Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 12 глава




 

Одним из первых белорус, писателей 19 в. был В. Дунин-Марцинкевич, автор поэм из крест, жизни и первых произв. нац. драматургии — комедий, высмеивавших мздоимцев-чиновников и деревенских мироедов. В русле критич. реализма развивалась деятельность поэта-демократа Ф. Богушевича, чьи сб-ки

 

БАШК—БЕЛО

 

==47

 

лирич. стихов, изданных в Кракове и Познани, адресовались непосредственно читателю из народа. К кон. 19 в. относится также деятельность демократически настроенных поэтов Янки Лучины, Адама Гуриновича и др.

 

Революц. подъем в России 1905—07 оживил и активизировал и Б. л., на авансцену к-рой выдвинулись такие крупные мастера, как Я. Купала, Я. Колас и?.Α. Αогданович. Деятельность этих писателей (все они испытывали влияние М. Горького) была пронизана революц.-освободит. идеями, согрета горячей любовью к трудовому народу. Первое стихотворение Купалы было опубл. в 1905, потом поэт активно сотрудничал в издающейся в Вильно белорус, газете •“Наша нива”. В дооктябрьское время он издал три поэтич. сб-ка и ряд поэм. Поэт и прозаик Колас учительствовал, вел революц. пропаганду среди крестьян, подвергался репрессиям. Первое его стих. опубл. в 1906 в газ. “Наша доля” (она выходила в Вильно в 1906 и была предшественницей “Нашей нивы”). До Окт. революции он опубл. сб. стихов с характерным назв. “Песни печали” и неск. книг прозы. Купала и Колас, ставшие основоположниками новой белорус. лит-ры, вместе с Богдановичем и нек-рыми другими белорус, писателями широко пропагандировали в народе соч. рус., укр., польск. писателей, переводя их на родной язык.

 

Ко времени Окт. революции и Гражд. войны в Б. л. активно действовали и такие зрелые мастера, как 3. Бядуля и Т. Гартный. Первый из них опубликовал до революции сб. лирико-импрессионистич. рассказов. Поэт, прозаик, драматург, публицист и критик, Гартный возглавил первое Сов. пр-во Белоруссии. До революции он сотрудничал в болыпевист. газ. “Правда”, редактировал издававшуюся в Петербурге газ. “Дзяннща” (“Денница”), писал лирич. стихи, в к-рых большое место отводилось рабочему человеку, борцу за новую жизнь.

 

В первые послереволюц. годы в Б. л., как и в др. лит-рах молодой Сов. республики, преобладала поэзия — героическая, романтичная по своей осн. настроенности. Участники организованного в 1923 лит. объединения “Маладняк” — М. Чарот, А. И. Александрович, В. Н. Дубовка, Я. Пуща, П. Трус и др. — создавали боевые стихи и песни, прославляющие революцию и нового человека. Большой популярностью пользовались злободневные басни К. Крапивы (впоследствии стал драматургом). Усиленно развивается нац. драматургия, имеющая богатые нар. традиции.

 

С этого времени начинается быстрое становление белорус, прозы, к-рая развивалась от небольшого рассказа к повести, а затем роману. В сферу худож. освоения включаются все новые события бурно развивающейся действительности: недавнее историч. прошлое народа, становление его самосознания, события революции и только что отгремевших боев Гражд. войны, ломка веками устоявшегося быта, рождение новых отношений, новых черт в облике человека — труженика и творца. Молодая белорус, проза уверенно движется по пути к социалистич. реализму, к постепенному овладению мастерством психол. анализа, глубокого проникновения в сущность происходящего. В этом отношении значит, роль сыграло послереволюц. творчество Коласа, и прежде всего его трилогия “На росстанях”, рассказывающая о сложных идейных исканиях передовой белорус, интеллигенции начала века. В том же направлении развивалось творчество крупного белорус, прозаика К. Черного, опиравшегося на опыт рус. классики (в частности, на открытия в области психол. письма Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского). Предметом изображения в его романах и повестях становится философски осмысленная история родного народа, воссозданная в крупных характерах и драматич. коллизиях.

