Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 2 глава




 

Ф Совр. проблемы реализма и модернизма. [Сб. ст.], М., 1965 Неоавангардист, течения в заруб, лит-ре 1950—60 гг. [Сб. ст.] М., 1972; Давыдов Ю. Н., Художник и отчужденное иск-во, в сб. Вопросы эстетики, в. 8, М., 1968; его же, Эстетика нигилизма М., 1975; Raffa P., Avanguardia e realismo, Mil., 1967; С hip? Η. Theories of modern art, Berk-—Los Ang,, 1968; Weightman J. The concert of the avantgarde, L., 1973; Kramer H., The age f the avantgarde, N. Y., 1973.. ΐ. Н. Дорошевич.

 

АВАНТЕОРНЫЙ РОМАН, см. в ст. Приключенческая литература.

 

АВАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра аварцев, одна из лит-р Дагестана (см. Дагестана литературы). Развивается на авар. яз. Богатый фольклор, в т. ч. песни “Сражение с Надир-шахом”, “Песня о Хочбаре”, “Бахтика”, цикл история, и героич. песен о событиях Кавк. войны сер. 19 в., отразили высокое нац. самосознание и патриотизм аварцев. Первые лит. произв., в осн. переводы с арабского, появились в 15—18 вв. В 19 в. в переводе на рус. яз. были опубл. труды даг. ученых по истории и этнографии даг. народов, а также авар. фольклорные и лит. произведения. Протест против социальной несправедливости, утверждение права человека на счастье характерны для ли рики поэтов кон. 19 — нач. 20 вв. Таджутдина (Чанка) и Махмуда. Дореволюц. сатира Г. Цадасы направлена против устоев старого мира. Окт. революция создала условия для всестороннего развития А. л. В 20—30-х гг. происходит становление авар. прозы и драматургии. Творчество авар. писателей Г. Ца дасы, 3. Гаджиева отражало новые явления действи тельности, борьбу с пережитками в сознании людей. Совр. А. л. отражает повседневную жизнь людей

 

АБОЛ — ABАP

 

==9

 

обращается к нравственно-этич. проблемам, к историч. прошлому народа (романы и повести М. Магомедова.и др.). Судьба современника—главная тема стихотв. лирич. циклов, поэм и прозы Р. Гамзатова, стихов и прозы ф. Алиевой.

 

• Говоров С., Авар. театр, Махачкала, I960; Магомедов Б., Очерки авар. дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1961; К аз и е в Г. К., Жизнь и слово [Авар. лит-ра], Махачкала, 1978 (на авар. яз.). Л. Н. Алимова.

 

•“ABЙCTA”, собрание священных книг зороастризма — религии, распространенной в древности и в раннем средневековье в Иране, Ср. Азии, Азербайджане и Афганистане. “А.” написана на одном из др.-Иран. языков. До сих пор используется при богослужении у выходцев из Ирана — парсов (Индия). Сделанная на основе многовековой устной традиции запись текста “А.”, кодифицированного при Сасанидах (3—7 вв.), составила 21 книгу. До нашего времени дошло не более l/^ этого текста.

 

“А.” известна в двух редакциях (вариантах): 1-я — собрание молитв, отрывков из разных книг “А.” и 2-я, состоящая из частей: Вендидад (Видевдат) — свод религ. и юридич. предписаний; Висперед и Ясна — молитв. песнопения; Яшты — гимны зороастрийским божествам; “Малая А.”—молитвы. Древнейшая часть “А.” — гаты (гимны) — часть Ясны, приписываемая пророку Заратуштре (Зороастру). В отличие от гат, остальные части •“А.” называют “Младшей А.”. Все части “А.”, особенно Ясна и Яшты, включают много мифол. элементов.

