Литературный энциклопедический словарь 62 глава
И з д.: Вольная рус. поэзия второй пол. XIX в., 2 изд., Д., 1959; Поэты революц. народничества, Л., 1967.
φ Ξсьмаков H.B., Поэзия революц. народничества, М., 1961; Соколов Н. И., Рус. лит-ра и народничество. Л., 1968; С π αού α е н к о А., Писатели — народники, М., 1968;? о? о с В. Г., Народнич. идеология и марксизм, М., 1972; Рус. писатели и народничество. Межвузовский сб., в. 1, Горький, 1975; Кулешов В. И., История рус. критики XVIII — XIX вв., 2 изд., М., 1978; В и л е н ск а я Э. С., Н. К. Михайловский и его идейная роль в народнич. движении 70-х — нач. 80-х гг. XIX в., М., 1979. Б. Ю. Иванов.
НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО (народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор), совокупность разл. видов и форм массового словесного худож. творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа.
Древнейшие виды словесного творчества возникли в процессе формирования человеческой речи, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита. В доклассовом обществе поэтич. творчество развивалось в устной форме, для к-рой было характерно сочетание словесных элементов с музыкальными, хореографич., мимическими. Поэтич. творчество на этой стадии было тесно связано с трудом, отражало начатки знаний, религ., мифич. и историч. представления человека. В дальнейшем возникли разл. виды и формы устного творчества, отразившие социально-классовую дифференциацию общества. Важнейшую роль в развитии устной поэзии играло поэтич. творчество трудовых нар. масс. С появлением письменности возникла литература. Исторически связанная с устным поэтич. творчеством, она, однако, оказалась достоянием преим. верхних слоев общества. В то же время эстетич. потребности общества в целом еще долгое время (отчасти и до наст. времени) были связаны не только
==234
с лит., но и с устной традицией. Социальные различии среды, создававшей произв. лит-ры и Н. п. т., привели в том и в другом случае к выработке определ. крут идей и худож. вкусов, а вслед за ними — специфич. систем лит. и фольклорных жанров и их поэтики.
На протяжении мн. столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтич. творчества. Его характерные черты — устность, традиционность, непосредств. народность, вариантность, сочетание слова с худож. элементами др. видов иск-ва, непосредственность контакта творца (исполнителя) со слушателем, наконец, коллективность создания и распространения.
Произведение Н. п. т. возникало обычно на основе поэтики, выработанной коллективом, предназначалось для известного круга слушателей и обретало историч. жизнь, если было принято коллективом. Текст фольклорного произв. мог быть использован каждым, и притом так, как ему нравилось. Это обусловливало изменчивость текстов в процессе бытования. Изменения могли быть различными — от незначит. стилистич. вариаций до существ, переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значит, роль играют своеобразные стереотипные формулы — “общие места” (напр., в былинах — формулы описания княжеского пира, седлания богатырского коня,, скачки богатыря и т. п.). В процессе бытования фольклорное произв. совершенствовалось, однако изменения могли приводить и к разрушению его худож. цельности. Изменения зависели от поэтич. специфики жанра, от степени одаренности исполнителя, от соответствия произв. мировоззрению и худож. вкусам последующих поколений и, в конечном счете, от характера социальных и культурных сдвигов в обществе. Каждый текст и жанр переживает при этом продуктивный и непродуктивный периоды (“возрасты”) своей историч. жизни (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание). Устойчивость классич. фольклорного репертуара объясняется не только его худож. ценностью, но и медленностью изменений в быту, в сознании и вкусах нар. масс в докапиталистич. обществах. Резкие изменения социальных условий приводили, как правило, к замене бытовавших произв. новыми.