 

==48 БЕЛЫ — БЕЛЬ

 

Сходные процессы протекают и в белорус, поэзии: освобождаясь от схематизма и отвлеченной патетичности, она становится художественно конкретнее, естественнее, лиричнее; в сферу ее изображения вовлекаются “мирные” дела народа, процесс духовного роста человека (творчество П. У. Бровки, А. А. Кулешова, П. Ф. Глебки, П. Е. Панченко). После освобождения Зап. Белоруссии отряд белорус, писателей пополнился новыми именами — поэты М. Танк, В. П. Тавлай, прозаик Ф. С. Пестрак.

 

Гражд. пафос, историч. оптимизм, глубокий патриотизм — осн. черты Б. л. времени Великой Отечеств. войны: публицистика Купалы, Коласа, М. Лынькова, фельетоны Черного, сатирич. стихи Крапивы, суроводраматич., лирически-напряженные стихи и поэмы Кулешова, Танка, Бровки и др.

 

Б. л., успешно следуя по пути социалистич. реализма, развивает жанры романа, поев. прошлому народа (произв. Лынькова, Пестрака, роман-эпопея И. П. Мележа “Полесская хроника”), а также произв. разл. жанров, рисующие трудовые будни республики, поев. морально-этич. темам (книги Я. Брыля, И. П. Шамякина, А. Н. Кулаковского, комедии А. Е. Макаёнка и др.).

 

Одной из осн. и глубинных тем Б. л. стала воен. и партиз, тема. Подвигу белорус, народа в тяжкой борьбе с фашизмом посвящались и посвящаются лучшие произв. Лынькова, Шамякина, Мележа, А. М. Адамовича, Кулаковского, И. Я. Науменко, В. С. Короткевича, И. Н. Пташникова, И. Г. Чигринова, Я. Сипакова. Среди произв. на воен. тему — уникальная документ, книга Адамовича, Брыля и В. А. Колесника “Я—кз огненной деревни”, напряженно-драматически-, глубоко раскрывающие нравств. аспекты поведение человека на войне повести В. В. Быкова.

 

В белорус, поэзии плодотворно работают Танк, Панченко, М. Аврамчик, К. Киреенко, А. С. Велюгин, А. В. Пысин, Р. И. Бородулин, Г. Н. Буравкин, О. А. Лойко, Н С. Гилевич и мн. др.

 

Лит. периодика: газ. *Дгтаратутра г мастацгва^, жури, *Маладосць^, ^Палымя*, <Неман”, ^Беларусь*.

 

φ Θстория белорус, дооктябрьской лит-ры, Минск, 1977; История белорус, сов. лит-ры, Минск, 1977; Писатели Сов. Белоруссии. Краткий биобиблиографич. справочник, Минск, 1970 (па белорус. яз.); Писатели Сов. Белоруссии, Минск, 1981 (на белорус, яз.).

 

М. Г. Ярош.

 

БЕЛЫЙ СТИХ (англ. blank verse), нерифмованный стих в новоевроп. силлабич. и силлабо-тонич. стихосложении. В ср.-век. поэзии был неизвестен; явился в 16 в. как средство имитации антич. поэзии, не знавшей рифмы. Закрепился сначала в эпич. и драматич. 5-стопном ямбе и его аналогах (Б. с. в узком смысле слова: У. Шекспир, Дж. Мильтон, В. А. Жуковский, “Борис Годунов” А. С. Пушкина и т. д.; из драматич. монолога этот Б. с. перешел в романтич. элегию — “Вновь я посетил...” Пушкина), потом — в лирич. свободном стихе (Ф. Клопшток, И. В. Гёте, А. А. Фет). В рус. поэзии Б. с. с дактилич. окончаниями использовался также как средство имитации народного стиха (“Илья Муромец” Н. М. Карамзина, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова), м. л. Гаспаров. БЕЛЬГИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов, населяющих Бельгию. Вследствие историч. особенностей гос.-терр. формирования Бельгии ее гос. границы не совпадают с границами историч. культурных областей. В период феод. раздробленности (10—14 вв.) феод. владения на Ю. нынешней Бельгии мало отличались по культуре от Сев. Франции, а на С. — от терр. нынешних Нидерландов (Голландия). С объединением всех историч. Нидерландов (совр. терр. Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части Сев. Франции) в кон. 14—15 вв. под властью Бургундии установилась их культурная общность, из к-рой культура Бельгии в 15—16 вв. может быть выделена лишь условно.

 

Лит-ра белы. народа развивается в осн. на двух языках; в юж. провинциях — на франц. яз., в северных — на нидерл. яз.