 

Большинство совр. ученых считают, что “А.” возникла в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. у иран. племен в одной из областей Ср. Азии или соседних терр. Сев.-Зап. Афганистана и Сев.-Вост. Ирана. В дальнейшем пополнение и изменение “А.” происходило во мн. областях расселения Иран. народностей; поэтому “А.” является общим памятником мн. народов, важным для изучения их истории, социальных и политич. институтов, быта, культуры, религ. верований, фольклора и лит. традиций. В сохранившихся худож. отрывках, преим. мифол. характера, много поэтич. фигур, встречаются элементы начальной рифмы, ассонансов, аллитераций. Гаты полностью метризированы (5 разл. силлабич. размеров). Впервые на европ. яз. (франц.) “А.” переведена и опубл. (1771) АнкетильДюперроном.

 

^ Брагинский И. С., Из истории тадж. нар. поэзии, М., 1956 (переводы из <Авесты>); Поэзия и проза Др. Востока, М., 1973. И. С. Брагинский.

 

“АВРОРА”, лит.-худож. и обществ, -политич. ежемес. журнал. Орган ЦК ВЛКСМ, Союзов писателей СССР и РСФСР. Изд. в Ленинграде с 1969. АВСТРАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Австралии. Развивается с нач. 19 в. на англ. яз. Фольклор аборигенов (мифы, сказки, легенды), тесно связанный с раннеродовой обществ, организацией, зафиксирован в записях 19—20 вв.

 

Начальный период А. л. (до кон. 19 в.) называют колониальным. Первые австрал. писатели следовали традициям англ. лит-ры 18—19 вв. Наиболее распространенные поэтич. жанры — ода, пастораль, элегия, политич. сатира. Проза (мемуары, путевые записки, семейно-бытовой и приключенч. роман) отразила злоключения каторжников и опыт свободных поселенцев (Ч. Роукрофт, А. Харрис). Черты нац. своеобразия появились в поэзии Ч. Харпура, насыщенной демократич. и свободолюбивыми идеями, у романтиков Г. Кендалла — певца австрал. природы, и А. Л. Гордона, одного из создателей австрал. лит. баллады. Разоблачит, картины каторги (Австралия с нач. колонизации англичанами в кон. 18 в. до сер. 19 в. была местом ссылки) содержит роман М. Кларка “Пожизненное заключение”, быт и нравы страны запечатлены в романах Р. Болдревуда.

 

К оглавлению

 

==10 АВЕС — АВСТ

 

 

В кон. 19 — нач. 20 вв. А. л. обрела отчетливо выраженный нац. характер. Генезис критич. реализма связан с успехами рабочего движения. В формировании демократич. течения важную роль сыграл журнал “Bulletin”, осн. в 1880. Преобладали малые жанры: рассказ (Г. Лоусон, Стил Радд, Прайс Уорунг) и баллада (Э. Б. Патерсон, Лоусон и др.). Особенность австрал. критич. реализма — преимущественное изображение нар. жизни. Основоположники демократич. традиции — Лоусон, Т. Коллинз и Б. О'Да уд — обличали социальную несправедливость. Ранняя лирика Лоусона проникнута революц. духом, социалистич. идеями, в его новеллистике показана тяжелая доля простого труженика. Книга Коллинза “Такова жизнь”, написанная в форме путевого дневника мелкого чиновника, заложила фундамент реалистич. романа. В филос. и политич. поэзии 0'Дауда нач. 20 в. ставится проблема историч. предназначения Австралии. Темы лирики Мэри Гилмор — любовь и брак, нац. наследие, трагедия аборигенов, военные бедствия. Нац. и социальное своеобразие гор. низов уловлено в “Песнях сентиментального парня” К. Денниса, широко использующего гор. жаргон.

 

В поэзии кон. 19 — нач. 20 вв. обозначились явления, стоящие в стороне от нац.-патриотич. и демократич. течений. К. Бреннану близки филос.-эететич. принципы нем. романтизма и франц. символистов. X. Мак-Кре, выражая чувств, радость бытия, погружался в мир антич. мифологии. Дж.,Шоу Нилсон сохранял связь с балладной традицией, но ему были свойственны лирич. созерцательность, религ. чувство.

