Теоретическая и практическая значимость работы.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КОРОТКОВ Юрий Васильевич
РЕЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АУДИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
14.00.04- болезни уха, горла и носа
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук
Санкт- Петербург 2008
Работа выполнена в Лаборатории слуха и речи ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, на базе лор-кабинета ООО «Неотон» (Москва), «Интераудио-фармсервис» (Москва).
Научный руководитель: Доктор медицинских наук, профессор Лопотко Анатолий Игнатьевич.
Официальные оппоненты: Доктор медицинских наук, профессор Цветков Эдуард Анатольевич Доктор медицинских наук, профессор Лавренова Галина Владимировна
Ведущая организация: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи
Защита диссертации состоится ___________ 2008 в ____часов на заседании Диссертационного Совета Д 208.090.04 при Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им.акад. И.П. Павлова. По адресу: 197022 Санкт-Петербург, ул Л.Толстого, 6-8, зал заседаний Ученого совета
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова
Автореферат разослан «___» _____________2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор медицинских наук, профессор В.В.Дискаленко - 3 -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Несмотря на наличие различных методик иссле-дования слуховой функции у слабослышащих пациентов, проблема верифика-ции снижения разборчивости речи с помощью методов речевой аудиометрии по-прежнему остается актуальной. Существенными вопросами при этом являются: быстрота исследования, дифференциальная диагностика различных форм тугоухости, оценка адекватности лечения и путей слуховой реабилитации (Mendel L. L., Danhauer J. L., 1996; Martin M., 1997).
С момента появления метода речевой аудиометрии он широко ис-пользуется при интегральной оценке слуховой функции как социальной категории; при установлении эффективности терапии слуховых нарушений, их экспертизе и, в меньшей степени, диагностике. Диагностические возмож-ности традиционного метода речевой аудиометрии строятся на определе-нии порогов восприятия и различения речи, уровней «максималь-ной» разборчивости и громкостной толерантности к звукам речи; оценке соотношения «тонального и речевого слуха»; исследовании разборчи-вости речи в условиях мешающих факторов и использования раз-личного фонетического материала. Основными недостатками традиционного метода речевой аудиометрии являются: 1) информационная избыточность используемых речевых сигналов; 2) трудоемкость обследования; 3) недостаточная изученность зависимости разборчивости речи в условиях ее акустических (или электроакустических) искажений; 4) недостаточная эффективность методики при оценке социальной адекватности слуха при проведении экспертных исследований. Первая группа недостатков предопределила появление направления, известного как «сенсибилизированная» речевая аудиометрия (Лопотко А.И., 1980). Сущность метода заключается в предъявлении испытуемым преобра-зованных речевых сигналов, позволяющих уменьшить их информацион-ную избыточность и, соответственно, их чрезмерную зависимость от фак-тора догадки. Современные методы речевой аудиометрии, использующиеся в повсе-дневной практике, достаточно громоздки, требуют больших затрат времени и не позволяют проводить в должной степени дифференциальную диагнос-тику слуховых нарушений, к тому же они не предоставляют необходимую информацию при прогнозе слухоулучшающих операций и проведении слу-
- 4 -
хопротезирования (Лопотко А.И., 1980; Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А., 2003; Beagley H.A., 1981). Стратегия проведения электроакустической коррекции слуха у слабо-слышащих пациентов также не изучена надлежащим образом (Bess F.H., Humes L.E., 1995; Lehnhardt E., Laszig R., 2001). До сегодняшнего дня не выявлено очевидных преимуществ использования линейного усиления или различных видов компрессии для улучшения разборчивости речи. Для ряда пациентов со средней и среднетяжелой потерей слуха компрессия может не давать больший эффект, чем пикклиппирование (Dillon Н., 2001). Также не выявлено преимуществ использования различных видов преобразования звукового сигнала при разных формах тугоухости и типах аудиометрических кривых (Plomp R., 1976; Walker G. et al., 1984; Moore B.C.J. et al., 1998). Изложенное предопределило актуальность данной работы, целью кото-рой было создание методических основ речевой аудиометрии, лишенной, в известной мере, указанных выше недостатков и предназначенной для углу-бленной диагностики слуховых расстройств периферического и централь-ного генеза, эффективной и нетрудоемкой экспертизы тугоухости, а также для слухопротезирования. Поставленная цель потребовала решения следующих задач: 1) разработки программного варианта речевого экспресс-аудиомет-рического теста; 2) выявления особенностей разборчивости речи в условиях: · компрессии ее динамического диапазона; · ограничения амплитуды самого речевого сигнала по «максимуму»; · бинаурального диотического и дихотического представления стимулов; · воздействия мешающих факторов (помех).
Научная новизна работы. Впервые на базе русского фонетического материала разработана методика опосредованного определения порога восприятия речи (speech reception threshold - SRT), с учетом чего созданы варианты экспресс - речевого теста. Впервыедана клинико-аудиологическая характеристика метода аудиометрии речевыми сигналами в условиях их амплитудного ограничения. Проведена оценка бинаурального метода аудиометрии при диотическом и дихотическом представлении речевых стимулов.
- 5 -
Теоретическая и практическая значимость работы. Изучены особенности восприятия и различения речи в норме и патоло-гии при искусственном электроакустическом преобразовании речевых сиг-налов. Разработаны алгоритмы по топической и дифференциальной диаг-ностике некоторых форм слуховых расстройств периферического и цент-рального генеза. Создана и апробирована методика экспресс-речевой аудио-метрии. Разработан и внедрен в практику ЛОР- и сурдологических уч-реждений программный продукт, включая русский эквивалент SIN-теста, для диагностики и реабилитации слуховых нарушений.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Обоснование применения комплекса методик речевой аудиомет-рии для дифференциальной диагностики слуховых расстройств и оценки адекватности слухопротезирования. 2. Выработка алгоритма использования различных видов компресс-сии для улучшения разборчивости речи при электроакустической коррек-ции слуха. 3. Необходимость избирательного подхода к выбору двух-, многока-нального и бесканального (широкополосного) звукоусиления при слухо-протезировании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|