 

Литература на французском языке. Первые памятники письменности на франц. яз. в Бельгии восходят к 1200. Осн. жанры ср.-век. Б. л.: историч. хроники, эпич. сказания о крестовых походах. Анонимная песня-сказка “Окассен и Николет” (нач. 13 в.) создана во Фландрии. В 13—14 вв. развивалась куртуазная литература (фаблио, повести, песни, рыцарские романы}. Анонимный сатирич. ром. “Коронование Лиса” (ок. 1280; вариант “Романа о Лисе>). К 14 в. относится “Хроника Фландрии” Ж. Фруассара. В 12— 14 вв. развивались жанры агиографии, проповеди, моралите. С 15 в. развивался жанр новеллы (“Сто новых новелл”·).

 

В эпоху Возрождения (16 в.) бельг. поэзия находилась под влиянием франц. “Плеяды”. В 17 в. в период религ. войн в драме преобладают религ. темы и коллизии; поэзия и проза слагаются в стиле классицизма. С сер. 18 в. в лит-ре возникли просветит, мотивы. Центр новых веяний — г. Льеж. Здесь издавались соч. Вольтера, “Энциклопедический журнал”, появлялись лит. об-ва и кружки. В годы Великой франц. революции появилось много революц. песен, стихов, басен, гл. обр. анонимных. С 1801 по 1818 в Брюсселе выходят “Поэтические альманахи”, проникнутые вольтерьянским умонастроением.

 

В нач. 19 в. появляются произв. в духе романтизма, но белы. романтики находились под сильным влиянием Дж. Байрона, а затем В. Гюго (поэт и литературовед А. Ван Гассельт, сб. стихов “Примулы”; поэт и критик Ш. Потвен). Формируется жанр историч. романа (А. Мок, “Морские гёзы...”); историч. сюжеты разрабатывались в героич. трагедиях. Бурж. революция в Бельгии (1830) содействовала становлению реализма и социальной темы в лит-ре. Т. Вёстенрад создает стихи гражданств, звучания; в его сб. “Доменная печь” возникают образы индустриальной Бельгии.

 

В сер. 19 в. в Б. л. преобладали реалистич. тенденции с элементами натурализма. Значит, влияние на ее развитие оказали франц. республиканцы-эмигранты 50—60-х гг. Пропагандировал реализм журн. “Уленшпигель”, где сотрудничал Ш. Де Костер. Ф. Стевенс разоблачал с демократич. позиций в своих стихах (сб. “Национальные стихотворения”) Наполеона III. Э. Леклерк — автор антибурж. романов (“Тихий дом” и др.). Демократич. духом проникнуты романы Ж. Демулена (“Медяница”), друга франц. утопистакоммуниста Л. О. Бланки и теоретика анархизма П. Ж. Прудона. Выдающееся произв. эпохи, “библия Бельгии” — “Легенда об Уленшпигеле” (1867) Де Костера. Обличение феод. монархии и ее церковно-католич. опоры сочетается в этой эпопее с нац.-освободит. пафосом и нар. юмором. Мотивы одиночества, тоска по недостижимому идеалу и пессимистич. отношение к философии и эстетике социализма характерны для эссеиста О. Пирме.

 

С нач. 80-х гг. лит. жизнь стала более насыщенной. За нац. самобытность белы. культуры боролось объединение писателей “Молодая Бельгия” (издававших одноим. журн., 1881—97) во главе с М. Валлером (К. Лемонье, Э. Верхарн, М. Метерлинк, Ж. Роденбах, Ж. Экаут и др.). Идейно-эстетич. устремления “Молодой Бельгии” были разнородны. И. Жилькен склонялся к “чистому искусству”, к “проклятым вопросам” и извечным тайнам бытия и истории. Социалист Э. Пикар, руководивший журн. “Совр. иск-во”, ратовал за обществ, активность лит-ры на стороне демократич. сил. Романам Лемонье (“Кровопийца”), Ж. Экаута (“Новый Карфаген”) присущи наряду с чертами натурализма критика бурж. социальных отношений и глубокая симпатия к трудовому люду. С 90-х гг. в Б. л. распространился символизм. Символистские драмы Метерлинка с их поэтикой подтекста и “молчания” говорят об обреченности; человек — жертва таинств, сил: смерти, одиночества, вечно подстерегающей беды (“Непрошеная”, “Слепые”, “Там, внутри”), однако его пьеса скаэка “Синяя птица”

 