 

1-я мировая война 1914—18 и Окт. революция в России оказали влияние на дальнейшее развитие А. л. Поэт Фёрнли Морис, писавший о социальном неравенстве и борьбе пролетариата, выступил против милитаризма. Происходило интенсивное становление социального романа. Катарина Сусанна Причард и Э. В. Палмер в 20—30-е гг. показали жизнь разных слоев общества с его социально-классовыми противоречиями и морально-этич. проблемами. Поворот к психологизму знаменует трилогия Генри Хэндел Ричард сон “Судьба Ричарда Маэни”. Социально-критич. пафос окрашивает романы 30-х гг. — поры жестокого экономич. кризиса: семейно-историч. саги (М. Франклин, Б. Пентон), произв. о борьбе пролетариата (Джин Дэвенни), об угнетении аборигенов (3. Херберт); возникает тема капиталистич. города с его острыми конфликтами (Кристина Стэд, Кайли Теннант, А. Маршалл).

 

В 1938 Р. Ингамелс основал “Джиндиуоробак клаб”, объединив поэтов, считавших синтез древней культуры аборигенов и европ. традиции условием достижения нац. самобытности (И. Мьюди, Р. Робинсон и мн. др.); в 1938—53 они ежегодно выпускали поэтич. антологии. Вместе с тем поэзия 20—30-х гг. (группа журнала “Vision”) отдала дань идеалистич. “философии жизни”, культу гедонизма и ницшеанской концепции художника. Заметно воздействие англо-амер. поэтов-модернистов. К. Слессор и Р. Фицджералд разрабатывают специфическую для австрал. и новозел. поэзии тему путешествий и географич. открытий в историко-филос. ключе. В 40-х гг. рупором модернизма в поэзии был журн. “Angry penguins”.

 

После 2-й мировой войны 1939—45 начался новый этап в развитии лит-ры Австралии, к-рый отразил дальнейший рост нац. самосознания, расширение культурных связей, углубление социальных противоречий эпохи империализма и перерастания австрал. капитализма в гос.-монополистический. Победа антифаш. сил и подъем демократич. движения способствовали росту прогрес. реалистич. лит-ры в 40—60-х гг. Эпич. размах обрел роман о судьбах австрал. нации: трилогия Причард “Девяностые годы”, “Золотые мили”, “Крылатые семена”—выдающееся произв. социалистич. реализма. Проблемы рабочего движения, сопротивления монополиям, формирования граждански активной личности — в центре трилогии Палмера “Голконда”, “Время посева” и “Важная персона”,

 

романов Дж. Уотена, Димфны Кьюзек, Бетти Коллинз, Д. Крика. Историзм присущ автобиогр. трилогии Маршалла. Ряд романов о 2-й мировой войне написан с антифаш. и антимилитарист, позиций. Одна из ведущих тем прозы — расовая дискриминация аборигенов (Ф. Б. Викерс, Доналд Стюарт). Переживает расцвет реалистич. рассказ (Причард, Палмер, Уотен, Маршалл, Дж. Моррисон, Ф. Д. Дейвисон). Оживляется драматургия (Р. Бейнон, Р. Лоулер, Мона Брэнд), идет борьба за создание нац. театра.

 

С кон. 50-х гг. усиливаются тенденции, характерные для кризиса бурж. культуры: девальвация демократич. и реалистич. наследия, рост модернист, течений, приток амер. -“массовой” беллетристики. Обостряется идеологич. и лит. борьба.

 

В прозе и драматургии П. Уайта, наиболее влиятельного среди писателей 60—70-х гг., переплетаются модернист, и реалистич. тенденции: антибурж. направленность, поиски духовно-религ. опоры в трагич. мире, тонкий психологизм и подчеркнутый физиологизм; реалистич. начало доминирует в романе “Древо человеческое”. К “уайтовскому” направлению тяготеет прозаик Р. Стоу.

 

Для послевоен. поэзии характерны реалистич. образы и традиц. метрика. Европ. традиции особенно заметны в творчестве т. н. университетских поэтов. Филос. лирика Джудит Райт, Дугласа Стюарта, Д. Кэмпбелла и др. содержит картины австрал. природы. На католич. ортодоксии, отрицании идеи революции зиждется традиционализм Дж. Маколея. В стихах А. Хоупа выразилось разочарование в совр. бурж. цивилизации и возможностях человеческой личности.