Подвижность фольклорных текстов и, с другой стороны, их устойчивость, способность веками удерживаться в устной традиции определяют специфич. особенность Н. п. т.: фольклорное произв. имеет обычно не один, а множество равноценных текстов. То обстоятельство, что изменения могут развиваться в неск. направлениях и в разл. темпе, позволяет исследователям группировать варианты в неск. “версий”, существенно отличающихся в трактовке сюжета, и внутри групп различать “редакции” (“изводы”), объединенные менее значит, признаками. Наибольшей устойчивостью текстов отличаются те жанры, в к-рых слово наделено функцией магической или религиозной (заговоры, обрядовые песни, духовные стихи). Устойчивости текстов способствует также коллективная форма исполнения (напр., хоровые песни). Повышенной подвижностью текста отличаются предания, легенды, устные рассказы, причитания и т. д. В них традиционными являются образ и поступки героя, обрядовые представления либо отд. поэтич. формулы; конкретный же текст зависит от реальных условий общения исполнителя и слушателей.
Коллективность творч. процесса в фольклоре не означает его обезличенности. Талантливые мастера не только создавали новые песни, сказки и т.д., но и оказывали влияние на процесс совершенствования или приспособления традиц. текстов к исторически изменившимся потребностям.
Возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтич., муз. и др. произведений (др.-греч. рапсоды и аэды, рим. мимы и гистрионы, рус. скоморохи, франц. жонглеры, нем. шпильманы, укр. кобзари, казах, и кирг. акыны, азерб. ашуги, франц. шансонье и т. п.). В раннефеод. время возникает особый переходный тип певца-поэта, тесно связанного с рыцарством (франц. трубадуры, нем. миннезингеры), позже — с бюргерством (напр., нем. мейстерзингеры) или клерикально-студенч. средой (напр., франц., итал. и нем, ваганты, польск., укр. и белорус, вертепники). В нек-рых странах в условиях патриарх.-феод. уклада (напр., Бл. Восток, Ср. Азия) складываются формы своеобразной устной лит-ры. Поэтич. произв. распространяются изустно, но традиция сохраняет имена их создателей, возникает стремление к максимальному сбережению текста (напр., Токтогул Сатылганов в Киргизии, Кемине, Молланепес в Туркмении, Саят-Нова в Армении). У русских профессионализация певцов не получила развития. Сказочники, сказители былин, вопленицы оставались крестьянами, рыбаками, охотниками, ремесленниками и т. п. Нек-рые жанры Н. п. т. имели массовое распространение, исполнение других требовало известной выучки, особого муз. или мимич. дара. Наука сравнительно поздно обратилась к изучению фольклора и не сразу отнеслась с достаточным вниманием к талантливым людям из народа. Вместе с тем обилие известных нам имен выдающихся рус. сказителей не случайно. В нар. среде все более развивалось осознание ценности и прав личности и в связи с этим не могла не возрастать роль сказителя-мастера в процессе коллективного творчества.
Каждое фольклорное произв. являлось фактом словесного иск-ва и одновременно нар. быта, выполняло определ. социально-бытовую функцию. Эта определенность назначения вызывала к жизни разл. жанры, обособляла свойственные им темы, образы, поэтику, стиль. Историч. изменения нар. жизни вели к изменению, исчезновению или появлению определенных эстетич. или бытовых потребностей, обычаев, обрядов и т. д., а вслед за ними — и соответствующих жанров. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифол. рассказы, заговоры. Позже, на рубеже перехода к классовому обществу, возникают совр. вилы сказок (волшебные, бытовые, анекдотические и др.) и архаич. формы эпоса. В период формирования раннефеод. гос-в складывается героич. (классич.) эпос; как правило, затем возникают эиич. песни историч. и балладного характера, историч. предания. Позже других жанров классич. фольклора формируются внеобрядоиая лирич, песня и романс, поздние виды народной драмы, частушка и жанры рабочего фольклора — ренолюц. песни, устные рассказы и т. д.
