Струтура аргументации Структура критики
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 рис. 7. Т- тезис, который отстаивается критика тезиса Демонстрация. критика демонстрации Аргументы или доводы: а а а а а критика аргументов
Аргументы - это исходная теория или теоретическое положение с помощью, которого обосновывается выдвинутый тезис. Они выполняют роль основания умозаключения или логического фундамента аргументации и отвечают на вопрос с помощью чего ведется обоснование (доказательство верности) тезиса. В качестве аргументов м.б.: · теоретические или эмпиричские обобщения принятые и известные ранее; · аксиомы (исходные тезисы, допущения или условия); · определения и конвенции («под категорией…. мы понимаем ….») · статистические обобщения; · факты. Фактическими данными – мы называем единичные события или явления, для которых характерны определенные конкретные условия их возникновения и существования (время, место, причины). Для ученых факты - это класс явлений, предмет непосредственного наблюдения (данные приборов). Для физика – это физические явления, для историка события прошлого в жизни общетсва, конкретные действия отдельных групп и индивидов, для социолога - результаты эмпирических исследований. Статистические обобщения - ос. вид не полной индукции связанный с анализом событий и процессов изменчивого характера или связанные с развитием нелинейных процессов напр. Массового социального поведения (миграции, рождаемость, преступность, производительнсоть труда, спрос на товары и услуги). Учитывая трудности выявления причиных зависимостей в таких процессах и явлениях, все обобщения имеют вероятностный характер, а долю вероятности и статистического отклонения (неточности расчетов и прогнозов) можно выявить. Анализ таких событий статистическим методом дает возможность исследования распределение случайных признаков и их сочетания, что называется статистическими закономерностями. На основе обследования выборочных совокупностей изучаемых явлений, делаются выводы, которые потом переносятся на весь объект. Напр. разработка программ и проектов развития региона или города, градостоительные планы. Статистическое обобщение – это умозаключение по принципу неполной индукции, в которой в посылках устанавливается количественное распределение признаков и взаимосвязей, частота их повялений в поле исследования (изучаемой группе), что переносится на систему в целом с опр.долей вероятности. Здесь применяется математический аппарат теории множеств, теории вероятности, теории случайных чисел, что и обеспечивает достоверность знания.
Философия ХХ века серьезна занималась разработкой методологии и методов научного познания, прежде всего, логический и лингвистический позитивизм, структурно-функциональная школа, аналитическая философия (60-80г.г.). Рассмотрим некоторые из них. Философский структурализм представлен этнологом и культурологом Леви-Строссом (1908-), пост-модернист Мишель Фуко (1926-1984), психоаналитик Жак Лакан (1901-1981), литературовед Барт (1915-1980), лингвист де Соссюр (). Структурный (морфологический) метод, структурный подход сегодня широко распространен во всех науках. Его суть заключается в выделении в исследовании структуры (элементы и связи между ними) как совокупности «скрытых отношений», связи между элементами целого, выявление которых возможно лишь силой абстракции. При этом происходит абстрагирование от субстратной (вещной, содержательной) специфике элементов, участвуют их «релятивные свойства» в их отношениии друг с другом (поскольку в разных связях и взаимодейтсвиях проявляются разные свойства объектов). Философы структуралисты перенесли структурный метод анализа языка на более сложные феномены культуры. Они исходили из того,что язык – фундамент духовной жизни, а в основе культурного творчества лежат языковые структуры, которые обуславливают мыслительную деятельность человека и его практическую деятельность (через ее нормы и результаты - об этом далее у Витгинштейна лингвистический неопозитивизм). Все продукты социокультурного творчества (включая архитектуру и дизайн) являютсяязыковыми системами особого рода:знаково-символического. Культура может рассматриваться как «ансамбль символических систем»: наука, реклама, религия, архитектура, искусство, философия. Структурный анализ предполагает отвлечение от развития системы, ее внешних взаимодействий и изменений в разные моменты времени (диахрония), он сосредотачивается на изучениии внутренних механизмов статичной системы, внутреннем взаимодействии элементов, существующих в один и тот же момент времени (синхрония).
