Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 4 глава




 

АКРОСТИХ (греч. akrostichis, букв.— краестишие), стихи, в к-рых начальные буквы (реже — слоги или слова) составляют слово или фразу, обычно — имя автора или адресата. Рассчитан на зрит. восприятие. Развился из магич. текстов, популярен в поэзии поздней античности, средневековья, барокко (в т. ч. в рус. стихах 17 в.). А. из.последних букв стихов наз. те л ес т и х, из средних — месостих; они могут сочетаться в очень сложные фигуры.

 

Пример А. — сонет-посв. “Валерию Брюсову” М. Кузмина: Валы стремят свой яростный прибой, А скалы все стоят неколебимо.

 

Летит орел, прицелов жалких мимо...

 

М. Л. Гаспаров. АКТ (лат. actus), или действие, часть драматич. произв., к-рой при постановке соответствует непрерывность сценич. действия. Членение пьесы на А. указывает, что ее представление должно быть прервано — пляской хора, интермедией либо антрактом. Уже в комедиях Менандра все действие стало делиться на 5 А. (представление прерывалось тремя плясовыми выступлениями хора, превратившимися здесь в своего рода интермедии). 5-актное строение упрочилось в др.-рим. драматургии, было унаследовано итал. ренессансной “ученой комедией” и стало нормой у классицистов. В нар. и ср.-век. драме, а часто и в ренессансной А. не фиксировались (5-актное членение пьес У. Шекспира осуществлено издателями 18 в.). В восточной, в частности инд. классич., драме А. — это часть сценич. представления, обрамленная приходом и уходом персонажей; количествоА. менялось в пьесе от 1 до 10 и более. В европ. драме 19 в., наряду с 5-актным строением, широко распространилось 4- и 3-актное (последнее восходит к исп. театру 16—17 вв.). Малая драматургич. форма является одноактной (“Маленькие трагедии” А. С. Пушкина, “Слепые” М. Метерлинка, водевили А. П. Чехова). В 20 в., особенно во 2-й пол., когда резко изменилась композиция спектаклей и возобладало их двучастное деление, привычное членение пьесы на А. часто заменяется обозначением эпизодов (напр., у Б. Брехта), как это ранее имело место у Шекспира или в “Борисе Годунове” Пушкина. в.е. Хализев.

АКТУАЛИЗАЦИЯ (от позднелат. actualis — действенный), использование выразит, и изобразит. средств языка таким образом, что они воспринимаются как необычные, выступают в функции остранения, деавтоматизируются. Примеры А. — т. н. оживление внутр. формы слова, индивидуальные метафоры, а также случаи реализации метафор, разл. факты иронии и игры слов (см. Каламбур), перифрастич. обозначения и симфоры (образные представления, в к-рых вместо признаков сходства дается подобие; характерны для нар. загадок, лирич. поэзии). Термин “А.” применялся в ОПОЯЗе; в Пражском лингвистическом кружке явление А. соотносили с “автоматизацией” как фоном, на к-ром воспринимается А.; позднейшие исследователи чаще говорят об “обоснованных отступлениях” (Л. В. Щерба) от норм лит. языка и о преобразовании его элементов в худож. текстах (см. Язык художественной литературы).

 

В. П. Григорьев.

 

АКЦЕНТ (от лат. accentus — ударение), 1) синоним ударения. 2) Совокупность фонетич., грамматич. и лексико-фразеологич. ошибок в речи человека, говорящего на неродном яз., обусловл. влиянием системы родного яз. Это — иноязычный А., напр. немецкий, грузинский. А. может возникать и в пределах одного языка — в речи носителя диалекта, недостаточно владеющего нормами лит. языка (диалектный А., напр. “оканье”). Наиболее устойчивый и заметный вид А. — фонетический. А. нередко становился в рус. лит-ре средством речевой характеристики персонажа, напр. нем. А. в речи Вральмана в “Недоросле” Д. И. Фонвизина, Карла Ивановича в “Отрочестве”

 

Л. Н. ТОЛСТОГО.?.Α. Βиноградов.

