Методы принятия решения
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 На практике индивидуальные задачи принятия решений весьма распространены в обществе. Широкая распространенность задач индивидуального выбора, возможность учесть коллективные предпочтения, пристрастия и интересы активных групп при решении этих задач делают в настоящее время проблемы индивидуального выбора наиболее практически важным классом задач принятия решений.
Альтернативы Варианты действий принято называть альтернативами. Альтернативы – неотъемлемая часть проблемы принятия решений: если не из чего выбирать, то нет и выбора. Следовательно, для постановки задачи принятия решений необходимо иметь хотя бы две альтернативы. Альтернативы бывают независимыми и зависимыми. Независимыми являются те альтернативы, любые действия с которыми (удаление из рассмотрения, выделение в качестве единственно лучшей) не влияют на качество других альтернатив. При зависимых альтернативах оценки одних из них оказывают влияние на качество других. Имеются различные типы зависимости альтернатив. Наиболее простым и очевидным является непосредственная групповая зависимость: если решено рассматривать хотя бы одну альтернативу из группы, то надо рассматривать и всю группу. Задача принятия решений < Т, А, К, X, F, G, D >, где Т - постановка задачи; А - множество альтернатив; К - множество критериев; Х - множество шкал оценок критериев; F - отображение множества допустимых решений в множество предпочтений эксперта; D - решающее правило, называется многокритериальной, если множество К содержит два или более элементов. Необходимо отметить, что большинство реальных задач принятия решений являются многокритериальными. В частности, при проектировании информационных комплексов системные интеграторы анализируют различные варианты их архитектурного построения на основе значений таких критериев, как: реактивность, стоимость, надежность. Очевидно, что конструктор стремится выбрать вариант, обеспечивающий высокую реактивность, низкую стоимость и повышенную надежность. Однако достигнуть наилучших значений одновременно по перечисленным критериям невозможно.
Задачи принятия решений существенно различаются также в зависимости от наличия альтернатив на момент выработки политики и принятия решений. Встречаются задачи, когда все альтернативы уже заданы, уже определены, и необходимо лишь выбрать лучшие из этого множества. Особенностью этих задач является замкнутое, не расширяющееся множество альтернатив. Но существует множество задач другого типа, где все альтернативы или их значительная часть появляются после принятия основных решений. Когда альтернатив много (сотни и тысячи), внимание ЛПР (человек или группа людей) не может сосредоточиться на каждой из них. В таких ситуациях возрастает необходимость в четких правилах выбора, в процедурах использования экспертов, в разработке совокупности правил, позволяющих проводить в жизнь непротиворечивую и последовательную политику. Во всем этом существует потребность и тогда, когда число альтернатив невелико (до 20), но они не являются единственно возможными. Часто на их основе в процессе выбора возникают новые альтернативы. Первичные, основные альтернативы не всегда удовлетворяют участников процесса выбора. Однако они помогают им понять, чего конкретно не хватает, что реализуемо при данной ситуации, а что нет. Этот класс задач можно назвать задачами с конструируемыми альтернативами. Принятие решения на основе выбора одной из альтернатив из полученного при техническом прогнозировании (моделировании) множества возможных исходов является уделом ЛПР (лиц, принимающих решения). На характер принятия решения оказывают влияние внешние и внутренние причины:
- к внешним относятся: время на принятие решений, структура организации (уровень оснащенности вычислительной техникой, наличие аналитического отдела), цели стоящие перед ЛПР; - к внутренним - стиль принятия решений: интуитивный и аналитический. Причем взгляд, что корректный математический подход предпочтительней не бесспорен. Зачастую эвристический подход, относящийся к творческой деятельности естественного и искусственного интеллектов, может привести к более эффективным решениям, хотя эта проблема требует еще и четкой постановки и путей решения. Считая, что, пользуясь аналитическими методами можно четко описать альтернативу, возможную стратегию ее осуществления и даже последствия применения этой стратегии, необходимо провести оценку альтернатив с учетом их субъективной полезности или КЦФ. К неправильным решениям может привести: - ложные исходные предпосылки; - неправильное толкование исходных данных и ошибочный прогноз; - неверное или злонамеренное поведение ЛПР. Однократное решение не позволяет делать далеко идущие выводы и поэтому необходимо создавать механизм целенаправленной деятельности по принятию решений, что возможно только при условии использования ИТ. В этом процессе должны участвовать, поддержанные ВТ: а) ЛПР, несущие всю ответственность за принимаемое решение, б) эксперты и/или экспертная система и лица, обеспечивающие принятие решения - ЛОР не несущие непосредственной ответственности за принятие решения. Относительно любой пары сравниваемых альтернатив можно вводить отношения эквивалентности либо предпочтения. Из конечного и счетного множества исходов прогнозирования необходимо выбрать ограниченное число, а в идеале одно решение. При этом: 1. Сравнение можно проводить по одному или нескольким критериям, которые могут оцениваться количественными значениями (параметры) или качественными (альтернативными типа больше - меньше, хуже - лучше). 2. Принятие решения чаще всего проводится в условиях неопределенности и стохастичности.