Возникновение отд. жанров, их развитие у того или иного народа определяются особенностями историч. развития этого народа, характером взаимодействия фольклора и лит-ры в общей системе нац. культуры, степенью и характером влияния фольклора др. народов. Различны, напр., состав и форма обрядовых песен; они могут быть приурочены к разным периодам земледельч., скотоводч., охотничьего или рыболовецкого календаря (см. Календарная поэзия), вступать в разнообразные отношения с обрядами христ., мусульм., буддийской или др. религий. Возникая в разных условиях, эпос может быть больше или меньше пропитан мифол. представлениями (нартовские сказания народов Кавказа, карело-фин. руны, др греч. эпос), сравнительно рано уйти из устного бытования (герм. и роман, эпосы) или бытовать долго и приобрести поздние формы (эпосы юж. и вост. славян). Разл. жанровые варианты имеет сказка у афр., австрал., азиат, и европ. народов. Баллада у нек-рых народов (напр., шотландцев) приобрела четкое жанровое своеобразие, у других (напр., русских) близка к лирич. или историч. песне. У нек-рых народов (напр., сербов, русских) значит, развитие получили стихотв. обрядовые причитания, у других они существовали в виде более простых прозаич. восклицаний (напр., у украинцев). Фольклору каждой эпохи и каждого народа было свойственно свое сочетание жанров и определ. роль каждого из них в общей системе, но он всегда был многослойным и разнородным.
Несмотря на яркую нац. окраску фольклорных текстов, принадлежащих разным народам, мн. мотивы, образы и даже сюжеты поразительно сходны. Так, сравнит, изучение сюжетов европ. фольклора привело к выводу, что в среднем ок. двух третей сюжетов сказок каждого народа имеют параллели в сказках др. народов. Одна треть, не имеющая параллелей, падает гл. образом на сказки бытовые и анекдотические, менее традиционные, чем волшебные сказки или сказки о животных (см. Животный эпос). Это сходство — результат либо развития из одного общего источника, либо культурного взаимодействия народов, либо самостоят, возникновения под влиянием общих закономерностей социального развития. Междунар. повторяемость фольклорных сюжетов позволяет описать их по единой системе (в частности, по системе, предложенной фин. фольклористом А. Аарие и амер. литературоведом С. Томпсоном).
В позднефеод. время и в период капитализма в нар. среду активнее, чем прежде, проникают лит. произв.; нек-рые формы лит. творчества начинают приобретать массовый характер (романсы и песни лит. происхождения, т. н. народные книги, рус. “лубок”, нем. “бильдербоген” и др.). С др. стороны, творчество нар. сказителей приобретает нек-рые черты лит. творчества (индивидуализация, психологизм и т. п.). В социалистич. обществе в тесном контакте с лит-рой развиваются разнообразные совр. формы массовой словесно-худож. культуры — клубная самодеятельность, сочинение самодеят. интермедий и сатирич. сценок и др.
Н. п. т.— сушеств. часть нац. культуры каждого народа. Для древнейших времен оно порой оказывается единств, источником познания истории народа и его обществ, сознания; для более позднего времени — важнейшим источником изучения идеологии и эстетич. представлений нар. масс (см. Фольклористика). Марксист, лит-ведение видит в Н. п. т. сокровищницу худож. опыта народа. М. Горький говорил: “...Начало искусства слова — в фольклоре” (“О литературе”, 1961, с. 452). Стремясь глубже проникнуть в смысл и ход нар. жизни, мн. писатели черпали из фольклора не только сведения о быте народа, но и темы, сюжеты, образы, поэтич. краски, эстетич. нормы и идеалы. Лит-ра всегда испытывала то большее, то меньшее воздействие Н. п. т. Большинству лит-р мира присущи жанры, в к-рых лит. средствами пересоздается худож. система соответствующих фольклорных жанров: песня, баллада, романс, сказка и т. п. Известны также случаи вовлечения текстов лит. произв. в устное бытование (напр., рубайяты Хафиза и Омара Хайяма, нек-рые рус. повести 17 в., “Узник” и “Черная шаль” А. С. Пушкина, первые строфы “Коробейников” Н. А. Некрасова, песни П. Ж. Беранже, Т. Г. Шевченко, М. В. Исаковского, мн. строки И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. Т. Твардовского и др.). О Н. п. т. отд. народов см. в статьях о нац. лит-рах.
• Соколов Ю. М., Рус. фольклор, М., 1941; Ч и ч?ρό β В. И,, Вопросы теории и истории нар. творчества, М., 1959; Азадовский М. К., История рус. фольклористики, т. 1—2, M., 1938—1963; Гусев В. Е., Эстетика фольклора, Л., 1967. К. В. Чистов.
НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЙЕМЕН ЛИТЕРАТУРА, лит-ра Йемен, народа на араб. яз. Развивалась как часть араб. культуры (как и Йеменской Арабской Республики литература), в русле традиций классич. араб. лит-ры, господствующее положение в к-рой сохраняла поэзия (см. Арабская литература). Формирование лит-ры Йемена в качестве самостоят, ветви араб. лит-ры связано прежде всего со своеобразием процессов, происходящих в жизни этой молодой республики как страны социалистич. ориентации.
В стране существует богатая устная лит-ра. Становление совр. худож. лит-ры происходит под влиянием как араб. лит. традиций и зап. культуры, так и лит-ры стран социализма. В поэзии, занимающей осн. место в лит-ре, ведущая тематика — революц.-демократическая, представленная творчеством Ф. Бараката, А. Фахри, А. М. аш-Шинваха. А. Лютфи — представитель романтич. направления в поэзии.
Йемен, проза появилась в 60—70-х гг.: реалистич. новелла и небольшие драматич. произв. Наиболее видные прозаики — М. С. Мисват, М. Абд аль-Вали, А. Махвуз Омар и А. М. Абдаррахман. В 70-х гг. выступили прозаики М. Мусанна, М. С. Хейдари. Лит. произв. публикуются на страницах периодич. печати, прежде всего в газ. “Ас-Саурий” (с 1967).
В 1974 был создан Союз литераторов, единый для обеих республик Йеменского региона.
• Александров И. А., Народная Демократическая Республика Йемен. Справочник, М., 1976 (Раздел “Литература”); Шагаль В., Проза Южного Йемена: новое имя, <ИЛ”, 1976, № 11. В. Э. Шагаль.
НАРОДНОСТЬ литературы, искусства, многозначное понятие, характеризующее: 1) отношение индивидуального творчества к коллективному, степень творч. заимствования и наследования профессиональной лит-рой (иск-вом) мотивов, образов, поэтики нар. поэтич. творчества (фольклора); 2) меру глубины и адекватности отражения в худож. произведении облика и миросозерцания народа; 3) меру эстетич. и социальной доступности иск-ва массам.
HАPO — HАPO
==235
“Народность искусства” как осознанная концепция возникает в трудах Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо, складывается у англ. и нем. предромантиков, многосторонне разрабатывается в эстетике И. Г. Гердера и особенно у нем. романтиков.
Гердер ввел понятие “народная песня”, толкуя его широко — как •“народное творчество”. Составляя сб. <Голоса народов в песнях” (1807), он включил в него, наряду с древними и совр. нар. песнями, авторские стихотворения (в т. ч. И. В. Гёте), стремясь подчеркнуть тем самым единую природу нар. поэзии и ^высокого искусства”.
Романтики (преим. немецкие — бр. А. и Ф. Шлегели, Л. Арним, К. Брентано и особенно бр. Я. и В. Гримм) расширили знакомство с нар. культурой; их трудами была создана мифологическая школа, признавшая первоосновой поэзии миф, а затем развившийся из него фольклор — бессознат. безличное творчество коллективной нар. души. H. y романтиков включала как ориентацию на дух и поэтику фольклора, так и подчеркивание нац. неповторимости иск-ва, выражение в нем духа нации (народа) на определ. стадии его развития. Однако нек-рые романтики принижали значение профессионального иск-ва, противопоставляя “естественное”, натуральное умышленному, искусственному.
К сер. 19 в. весьма актуальным становится второй аспект проблемы Н. Понятие Н. иск-ва обозначает теперь преим. глубину худож. произведения, важность его идей и образов для развития обществ, самосознания, для познания жизни всей нации. Параллельно шла демократизация понятия: Н. становится мерой выражения в иск-ве идей и интересов трудящегося народа.