 

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения — стих, в к-ром урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естеств. данных языка (в рус. яз. обычно 0—4 слога, в англ. — 1—2 слога, поэтому англ. А. с. воспринимается рус. слухом как дольник). Самые употребит, размеры—4- и 3-ударный А. с. (часто—в чередовании 4—3—4—3). Наиболее строго организован А. с. с парной рифмовкой (раёшный стих), наиболее вольно — А. с. нерифмованный (свободный стих). В рус. поэзии А. с. господствует в нар. говорном стихе (см. Народный стих), в досиллабич. стихе 17 в.; занимает видное место у В. В. Маяковского (наряду с дольником и вольным хореем) и др. поэтов 1910—20-х гг.

 

М. Л. Гаспаров.

 

АКЙН, поэт-импровизатор и певец у казахов и киргизов. А.— создатель произв. отличается от жирши (ырчи) — исполнителя песен, сказителя эпич. произведений. А. импровизирует в форме песенного речитатива под аккомпанемент домбры. В дореволюц. время в условиях кочевого быта и неграмотности народа А. играли особо важную роль, т. к. выражали нар. мысли и чувства, обличали социальные пороки, воспевали героев. После Окт. революции древнее иск-во импровизации обновилось как по содержанию, так и по форме. “АЛА-ТОО”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал на кирг. яз. Орган СП Кирг. ССР. Изд. во Фрунзе с 1931.

 

АKME — АЛАТ

 

==17

 

 

АЛБАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Развивается на алб. яз. Богатый фольклор Албании включает эпич. циклы сказаний о богатырях, историч., обрядовые и лирич. песни, пословицы, загадки. Наиболее ранний из сохранившихся памятников алб. письменности—“формула крещения” (1462). В 1555 вышла первая книга на. албанском яз.—“Мэшари” (“Служебник”) Г. Бузуку. включающая переводы религ. содержания. В кон. 15 — нач. 16 вв. получили известность работы историографов и гуманистов, в т.ч. “История жизни и подвигов Скандербега” М. Барлети. 17 в. в А.л. — эпоха деятельности плодовитых прозаиков и версификаторов, создавших поэзию барокко. Ей свойственны нац.-освободит, идеи, острый интерес к социальным отношениям, просветит, тенденции. Крупнейший представитель поэзии алб. барокко — П. Буди, автор книг религ. содержания “Доктрина христианства” и “Римский ритуал”. С нач. 18 в. развивается лит-ра Просвещения. Одним из ее центров был г. Воскопоя, где в 1744 было открыто первое среднее уч. заведение “Новая академия”. В городах Берат и Эльбасан в 18—19 вв. достигла расцвета поэзия бейтеджи (тур. стихотворец). Поэты-бейтеджи писали на алб. яз., пользуясь араб. алфавитом и широко применяя тур. и араб. лексику· Лит-ра бейтеджи представляла собой сложный сплав традиций нар.-песенного творчества, заимствований из вост. лит-р и просветит, настроений и тем. Она оставила ряд ценных свидетельств усложнившегося миропонимания человеческой личности в эпоху ломки феод. отношений.

 

Значит, частью А.л. является развивавшаяся с 16 в. в Юж. Италии (Калабрии и Сицилии) лит-ра переселенцев из Албании — т. н. арберешей. В кон. 18 — нач. 20 вв. развернулось широкое культ.-просвет, движение арберешей, возник ряд уч. заведений. В эпоху возрождения нац.-культурных традиций (с 1840-х гг. до 1912, года провозглашения независимости Албании) в лит-ре итал. арберешей господствовал романтизм. Его отличит, чертами были высокий патриотич. и идейный накал, демократичность, пристальное внимание к жизни народа, интерес к фольклору. Возникновение романтизма связано с именем поэта И. Де Рады: поэмы “Песни Милосао, сына господаря Шкодры”, “Песни Серафины Топни”, “Несчастный Скандербег”. Творчество поэта 3. Серембе явилось худож. воспроизведением духовной жизни патриотаарбереша 2-й пол. 19 в. во всей совокупности трагически неразрешимых социально-экономич., политич. и моральных проблем. В творчестве Ф. А. Сантори (“Эмира” — первое произв. драматургии на алб. яз.) и В. Стратико поставлена осн. проблема алб. общества — социальное неравенство. В поэме гарибальдийца и социалиста Стратико “Пролетарий” впервые в алб. лит-ре возникла тема рабочего класса.