3. Принятие решений зависит от интересов сторон (кооперативный Альтернатива А называется доминирующей по отношению к альтернативе В, если по всем критериям оценки альтернативы А не хуже, чем оценка альтернативы В, а хотя бы по одному критерию оценка альтернативы А лучше, чем оценка альтернативы В, Альтернатива В определяется как доминируемая. Альтернативы являются эффективными, или, иначе принадлежащими множеству Эджворта-Парето, если каждая из них превосходит любую другую по какому-либо из критериев. Эффективные альтернативы не сравнимы между собой на основе критериальных оценок, и лучшая из них может быть выбрана только с учетом дополнительной информации, отражающей предпочтения лица, принимающего решения. Таким образом, предварительный этап решения многокритериальных задач состоит в попарном сравнении альтернатив и исключении доминируемых. Дальнейший поиск оптимального варианта определяется типом анализируемой проблемы. Для структурированных проблем, описываемых объективными моделями, представляется возможным количественное определение значений критериальных оценок для различных параметров и ограничений. Это свойство позволяет использовать такие методы, как: аддитивной либо мультипликативной сверток; выбора главного критерия и перевод остальных критериев в ограничения; уступок; поиска удовлетворительных значений критериев (STEM). Естественно, что аналитическое описание в каждом случае будет различным, поэтому остановимся на общей идее формальной структуры принятия решения. Предположим, что каждая альтернатива Ei, полученная в результате прогнозирования, EiÎЕ. Е - конечное множество альтернатив, . Каждый вариант Ei однозначно определяется результатом ei, который должен допускать количественную или качественную (квалиметрическую) оценку. Естественно, что искомый вариант должен иметь максимальное значение ei. Критерий в этом случае должен иметь вид:
, (4.21) что читается: «множество E0 оптимальных вариантов, состоит из тех вариантов Ei0, которые принадлежат множеству Е и оценка которых максимальна среди всех оценок ei». Выбор оптимального варианта в соответствии с (1) не является однозначным и приводит к Паретовскому множеству. (Под компромиссным или множеством по Парето понимается множество, состоящее из максимальных значений частных критериев различных альтернатив. Это происходит, когда предпочтение по одному критерию расходится с предпочтением по другому и альтернативы становятся не доминируемыми, т.е. не сравнимыми.) На рисунке 4.4 показана разница между различными критериями в случае пространства двух параметров.
Рис. 4.4. Иллюстрация методов принятия решений: а – суперкритерий; б – метод уступок; в – метод Парето.
Рассмотрим вначале случай, когда варианту решения Е, вследствие различных внешних условий Fj соответствуют различные результаты еij, создавая матрицу решений | еij |. Таблица 4.5
Поэтому начальная задача максимизации ei согласно (4.21) должна быть заменена другой учитывающей последствия любого варианта. Для этого необходимо ввести оценочные функции. При этом матрица решений сводится к одному столбцу и каждому варианту Еi приписывается некоторый результат eir, характеризующий все последствия этого решения. Тогда каждое из альтернативных решений будет характеризоваться комбинацией из наибольшего и наименьшего результатов: eir = min eij + max eij. (4.22) На основе (4.22) получается способ построения оценочных функций: max eir = max (min eij + max eij). (4.23) При оптимистической позиции (азартный игрок) ищется наилучшее решение: max eir =max (max eij). (4.24) В нейтральной позиции максимум среди математических ожиданий: max eir = max (1/m eij). (4.25) В пессимистической позиции максимум среди минимальных решений: max eir = max (min eij). (4.26)
Оценка (4.24) обычно на практике не используется. Влияние ЛПР на эффективность решения иллюстрируется на рис. 4.5. Рис. 4.5. Поле полезности решения: УТ – утопическая точка; РТ – рассматриваемая точка; АУТ – антиутопическая точка.