 

Кон. 60-х и нач. 70-х гг. отмечены новой волной социального критицизма, мощный импульс к-рому дал протест против амер. агрессии во Вьетнаме. Разочарование в обществе -“всеобщего благоденствия”· выразилось в росте сатиры (романы Б. Оукли, П. Мэзерса, пьесы-портреты политич. деятелей). В романетрилогии 3. Херберта -“Бедная ты, страна моя” крах “австрал. мечты” и трагедия аборигенов связаны воедино, однако антирасист, и антиимпериалистич. направленность ослаблена противоречивостью социальнополитич. позиций автора. Драматурги Д. Уильямсон, А. Бьюзо, Дж. Хибберд и др., ориентируясь на экспериментальный, некоммерч. театр, развенчивают мифы капиталистич. истеблишмента, анализируют социально-психол. стереотипы. Однако социальный пессимизм придает сатире характер “черного юмора”, порождает антиутопии (Д. Айрленд), -“черные фантазии”.

 

В поэзии последних двух десятилетий наблюдаются как тенденция к большей объективированности формы (вещность образа, конкретность ситуации, разг. интонации), так и неоавангардист, спонтанность и хаотичность самовыражения. Гражд. мотивы звучат у Л. Марри и др.

 

Новое явление — пробуждение к лит. творчеству самих аборигенов под знаком борьбы против угнетения и дискриминации: поэты Кэт Уокер, Дж. Дейвис, прозаик К. Джонсон.

 

Осн. лит. журн.: “Southerly” (с 1939), “Meanjin” (с 1940), “Overland” (с 1954), “Westerly” (с 1956). В 1928 — основано Товарищество австралийских писателей.

 

Изд.: Австрал. рассказы, М., 1958; Поэзия Австралии, М., 1967; Совр. австрал. новелла, М., 1980.

 

• Петриковская А. С., Генри Лоусон и рождение австрал. рассказа, М., 1972 (имеется библ.); Австрал. лит-ра. Сб. ст., М., 1978; Зернепкая О. В., Австрал. социальный роман 30-х гг. XX в.. К., 1982. Л. Касаткина, А. Петриковская.

 

АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра австр. народа. Развивается на нем. яз. Особенность А. л. в том, что она постепенно, на протяжении веков вычленялась из общей лит-ры на нем. яз., консолидируя свойства, приведшие к образованию идейно-худож. ядра нац. лит-ры. А. л. развивалась во взаимодействии со слав., вент. и романской культурами — в силу своеобразия географич. положения и историч. пути. Выдающиеся памятники лит-ры, возникшие на терр. Австрии в 12—13 вв.,— эпич. сказания -“Песнь о Нибелунгах^, “Кудрун”, лирика миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде (см. ст. Миннезингеры), произв.

 

Ульриха фон Лихтенштейна и Вернера-Садовника. В кон. 16 — нач. 17 вв. появились зачатки собственно А. л., выходившие за рамки местного колорита (сходного с баварским, прусским, северо-немецким колоритом). Так, особую окраску имела в Австрии культура барокко, предугадывавшая дальнейшее развитие лит-ры в направлении синтеза католицизма и просветит. рационализма: книга очерков “Московия” 3. Герберштейна, проповеди и духовно-дидактич. соч. Абрахама а Санкта-Клара, -“Влюбленный австриец” и др. романы И. Бера, многочисл. мистерии и миракли католич. театра, иногда называемого -“театром иезуитов”, комедии И. А. Страницкого.