 

Подъем обществ, борьбы алб. народа в кон. 70-х гг. и создание в Призрене т.н. Албанской лиги (1878— 1888) — первой нац. орг-ции, возглавившей борьбу албанцев против тур. ига, явились могучими факторами. определившими культурное возрождение народа. Основоположником новой лит-ры стал Н. Фрашери (поэма “Стада и пашни”, сб. стихов “Летние цветы”). В его творчестве наиболее интересно проявились результаты ускоренного развития лит-ры: традиции Просвещения, элементы романтизма и сентиментализма сложно взаимодействовали с элементами реализма. Глубоко патриотич. произв. Фрашери реалистически отразили одну из самых важных эпох алб. жизни. Поэт А. Чаюпи (сб. “Отец Томори”) утвердил тенденции критич. реализма в алб. поэзии, начатые Фрашери. Чаюпи и Н. Мьеда призывали в своих стихах к объединению албанцев, к борьбе за освобождение, выступали против религ. розни. В 1890—1910-х гг. в поэзии возникли шовинистич. мотивы, элементы декаданса. Однако преобладала прогрес. лит-ра. к-рую представляли политич. деятель, поэт и переводчик Ф. Ноли. поэты? Силичи. А. Асдрени.

 

==18 АЛБА — АЛЕК

 

С 1900-х гг. начала развиваться проза: появились первые новеллы и повести. В 30-х гг. под влиянием рабочего движения, идей социализма в лит-ре основными стали социальные мотивы. Поэт и прозаик Мигени (сб. “Свободные стихи”), разоблачавший реакц. режим А. Зогу, лицемерие религии и печати, создавший реалистич. образы тружеников и революц. молодежи, оказал большое влияние на дальнейшее развитие прогрес. лит-ры.

 

В годы Нац.-освободит, борьбы алб. народа против фашист, захватчиков (1939—44) развивалась партизанская поэзия, пронизанная патриотич., свободолюбивыми мотивами, слагались песни, создавались очерки и хроники. После освобождения и победы нар.-демократич. революции тема нар. войны продолжает разрабатываться. Одновременно возникла тема социального преобразования жизни — сначала на сел. тематике, а затем и на городской. Процесс этот вызвал в 40—50-х гг. зарождение и развитие жанра романа. Создание первых нац. театров в стране повлекло появление разл. драматургич. жанров; появились также киносценарии, либретто к муз. произведениям.

 

В кон. 50—60-х гг. издаются автобиогр. повести и романы, книги на историч. сюжеты. В лит-ре 70-х гг. отразилась тема рабочего класса.

 

И зд.: Алб. классич. поэзия, М., 1981: Алб. новелла XIX—XX вв М., 1983: • Historia e letersisк shgipe. v. 1—2. Tiranк. 1959.

 

T. Ф. Серкова.

 

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, одно из культурных учреждений эпохи эллинизма. Основана в Александрии Египетской в нач. 3 в. до н.э. В ней насчитывалось ок. 700 тыс. папирусных свитков, включавших произв. др.-греч. лит-ры и науки, а также книги на языках народов Востока. Тексты рукописей, собранных А. б., обычно проверялись и исправлялись (см. также Александрийская филологическая школа}. Большая часть А. б. сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 и. э., остатки — в 7—8 вв.

 

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия эпохи эллинизма, именуемая по крупнейшему ее центру, Александрии Египетской. Хронологич. границы А. п. — 4—1 вв. до н. э.; географич. границы бытования — терр. распавшейся империи Александра Македонского. Характерные черты: отказ от гражд. тематики, повышенное внимание к обособленной личности, углубленный психологизм, интерес к деталям крест, быта, к фольклору, ослабление веры в богов (отсюда — превращение мифа в сказку, увлекат. предание). В А. п. преобладает любовная тема, а в собственно поэтич. сфере — малые жанры (гимн, элегия, ямб, эпиграмма, идиллия). Крупнейшие представители: Каллимах, Аполлоний Родосский, Ликофрон, Феокрит, Леонид Тарентский.

 

Изд.: Александрийская поэзия. (Вступ. ст. М. Грабарь-Пассек1. М., 1972.