Под утопической точкой понимается оптимистическое решение, рассматриваемые точки лежат внутри прямоугольника, называемого полем полезности решения. При сравнении вариантов Еk будет не хуже Е1, если еk1 el1, a еk2 el2,или лучшим если неравенства строгие, в случае когда еk1>el1, а еk1<el1,то установлен только частичный порядок. Введя в центре прямоугольника точку РТ, плоскость разбивается на четыре области (при произвольной размерности получаются конусы). Тогда все точки области (конуса) 1 лучше РТ и получаем область предпочтения, область 3 хуже РТ (антиконус), области же 2 и 4 - области неопределенности, оценка в которых производится только с помощью критериев принятия решения.
В случае п решений и т состояний критерий имеет вид: max K (ei 1,…, ei m), i = , min K (ei 1,…, ei m), i = . (4.27) Функция т переменных К характеризует критерий и задает оценочную функцию, полагая ei1=х1 и так далее, рассмотрим функцию К на всем n -мерном пространстве Rm, тогда значению параметра К = К(х1,..., хт) ставится в соответствие гиперповерхность, называемая поверхностью уровня. В рассматриваемом двумерном случае, положив ei1=x1=и, ei2=x2=v,с помощью равенства K(u,v) = К получаем на плоскости кривую, называемую линией уровня, которая соответствует значению К. При фиксированном уровне К получаем функциональную зависимость - функцию предпочтения, представленную на рис. 4.6.
Рис. 4.6 Функция предпочтения
Для выражения (4.24) функция представляется биссектрисой 2 и 4 областей, все точки справа и выше лучше точек слева и ниже. Естественно, что всё сказанное является лишь иллюстрацией общего подхода. Критерии В современной науке о принятии решений считается, что варианты решений характеризуются различными показателями их привлекательности для ЛПР. Эти показатели называют признаками, факторами, атрибутами или критериями. Мы принимаем для последующего изложения термин «критерий». Будем называть критериями оценки альтернатив показатели их привлекательности (или непривлекательности) для участников процесса выбора. В профессиональной деятельности выбор критериев часто определяется многолетней практикой, опытом. В подавляющем большинстве задач выбора имеется достаточно много критериев оценок вариантов решений. Эти критерии могут быть независимыми или зависимыми. Зависимыми называются те критерии, при которых оценка альтернативы по одному из них определяет (однозначно либо с большой степенью вероятности) оценку по другому критерию. Зависимость между критериями приводит к появлению целостных образов альтернатив, которые имеют для каждого из участников процесса выбора определенное смысловое содержание. На сложность задач принятия решений влияет также количество критериев. При небольшом числе критериев (два – три) задача сравнения двух альтернатив достаточно проста и прозрачна, качества по критериям могут быть непосредственно сопоставлены и выработан компромисс. При большом числе критериев задача становится малообозримой. К счастью, при большом количестве критериев они обычно могут быть объединены в группы, имеющие конкретное смысловое значение и название. Основанием для естественной группировки критериев является возможность выделить плюсы и минусы альтернатив, их достоинства и недостатки (например, стоимость и эффективность). Такие группы, как правило, независимы. Выявление структуры на множестве критериев делает процесс принятия решений значительно более осмысленным и эффективным. Появление многокритериальности При широком применении методов исследования операций аналитики стали сталкиваться с задачами, где имеется не один, а несколько критериев оценки качества решения. Различные задачи имеют следующую характерную особенность: модель, описывающая множество допустимых решений, объективна, но качество решения оценивается по многим критериям. Для выбора наилучшего варианта решения необходим компромисс между оценками по различным критериям. В условиях задачи отсутствует информация, позволяющая найти такой компромисс. Следовательно, он не может быть определен на основе объективных расчетов. Анализ многих реальных практических проблем, с которыми сталкивались специалисты по исследованию операций, естественным образом привел к появлению класса многокритериальных задач. При появлении многих критериев задачи выбора наилучшего решения имеют следующие особенности. Задача имеет уникальный, новый характер – нет статистических данных, позволяющих обосновать соотношения между различными критериями. На момент принятия решения принципиально отсутствует информация, позволяющая объективно оценить возможные последствия выбора того или иного варианта решения. Но поскольку решение так или иначе должно быть принято, то недостаток информации необходимо восполнить. Это может быть сделано лишь людьми