(пост. МХАТ, 1908) исполнена верой в доброту и силу человека, его победу над темными силами. В атмосфере тоски живут герои романа “Мертвый Брюгге” и стихов (сб. “Царство молчания”) Ж. Роденбаха. Символистами были А. Моккель, Ш. Ван Лерберг, А. Жиро, Жилькен и др. Религ. мотивы (в т. ч. радость бытия, труда, любовь к простым людям, умиление всем окружающим) характерны для поэта М. Эльскампа (“Шесть песен бедного человека”). Верхарн в 90-х гг. преодолевает трагич. отчаяние и чувство всеобщего социального и нравств. распада; его поэзия, подчас сохраняя символист, образность, наполняется революц. мотивами, верой в героич. человека и в постулат, ход истории; он воспевает творчество, любовь, революц. дерзание (поэтич. сб. “Города-спруты”, “Буйные силы”, “Многоцветное сияние”, пьеса “Зори” — революц. социальная утопия).

 

В нач. 20 в. преобладал жанр т. н. регионального или областнич. романа, изображающего нравы и быт разных уголков Бельгии. М. дез Омбио рисовал крестьянскую Валлонию, Ж. Гарнир — мелкобурж. Брюссель, Ж. Виррес — нравы пров. Лимбург. Жизнь гор. бедноты показана в романах Л. Делатра, Н. Дофф. Социалистич. идеи звучат у Ж. Дестре (“Тайна каждого дня”). П. Нотомб посвятил роман Бельгийской революции 1830. 1-я мировая война 1914—18 отражена в ряде очерковых книг (Р. Вивье и др.).

 

В 20—30-х гг. социальный роман характерен для творчества Ф. Элленса, полагавшего, что технич. прогресс обесчеловечивает людей; его новеллы и романы — реалистические по фактуре и психологии персонажей, но романтико-мистические по осн. замыслу и фабуле (вмешательство рока или бога). Ж. Туссёль с симпатией изобразил мир простых тружеников и обездоленных крестьян. Осн. тема романов К. Бюрньо — трудное детство бедняков (“Аквариум”). Поэзия А. Эгпарса содержит революц. идеи (“Последние огни на земле”). Гуманистична лирика Р. Вивье (сб. “Запертое чудо”). В творчестве М. де Гельдерода фарсовое обличение социальных пороков проявилось в поэтике ярмарочного театра. Психол. драмы Ф. Кроммелинка (“Великодушный рогоносец”) сочетают в себе фарс и трагедию. В период гитлеровской оккупации слагается поэзия Сопротивления, исполненная антифаш., патриотич. и гуманистич. мотивов (см. Сопротивления литература). Социальные романы Д. Жиллеса (“Купон 44”) рисуют нравы буржуазии в период войны. Романист, поэт и публицист Д. Шайнерт рассказал о борьбе народа с оккупантами в антифаш. романе “Длинноухий фламандец”. Поведение людей в условиях оккупации — тема рассказов Эгпарса.

 

Совр. действительности посвящены реалистич. романы Ж. Ленза, А. Корнелюса и пьесы П. Виллемса. Теплота в обрисовке внутр. мира простого человека характерна для психол. романов Ж. Сименона; гуманизмом, неприятием бурж. морали отмечены и его книги о полицейском комиссаре Мегрэ. В многообразии послевоен. белы. поэзии выделяется лирика Ж. де Бошера, М. Тири, М. Карема, Ж. Ленза, Ж. Норжа, А. Шаве, связанная с гуманистич. традициями и демократич. тенденциями.

 

Лит. периодика: журя. “Nos Lettres informations” (с 1932), офид. орган Ассоциации белы. писателей франц. языка; обществ.-лит. журн. “Marginales” (с 1945; выходит раз в 2 месяца); “Jalons” (с 1955), орган об-ва “Литературная молодежь Бельгии”; “Journal des poetes” (с 1931), ежемесячник комитета по проведению Междуиар. двухгодичных встреч поэтов в Кнокке; ежеквартальный бюллетень “Nouvelles des lettres sovietiques”, орган об-ва “Бельгия — Советский Союз”. М. В.