Подобная эволюция понятия “Н.” проявилась в рус. лит-ре и критике 19 в. Впервые принцип Н. лит-ры был провозглашен в ст. О. М. Сомова “О романтической поэзии” (1823) и?.Α. Βяземского “Разговор между издателем и классиком...” (1824); оба они трактовали Н. как верность нац. самобытности — нравам, обычаям и языку. А. С. Пушкин находил “великую народность” у У. Шекспира, Лопе де Вега, П. Кальдерона, Л. Ариосто, Ж. Расина и усматривал ее в нац. “физиономии”— образе “мнений и чувствований”, “обычаях, повериях, привычках”, принадлежащих исключительно тому или иному народу (см. Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 38).
В 40-х гг. спор о Н. захватил широкую сферу обществ. мысли, резко сказавшись в противоборстве западничества и славянофильства. Для славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, бр. И. С. и К. С. Аксаковы) Н. заключалась прежде всего в исконной нац. самобытности рус. народа, призванного сказать миру свое слово. В. Г. Белинский, признавая, что у русских есть своя изначальная “национальная субстанция”, отвергал славянофильское понимание своеобразия рус. народа (душевно-целостное христианство, “соборная любовь”, “смирение” в противовес зап.-европ. принципу индивидуальности). Он именует “истинно национальными, истинно народными” комедию А. С. Грибоедова, творчество Пушкина и Н. В. Гоголя, “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтова. “Народный” и “национальный”—для Белинского чаще всего синонимы; для обоих понятий существеннейшим остается одно: “...быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий” (Полн. собр.соч., т. 7, 1955, с. 439, т. 10, 1956, с. 21).
Революц. демократы 60-х гг. придали критерию Н. большую социальную определенность. Для Н. А. Добролюбова истинная Н.— острая критика “образованных классов” или прямое изображение жизни “необразованных” масс, их “материальной зависимости”, протест людей из народа против произвола и насилия.
Добролюбов коснулся и третьего аспекта проблемы Н.— доступности иск-ва для народа, ю. в. Смирнов.
В полной мере сумела раскрыть содержание, конкретно-историч. характер Н. лит-ры только марксист. эстетика. Она показала изначальную Н. худож. творчества, тесно вплетенного в жизнедеятельность людей на раннем этапе становления человеческого общества; неизбежность большего или меньшего расхождения между народом и иск-вом, противоречивость выражения Н. лит-ры в условиях классово-антагонистич.
==236 HАPO
формаций; появление глубокой Н. лит-ры в эпоху социалистич. и коммунистич. преобразования общества. Марксизму удалось показать не только закономерную эволюцию понятия Н. лит-ры, но и диалектику стоящего за этим понятием социально-эстетич. явления.
Иск-во первобытнообщинного строя (наскальная живопись, ритуальные песни и танцы, изготовление предметов прикладного назначения) было пронизано религ.-мифол. представлениями о мире, отражало примитивный уровень развития общества. Однако это иск-во создавалось для всех, выступало неотъемлемой частью трудовой деятельности, неразрывно связанной с природой социальной практики семейно-племенных сообществ. Прогресс человечества шел в дальнейшем через классовое расслоение общества, сосредоточение на одном полюсе богатства, культуры, знаний при обездоленности подавляющей массы населения. Понятие <народ” стало обладать определ· классовым содержанием, менявшимся в условиях рабовладения, феод. строя, капитализма. Произошло разделение нар. худож. творчества и профессионального иск-ва, в значит, мере зависимого от господств, классов.
Марксизм не отрицает Н. такого иск-ва, при всей ее неизбежной ограниченности. Науч. анализ этой Н. требует учета ряда социально-историч. факторов: характера эпохи, роли тех или иных классов, связи иск-ва с освободит, движением своего времени и т. д. Народность неотделима от глубины и правдивости отражения действительности. Выдающуюся роль в становлении нац. самосознания каждого народа сыграли художники, в творчестве к-рых с наибольшей полнотой отразилась жизнь народа, национальное и общечеловеческое совместились.