 

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Возникла в Александрии Египетской. Время А. ф. ш. — 3—2 вв. до н. э. Центром филологич. науки была Александрийская библиотека. В Александрии филология отделилась от философии (ранее филологич. вопросами занимались философы), став самостоят. отраслью знания. Занимаясь в осн. критикой и толкованием текстов, представители А. ф. ш. создавали и биографии писателей с элементами лит. анализа, устанавливали гл. роды лит-ры и каноны “образцовых” авторов в каждом из родов, изучали диалекты греч. яз. и греч. метрику, писали комментарии; занимались также и вопросами грамматики. В А. ф. ш. были созданы первые науч. издания др.-греч. авторов классич. эпохи, послужившие впоследствии основой для ср.-век. и ренессансных рукописей, дошедших до нового времени.

 

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (назв. от франц. поэмы об Александре Македонском. 12 в.), во франц. стихосложении: 12-сложный стих с ударениями на 6-м, 12-м и цезурой после 6-го слога, обычно с парной

 

рифмовкой; в нем. и рус. стихосложении передается 6-стопным ямбом с цезурой после 3-й стопы. В эпоху классицизма — осн. размер эпоса, трагедии, элегии, сатиры и др. высоких и средних жанров. Пример (стих. “К временщику” К. ф. Рылеева): Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!..

 

М. Л. Гаспаров.

 

•“АЛЕКСАНДРИЯ”, “Деяния Александра”, “Роман об Александр es”, легендарный роман псевдо-Каллисфена о подвигах и приключениях Александра Македонского (356—323 до н. э.), появившийся на греч. яз., очевидно, во 2—3 вв. н.э. и получивший распространение в многочисл. переделках и переложениях на Западе и Востоке. Слав. перевод был сделан не позднее 12 в. (“Хронографическая А.”), более поздняя греч. переработка появилась на Руси через юж.-слав. посредство в 15 в. (“Сербская А.”) и получила широкое распространение в рукописях; по жанру — воинская повесть.

 

Тексты: Истрин В. М., Александрия рус. хронографов, М., 1893; Александрия, М.—Л., 1965. Д. М. Буланин.

 

АЛЖИРСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, лит-ра алж. народа на араб., кабильском и франц. языках. В средние века А. л. была достоянием общеараб. культуры (см. Арабская литература).

 

Литература на арабском и кабильском языках получила развитие в эпоху борьбы против исп. экспансии нач. 16 в. и против тур. господства 16—18 вв. Духовная жизнь страны сосредоточилась в устном нар. творчестве. В 19 в. А. л. отразила процесс начавшегося формирования алж. нации, попавшей в оковы франц. колониализма. Возрождаются известные классич. араб. эпопеи. Их гражд. пафос созвучен подъему героизма масс, их стремлению к свержению колониализма. Появляются различные виды нар. повестей; продолжает бытовать макама и лит-ра путешествий, p и? л а. В своих стихах нар. поэты (меддахи) призывали народ к вооруженному сопротивлению колонизаторам. Близка по духу нар. песням патриотич. поэзия Абд аль-Кадира, элегии Сайда Абдаллаха, поэзия воина-меддаха Мухаммеда Белькаира и нар. поэта-сказителя Кабилии Си Моханда. В сатирах и элегиях Каддура Бен Хлафы отразилось время колон, неволи. В нач. 20 в. возникло движение за обновление араб. культуры, идеологами к-рого были просветители и реформаторы ислама, ученые-богословы (улемы): Абд аль-Хамид Бен Бадис, Башир Брахими, Ларби ат-Тбесси и др. Развивалась патриотич. лирика (Мухаммед аль-Ид, Мухаммед аль-Лаккани).

 