 

Литература на нидерландском языке. До нач. 17 в. была частью нидерландской литературы. С кон. 16 в. центр нидерл. культуры переместился на север, но в Юж. Нидерландах, на терр. совр. Бельгии, продолжала развиваться лит-ра на нидерл. яз. (его условное

 

БЕЛЬ

 

==49

 

и 4 ЛЭС

 

традиц. назв. для варианта сев. провинций Бельгии — фламандский). И. Хардейн в цикле “Хвалебные песни богу” сочетал религ. и ренессансные мотивы. Проповедник Контрреформации А. Пойртерс свои религ. и политич. идеи выразил в дидактич. романе “Маска сорвана перед всем миром”. В, Огир писал сатирико-бытовые комедии из жизни горожан; юмор, живой диалог и занимат. интрига сделали их любимым нар. зрелищем в 17 в. Веселые клухты (нидерл. фарсы) создавал М. де Сван. По мере утверждения в Бельгии франц. культуры в 18 в. углубляется кризис нидерл. культуры. Ее традиции сохранялись в фольклоре, легендах, историч. преданиях.

 

Нац.-демократич. подъем 1830 вызвал движение за возрождение нидерл. культуры. Поэт, историк и филолог Я. Ф. Виллемс, возглавивший это движение, в патриотич. стихах воспевал героич. прошлое своего народа. Нидерл. романтики были одновременно и просветителями, ревнителями развития нац. лит. языка. Романтик X. Консианс в историч. и социально-бытовых романах (“Лев Фландрии” и др.) выступил зачинателем реалистич. направления. К. Л. Ледеганк — автор стихов в духе нар. песен. Очеркист и романист Э. Зеттернам изобразил бедствия белы. пролетариата. Демократич. лит-ра 2-й пол. 19 в. близка критич. реализму. Поэзия католич. священника Г. Гезелле выражает мистико-религ. настроения. Сторонником “чистого иск-ва” выступил А. Роденбах. Демократич. движение 80-х гг. ставило своей целью внести в лит-ру широкие обществ, темы. Творчество С. Бёйссе и С. Стрёвелса посвящено жизни крестьян. С первым в белы. лит-ре на нидерл. языке психол. романом выступил Э. де Бом (“Обломки”). Л. Бакелманс — автор романов в духе натурализма о капиталистич. городе.

 

В нач. 20 в. заметную роль начинают играть разные декадент, школы. Кумиром флам. декадентов был поэт-символист К. ван де Вустейне. В творчестве Г. Тейрлинка, изображавшего болезненную психику оторванных от жизни индивидуалистов, реалистич. тенденции сочетаются с декадент, мотивами. А. Вермейлен выступил с мистике-символист, романом “Вечный жид”. Вернуть лит-ре былой жизнерадостный дух нидерл. Возрождения стремился Ф. Тиммерманс. Заметным было влияние идей социализма, что нашло отражение в стихах Р. де Клерка и прозе Л. Зиленса, писавших о борьбе нидерл. пролетариата. В развитии критич. реализма важное место занимает творчество поэта и романиста В. Элсхота, обличавшего империализм. Зачинатель экспрессионизма П. ван Остайен в своей поэзии выразил анархич. бунт против капитализма.

 

После 2-й мировой войны 1939—45 прогрес. писатели включились в борьбу за мир и демократию. Л. П. Бон ищет своих героев в рабочих кварталах, М. Дейзе написал книгу о героич. сопротивлении белы. народа гитлеровским оккупантам “Священный гнев”. П. ван Акен в романе “Только мертвые могут спастись” обличал фашизм. Г. Валсхап выступал против колониализма. М. Гейсен в новеллах резко осудил амер. образ жизни. Антиимпериалистич. и антиклерикальная направленность характерны для соч. X. Клауса 60—70-х гг., отмеченных чертами авангардизма. Эстетич. стереотипам массовой культуры в 60—70-е гг. противостоят произв. писателей-реалистов В. Рёйслинка, X. Лампо, Г. Раса, раскрывающих безнравственность капиталистич. цивилизации.

 

И. В, Волееич.

 

Изд.: Молодая Бельгия. Сб., под ред. М. Веселовской, М., 1908]; Стихи белы. поэтов, пер. с франц., М., 1959; Из совр. белы. поэзии, пер. с франц., флам., валлонского, М., 1965; Рассказы белы. писателей, пер. с флам. и франц., М., 1968; Восемь белы. пьес, М., 1975; Зап.-европ. поэзия XX в., М., 1977 (разд. <Белыия>); Из совр. белы. поэзии, М., 1981; Пьесы, М., 1983.