 

Во 2-й пол. 18 в., в эпоху “просвещенного” абсолютизма, называемого в Австрии йозефинизмом (по имени императора Йозефа II), оформилась т. н. австрийская идея, противопоставляющая нем. -“готическим” устремлениям посюсторонность поисков истины, вещность, идиллич. примиренность противоречий (творчество просветителя А. Блумауэра, драматурга Ф. Хафнера и др.). Свое гениальное воплощение она нашла прежде всего в музыке Ф. И. Гайдна и?.Α. Μоцарта, в лит-ре—позднее, в 1-й пол. 19 в.: в творчестве. Ф. Грильпарцера, завершителя подготовит. периода и родоначальника самобытной А. л. Реалистич. драматургия Грильпарцера, вобравшая элементы быстро преодоленного романтизма, веймарского классицизма (см. Классицизм веймарский) и зарождавшегося т. н. бидермайера — “камерного” реализма, возникла на гребне подъема нац. самосознания в связи с наполеоновскими войнами и дальнейшим ростом влияния Австрии в Европе. Романтизм, мощно развитый в Германии, не прижился в А, л.; единств, лирик романтич. склада Н. Ленау также тяготел к “бидермайеру” (как и Ф., Шуберт в музыке). Особенно ярко “бидермайер” расцвел в венском нар. театре (драматургия Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя, получивших мировую известность). Творчество прозаика 19 в. А., Штифтера развивалось от “бидермайера” к критич. реализму. В вершинных для австр. реализма произв. Нестроя и, Штифтера отразились идеи Революции 1848—49 в Германии.

 

Во 2-й пол. 19 в. в творчестве Ф. фон Заара, П. Розеггера, Марии фон Эбнер-Эшенбах, Л. Захер-Мазоха и др. противоборствуют реалистич. и натуралистич. тенденции. Резкого социального обличения достиг нар. театр (драматургия Л. Анценгрубера).

 

На рубеже 19—20 вв. заявили о себе многообразные лит.-эстетич. концепции и направления. На последующее развитие А. л. оказали влияние филос. течения — махизм, фрейдизм, неопозитивизм, феноменология Э. Гуссерля (см. Феноменологическая школа в литературоведении), “диалектическая физиогномика” Р. Каснера, “мистический иудаизм” М. Бубера, а также идеология сионизма (Т. Херцль). Проводником декадент., а позднее модернист, веяний в А. л. явился Г. Бар. Изживая неоромантич. декаданс и эстетизм, в направлении реализма развивалось творчество лирика, драматурга и эссеиста Г. фон Гофмансталя, прозаика и драматурга А.,Шницлера, “миниатюриста” П. Альтенберга — ведущих представителей т. н. венской школы модерн. Поэзия Р. М. Рильке вобрала в себя сложный путь эстетич. поисков от импрессионизма через углубленный в филос. раздумья символизм к “новой вещности” (стилю, тяготеющему к конкретности изображения, пришедшему на смену экспрессионист. пафосу и схематизму): от “Часослова” через “Новые стихотворения” к “Дуинезским элегиям”. Творчество Рильке явилось одним из высших достижений немецкоязычной и европ. поэзии этого времени. Традиции нар. театра в нач. 20 в. были продолжены в самобытной драматургии К.,Шёнхерра, писавшего на тирольском диалекте.

 

АBCT

 

==11

 

Особое место в А. л. двух первых десятилетий 20 в. занимал т. н. пражский остров (Прага), в к-ром преобладал экспрессионизм (Ф. Верфель, Г. Мейринк, Л. Перуц и др.). Абсурдизация распадающегося бурж. мира нашла монумент, воплощение в пессимистически окрашенном гротеске Ф. Кафки (рассказы “Превращение”, “В исправительной колонии”, роман “Процесс” и др.). Вместе с тем здесь же, в Праге, отстаивали социалистич. идеалы в своем творчестве А. Петцольд и Э. Э. Киш. Значит, силы экспрессионизма были сосредоточены также в Инсбруке, где издавался журн. “Brenner” и где б. ч. протекала жизнь и деятельность видного поэта-экспрессиониста Г. Тракля.