В нач. 20 в. зарождается нац. театр, опиравшийся на традиции нар. фарсовых представлений. Драматургия на араб. яз. не встретила отклика у зрителей. Успех сопутствовал драматургии на алж. диалекте араб. лит. языка (фарс Аллалу и Дахмуна “Джеха”, пост. 1926). Кастовые предрассудки и колон, гнет изобличали Рашид Ксентини и Бахтарзи Махиддин — классики алж. драматургии. Нац.-освободит, борьба народа Алжира — ведущая тема в поэзии 50—60-х гг. (стихи Абу-ль-Касима Саадаллы, Муфди Закарии— автора нац. гимна) и прозе (рассказы ат-Тахира Ваттара, Фадиля Масуди). Ахмед Рида-Хуху, основоположник жанра рассказа в арабоязычной А. л.,— автор первого алж. романа на араб. яз. (“Девушка из Мекки”, 1947), романа в защиту женщины. В 1967 появился роман “Голос любви” Мухаммеда Мани. В творчестве Ахмеда Ашура выделяются характерные черты алж. новеллистики: просветит, критика социальной отсталости, бесправия женщины в араб. мире. Интерес к внутр. проблемам страны характерен и для произв. 70-х гг. (романы “Землетрясение” Ваттара, “Ветер с юга”, “Конец вчерашнего дня” Абд аль-Хамида Бенхедуги и “То, что ветры не смогут унести” Мухаммеда Арара аль-Али). В 1980 опубл. антология “Совр. алжирская новелла”. О. н. Демкина.

 

2·и

 

Литература на французском языке. Наряду с лит-рой на араб. яз. в 40—50-х гг. развивается алж. лит-ра на франц. яз. Пробуждение нац. самосознания выразил в своих произв. писатель Жан Амруш (антология “Берберские песни Кабилии”, эпич. сказ “Бессмертный Югурта”) и поэты Аит Джафер (поэма “Песня нищих арабов Касбы”), Мустафа Лашраф (сб. стихов “Отплытия”). Появляются реалистич. произв. Мухаммеда Диба (трилогия “Алжир”), Мулуда Ферауна (романы “Сын бедняка”, “Земля и кровь” и “Дорога, ведущая в гору”), Мулуда Маммери (романы “Забытый холм”, “Когда спит справедливость”), Малека Уари (“Зернышко в жерновах”). Духовное прозрение женщины запечатлено в романах Асии Джебар (“Нетерпеливые”, “Дети нового мира”), воспитание чувств, драма изгнаннического удела — в романах Маргерит Таос (“Черный гиацинт”, “Улица тамбуринов”), собирательницы сказок и песен Кабилии. Легенда и история, миф и реальность своеобразно претворяются в произв. Ясина Катеба (драматич. тетралогия “Кольцо репрессий” и роман “Неджма”). Тема творчества Малека Хаддада, автора стихов и романов (“Последнее впечатление”, “Набережная цветов не отвечает”),—роль алж. интеллигенции в нац.-освободит, войне. Поэты Диб, Жан Сенак, Хаддад, Буалем Хальфа, Анри Креа в своей лирике выразили духовное мужество и нравств. правоту восставшего народа. В поток лит-ры вливаются свидетельства патриотов о пытках во франц. тюрьмах во время Нац.-демократич. революции в Алжире (1954—б2): книги “Гангрена” и “Вам рассказывает алжирец” Мезиана Нуреддина; “Допрос под пыткой” и “Бойцы в плену” франц. писателя А. Аллега, участника алж. революции.

 

Создание Алж. Нар. Демократич. Республики в 1962 открыло новую эпоху в А. л. В 1963 основан СП Алжира. Осмысляют минувшие годы и новую действительность поэты Нордин Тидафи, Анна Греки, Креа, Башир Хадж Али. Героич. и трагич. прошлое властно приковывает к себе Диба, Абдельхамида Бензина (автобиогр. кн. “Лагерь”, кн. очерков “Походный дневник”), Хосина Бухазера (кн. “Говорит Касба”). Роман Мурада Бурбуна “Муэдзин”, историч. повесть Креа “Могила Югурты”, роман Рашида Буджедры “Отвержение”, направленный против кланового деспотизма и эгоизма торгашеских душ, роман Джебар о воен. поколении и мучит, возвращении к мирной жизни “ Наивные жаворонки”— заметные явления в алж. прозе кон. 60-х гг. Еершина алж. реалистич. лит-ры 60-х гг.— роман Маммери об эпохе нац.-освободит, войны “Опиум и дубинка”. Сцены провинц. жизни в канун восстания 1954 реалистически воссозданы в романе Али Бумахди “Деревня лилий”. В 1967 вышла поэтич. антология “Алжирский диван” (сост. Ж. Леви-Валенси, Ж. Э. Беншейх) и в 1969 —“Письма друзьям” Ферауна, книга Маммери о жизни и поэзии Си Моханда. Становление новой А. л. происходит на основе усвоения собств. духовного наследия, опыта всемирной лит-ры в сложном противоборстве с модернист, тенденциями (кн. поэтич. прозы Катеба “Звездный полигон”, романы Диба “Танец короля” и Буджедры “Идеальная топография для типичной агрессии”). E 60—70-х гг. в развитии А. л. заметную роль сыграло творчество Мулуда Ашура, Джамаля Амрани, Каддура М'Хамсаджи, Ахмеда Аккаша, Мустафы Туми — составителя антологии алж. поэзии и прозы “В защиту Африки” (1969), романы Набиля Фареса, Айши Лемсин “Хризалида”, Джамаля Али Ходжа “Богомол”, автобиографич. произв. Фатьмы Амруш “История моей жизни”, пьесы Мустафы Хасиана. На рубеже 60—70-х гг. отчетливо звучат голоса поэтов, проложивших путь совр. алж. поэзии,— Диба, Нуреддина Абы, Хаджа Али, Тидафи, Ахмеда Азеггаха. В лит-ру вступает молодое поколение поэтов, к-рых представил Жан Сенак в своей “Антологии новой алжирской поэзии” (1971).