на основе их опыта и интуиции. Первые многокритериальные решения Одним из первых подходов к принятию решений при двух критериях является метод «стоимость–эффективность». Он был разработан в конце 50-х годов в США для решения военных задач. В годы ракетно-ядерной гонки США — СССР одной из основных была задача о достаточности системы нападения для преодоления защиты потенциального противника. Метод «стоимость—эффективность» состоит из трех основных этапов: 1) построения модели эффективности; 2) построения модели стоимости; 3) синтеза оценок стоимости и эффективности. В общем случае на этапе синтеза стоимости и эффективности рекомендуется использовать два основных подхода: 1) фиксированной эффективности при минимально возможной стоимости (при таком подходе выбирается «самая дешевая» альтернатива, обладающая заданной эффективностью); 2) фиксированной стоимости и максимально возможной эффективности (случай бюджетных ограничений). Смысл этих подходов ясен – перевод одного из критериев оценки альтернатив в ограничение. Но при этом сразу же возникает вопрос: как, на каком уровне установить ограничение на один из критериев. Объективный и единственно возможный ответ на этот вопрос в общем случае не вытекает из условий задачи. Ни требуемая эффективность, ни бюджетные ограничения не устанавливаются обычно достаточно жестко. Очевидно, что при нескольких критериях этот же вопрос становится существенно сложнее. В ряде случаев используют отношение двух указанных выше критериев. Авторы метода предостерегают против механического использования отношения стоимости к эффективности, указывая, что оно может быть одним и тем же при разных абсолютных значениях числителя и знаменателя. Третий подход к синтезу стоимости и эффективности приводит к построению множества Эджворта-Парето (рис. 4.7). Сравним два варианта на множестве Эджворта-Парето. Вариант А менее дорогой, чем вариант В, но и менее эффективный. Вариант В более эффективный, чем вариант А, но и более дорогой. Сравнивая варианты, находящиеся на множестве Парето, ЛПР останавливается на одном из них и делает свой окончательный выбор.
Рис. 4.7. Множество Эджворта-Парето при двух критериях Разные типы проблем Подходы исследования операций и принятия решений существенно различаются, так как они направлены на принципиально разные проблемы принятия решений, существующие в окружающем нас реальном мире. В известной классификации, предложенной в 1958 г. в статье Г. Саймона и А. Ньюэлла, выделяются так называемые хорошо и слабоструктуризованные проблемы. Хорошо структуризованные, или количественно сформулированные проблемы - те, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов численные оценки. Слабоструктуризованные, или смешанные проблемы — те, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать. Важно подчеркнуть, что в типичных задачах исследования операций объективно существует реальность, допускающая строгое количественное описание и определяющая существование единственного очевидного критерия качества. Изучение реальной ситуации может требовать большого труда и времени. Необходимая информация может быть дорогостоящей (например, требуются специальные исследования, чтобы определить значения ряда параметров). Однако при наличии средств и хорошей квалификации аналитиков имеются все возможности найти адекватное количественное описание проблемы, количественные связи между переменными и критерий качества. Можно сказать, что типичные проблемы исследования операций являются хорошо структуризованными. По-иному обстоит дело в многокритериальных задачах. Здесь часть информации, необходимой для полного и однозначного определения требований к решению, принципиально отсутствует. Исследователь часто может определить основные переменные, установить связи между ними, т. е. построить модель, адекватно отражающую ситуацию. Но зависимости между критериями вообще не могут быть определены на основе объективной информации, имеющейся в распоряжении исследователя. Такие проблемы являются слабоструктуризованными, так как здесь недостаток объективной информации принципиально неустраним на момент принятия решения. Более того, существуют проблемы, в которых известен только перечень основных параметров, но количественные связи между ними установить нельзя (нет необходимой информации). Иногда ясно лишь, что изменение параметра в определенных пределах сказывается на решении. В таких случаях структура, понимаемая как совокупность связей между параметрами, не определена, и проблема называется неструктуризованной. Типичными неструктуризованными проблемами являются многие проблемы выбора. Слабоструктуризованные и неструктуризованные проблемы исследуются в рамках научного направления, называемого принятием решений при многих критериях.
