знаниями, но также управление мотивацией и карьерой на протяжении всей трудовой жизни. Именно эти вопросы являются сферой профессиональной деятельности HR-менеджеров и специалистов в области коучинга. Их деятельность обеспечивает формирование профессиональных компетенций персонала, необходимых для эффективного управления системными изменениями компаний в их стремлении к лидерству [3].
Чтобы управлять знаниями персонала, необходимо четко определить, что конкретно входит в понятие «знания».
С авторской точки зрения, знания – это способность личности находить и преобразовывать релевантную информацию в решения, обеспечивающие достижение поставленных целей.
Вопросы, задаваемые профессиональным HRM: «Какие знания необходимы персоналу сейчас и в будущем?», «В какой форме лучше приобретать необходимые знания?» очень важны, но, все же, являются следствиями ответа на вопрос - «Что именно считать знаниями?». В этом смысле, интересны ответы, которые дали участники международного симпозиума по менеджменту на вопрос: «Какие следующие уравнения Вы считаете метафорой для знаний?» 1. Знания = Информация. Опыт. Мастерство (навыки, ловкость, сноровка). Позиция (точка зрения, установка) – 24 % 2. Знания = Информация. Опыт. Мастерство. – 22 % 3. Знания = Информация. Опыт. Мастерство. Мудрость – 19 % 4. Знания = Информация + Опыт – 7 % 5. Знания = Информация + опыт + мудрость – 7% 6. Знания = Информация + опыт + мастерство + мудрость – 4 % 7. Знания = Информация – 0 % 8. Знания = Информация + мудрость – 0 % 9. Нет уравнения, которое могло бы применяться как метафора для знаний – 17 % [4, с.44].
Несмотря на многочисленность трактовок понятий «знания» и «управление знаниями», можно выделить присущее большинству дефиниций их общее смысловое ядро и определить управление знаниями – как организованный процесс приобретения профессиональных знаний, с целью повышения эффективности деятельности и получения большей прибыли от их использования. Инновационный характер развития национальной экономики в целом для повышения конкурентоспособности отечественных компаний на глобальном мировом рынке предполагает создание национальной системы образования, обеспечивающей потребности этого процесса. Поэтому актуальность проблемы управления знаниями выходит сегодня на общенациональный уровень.
2. Функция и методы управления знаниями в компании Управление изменениями - нацелено на обретения новых, соответствующих современным реалиям бизнеса, организационных форм. В этом процессе, управление знаниями выступает в качествефункции менеджмента. Ее реализация необходима для трансформации компетентности персонала в компетентность организационных отношений. Компании-лидеры все чаще приходят к использованию плоской организационной структуры с минимумом уровней управления. Их структуры мобильны и предупреждают риски посредством стимулирования постоянного самообучения, а также системы управления знаниями. Такие компании получили название «интеллектуальных организаций». Временные горизонты стратегий в них часто не превышают 3-5 лет. Поэтому повышение квалификации сотрудников строиться по принципу «опережающего обучения». Это означает формирование системы необходимых компетенций ДО ТОГО, как сотрудникам придется решать новые, более сложные задачи. В противном случае, отставание компетентности от новизны задач, приводит к их решению методом «пробного тыка», со всеми вытекающими из этого последствиями. Источники развития персонала во взаимосвязи с карьерой изображены на рисунке 1.
Рисунок 1 Развитие персонала (источники карьеры) интеллектуальной организации
Реализовать уникальную по процессу взаимодействия функцию управления знаниями в компании можно, используя для этого следующие классические методы: v генерации, т.е. создания условий, мотивирующих персонал на получение знаний, таких как индивидуальное консультирование в стиле коучинг, организационное обучение, связанное по своим результатам со служебной карьерой; v формализации - т.е. создание систем, правил и процедур обработки знаний; v сохранения – позволяющего сохранить знания на различных носителях информации; v распространения – т.е. передачи знаний внутри компании с использованием современной системы коммуникаций и информационных технологий; v использования – когда знания выступают в различных формах, таких как принятие решений, выпускаемая продукция и оказываемые услуги. Обмен ими позволяет резко повысить уровень качества работы по обслуживанию клиентов. Поэтому экономить на знаниях становится абсолютно невыгодным;
v координации – т.е. реализации четкого контроля за процессом накопления и распространения знаний в плановом порядке; v усиления – т.е. модернизации знаний при их коллективном обсуждении и практическом творческом применении; v накопления – через создание специализированных банков и баз данных, например, обучающей фильмотеки, содержащей все программы повышения квалификации персонала [5, с.134-137]. Кроме рассмотренных классических методов, для повышения квалификации персонала используется целая группа развивающих методов: v метод «делай как я» основан на повторении и воспроизводстве позитивного образца деятельности, демонстрируемом начальником или высокопрофессиональным специалистом. Для успешного применения данного метода требуется высокий уровень личностного доверия и уважения обучаемого к своему наставнику; v цикл Колба. Данный метод назван по имени создавшего его человека и ориентирован на людей, которым важно во всем убедиться на собственном опыте. Метод реализуется через последовательное прохождение обучаемым 4-х этапов: 1 – получение практического опыта освоения новых навыков; 2 – анализ плюсов и минусов приобретенного опыта; 3 – получение теоретических знаний о том, как действовать оптимально; 4 – практическая отработка теоретических знаний для приобретения устойчивых навыков; v дидактический метод основан на доведении до обучающихся аксиом, не подлежащих обсуждению, которые затем иллюстрируются примерами и отрабатываются на практике; v объяснительно-иллюстративный метод предполагает вначале обучения приведение убедительных примеров работы по-новому с последующими теоретическими выводами, закрепляющими этот опыт в виде набора аксиом; v эвристический метод состоит в том, что наставник дает сотрудникам исходную информацию к размышлению, на основании которой они должны с некоторой помощью наставника вывести новые общие правила и закономерности; v коучинг - это технология партнерского взаимодействия коуча (специалиста консультанта) с клиентом, направленный на системное постижением им себя, людей, окружающего мира и достижение гармонии с ним через реализацию сильных целей в различных областях.