 

АЛЕК — АЛЖИ

 

==19

 

Изд.: Поэты Алжира, М., 1965; Цветы ноября. [Сб. рассказов], М., 1972; Алжир, в сб.: Поэзия Африки, М., 1973; Утро моего народа. Совр. алж. поэзия, М., 1977.

 

• Культура совр. Алжира. Сб. ст., пер. с франц., М., 1961; Джугашвили Г. Я., Куделин А. Б., Никифорова И. Д., Лит-ра Алжира, в кн.: Совр. лит-ры Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, гл. 1; Джугашвили Г. Я., Алж. франкоязычный роман, М., 1976; Лит-ры Африки, М., 1979; Прожогина C.B., Магриб. Франкоязычные писатели 60—70-х гг., М., 1980; De jeu χ J., La litterature algйrienne contemporaine. P., 1975; его же. Bibliographie methodique et critique de la littйrature algйrienne de langue franзaise. 1945—1977, Alger, 1981; La littйrature algйrienne, “Europe”, 1976, № 567/568. В. Л. Балашов, Г. Я. Джугашвили.

 

АЛКЕЕВА СТРОФА, строфа антич. стихосложения из 4 стихов-логаэоов: с~—^——\—^^—^·v (дважды), ^- — \j — — — \j —?" и — ^ ^ — \^\j —^—?-. Введена др.-греч. поэтом Алкеем, усовершенствована Горацием.

 

'Пример силлабо-тонич. имитации А", с. (из В. Я. Брюсова): Не тем горжусь я, | Фебом отмеченный, Что стих мой звонкий | римские юноши

 

На шумном пире повторяют, Ритм выбивая узорной чашей.

 

М. Л. Гаспаров.

 

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria—иносказание), лит. прием или тип образности, основой к-рого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе. В роли А. могут выступать как отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина и др.), так и типичные явления, характеры, мифол. персонажи, даже отдельные лица. В А. присутствуют два плана: образно-предметный и смысловой, но именно смысловой план первичен: образ фиксирует уже к.-л. заданную мысль. Поэтому аллегорич. образ, в отличие от “самодостаточного” худож. образа (в к-ром оба плана принципиально неразделимы и равноценны), требует специального комментария; последний либо может быть составной частью аллегорич. текста (напр., басенная мораль), либо подразумеваться; так, в сюжете эпич. поэмы, согласно т. з. классицистич. поэтики, персонажи антич. мифологии — не только самостоят, действующие лица, но и носители определенного, закрепленного за каждым аллегорич. содержания: “Минерва — мудрость в нем [в эпич. “стихе” — А. П.], Диана — чистота, Любовь — то Купидон, Венера — красота” (А. П. Сумароков, “Эпистола о стихотворстве”), Традиц. трактовка А. как однозначного иносказания обусловлеиа ее повышенной и “открытой” оценочностью: предметный план ее, как правило, легко разъясняется в категориях “добра” и “зла”. Однако как бы ни была прямолинейна умозрит. основа А., образное, предметное ее воплощение создает дополнит, или даже новые худож. и смысловые нюансы. (Так, притчевые лев, волк, лиса и т. п. в сознании читателя уже имеют определ. репутацию и поэтому воспринимаются не только как “опредмеченные” аналоги отвлеченной морали, но и как “живые” очеловеченные типы.) Особенно это относится к А. - олицетворениям (“Безумие” Ф, И. Тютчева, нек-рые баллады М. Ю. Лермонтова).