Леви-Стросс изучал культуру первобытных племен, их социально-духовные процессы: определение родства, воспитание, правила брака, ритуалы и прочее.Более всего он анализировал мифологическое сознание и обнаружил в сознании разных народов, которые никогда не общались друг с другом существуют общие структуры. Одни и те же сюжеты и образы, воспроиз- водимые с буквальной точностью. Он сделал ВЫВОДЫ. Структура мифологического сознания является воспроизводством фундаментальных противречий в жизни первобытных племен, которые на весх континентах и точках земного шара проходят одни и те же ступени развития, сталкиваются со сходными проблемами, даже орудия труда и формы отношений схожи. Леви-Стросс стремился найти общие для всех культур элементы, чтобы объяснить механизмы культурного творчества, самофункционирование человеческого интеллекта и ему это удалось. Можно скзать,что своими работами он раскрыл «анатомию человеческого ума». В работах «Структура мифов «и «Дикарское мышление» он убедительно показал, что большой качественной разницы между мифологическим мышлением древного человека и мышлением современного человека нет, одни и те же приемы и способы, различие в том, что древним людям была присуща гармония чувственного и рационального, утраченная современной индустриальной урбанизированной цивилизацией. (моя версия: сейчас идет попытка это восстановить в мультимедийной культуре Л.Е.Ч.). Мифологическое сознание не просто отражает, но и опосредует и разрешают в символах противоречия жизни человека с пом. «бинарных оппозиций» мышления и языка: высокое/низкое, светлое/темное, далекое/близкое, сырое/ жареное, съедобное/несъедобное, растения/животные, хорошо/плохо, истина/ложь, левое/правое, добро/зло и т.д., их дети осваивают в играх в раннем детстве, которые скрывают «зашиф-рованные» знания о противоречиях между природой и общестовм, но неоднократными перестановками и взаимозамещениями, в бинарных оппозициях снимается острота этих проти-воречий и мир становится более гармоничными.
Критический реализм и аналитическая философия. Представители Г.Фреге, Дж.Мур, Б.Рассел (логический неопозитивизм). Критиковали идеализм. Реалисты подчеркивали независимость предмета от его восприятия сознаниеми познавательных актов человека. Абстрактный идеализм классической философии – акцент на целостности Абсолюта, главенство целого над частями, государства над личностью, синтеза над анализом. В альтернативных методах на 1 –м месте –АНАЛИЗ, в основе плюралистический подход (истина не в одной концепции,методе а в нескольких). Гл. приницип: независимость предмета познания от его восприятия, факта от суждения. Б. Рассел раскрыл символические возможности математической логики в работе «Начало математики». Пытался найти овтет на вопрос: «что собой представляет мир, в котором мы живем, можно только поняв могут ли человеческие существа что-либо знать и если да, то как?» (поставленный Юм и Кант). Б.Рассел разделил два подхода к познанию: натуралистические (опираются на здравый смысл и рассудочную деятельность) и философские, основанные на критическом отношении к результатам познания. Первому характерен «наивный реализм», что вещи есть такими каккими мы их воспринимаем. Философский анализ показывает, что за очевидными фактами скрыты сложные познавательные струуктуры и возникает сомнение в достоверности «простых ситуаций», ранее казавшихся несомненными, и тогда на смену твердой уверенности («А как же может быть иначе?!») приходит методическая осторожность. Зрелое научное познание (философия, фундаментальные науки, прикладные) признают существование значительной дистанции между знанием и объектом и учитывают сложность способов воссоздания объекта в эксперименте или логических рассуждениях в ходе научного исследования. Наука, в основном говорит Истину, но к знанию мы движемся через Мнения (полагания), различение того и другого принципиально, но не столь очевидно, мы удовлетворяемся лишь правдоподобием (проводя расчеты, планируя изменения архитектурной среды). В работах «Анализ сознания» (1921г.) и «Человеческое познание,его сферы и границы» (критикует идеи Дж.Милля, И.Канта, Юма, Маха и др.). Новая символическая логика дала надежный инструмент эмпирическим исследованиям. В противовес психологизации прошлого (сейчас снова та же попытка). Логика у него тесно связана с философией как помогающая решать философсике проблемы. Математические проблемы сплетаются с логико-философскими. Математика, для него та же логика, только более зрелая, развитая. Задача логики устранять (я – решаать) парадоксы. Он разработал и разделил теорию описаний и теорию логических типов.