Невозможность подлинного единства народа и худож. культуры до социалистич. революции не означает, что степень Н. лит-ры не менялась с течением времени. Одна из важнейших сторон худож. прогресса состояла в последоват. сдвигах в сторону расширения демократич. основы и поля деятельности лит-ры. Так, в истории рус. лит-ры 19 в. качественные сдвиги в Н. лит-ры были связаны с решит, демократизацией языка и содержания произведений, развитием реализма, участием лит-ры в сменявших друг друга этапах освободит. движения.
В. И. Ленин развил учение о Н. лит-ры и иск-ва применительно к эпохе социалистич. революции. К числу выдвинутых им теоретич. положений относятся: повышение общего культурного уровня народа как условие для расцвета социалистич. иск-ва; двуединый процесс приближения народа к иск-ву и иск-ва к народу; коренное изменение социальной роли лит-ры и иск-ва при социализме; неразрывная связь Н. и коммунистич. партийности худож. творчества. Широкую известность получили высказывания Ленина в передаче К. Цеткин: “Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их” (Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). См. также Ленин В. И. о литературе.
Ленинские принципы получили воплощение в Постановлениях Коммунистической партии по вопросам советской литературы, в практич. деятельности партии на разл. этапах социалистич. и коммунистич. строительства. В ходе осуществления культурной революции были решены важнейшие проблемы, определяющие Н. лит-ры и иск-ва: ликвидация неграмотности, обеспечение широкого доступа трудящимся массам к богатствам отечественной и мировой культуры, формирование новой, нар. интеллигенции, развитие худож. самодеятельности, создание иск-ва, глубоко народного и партийного по своим устремлениям.
Ю. Б. Кузьменко.
В утвержденной XXVII съездом КПСС новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза отмечается, что создание подлинно народной многонациональной советской культуры —
дрпческое достижение нашего строя”. И подчеркивается: “Партия будет всемерно способствовать повышению роли литературы а искусства. Они призваны служить интересам народа, делу коммунизма, источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию.
Главная линия в развитии литературы и искусства— укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед.
Искусство социалистического реализма основано на принципах народности и партийности”.
Особый характер приобрела Н. лит-ры в совр. бурж. обществе. Исчезло историч. оправдание отчуждения профессионального иск-ва от народа, связанное с былой неразвитостью производит, сил. Это отчуждение проявляется ныне как прямое порождение эксплуататорского строя, как результат определ. социальной политики. Применительно к капитализму полностью остается справедливым вывод Ленина о существовании двух культур в каждой нац. культуре. С одной стороны, это ^элементы демократической и социалистической культуры”, с другой—культура буржуазная, “притом не в виде только „элементов", а в виде господствующей культуры” (Полн. собр. соч., т. 24, с. 120—2I). Существ, частью этой господств, культуры стала т. н. “массовая культура”, несущая выгодное правящему классу идеологич. содержание и рассчитанная на самые нетребовательные вкусы. Потоку низкопробной лит-ры (от развлекат. “чтива” до элитарных формалистич. изысков) противостоит совр. прогрессивная лит-ра, нередко не лишенная противоречий, но в целом демократическая.
Ф Маркс К. и Энгельс Ф., Об иск-ве. [Сб.], 3 изд., т. 1—2, M., 1976; Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве, 6 изд., М., 1979; Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986; Д о б? о л юб о в H.A., О степени участия народности в развитии рус. лит-ры, Собр. соч., т. 1, М., 1950; Гей Н., Народность и партийность лнт-ры, М., 1964; Давыдов Ю. Н., Иск-во н элита, М., 1966; Б а р а б а ш Ю., О народности, М., 1970; Кунидыв Г. И., Политика и лит-ра, М., 1973; Лихачев Д. С., Своеобразие историч. пути рус. лит-ры?— XVII вв., в сб.; Лит-ра и социология, М., 1977.
НАРОДНЫЙ СТИХ русский, стихотв. формы, употребительные в устной нар. поэзии (см. Народное поэтическое творчество).