 

С позиций классически-нормативного реализма полемику с экспрессионистами вел сатирик К. Краус, издававший в Вене оппозиц. журн. “Die Fackel” (1899—1936), самолично заполняя, как правило, все его рубрики. Распад Австро-Венгрии в 1918 запечатлен в значит, по охвату событий драме К. Крауса “Последние дни человечества ”. Историч. катаклизм, превративший обширную державу в маленькое гос-во, был воспринят А. л. как трагедия, но он же способствовал особой глубине проникновения в суть обществ. отношений, особой напряженности худож. поисков, что выдвинуло А. л. в число ведущих лит-р мира. Осн. тема в межвоен. период — гибель анахронич. гос. образования, прослеживаемая в получивших широкий резонанс романах Р. Музиля, Г. Броха, И. Рота, X. фон Додерера, А. П. Гютерсло, Ф. Набля, рассказах А. Польгара, С. Цвейга, пьесах Ф. Т. Чокора, Ф. Брукнера и особенно Э. фон Хорвата. В центре внимания этих писателей — портрет типичного австр. героя “господина Карла” и судьба “Какании” (утвердившееся в качестве лит. эмблемы сатирич. клеймо “кайзеровской и королевской” монархии, к-рое дал ей в романе “Человек без свойств” Музиль). Обществ. кризис в стране, приведший к фашизму, показан в гротескно-сатирич. романе “Ослепление” Э. Каннетти. В эстетич. плане А. л. этого периода представляла собой арену борьбы реализма и модернизма, а также оживления прокатолич. и региональных тенденций. В прозе осваивались разл. формы филос.-худож. повествования, “симультанный” монтаж, поток сознания, внутр. монолог, ассоциативность и другие экспериментальные способы изображения. Интенсивные худож. поиски во многом были вызваны обострившейся обществ.-политич. борьбой, предшествовавшей насильственному присоединению Австрии в 1938 к фаш. Германии (т. н. аншлюс). А. л. прогрес. направления вела антифаш. борьбу в эмиграции. В Австрии в годы аншлюса развивались в осн. либо безобидно развлекательные, либо псевдоисторич. жанры с ура-патриотич. тенденцией.

 

После 1945 в А. л. дебютировало новое поколение писателей. Значит, группа писателей-антифашистов объединилась вокруг журн. “Plan”, где впервые выступили получившие в дальнейшем широкую известность поэты философского, отчасти “герметического” склада П. Целан и И. Бахман, а также автор антифаш. романов X. Леберт. Осмысление историч. пути Австрии 20 в. получило воплощение в социальнопанорамных романах 50-х гг. Додерера и Ж. Зайко, продолжавших эпич. традиции 30-х гг. В драматургии послевоен. периода яркой фигурой стал Ф. Хохвельдер, к-рый, опираясь на традиции венского нар. театра, создал масштабные филос.-историч. драмы и острые антифаш. комедии. В нач. 60-х гг. наблюдалось нек-рое угасание сложившихся лит. жанров, была заметна провинциализация А. л., лишь несколько и искусственно оживляемая неоавангардист, выступлениями т. н. венской группы, возглавляемой X. К. Артманом, и близкими к ней представителями “конкретной поэзии”. С кон. 60-х гг. в связи с обществ, потрясениями, вызванными молодежным бунтом против основ

 

==12 АВТО

 

 

“потребительского общества”, началась “новая волна” в развитии А. л. Вспышка неоавангардизма на рубеже 70-х гг. вскоре сменилась общим возвращением литераторов к реалистич. приемам письма, к обновлению классич. традиций, особенно сильных в прозе Т. Бернхарда, П. Хандке, Барбары Фришмут. Поэтику “грубой, неприлизанной жизни” культивирует “молодой театр”. Заметных успехов в 70-х гг. добился “рабочий” роман, представленный творчеством молодых писателей (М. Шаранг, Ф. Иннерхофер и др.).

 

Изд.: Австрийская новелла XIX в., М., 1959; Мимо течет Дунай, М., 1971; Из совр. австрийской поэзии, [М., 1975]; Австрийская новелла XX в., М., 1981.

 

• S с h m i d t A., Dichtung und Dichter Osterreichs im 19. und 20. Jahrhundert, Bd 1—2, Salzburg — Stuttg., 1964; Dichtung aus Osterreich, [Bd 1—4], W., (1966—77]. Ю. И. Архипов.