Оценки по критериям Cуществуют шкалы оценок по критериям. В принятии решений принято различать шкалы непрерывных и дискретных оценок, шкалы количественных и качественных оценок. 1. Шкала порядка - оценки упорядочены по возрастанию или убыванию качества. Примером может служить шкала экологической чистоты района около места жительства: • очень чистый район; • вполне удовлетворительный по чистоте; • экологическое загрязнение велико. 2. Шкала равных интервалов – интервальная шкала. Для этой шкалы имеются равные расстояния по изменению качества между оценками. Например, шкала дополнительной прибыли для предпринимателя может быть следующей: 1 млн, 2 млн, 3 млн и т.д. Для интервальной шкалы характерно, что начало отсчета выбирается произвольно, так же как и шаг (расстояние между оценками) шкалы. 3. Шкала пропорциональных оценок - идеальная шкала. Примером является шкала оценок по критерию стоимости, отсчет в которой начинается с установленного значения (например, с нулевой стоимости). В принятии решений чаще всего используются порядковые шкалы и шкалы пропорциональных оценок. Постановка многокритериальной задачи линейного программирования Можно сформулировать многокритериальную задачу линейного программирования следующим образом. Дано: область D допустимых значений переменных, определяемая совокупностью линейных равенств и неравенств; критерии Q, оценивающие качество решения. Каждый из критериев линейно связан с переменными: . (4.28) где n — число переменных (j =l,...,n); сij — числовые коэффициенты. Требуется: найти решение X в области D, при котором достигаются наиболее приемлемые значения по всем критериям. Иначе говоря, нужно найти такие критериальные оценки, при которых достигается максимальное значение априори неизвестной функции полезности ЛПР. Эта задача решается с помощью человеко-машинных процедур. Весовые коэффициенты важности критериев При появлении многокритериальных задач возникли дополнительные трудности их решения, связанные с получением информации от ЛПР. Естественной реакцией на это было стремление получить такую информацию сразу и быстро устранить многокритериальность. Этот подход был реализован путем объединения многих критериев в один с помощью так называемых весовых коэффициентов важности критериев. Глобальный критерий вычисляется по формуле , (4.29) где Сi – частные критерии (i=l,..., N); w i – веса (коэффициенты важности) критериев: . (4.30 Идея такого объединения состоит в том, что ЛПР назначает числа (часто по численной шкале 1-100), представляющие для него ценность рассматриваемого критерия. Считается, что ЛПР может назначить такие числа. Далее, весовые коэффициенты нормируются на основе условия (4.30). Существует лемма, утверждающая, что для линейной задачи любое эффективное, находящееся на множестве Э-П решение может быть представлено в виде (4.29), т. е. в виде весов, умноженных на частные критерии. Следовательно, формально задача сводится к нахождению весов. Возникла идея, что эти веса можно получить от ЛПР оперативно. Если ЛПР затрудняется в начале процесса решения (до изучения области D) сразу назвать эти веса, то можно построить ЧМП следующего содержания: ЛПР назначает первоначальные веса, смотрит на решение и корректирует веса до получения удовлетворительного результата. Различные группы задач принятия решений Представим в самых общих чертах группы задач принятия решений. Задачи первой группы Дано: группа из n альтернатив-вариантов решения проблемы и N критериев, предназначенных для оценки альтернатив; каждая из альтернатив имеет оценку по каждому из критериев. Требуется: построить решающие правила на основе предпочтений ЛПР, позволяющие: а) выделить лучшую альтернативу; б) упорядочить альтернативы по качеству; в) отнести альтернативы к упорядоченным по качеству классам