Различаются три осн. типа: 1) говорной стих— употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т. п.; это текст, четко расчленеввый на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без всякой внутр. ритмич. организации (<Ложкой кормит, а стеблем глаз колет”, <Досслева Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал”). 2) Речитативный стих — употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованпый, с окончаниями женскими или чаще дактилаческими (см. Клаузула). Наиболее частый размер — 3-иктный, развившийся из общеслав. 10-сложяого стиха; промежутки между сильными местами (иктвми) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера могут звучать и как хореи (“Как во славном было городе во Киеве”), и как анапесты (<Как во славном во городе Кееве”), и как дольввки (<Как во славном городе Киеве”), и как тактовики (<Как во славном во городе во Киеве”), У разных сказителей этот размер обладает разл. степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-иктный (напр., в былине о Щелкане) и 4-иктный (в нек-рых историч. песнях). 3) Песенный стих — употребителен в лирич. песнях; ритм его тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно строгим строением (4-стопный или б-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы к-рых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных (см. Частушка) и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореич. основе.
В лит. стихе говорной тип нар. стиха лег в основу досиллабич. стихосложения 17 в.; речитативный стих воспроизводился в “Песнях западных славян” А. С. Пушкина, •“Песне про царя Ивана Васильевича...” М. Ю. Лермонтова и т.д.; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у сов.
ПОЭТОВ. М. Л. Гаспаров.
НАРОДОВ СССР ЛИТЕРАТУРА, см. Советская литература.
НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) аПОС, героич. эпос кавк. народов — осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Известен также балкарцам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и др. Бытует в прозаич. и стихотв. форме.
Нарты — племя богатырей, обитавшее в древние (эпические) времена, боровшееся с чудовищными великанами, драконами, враждебными киязьями-алдарами (в осет. эпосе); в чеч. и ингуш, версиях враги нартов — грабители и насильники орстхойцы. Архаич. черты эпоса — фрагменты этиологич. мифов (о происхождении культурных растений, орудий и т. п.), мотивы родств. связей или борьбы с богами, межродовые распри и кровная месть, грабительские походы, возглавляемые выборными вождями, мужские советы, общие пиршества и т. п. Вокруг осн. героев стали формироваться циклы сказаний: о родоначальниках нартов в осет. эпосе — Урызмаге и Сатане (у абхазов и адыгейцев — Сатаней), мудрой советчице богатырей; о Сослано, или Созруко (у адыгейцев — Сосруко, абхазов — Сасрыква), сочетающем силу и храбрость с функциями культурного героя (он добывает огонь) и магич. способностями, о сильнейшем из нартов Батрадзе, закаленном в огне; о сеятеле раздоров и плуте Сырдоне и др. Гибель нартов — типичный фольклорный сюжет о древнем народе богатырей, восставшем против бога (или наказанном богом).
Изд.: Нарты. Адыг. героич. эпос, М., 1974; Сказания о нартах. Осетин, эпос, [предисл. В. И. Абаева], М., 1978.
• Нартский эпос. Материалы совещания 19—20 okt. 1956, Орджоникидзе, 1957; Дюмезиль Ж., Осетинский эпос и мифология, пер. с франц.], М., 1976.
HВTAKA (санскр.), один из жанров классич. инд. драматургии. Сюжеты Н., как правило, заимствовались из мифологии и эпоса или из истории.
Н. состоит из 5—10 действий, нередко имеет пролог; иногда между отд. актами включается вишкхамбака (интермедия), к-рая объясняет события, происшедшие между актами, и позволяет т. о, сохранить непрерывность действия. В Н. обязательно присутствуют наяка (герой божеств, или царского происхождения), наика (героиня), виду" шака (традиц.комич. персонаж, наперсник героя), нратинаяка (соперник героя) и др. персонажи, собирательно именуемые а н г а.
Наиболее значит, образцы Н.— “Узнанная по кольцу Шакунтала” Калидасы, “Печать министра Ракшаса” Вишакхадатты, “Дальнейшая жизнь Рамы” Бхавабхути. В совр. инд. языках термин употребляется в значении “драматургия”, и, д. Серебряков. НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme, лат. natura — природа), лит. направление, сложившееся в последней трети 19 в. в Европе и США. Стремилось к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологич. природой и средой, понимаемой преим. как непосредств. бытовое и материальное окружение, но не исключающей социально-историч. факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|