 

АВТОБИОГРАФИЯ (от греч. autos — сам, bios — жизнь, graphe — пишу), лит. прозаич. жанр; как правило, последовательное описание автором собств. жизни. Питательной средой для развития А. стала зап.-европ. культура нового времени с ее духом самоанализа и индивидуалистич. мироощущением. Именно она породила как ранние образчики жанра (“Исповедь” Блаженного Августина), так и более поздний типичный и законченный его образец — “Исповедь” Ж. Ж. Руссо.

 

Лит. А. не следует смешивать с А. информационной, к-рая сводится к краткому (“анкетному”) изложению событий собств. жизни, с газетными интервью или А., к-рыми писатели нередко открывают свои сочинения. Для автобиогр. жизнеописания характерно стремление осмыслить прожитую жизнь как целое, придать эмпирич. существованию оформленность и связность. Пишущий лит. А. нередко прибегает к вымыслу, он “дописывает” и “переписывает” свою жизнь, делая ее логичнее, целенаправленнее. А. — это всегда акт преодоления уходящего времени, попытка вернуться в собств. детство, юность, воскресить наиболее значит. и памятные отрезки жизни — как бы прожить жизнь сначала; А. поэтому пишутся, как правило, в зрелые годы, когда большая часть жизненного пути уже позади.

 

Перечисл. особенности А., жанра во мн. отношениях пограничного, позволяют отделить ее от смежных жанров: биографии, мемуаров, дневника. Так, от мемуаров А. отличается тем, что ее автор сосредоточен на становлении истории своей души в ее взаимоотношениях с миром, тогда как автора мемуаров интересует прежде всего сам этот мир, люди, к-рых он встречал, события, к-рые наблюдал и в к-рых участвовал. Граница между А. и мемуарами редко бывает абсолютной; вернее говорить об автобиогр. или мемуарной доминанте (так, “Поэзия и' правда” И. В. Гёте — автобиография, зачастую превращающаяся в мемуары; “Воспоминания” В. А. Соллогуба — мемуары с элементами автобиографии; “Былое и думы” А. И. Герцена или “Замогильные записки” Ф. Шатобриана — автобиографии-мемуары, повествования и о времени, и о себе). Для дневника (притом, что его автор, как и в А., ведет речь о том, что с ним произошло, что он передумал и перечувствовал) не характерен разрыв между временем написания и временем, о к-ром пишут; отсутствие этого временного интервала препятствует взгляду на собств. жизнь как на единое целое, к-рый отличает А. По замыслу близки к А. мн. романы 18 — нач. 19 вв. (написанные от первого лица), с их стремлением запечатлеть историю человеческой жизни “изнутри” (“Адольф” Б. Констана, “Исповедь сына века” А. Мюссе и др.).

 

Автобиогр. начало свойственно творчеству мн. писателей 20 в. (в т. ч. совр. сов. лит-ры), принадлежащих к разным эстетич. направлениям.

 

• Гинзоург Л. Я., О пси?сол. прозе, Л., 1977; May G., L'autobiographie, P., 1979; О 1 ne y J.,Autobiography: essays theoretical and critical, Princeton (N. Y.), 1980. В. Л. Мильчина.

 

АВТОГРАФ (от греч. autos — сам и grapho — пишу), собственноручный авторский рукописный текст. А. — важный источник установления канонич. (признанного правильным) текста произв., ценный материал для изучения творч. процесса художника слова

 

(см. Текстология). Богатые коллекции А. — в Центральном гос. архиве лит-ры и иск-ва (ЦГАЛИ), Гос. б-ке СССР им. В. И. Ленина, Гос. лит. музее в Москве, Гос. публичной б-ке им.?. Ε. ΡалтыковаЩедрина, Институте русской литературы (Пушкинский дом), а также во мн. музеях страны.

 

АВТОНЙМ (от греч. autos—сам, подлинный, истинный и onyma — имя), подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Напр., имя Стендаля (или его А.) — Анри Мари Бейль; имя М. Горького (или его А.) — Алексей Максимович Пешков.