 

К оглавлению

 

==50 БЕНГ

 

• Андреев Л. Г., Сто лет белы. лит-ры, [М.], 1967;, Ш Кунаева И. Д., Белы. драма от Метерлинка до наших дней, М., 1973 (библ. 421—45); Тимашева О., Контур лица. О совр. франкоязычной лит-ре Бельгии, “ИЛ”, 1981, JM° 8; Живая лит-ра. Сб., пер. с франц., М., 1983; Bibliographie des йcrivains franзais de Belgique, t. 1, Brux., 1958; Charlie r G., Hanse J., Histoire illustrйe des lettres franзaises de Belgique, Brux., [1958]; Guiette R., Йcrivains franзais de Belgique au XIX siиcle, Brux., 1963; Lettres vivantes, Brux., 1975.

 

БЕНГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра бенгальцев, живущих в Республике Индия (Зап. Бенгалия) и в Нар. Республике Бангладеш (до 1971 — Вост. Пакистан). Культурная самобытность Бенгалии проявилась в эпоху буддийской династии Палов (8—12 вв.) и индусской династии Сенов (12 в.), покровительствовавших поэзии на санскрите. Один из шедевров санскр. лит-ры — поэма Джаядевы “Гитаговинда” (12 в.), оказавшая значит, влияние на Б. л. Древнейшие памятники Б. л.: “чарьягити” (“песни истинного пути”) — стихотв. тексты буддийского (тантрического) содержания (10—12 вв.).

 

От первых веков после мусульм. завоевания (13—14 вв.) почти не сохранились письм. памятники. В 15—18 вв. на бенг. яз. была создана обширная лит-ра, к-рая, однако, занимала в культуре подчиненное положение по сравнению с лит-рами на санскрите, араб. и перс. языках. До 19 в. прозы на бенг. яз. не было. Поэзия, оставаясь в рамках традиц. эстетич. канонов, разрабатывала довольно ограниченный круг тем и сюжетов. На бенг. яз. не раз перелагались др.-инд. эпич. поэмы “Махабхарата” и “Рамаяна”. Самое раннее и популярное переложение “Рамаяны” создал Криттибаш Оджха (15 в.); наиб. известное переложение “Махабхараты” приписывается Кашираму Дашу (17 в.). Своеобразный пласт традиц. Б. л. — поэмы-сказания 15—18 вв. (т. н. монголкаб6о), поев. местным божествам, главные из к-рых — Моноша (повелительница змей) и Чонди (покровительница диких животных, отождествляемая с супругой бога Шивы). Классич. обработка сюжета о богине Чонди —“Чондимонгол” (“Поэма во славу Чонди”) Мукундорама Чокроборти. Большую популярность в Бенгалии получил кришнаитский миф, особенно сюжет о любви Кришны и Радхи. Выдающийся памятник Б. л.— поэма “Кришнокиртон” (“Песня во славу Кришны”), датируемая 15 в. и подписанная именем Чондидаш, этим именем подписаны также произв. позднейших веков. В нач. 16 в. Чайтанья положил начало мощному религ.-реформаторскому движению, связанному с культом Кришны (т. н. бенг. вишнуизм), в русле к-рого возникла богатая лит-ра: религ.-философская (на санскрите), агиографическая (на санскрите и бенг. яз.) и поэтическая (на бенг. яз. и на лит. диалекте браджа-були). Важнейшие имена в поэтйч. традиции — Биддепоти, Чондидаш, Гобиндодаш и др. Большой вклад в Б. л. 15—18 вв. внесли и поэтымусульмане. Крупнейшие из них — Доулот Кази и Сайед Алаол, авторы поэм на традиц. мусульм. и индусские сюжеты. Выдающиеся поэты 18 в. — Бхаротчондро Рай, синтезировавший традиции санскр., бенг. и перс. поэзии, и Рампрошад Шен, создатель стихотворений-песен, взывающих к богине Кали. 2-я пол. 18 в. в Бенгалии — эпоха политич. и культурного упадка и утверждения британской власти.

