Литературный энциклопедический словарь 65 глава
• А г а н и н а Л. А., Непал, лит-ра. М-, 1964; е е ж е. Человек, об-во, религия в совр. непал. поэзии, М., 1985. Л. А. Аганина. НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ, прием изложения, когда речь персонажа внешне передается в виде авторской речи, не отличаясь от нее ни синтаксически, ни пунктуационно. Но Н.-п. р. сохраняет все стилистич. особенности, свойственные прямой речи персонажа, что и отличает ее от авторской речи. Как стилистич. прием Н.-п. р. широко используется в худож. прозе, позволяя создать впечатление соприсутствия автора и читателя при поступках и словах героя, незаметного проникновения в его мысли.
Пример: <Эти слова, такие обычные, почему-то вдруг возмутили Гурова, показались ему унизительными, нечистыми. Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни1> (А. П. Чехов). В. А. Виноградов.
“НИВА”, рус. иллюстрир. еженед. журнал для семейного чтения. Изд. в Петербурге в 1870—1918, до 1904 А. Ф. Марксом. Обществ.-политич. жизнь освещалась в журнале в “благонамеренном” духе. В разные годы в “Н.” печатались писатели разных направлений, в т. ч. П. Д. Боборыкин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. С. Мережковский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. А. Блок. В 1894—1916 выходили “Ежемесячные литературные приложения к журн. „Н."”. С 1891 в качестве бесплатного приложения издавались собр. соч. многих рус. и иностр. писателей, что обеспечивало журналу большие тиражи и популярность.
НИВХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. НИГЕРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Нигерии. Лит. традиция на яз. народов иоруба, ибо, хауса и др., тесно связанная с фольклором, находится на разных этапах становления. Ее значительно опережает в своем развитии общенигерийская лит-ра на англ. яз., получившая широкую известность в Африке и за ее пределами.
В кон. 19— нач. 20 вв. формируется публицистика, служащая задачам освободит, движения. В 20— 4р-х гг. появилась гражд. поэзия (Д. Осадебай). В 30-х гг. зародилась драматургия, что связано с деятельностью христ. церкви, поощрявшей пьесы на библейские темы. В 30—40-х гг. в нек-рых городах (Онича) действовали книжные базары, способствовавшие распространению нар. словесности, отражающей в упрощенной форме мораль и настроения разных слоев населения. Лубочная литература была ранним этапом развития нигерийской прозы. Продолжая бытовать и теперь, она остается своеобразной школой для нек-рых писателей; среди них — автор первого нигерийского романа “Люди города” С. Эквензи. Первым известным за пределами своей страны прозаиком Нигерии стал А. Тутуола. Его повести, отличающиеся увлекательными сюжетами, полные причудливых, порой гротескных образов, тесно связаны со сказочным эпосом народа иоруба. С кон. 50-х гг. освоение новых для афр. лит-р жанров (и прежде всего романа) становится особенно интенсивным.
В прозе 60-х гг. заметны интерес к быту, стремление писателей “реабилитировать” патриарх. Африку в глазах европ. читателя: романы О. Нзекву, Э. Амади и др. Мн. прозаики тяготеют к социальной проблематике. В романе “Родственники” Т. Алуко сделал попытку создать идеал гражданина. Совр. прозаики бурж. морали противопоставляют устои патриарх. общины (0. Эгбуна). Нек-рые их произв. воскрешают структурно-худож. элементы, типологически близкие просветит, роману Европы 18 в. Гл. тенденция развития нигерийской прозы — становление критич. реализма, достигшего высокого уровня в романах Ч. Ачебе — крупнейшего нигерийского писателя, глубоко осознавшего воспитат. роль лит-ры. В его трилогии “И пришло разрушение”, “Беспокойная жизнь” и “Стрела бога” отражены осн. этапы жизни народов Нигерии с начала колон, захвата страны Великобританией в сер. 19 в.; его роман “Человек из народа” поев. современности. Ачебе оказал заметное воздействие на мн. англоязычных писателей тропич. Африки. Социальную проблематику разрабатывают Эквензи, Дж. Мунони и др. Поиски новой формы (усложнение сюжета и композиции, стремление обогатить англ. яз. элементами афр. языков и т. д.) сказались в романах Г. Окары, В..Шойинки.