 

автора ОБРАЗ. Автор (от лат. auctor — виновник, основатель, сочинитель) как филол. категория — создатель лит. произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его худож. мир. Присутствие автора (А.) дает о себе знать даже в безымяннофольклорных соч., ибо и в них ощутимы единая воля, вычленяющая и оформляющая данную худож. действительность, единополагающий исполнительско-речевой акт, но образ А. в них еще не сформирован. С развитием индивидуально-творч. подхода к авторству (еще с эпохи античности, а в новое время — с Возрождения и особенно в эпоху романтизма) в худож. строй произв. все более втягиваются содержат. (характерологические, мировоззренческие) аспекты личности автора, особенности его идейноэстетич. позиции. Лит.-худож. течения нового и новейшего времени порождают широкие, философски насыщенные образы-символы авторского самосознания. Напр., очевидна связь между умонастроением романтизма, символист, доктриной и лит. ролями “пророка”, “жреца”, -“оракула”, “медиума” (другой “демонический” полюс, романтич. авторского сознания — роль отщепенца, “проклятого”). Роль пророка может быть воспринята и в предельно расширит. смысле вдохновенного всенар. служения (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский). Для демократич. лит. сознания типичен образ писателя-деятеля, жертвенного борца (Н. А. Некрасов, созданные в его лирике образы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова). Для самосознания совр. литератора на Западе не менее показательна роль “шута”, “клоуна”, насмешливо демонстрирующего изнанку обществ, и мирового порядка. Жизнь подобных образов в читат. восприятии участвует в формировании эстетич. объекта.

 

Вместе с тем А.-творец внеположен своему творению — в том смысле, что ни один из компонентов произв. не может быть непосредственно, в обход системы худож. взаимосвязей возведен к личности художника и тем более к личности стоящего за ним человека. Правда, в соч. автобиогр. и лирич. плана А. обнаруживает себя не только как “виновник”, но и как “участник” собств. произв., т. е. в качестве художественно воплощенного человеческого образа; но и здесь всякий раз с большой остротой встает вопрос о совпадении и расхождении этого эстетически претворенного образа с реальной личностью сочинителя (см. Лирический герой). В драматич. жанрах А. присутствует только как организатор сценич. действия, находясь “за кулисами” и не подавая оттуда “голоса”; если же он в редких случаях и вторгается в события на глазах у зрителей (преим. в романтич. и символистских произведениях, напр. у А. А. Блока, Л. Пиранделло), то именно с целью “от противного” подчеркнуть условность драматич. представления, “непозволительным” вмешательством разрушить узаконенную иллюзию его самостоят, хода, а значит, и саму природу жанра (разумеется, здесь А. — всего лишь роль, не совпадающая с полнотой авторской личности). Применительно к эпич. жанрам можно говорить об образе А.-повествователя как о косвенной форме присутствия А.-сочинителя “внутри” собств. творения. В худож. прозе под образом или “голосом” А. подразумевается личный источник тех слоев худож. речи, какие нельзя приписать ни героям, ни вымышленному рассказчику. Так, В. В. Виноградов трактует А. о. как речевой образ.

 

Представление об авторстве исторически ранее всего возникает при восприятии лирики; в письм. лит-ре именно лирика впервые стала заниматься не воспроизведением известного от других (будь то миф, эпич. сказание или полуанекдотич. “новость” — новелла), а созиданием еще не бывшего, являющегося на свет вместе с личным авторским опытом. Между тем, чтобы утвердилось сцепление эпической, повествовательной речи с образом А., в эстетич. сознании должна была окрепнуть идея о правах худож. вымысла, узаконивающая фигуру новатора-сочинителя. Соответственно складывается и форма повествования от первого лица, привязанная к условному лит. “я” или “мы”. За таким условным повествователем стоит факт обществ.-культурного признания фигуры литератора как имеющего дерзание и право говорить с читателем от собств. имени, хотя и в санкционированных вкусами эпохи рамках. На ранних этапах лит-ры нового времени А. о. окрашен внеличными тонами и зависит от признанных норм лит.-профессионального речевого поведения. Романтизм, проводя лит-ру через школу психол. самонаблюдения, сделал многое для высвобождения личных тонов авторского голоса. Затем повествоват. слово великих реалистов 19 в. вводит, даже невольно, в интимную глубину душевного мира художника, в поистине личностный авторский образ (см. также Стиль).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...