 

В 19 в. Б. л. претерпевает трансформацию, связанную с восприятием зап. идей и форм. Появились книгопечатание, периодика; лит-ра начинает играть активную роль в социально-культурных сдвигах. Выдающиеся реформаторы Раммохан Рай, Ишшорчондро Шорма Биддешагор и др. заложили основы прозы. В начальный период заметный вклад в становление прозы внесли европейцы (миссионеры, администраторы, ученые). В 1850-х гг. Перичанд Митро создал первый бенг. роман “Баловень богатого дома”. Всеинд. значение обрели ист. и социальные романы Бонкимчондро Чоттопаддхая. Поэт и драматург Модхушудон Дотто вносил в Б. л. идеи и формы зап. поэзии, разрушая традиц. каноны. Поэт-романтик Бихарилал Чокроборти стремился к синтезу зап. и инд. традиций,

 

предвосхитив Р. Тагора. Во 2-й пол. 19 в. развивалась драматургия. Одна из известных пьес — < Зеркало индиго” Динобондху Митро, разоблачавшая произвол англ. владельцев плантаций.

 

Эпоху в бенгальской и всей инд. культуре составило творчество одного из крупнейших инд. поэтов, выдающегося прозаика и драматурга Тагора, создателя совр. бенг. лит. языка; он был также композитором, художником и педагогом. Наследие Тагора чрезвычайно богато и разнообразно: любовная, религиознофилос. и гражд. лирика, реалистич. рассказы и романы, символич. драмы, общественно-политич. публицистика, учебники и науч. статьи.

 

Тагор — первый инд. писатель, завоевавший мировую известность. Самобытностью отмечена поэзия Шоттендронатха Дотто, оригинальна проза Промотха Чоудхури и Пробхаткумара Мукхопаддхая, всеинд. популярность получили романы Шоротчондро Чоттопаддхая. В 20-е гг. выступил талантливый поэтмусульманин Нозрул Ислам. В 30-х гг. в Б. л. появилась плеяда выдающихся поэтов, выразивших новый истории, опыт и воспринявших влияние совр. зап. поэзии: Джибонанондо Даш, Шудхиндронатх Дотто, Омийо Чокроборти, Бишну Де, а также Буддходеб Бошу, Премендро Митро и др., известные и как прозаики. С кон. 30-х гг. в поэзии отразились коммунистич. идеи Шубхаш Мукхопаддхая. Новые пути в прозе пролагали Бибхутибхушон Бондопаддхай, Тарашонкор Бондопаддхай, Маник Бондопаддхай, Оннодашонкор Рай и др. В 1940-х гг. Бенгалия пережила трагич. события: голод, воен. и религ. столкновения, а в 1947 — раздел на Зап. Бенгалию, ставшую штатом Республики Индия и населенную преим. индусами, и Вост. Пакистан (с 1971 — Бангладеш, см. Бангладешская литература), населенный преим. мусульманами. В Республике Индия лит-ра на бенг. яз.— одна из наиболее богатых.

 

• Ρ ΰ и Н., Бенг. поэзия XIX—XX вв., М., 1963; ТовстыхИ., Бенг. лит-ра, М., 1965; Sen S., History of Bengali literature, New Delhi, 1960; Zbavitel D., Bengali literature, Wiesbaden, 1976.

 

С. Д. Серебряный.

 

БЕНИНА ЛИТЕРАТУРА, лит-ра афр. народов, населяющих Республику Бенин. Развивается на франц. яз. Богат и разнообразен фольклор Бенина; наиболее изучено устное нар. творчество фонов. Помимо сказок, пословиц, поговорок большое место в нем занимают легенды, отражающие историю гос-ва Бенин начиная со 2-й пол. 17 в. В фольклоре народов севера страны история прослеживается с сер. 19 в.

 

Родоначальник франкоязычной Б. л.— П. Хазуме, автор первого историч. романа “Догисими” (1938), в к-ром даны этнографич. описания быта Страны нач. 19 в. (тогда еще Дагомейского королевства) и создан героич. нац. характер (Догисими). В прозе после 2-й мировой войны 1939—45 сильны романтич. тенденции, представленные в творчестве О. Бели-Кенума, пришедшего от идеи фатальной обреченности человека (роман “Вечная западня”) к гуманистич. утверждению необходимости борьбы за освобождение от многовековой тирании религ. догм, обычаев и предрассудков (роман “Пение озера”). Его роман “Африканский мальчик” — первое в зап.-афр. лит-ре произв. для детей.

 

В 70-х гг. в Б. л. развиваются просветит, тенденции, отчетливо выраженные в творчестве Ж. Плийя (комедия “Личная секретарша”).

 

Во франкоязычной лит-ре Бенина после завоевания независимости (I960) доминирует антиколон. революц. поэзия: Р. Догбе-Давид, Ю. Прюдансьо. Эта патриотич. лирика проникнута пафосом интернационализма.