решений. Задачи второй группы Дано: группа из N критериев, предназначенных для оценки любых возможных альтернатив; альтернативы либо заданы частично, либо появляются после построения решающего правила. Требуется: на основании предпочтений ЛПР построить решающие правила, позволяющие: а) упорядочить по качеству все возможные альтернативы; б) отнести все возможные альтернативы к одному из не скольких (указанных ЛПР) классов решений. Примером задач первой группы является многокритериальная оценка имеющихся в продаже товаров, например телевизоров или стиральных машин. Здесь все возможные альтернативы заданы, критерии определены ЛПР; оценки реальных альтернатив по критериям дают, как правило, эксперты. От ЛПР требуется построить правило сравнения объектов, имеющих оценки по многим критериям (например, сравнить стиральные машины на основании таких оценок, как цена, долговечность, стоимость эксплуатации, надежность, возможность ремонта и т. д.). Примером задач второй группы является построение правила принятия решений для государственного или частного фонда, распределяющего ресурсы на научные исследования. Проекты проведения исследований еще не поступили, но критерии оценки и решающее правило должны быть определены заранее. Обычно таких проектов много, и можно предположить, что они будут достаточно разнообразны по оценкам. Критерии и решающее правило определяют ЛПР. Затем уже поступают проекты, которые оцениваются экспертами по заданным критериям. Решающее правило позволяет сразу же получить целостную оценку проекта. Представленные выше две группы задач становятся весьма близки при рассмотрении в рамках первой задачи большого числа достаточно разнообразных (по своим оценкам) альтернатив. Но при малом числе заданных альтернатив методы решения задач первой и второй групп существенно различаются.
Критерии принятия решения 1. Классический минимаксный критерий введён в 1950 году Вальдом и соответствует позиции крайней осторожности: ZMM = max eir, eir = min eij, (4.31) E0 = { Ei0|Ei0 Е ei0 = max min eij }. (4.32) Для этого критерия матрица решений дополняется ещё одним столбцом из наименьших значений eir каждой строки. Выбирать надо те варианты Ei0, где стоят наибольшие значения eir этого столбца. Такой выбор полностью исключает риск, и он применим, когда: - ничего не известно о возможности изменения внешних факторов, - необходимо полностью исключить результаты хуже ZMM. 2. Критерий Байеса-Лапласа учитывает каждое из возможных состояний: ZMM = max eir, eir = , (4.33) т.е. вводится строка математических ожиданий. Этот критерий расширяет границы минимаксного критерия, так как: - известны вероятности появления или изменения внешних факторов; - выбор может осуществляться многократно; - появляется риск. Существует ещё много других критериев: - вводящих понятие выигрыша (Сэвиджа), - уравновешивающих оптимизм и пессимизм (Гурвица), - объединяющих ММ и BL критерии (Ходжа-Леймана) и т.д. Очевидно, что все критерии используют минимаксный принцип, учитывая разные компоненты вероятности, весовых функций, критерий p, взятый из теории нечетких множеств Задэ. На практике применяют поочерёдно различные критерии, а затем принимают окончательное решение. Влияние критерия на вид оценочной функции проиллюстрируем на простейшем примере рассмотрения двух состояний F1, F2, когда у Î Е, а eir = f(ei1, ei2),то после подстановки имеем: и = е (у, F); v = e (y, F). С помощью f (u, v) = К задаётся семейство линий уровня, получаемых параллельным переносом на плоскости (u, v) вдоль прямой, носящей название направляющей. Для минимаксного критерия ММ семейство конусов предпочтения лежит на линии х = у. В нашем случае необходимо перемещаться по биссектрисе до момента встречи последней точки (ei1, ei2). На рисунке 6 приведен пример для критерия ZMM.