 

А., утратившие первонач. “идейный” комментарий (напр., притча о сеятеле, функционирующая в лит-ре вне своего истолкования в тексте Евангелия), подлежат дальнейшему “вторичному” осмыслению. В процессе культурно-историч. развития аллегорич. истолкованию могут подвергаться не предназначенные для такого восприятия мифол. персонажи и представления, а также устойчивые образы (топосы) прошлых

 

культур. Л. М. Песков.

 

В истории лит-ры А. утверждалась как в “высоких”, так и в “низких” жанрах. Отвлеченно-умозрит. основа А. не воспринималась как таковая в эпохи, когда “смысл” вещи не отделялся от ее “облика”, “явление” — от “значения”; не случайно эллинистич. мышление постоянно смешивает А. и символ. Особого расцвета А. достигла в средние века — как иносказат. воплощение абсолютных ценностей бытия (см. Барокко); аллегорич. проблематика могла сочетаться с естественным, “живым” изображением героев и ситуаций

 

К оглавлению

 

==20 АЛКЕ — АЛОГ

 

(“Роман о Лисе”, стихотв. произведения Э. Спенсера, Г. Дугласа) и в эпоху классицизма. Обычные персонажи А.— Ад, Рай, Смерть, Любовь, Фортуна, Справедливость.

 

А. чужда новоевроп. лит-ре и эстетике, отождествившей ее с рассудочностью, рационалистич. дидактикой. Однако аллегорич. образность как один из способов эстетич. освоения действительности — важный компонент разл. творч. систем художников 19—20 вв.: П. Б. Шелли, M. E. Салтыкова-Щедрина (сказки), Э. Верхарна, Г. Ибсена, А. Франса; в 20 в. А. традиционно служит басне, сатире, гротеску, утопии и одновременно сближается с жанром притчи, параболы (“Чума” А. Камю).

 

• R йpi? J., Mythe et allйgorie. P., 1976 (есть библ.).

 

АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ, акцентный стих др.-герм. (“Песнь о Гильдебранте”), сканд. (Эдда Старшая), др.-англ. (“Беовульф”) и кельт, поэзии: в каждой строке по меньшей мере 2 слова должны начинаться одним и тем же звуком, в герм. А. с. эта аллитерация связывает полустишия 4-словного стиха (АА—ХА, ВВ—ВХ, СХ—СХ,...), а в кельтском— также и целые стихи (АА—ВА, ВВ—ВС, СХ—СД,...). Пример: Вот кубок браги, вождь бранного веча, В нем смешана сила с мощной славой, Полон он песен, письмен на пользу, Разных заклятий и радостных рун. (Сага о Вольсунгах; пер. Б. Ярхо).

 

М. Л. Гаспаров. АЛЛИТЕРАЦИЯ (ср.-век. лат. alliteratio, от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение согласных звуков, преим. в начале слов, осн. элемент фоники. В др.-герм., тюрк. и нек-рых др. стихосложениях А. предсказуема и является организующим приемом стиха (см. Аллитерационный стих), в большинстве других —орнаментальным приемом выделения и скрепления важнейших слов (“Пора, перо покоя просит...”, А. С. Пушкин). М. Л. Гаспаров.

 

АЛЛОНЙМ (от греч. all os — другой, иной и onyma — имя), чужое подлинное имя, взятое как псевдоним. Напр., поэт Пабло Неруда свою фамилию Нефтали Рикардо Рейес Басуальто заменил фамилией чеш. писателя 19 в. Яна Неруды.

 

АЛЛ103ИЯ (от лат. allusio — шутка, намек), в худож. лит-ре, ораторской и разг. речи — одна из стилистич. фигур: намек на реальный политич., историч. или лит. факт, к-рый предполагается общеизвестным.