Ярким примером управления знаниями, заслуживающим уважения, изучения и использования, является японская система развития персонала. Выразительным художественным языком это удалось показать В. Цветову, проработавшему много лет в стране восходящего солнца.
Специфику японского менеджмента в интересующем нас аспекте он описывает следующим образом:
«В любом случае японский менеджмент — это концентрированное выражение культурных традиций, которые успешно используются менеджерами. В Японии путь к успеху начинается с раннего детства. Уже в садике ребенок отдает себе отчет в том, что от того, как он будет стараться учиться, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Эти рано взрослеющие дети начинают вовсю напрягать свой ум уже на старте — в детских садах и начальных классах школ. Воспитание, которым преимущественно занимаются матери, базируется на боязни детей услышать из их уст следующие страшные слова: "Мне очень стыдно перед соседями за твое поведение!" Так с младенчества и до последних лет жизни над японцем довлеет власть авторитета общинного, коллективного сознания. Пройдя изнурительный марафон в школе, целеустремленный японец настраивается на еще один подвиг — поступление в какой-либо престижный университет. И если повезло, если завоевал победу в жесточайшем конкурсном отборе и дошел до финиша, то карьерные перспективы становятся для него реальностью. Встав в пять часов утра, в безукоризненно выутюженном костюме, в очередь таких же, как и он, претендентов на работу в какую-либо солидную компанию, он полагает, что приблизился к реализации своей мечты. Но это не совсем так. Свою первую управленческую должность в компании юный выпускник колледжа или университета получает, как правило, не ранее чем через 3—5 лет. За это время он успевает поработать в качестве стажера, а потом и исполняющего обязанности менеджера большей части подразделений компании. У него нарабатывается практический опыт, авторитет среди персонала и формируется системное мышление, так необходимое менеджеру среднего уровня. Получив свою первую управленческую должность, наш герой уже мыслит категориями компании в целом и готов профессионально взаимодействовать со своими коллегами по горизонтали и вертикали. Показывая высокие профессиональные результаты, особенно в творческой части работы, он движется по карьерной лестнице вместе со своими коллегами, одновременно с ним принятыми на работу в компанию, которая тем самым реализует принцип гармоничной групповой динамики. Он, как и его друзья, досрочно выходит из отпуска, подолгу задерживается на работе и вообще не щадит себя, чтобы продемонстрировать свое уважение и благодарность компании за предоставленную работу в рамках философии взаимоотношений "родители — дети". Лет через десять после старта карьеры его посылают в "Школу дьяволов". Там ежедневно с восходом солнца он будет выбегать на армейский плац под звуки песни, гремящей из мощных динамиков: Дьявол-фельдфебель требует петь в четыре тридцать утра, Мы споем его любимый марш, И голос наш, подобно клятве однополчан, Пронзит ад до самого дна — Дна, где ползаем мы.