Рис. 4.8. Семейство линий уровня
Для критерия Гермейера введение вероятностей меняет лишь угол наклона направляющей. Для критерия Сэвиджа происходит смещение на расстояние полезности и т.д. Оценка принимаемого решения Учитывая, что решения необходимо принимать в любых случаях, независимо от вида воздействий и законов распределения, приходится вводить не только доверительные интервалы для параметров, но и их коэффициенты значимости, прибегая к понятию релевантности (упорядочению параметров по степени их влияния). Мерой неопределённости появления значения параметра принимается Шенноновская мера энтропии. При выборе одной из альтернатив в принципе возможны четыре исхода: - принято верное в данной ситуации решение; - отвергнуто неверное в данной ситуации решение; - отвергнуто верное в данной ситуации решение (ошибка 1-го рода); - принято неверное в данной ситуации решение (ошибка 2-го рода). Первые две ситуации очевидны и не требуют пояснений. Две следующих ситуации широко применяются в теории математической статистики, поэтому дадим только краткий комментарий. При проверке статистических гипотез возможны две ситуации: гипотеза верна или гипотеза ошибочна и два возможных действия: отвергнуть или принять одну из гипотез. Сведём результат в таблицу 4.6. Таблица 4.6
Вероятности ошибочных решений в разных случаях их применения носят порой разные наименования не меняя при этом своего статистического смысла. Так: - ошибка 1-го рода, риск 1, риск поставщика (изготовителя), риск излишней наладки технологического процесса – α – определяется вероятностью неправильного отклонения нулевой гипотезы и берется обычно в интервале от 0,01 до 0,1. - ошибка 2-го рода, риск 2, риск заказчика (потребителя), риск незамеченной разладки технологического процесса – b – определяется вероятностью принятия альтернативной гипотезы и берётся обычно от 0,1 и выше. Любое принимаемое решение характеризуется заранее задаваемой вероятностью ошибки первого рода и в процессе принятия решения может возникнуть три принципиально различных случая: 1. Эмпирический доверительный фактор - известна выборка значений параметров и оценивается относительная величина отклонения теоретического среднего от минимального значения критерия. 2. Прогностический доверительный фактор - известны теоретические вероятности значений параметров. Оценивается относительная величина отклонения среднего выборочного значения по серии W экспериментов от минимального значения критерия. 3. Эмпирико-прогностический доверительный фактор - относительная величина отклонения среднего значения параметра от минимального оценивается для предстоящей серии W экспериментов по результатам выборки V проведенных. Понятие риска Принятие решений в условиях неопределённости связано с понятием риска. Риск отражает степень неуверенности ЛПР в правильности принимаемого решения и в возможных последствиях его реализации. Отметим, что чаще этому риску подвергаются люди, не имевшие никакого отношения к процессу принятия решения. Риск можно оценить количественно: R = A × q, (4.34) где А - событие, a q - вероятность его появления. При этом необходимо учитывать: - тип угрозы (материальный или жизненно важный); - ущерб (количественный, качественный, здоровью и т.д.); - параметр (значение, превышение предела, вероятность). При оценке риска необходимо строить дерево ошибок аналогичное дереву решений. Естественно, что оценки риска весьма расплывчаты. Риск субъективно привлекательной деятельности обычно занижается (альпинизм, парашютный спорт), риск событий, на которые трудно повлиять завышается. При принятии решений необходимо выбрать рациональные варианты и соотнести их с ущербом или угрозой. По разным отраслям и событиям накоплена статистика, которая кладётся в основу расчётов c использованием правил Булевой алгебры. Обозначив через Кij – сочетание неблагоприятных событий, а через Ni, – отсутствие неблагоприятных событий для рискованного варианта решения, получим полную группу событий: , (4.35) а риск при этом равен , (4.36) т.е. риск равен ожидаемой величине ущерба при принятии Ei. Сами оценки зависят от многих факторов и могут быть определены с помощью экспертных методов. Неформальные механизмы принятия решения При учёте риска часто используются интуитивные, а порой и эмоциональные механизмы принятия решений, основывающиеся на дедуктивных, индукционных или редукционных методах или использующие методы ассоциаций, аналогий, правдоподобных рассуждений и т.п. Применение ИТ в этом случае будет вряд ли оправданно полностью. Существует однако направление, которое занимает промежуточное положение между строгими математическими методами и неформальными методами. Этим направлением являются экспертные оценки, развитие вычислительной техники позволило создавать автоматизированные экспертные системы. Процедура экспертного оценивания достаточно хорошо разработана. Поэтому вопросы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|