Теория описаний - основным элеменотов выступает обозначающее выражение, обеспечивающее информационность сообщений и связь языка с реальностью. Трудности возникают, когда мы пытаемся за каждым грамматическим предложением (высказыванием) усмотреть соответствующий ему объект. Напр.: «я встретил в лесу человека» (кого он встретил? Человека вообще не существует, это обобщение). Так же как «Это здание красиво», о каком здании идет речь?Обобщенные выражения, абстрактные категории не имеют одного предметного аналога в действительности (спор реалистов с номиналистами), а есть обобщение многих. Неточность выражений, использование неопределенных высказываний приводят к расхождению смыслов в понимании и к идеализму Платоновского толка (Эта критика Фреге). Пытаясь преодолеть эти трудности, Б.Рассел в парадоксальных началах математики разделил реальность и ее описание в языковых формах. Значение обозначающих фраз можно узнать либо простым знакомством с предметом (если оно доступно), либо с помощтью его описания. Знаково –чувственным наглядным предъявлением, непосредственно указывающим на предмет – стул. (Витгенштейн писл: смысл слова «стул» и действия «сидеть» ребенок постигает когда на него залазит, слазит и падает). ОПИСАНИЕ – словесная характеристика предмета по его признакам. Описания и имена –это два разных знаковых отношения к предмету, их не надо путать. Описание м.б. определенным («курс социологии архитекторов ПГАСА»), которые относятся к конкретным объектам или неопределенным, относящихся к классу предметов («женщина, стоящая у окна»). Далее надо разграничивать имена собственные(1) и определенные описания(2) («1-Париж», 2- «столица Франции») по степени конкретизации индивидуального объекта. (отсюда смена названий имеет задачу разрушения исторической памяти). Определенные описания, которые не указывают прямо на объект являются абстрактными: «Человек, открывший эпилептические формы планетарных орбит», выражение понятное и точное, но ученик может не знать, что это Кеплер. Поэтому Б.Рассел предложил способ нового толкования предложений, проясняющий суть дела и включающий в себя «обозначающие фразы»: «дом, постороенный на месте снесенного Детского мира на пр.К.Маркса в г.Днепропетровске по своим архитектурным формам не является более художественным, чем тот,что был до него». Здесь тоже могут быть трудности в понимании обозначающих фраз из неправильного анализа предложений, в состав которых они входят.
Высказывание в целом, м.б. понято как переменная, смысл которой состоит из входящих в него выражений. Вспомните слова Сони из «Алисы в стране чудес»: «ты еще скажи, что ты говоришь то, что думаешь и думаешь, что говоришь - одно и то же…» Или знаменитое: «Казнить нельзя помиловать» от знака меняется смысл прямо на противоположный. Б.Рассел стоит на позиции классического номинализма (общее существует только в словах, в реальности есть только единичное). Логика у него отождествляется с грамматикой и синтаксисом, с правилами осмыслений расстановки слов. (Еще следует учитывать твердый порядок слов и степень формализованности англ.языка). Всякий символ, выходящий за рамки обозначения (именования) единичного объекта, толковался им как не имеющий отношения к действительности. Напр. Здания. Любое общее понятие (класс предметов)становилось «символической фикцией», а операции с ним чистой логикой. (чистое искусство в то же самое время). Но архитекторы вряд ли согласятся, что здания – это фикция, существующая только в языке. Теория Логических типов. «То, что включает совокупность чего-либо - включает себя» Напр. ахитекторы. Этот метод предполагает разграничение понятий по степени общности.(вспомните классическую формальную логику – круги Эллера). Четкое разделение категорий (логических типов) и установление языковых запретов на их смешивание, должны быть установлены парадоксы, возникающие из-за неограниченного употребления слова «ВСЕ». Из-за смешения логических типов (категорий) возникают предложения, лишенные смысла («Спиноза- собака» или «Я лжец»). Их нельзя характеризовать ни как истинные, ни как ложные. Задача логического анализа –внесение ясности смысла в работе ученых: путем перевода в более ясные высказыания (предложений) из менее ясные. Проблеме перевода знания на более точный язык и была посвящана его последняя работа. Сам Рассел писал, «моя логика атомистична. Атомистична и моя метафизика (философия), поэтому я называю свою доктрину «логический атомизм» (на его основе во 2 половине ХХст. вырастет «аналитическая философия».) Логика фундаментальна для философии и научные школы следует характеризовать скорее по их логике (метод), чем по их метафизике (содержание)». «Логические построения как обоснование философии, а эмпиризм как метод науки» (Ренан). А Д.