 

Изд.: Поэзия Африки. Сб., М., 1973, с. 164—66.

 

• Совр. лит-ры Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 249— 257; Лит-ры Африки, М., 1979, с. 216—22; Развитие лит-ры в независимых странах Африки (60—70-е гг. XX в.), М., 1980, с. 126—28. Я. Д. Ляховская.

 

“БЕОВУЛЬФ” (Beowulf), наиболее значит, из сохранившихся памятников древнего англосаксонского эпоса. Назван по имени гл. героя, легендарного витязя короля геатов (сканд. племени, жившего на Ю. Швеции). В основе поэмы — нар.-героич. сказания, восходящие к 1-й пол. 6 в. и доносящие отголоски историч.

 

4*

 

событий. В 8—9 вв. “Б.” подвергся обработке ученого книжника, внесшего в него христ. элемент. Поэма дошла до нас в единств, рукописи нач. 10 в. на др.-англ. яз. (хранится в Брит. музее, Лондон).

 

БЕРЕГА СЛОНОВОЙ КОСТИ (Республики КотДивуар) ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов анья, бауле, сенуфо и др., населяющих Республику Берег Слоновой Кости. На терр. страны с древнейших времен развивается устное нар. творчество. Особой поэтичностью отличается фольклор народа бауле. Песни и сказки исполняются странствующими певцами-гриотами. На основе традиций фольклора развивается письм. лит-ра на франц. яз., истоки к-рой связаны с зарождением в 1930-х гг. нац. драматургии. В 1938 был создан первый в стране “Туземный театр”, для к-рого крупнейший поэт, прозаик и драматург Б. Дадье написал в 1936 пьесу “Асьеман Деиле” по мотивам историч. преданий. В 50-х гг. Дадье опубл. сб-ки стихов (“Африка во весь рост”, “Череда дней”), образцы антиколон, революц. афр. поэзии на франц. яз. Он автор романов •“Клембье” и “Негр в Париже”, очерков нравов “Патрон из Нью-Йорка”, где историч. развитие США переосмыслено в связи с негритянской проблемой. Черты аллегорич. притчи и политич. памфлета сочетаются в трагифарсе Дадье •“господин Того-Ньини” (1970).

 

В 70-х гг. героико-историч. драма — ведущий жанр драматургии: пьесы “Беатриса из Конго”, “Острова бури” Дадье, социальная утопия “Абраа Поку, или Великая африканка” Ш. Нокана, автора антиколон. произв. 60-х гг. Под влиянием франц. классицистич. театра создает героико-историч. драмы Э. Дервен — дилогия “Саран, или Преступная королева” и “Язык и скорпион”. Из младших современников Дадье известны А. Лоба, С. Дембеле, М. Коне, Б. Зади Зауру, поэт Ж. Боньини.

 

Изд.: Аура Поку, Мифы, сказки, легенды, басни, пословицы и загадки народа бауле, [пер. с нем.], предисл. и ред. Д. Ольдерогге, М., 1960; Поэзия Африки. Сб., М., 1973, с. 85—100.

 

• Совр. лит-ры Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 235—49; Лит-ры Африки, М., 1979, с. 209—16; Развитие лит-ры в независимых странах Африки (60—70-е гг. XX в.), М., 1980, с. 160—76. Н. Д. Ляховская.

 

“БЕСЕДА”, 1) ежемес. ученый, лит. и политич. журнал славянофильского направления (см. Славянофильство). Изд. в Москве в 1871—72 С. А. Юрьевым. Печатались И. С. Аксаков, М. П. Погодин, А. И. Кошелев, А. К. Толстой, Я. П. Полонский, А. Н. Плещеев, А. Ф. Писемский, Н. И. Костомаров. 2) Журнал реакц. направления. Изд. в Варшаве в 1886—1906, выходил раз в две недели. 3) Ежемес. иллюстрир. лит. и общественно-политич. журнал. Изд. в Петербурге в 1903—08; ред.-издатель И. И. Ясинский. 4) Журнал лит-ры и науки, созданный по инициативе М. Горького. Изд. в Берлине на рус. яз. в 1923—25, выходил раз в два месяца. Вышло 7 номеров. Печатались М. Горький, Ф. Сологуб, А. А. Блок, А. Белый, переводы из зап.-европ. лит-ры 20 в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...