Среди прочих наш герой, в одежде, напоминающей солдатскую форму, стремглав выбежит из здания на площадку. Но дьяволу-фельдфебелю покажется, что построение выполнено недостаточно быстро. "Отставить! Назад!" — прогремит приказ, и мужчины стремглав помчатся назад Команды возле флагштока "Становись!" и "Отставить! Назад!" будут чередоваться до изнурения. Затем, чередуясь, посыплются другие: "Лечь! Встать! Бегом! Лечь! Встать!" Потом, в интервью корреспонденту, инструктор "Школы дьяволов" скажет: "Вы правы, обучение у нас похоже на армейскую муштру. Но ведь и бизнес есть война". А директор школы растолкует: "Общинные условия, воссозданные на предприятиях и в фирмах, заставляют, конечно, персонал добросовестно трудиться. Но этого мало, надо, чтобы персонал действовал стремительно и безошибочно. Как автоматы". Каждый из 13 учебных дней сотрудника в школе обходится фирме более чем в тысячу долларов. Вот почему, когда рано утром по флагштоку ползет флаг, где на голубом поле изображен распластавший крылья орел, застывшие шеренги хором торжественно поют гимн, начинающийся словами: "Мы, учащиеся "Школы дьяволов", славим пот, который выдубил нашу кожу, и кровь, что впитала опыт, добытый потом. Мы славим тебя, наша школа!" Пройдя курс, сотрудник отвечает клиенту по телефону вежливо, как в храме, информативно, как при закладке данных в компьютер, коротко, как при отдаче команды идти в атаку. За две минуты — ответ на вопрос любой сложности. В рамках "позитивного мышления" — одной из семнадцати изучаемых в школе дисциплин слушатели должны выпалить наизусть без единой запинки совершенно бессмысленный текст в 600 слов. Слова должны вылетать изо рта помимо сознания, но громко, четко и уверенно. Получается на сотый раз. "Трудно ли здесь учиться?" — спросили у одного из слушателей. "Очень трудно научиться быстро и правильно принимать решения на основе полученного приказа." "Ситуация номер пять!" — командует инструктор. И учащийся на память декламирует перечень мер, которые необходимо предпринять, если фирма столкнется с трудностями, смоделированными в "ситуации номер пять". Таких ситуаций — сорок, в диапазоне от трудового конфликта до отказа банка фирме в кредите. Последняя дисциплина — сорокакилометровый ночной марш по горам в составе тройки или пятерки. Дистанцию надо преодолеть, имея на руках весьма условную схему местности, сухой паек и немного воды, а также 30 иен для вызова, в случае необходимости, скорой помощи. Отметившись в контрольных пунктах, надо вернуться в школу в полном составе и чем раньше, тем лучше, т.к. в четыре тридцать утра начнется следующий учебный день. Ночной марш преследует две цели: воспитывает спаянность, умение действовать сообща и решительность в трудных ситуациях. После таких тренингов качество работы и преданность сотрудника, получившего специальный сертификат об окончании школы, не вызывает у компании никаких сомнений. "Это так, — говорит директор школы, — ибо если к концу курса обучения инструкторы не снимут с куртки учащегося все семнадцать "лент позора", такого учащегося фирма просто уволит". Служебный и профессиональный рост сотрудника японской фирмы продолжается непрерывно в рамках постоянно действующей системы менеджмента всеобщего качества. Задача самих менеджеров и подчиненных заключается в создании таких условий, которые бы стимулировали их рацпредложения и инновации, трансформируясь в непрерывный процесс творчества. После внедрения позитивных идей и предложений почти 30% полученной прибыли направляется на поощрение их авторов. На таком фоне просто добросовестный исполнительский труд становится невозможным, т.к. он не ориентирован на высшую производительность труда. В условиях неукоснительного соблюдения компаниями принципа гарантированной пожизненной занятости сотрудники по своему потенциалу неизбежно должны стать многофункциональными, способными к работе в самых различных сферах деятельности, что позволяет им наиболее полно реализовать свои возможности. По достижении пенсионного возраста значительное число менеджеров остаются работать в компании в качестве советников, передающих свой колоссальный опыт и знания молодежи. Они имеют самые высокие оклады, т.к. объективно слывут самыми авторитетными специалистами, а потому пользуются всеобщим уважением. Таким образом, огромная сила японской системы управления заключается в ее направленности на развитие человека, его возможностей и склонностей. В крупных японских фирмах это в первую очередь касается ядра персонала, называемых "постоянными работниками". Основу данной системы составляют три ключевых компонента: механизм связи перспективных целей фирмы с интересами механизм связи результатов и непосредственных целей каждого — механизм связи культурной традиции общинного образа В результате создания такой системы управления в Японии сложилась уникальная организационная культура, оказывающая мощное позитивное воздействие на формирование трудовой этики работников, а также на их производственную и технологическую культуру. Символичным ответом на вызов времени стало решение Японии перейти в начале XXI века ко всеобщему высшему образованию. Япония первой в мире показала возможность стремительного перехода от доиндустриальной к информационной цивилизации на основе сохранения и развития потенциала национальной культуры и гармоничного взаимодействия с природным миром» [6, с. 123-126]. Специфический подход к управлению знаниями существует в Южной Корее. В этой стране созданы уникальные условия по доступу не только учащихся, но и всего населения к Интернету, оснащению учебных заведений самой современной компьютерной техникой и информационными технологиями. Во многих крупных национальных корпорациях сложилась традиция подготовки топ-менеджеров из круга ближних родственников, но при условии, что они получат лучшее в мире профессиональное образование и реализуют полученные знания в четкой системе корпоративного управления. Интересная «деталь». В корпорации Хюндай начальником цеха может стать только тот специалист, который получил ученую степень кандидата технических наук. Это делается для формирования системного, креативного мышления у специалистов, от которых зависит уникальные свойства и качество выпускаемой продукции. Люди, с высоким уровнем профессиональных знаний и научной методологии, могут успешно применять методологию бенчмаркинга, т.е. привнесение новых идей извне для развития и совершенствования своей деятельности [7].
Приведенные примеры из японской и южнокорейской системы подготовки специалистов подтверждают необходимость совместного решения этой проблемы семьями, системой образования, компаниями и государством, призванным создать для ее решения необходимые законодательные условия.
3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|