Мур исследовал основы математического знания и философские понятия и проблемы средствами обычного языка и здравого смысла. Статьи «Опровержение идеализма» и «Принципы этики». Мур защищал «здравый смысл» с его уверенностью в существовании внешнего мира независимого от нашего «Я» и его познаваемость. Люди склонны верить, что предметы, не наблюдаемые в данный момент времени, наблюдались бы, окажись они в положении, позволяющем их наблюдать. Инстинктивная вера в существоание объектов, о которых мы не знаем-реалистическая установка». Критиковал идеалистическое утверждение, что физические факты причинно или логически зависят от фактов сознания. Никакой факт сознания не изменяет расположения предметов в комнате или факт существование Земли до появление человечества и его сознания на Земле. Смысловая связь суждений «быть внешним по отношению к сознанию» и «встроенным в пространство» не осознается.Человек не знает откуда ему изветсны многие простые и бесспорные истины, но он их знает,- поскольку они заложены в языке, осваивая язык –мы осваиваем мир. Применение аналитического метода к чувственным данным, разделение «опыта» и «реальности» (объективной), разграничение акта сознания и объектов (критика Декарта и Фихте за тезис «существовать = быть воспринимаемым» и сенсуализм). Воспринимаемое и восприятие не тождественны, объект отождествляется с предметом (ОБРАЗОМ) сознания, свойство предмета смешивается с восприятием этих свойств (цвет, звук, вкус). На самом деле, мы никогда не бываем замкнуты в рамках собственного сознания, мы не изолированы от внешнего мира, других людей, а постоянно с ними взаимодействуем, даже, когда спим. Лингвистический неопозитивизм. Предметом анализа является Язык, с его раличением слов, понятий, предложений и высказываний, потому возможен «перевод», подмена понятий и высказываний близких по смыслу(сегодня разделяют обыденный дискурс, политический и академический дискурсы). Изучение естественных, научных и компьютерных языков. Суть анализа – прояснение понятий и высказываний,а не открытие новых фактов о мире (инструментальная функция языка в противовес метафизической концепции языка классической философии). Требование тождества анализируемого и анализирующих понятий (границы понятий и терминов). Одним из ярчайших представителей этого направления современной философии был Л.Витгенштейн (Вена, затем Лондон). Начинал в Венском кружке философии жизни (неокантианцев). Работы «Логико-философский трактат» (1921г.) Аафоризмы и «Философсике исследования» (1953г.). Поиск ясности: «то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, о том же, что высказыванию не поддается, лучше промолчать.» Призывал обнажать мысли, срывая с нее маски «языка», избегать «языковых ловушек». Задача формирования способов, навыков, приемов корректного (проясняющего) соотнесения 2-х «миров»: «вербального разумения» и «реального мира» (событий, вещей, и форм жизни, действий людей). В первом случае - это строгие процедуры логического анализа, во втором – изощренные приемы лингвистического анализа, высвечивающие способы применения языка, какой он в разных ситуациях, контекстах его действия. В структурах языка содержатся знания о мире. Философия для Витгенштейна – учение о логических формах познавательных высказываний (предложений). Поиск предельно ясной логической модели знания. Сущность любого высказывания раскрывает формы постижения мира в высказываниях. Три принципа: · толкование терминов языка как имен объектов; · анализ элементарных высказываний как логическая картина простейших ситуаций: «Я проснулся рядом с …»; · сложные высказывания (логическая комбинация простейших высказываний), с которыми соотносятся факты. Совокупность истинных высказываний в результате соотносится как картина мира. Мир состоит из фактов (а не вещей). Факты делятся на простые и сложные (состоящие из простых). Элементарные, простые факты или события, состоят из объектов и той или иной их связи, конфигурации. Объекты простые и постоянные (постулируются), что отличает их от событий. События отражают связь между объектами – они субстанция мира. События - всевозможные конфигурации объектов - это подвижная, изменяющаяся часть мира. Логические атомы –элементарные высказывания, которые повестувуют о событиях, кирпичики из которых выстраиваются повседневное мышление. Существует тесная связь логики с теорией познания. Логическим комбинациям элементарных (простейших) высказываний соотвествуют ситуации комплексного типа или фактов. Из «фактов» складывается «мир». Совокупность истинных предположений дает «картину мира». Картины мира могут быть разными, так как видение мира задается языком (в котором воплощена определенная логика). Отсюда для описания одной и той же действительности можно использовать разные языки (дискурсы): напр. Общество либо механизм, либо организм (2 подхода в науке к общественным явлениям). Поэтому все высказывания предстают либо как фактические (конкретные), либо как обобщенные (абстрактные), последние представляют язык науки- повествование о фактах и событиях. Методологический принцип. «ЯЗЫК-ЛОГИКА-РЕАЛЬНОСТЬ» проясняет границы возможностей в познающем мире определенной структуризацией и границами моего языка (Витгенштейн говорил:«Границы моего мира - границы моего языка»). Высказывания, выходящие за эти границы, становтся бессмысленными. Мышление – открыто невозможному, научно мыслить можно, если мы будем «мыслить себя по ту сторону этой границы не возможного, не изведанного». Провести такую границу можно только в языке, отделив осмысленные высказывания от бессмысленных. 2 этап творчества Витгенштейна – «Философские исследования» - критика ограниченности языка. «Знания – эта область того, что может быть высказано, но не менее важную роль, в философском понимании мира играет не высказываемое (но оно может быть наглядно продемонстрировано - профессиональное знание). Говоря о развитии компьютеризации, Витгенштейн писал: «Может это легче и удобнее, но не все же заворачивать в целофан», поскольку при компьютеризации утрачиваются очень важные мыслительные навыки и парктические умения (писать без ошибок, считать в уме)ю.Понимая идеализацию своей логической модели языка, критикует сам себя (исследование живых языков, практического знания): «стремление к идеальному языку, заводит на гладкий лед, где нет трения, но тогда мы не в состоянии двигаться, но мы хотим идти, поэтому мы идем назад на грубую почву не ясных, путаных высказываний смутного смысла.» Учитывая, что речевые акты происходят в реальном мире в процессе коммуникации и реальном взаимодействии с реальными предметами, можно сказать, что язык такая же часть ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека как еда, ходьба, секс и пр. В мире живых реальных людей, из совокупности их реальных действий, складывается социальная жизнь (в объектах построенных на основе Ваших проектов люди живут, работают, отдыхают и пр. Общение, взаимопнимание людей в процессе их совместной деятельности (в том числе научной) осуществляется с помощью языка. В том числе язык архитектуры задает(диктует) людям их понимание.Чтобы понять изучаемые предметы и чтобы донести свои мысли надо осваивать профессональный и научный дискурсы (систему их катеогрий и парвила их использования в языке). Люди пользуются языком для разных целей. В языке выражены разные «формы человеческой жизни» («человек проживает столько жизней - сколько знает языков»). Привычные действия: просьба, угроза, приказ, убеждение, вопрос. Язык имеет функционально деятельную природу. Элементами выступают более или менее родственные системы (языковые формы) сходные во всех языках. Подвижные функциональные системы языка называются коммуникативные практики. Теория языковых игр как способ освоения мира (Дж.Мур, Витгенштейн). Игры заранее предполагают действия игроков (шахматы и футбол), возможные комбинации, правила, логика игры, обобщение практик (опыта) (королевский крокет Алису возмутил отсутствием правил). Игра без правил - анархия в общественной жизни- парализует жизнь системы, плоха также чрезмерная регламентированность - пропадает момент неожиданности, нет творчества, нет развития. В языке отражаются модели действий (песня «Я встал с утра….»). Многообразие языковых форм - многообразие инвариантов действия и их функций, типы высказываний, уровни смыслов. Чем больее широк Ваш языковый диапозон, тем более свободно и широко Вы можете мыслить. Языковые игры - самый простой способ употребления знаковых форм и символов иные, чем мы их употребляем в повседневной жизни. Они дают ключ к пониманию более зрелых форм языковой практики и научному мышлению. Подводя итог четвертому вопросу можно сказать, что с помощью умозаключений (или логических цепочек вывода) ГИПОТЕЗЫ (первоначальные версии объяснения) уточняются дополняются, конкретизируются, опровергаются и принимают вид ДОСТОВЕРНОГО научно обоснованного знания+= ТЕОРИЙ, на базе которых выдвигаются новые ГИПОТЕЗЫ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|