 

АЛОГИЗМ (от греч. а — отрицат. частица и logismos — разум), непредсказуемое совмещение понятий; сознат. нарушение логич. связей в худож. произведении. А. проявляется как в пределах словосочетания (С. И. Соболевский о “Гавриилиаде” А. С. Пушкина: “прелестная пакость”; см. также Оксиморон, Парадокс), так и короткого синтаксич. отрезка: “М и т p оф а н. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку... Так мне жаль стало... Тебя, матушка: ты так устала колотя батюшку” (Д. И. Фонвизин, “Недоросль”). А. может также разрастаться до алогичного сюжета, образа и т. п. и в этом качестве нередко сочетается с гротеском, но в отличие от него не требует фантастич. образности. А. или смещает пропорции в границах вполне правдоподобных (проза Д. Хармса, “Процесс” Ф. Кафки), или служит для выражения страннонеобычного, даже абсурдного (пьесы Э. Ионеско, С. Беккета). А. особенно ощутим, когда он нарушает “естественное” представление о предмете, явлении (“арбуз — в Семьсот рублей”, “суп... из Парижа”, о к-рых рассказывает Хлестаков в “Ревизоре” Н. В. Гоголя) и возникает внутри логически мотивированного отрезка текста (ср. сопоставит, характеристику Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя “Как поссорились...”; о разл. видах А. в речи повествователя см. Манн Ю., Поэтика Гоголя, М., 1978, с. 110—13). a.m. Песков.

 

“АЛПАМЙШ”, <ероич. эпос, бытующий у тюркоязычных народов: у узбеков —“А.”, у казахов —“Алпамыс батыр”, у каракалпаков —“Алпамыс”, у алтайцев —“Алып-Манаш”, у башкир —“Алпамыша и Барсын-хылуу”. Все версии объединяются общими сюжетами, связанными с подвигами гл. героя Алпамыша. Наиболее изучен узб. эпос-дастан (стихотворный с прозаич. вставками вариант сказителя Юлдашоглы Фазыла, записан в 1928).

 

Традиц. сюжеты— чудесное рождение Алпамыша, наделенного святым покровителем неуязвимостью, его героич, сватовство к красавице Барчин и избавление ее от притязаний калм. богатырей, к-рых Алпамыш побеждает в свадебных состязаниях (при помощи друга Караджана). Вторая часть эпоса посвящена походу Алпамыша против Тайчахана, притеснявшего тестя героя; колдунья Сурхайиль опаивает Алпамыша, он попадает в подземелье, откуда его спасает чудесный конь Байчибар. Алпамыш побеждает врагов и возвращается на родину, где власть захватил его брат Ултан, рожденный от рабыни. Ултан вынуждает Барчин к замужеству, но Алпамыш неузванпым является на свадьбу (традиц. фольклорный мотив — муж на свадьбе жены, ср. в *0диссее^·), расправляется с узурпатором и объединяет под своей властью весь народ.

 

К эпосу “А.” примыкает дастан “Ядгар”, повествующий о подвигах сына Алпамыша Ядгара. Архаичность алт. версии “Алып-Манаш” свидетельствует, согласно В. М. Жирмунскому, о происхождении эпоса “А.” из богатырской сказки.

 

Изд.: Юлдаш оглы Ф., Алпамыш, пер. с узб. Л. Пеньковского, Таш., 1974.

 

φ Ζирмунский В, M., Тюркский героич. эпос, Л., 1974.

 

АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра алт. народа. Развивается на алт. яз. Борьба алт. племен с китайскими и джунгарскими завоевателями, мечты трудового народа о счастье отразились в нар. поэзии: в героич. эпосе (“Алып-Манаш”), сказках, песнях, преданиях, пословицах, загадках. После Окт. революции нар. поэзия отражает коренные преобразования в горах Алтая. Письменность создана в сер. 19 в., но А. л. появилась в сов. время. В 30—40-х гг. творчество П. В. Кучияка стало летописью жизни алт. народа с предреволюц. лет до Великой Отечеств, воины. С 50-х гг. активно работает в лит-ре поэт и прозаик Б. У. Укачин. В А. л. ведущее место занимает поэзия; в последние десятилетия получили развитие и прозаич. жанры (роман, повесть), появились первые нац. пьесы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...