Драматургия и поэзия, формирующиеся в сложном взаимодействии фольклорных и лит. влияний, наполнены социальными проблемами и, как и роман, отражают процесс становления личностного сознания и совр. мировоззрения. Заметный вклад в развитие совр. драматургии и поэзии внесли, Шойинка, Дж. Кларк, К. Окигбо, Окара. В нач. 60-х гг. в Вост. Нигерии была создана Ассоциация афр. писателей. Выходят лит. журн. “Black Orpheus”, “Okike”.
• Вавилов?.Η., Οроза Нигерии, М., 1973.
В. Н. Вавилов.
НЕСО — НИГЕ
==245
НИДЕРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, лит-ра голландцев и фламандцев на нидерл. яз. Развивалась в Нидерландах исторических; с момента их политич. разъединения развивается на территории Бельгии и Нидерландов (см. также Бельгийская литература).
Древнейший памятник Н. л.— т. н. Каролингские псалмы (9 в.). Куртуазный стиль представлял Генрих фон Фельдеке, творчество к-рого относят также к нем. лит-ре. Во 2-й пол. 13 в. начался расцвет бюргерской дидактич. лит-ры: Я. ван Марлант, Я. ван Бундале (“Зеркало мирян”) и др. Критика феод. порядков звучала в нар. песнях, эпосе “О лисе Рейнарде” (ок. 1235—50). Процветала церк. лит-ра — миракли, мистерии, моралите. Религ. характер имеет творчество поэтессы Хадевейх. Трактаты мистика Я. ван Рёйсбрука направлены против церк. знати; они сыграли важную роль в подготовке Реформации. Во 2-й пол. 14 в. возник жанр абеле спелен — ранний образец светской драмы в зап.-европ. лит-ре: анонимные пьесы “Эсморейт” и “Ланселот””. Нац. культура концентрировалась вокруг т. н. камер редерейкеров (риторов), объединявших горожан для совместных упражнений в иск-ве стихосложения и театр, представлений. Известны своим мятежным характером празднества редерейкеров в Генте в 1539. Теоретик их иск-ва — М. де Кастелейн (трактат “Искусство риторики”). Деятельность редерейкеров способствовала расцвету нац. драматургии и поэзии; они сыграли значит, роль в подготовке Реформации (против к-рой выступала поэтесса Анна Беинс), а также бурж. революции. В т. н. спроках и бурде, дидактич. рассказах и стихах, нашло отражение нар. сознание.
В лит-ре 16 в. отчетливо обозначились черты Возрождения, наметившиеся уже в поэзии Д. Поттера. Нидерл. Возрождение выдвинуло писателя и мыслителя мирового масштаба Эразма Роттердамского; его сатира “Похвала глупости” высмеивает невежество, тщеславие и лицемерие духовенства, придворных и т. д. Я. ван дер Нот — зачинатель новых поэтич. жанров и стихотв. форм в Н. л. (ода, сонет, александрийский стих). Сатиры Ф. Марникса ван СинтАлдегонде направлены против католич. церкви. Гуманисты Д. В. Корнхерт, X. Л. Спигел, К. ван Мандер сыграли большую роль в становлении нидерл. прозы. В период Нидерл. бурж. революции 16 в. распространялись песни гёзов, нар. поэзия.
17 в.—“золотой” век в культуре Нидерландов. Для творчества писателей этой эпохи, принадлежащих к разным направлениям (главным был классицизм), характерно внимание к социальным и этич. проблемам. Писатель П. К. Хофт возглавлял т. н. “Мейденский кружок”, сыгравший значит, роль в истории гуманистич. лит-ры 17 в. В нац. драматургии важное место заняли драмы С. Костера. Демократич. идеями проникнуты соч. Г. А. Бредеро. Лирич. и дидактич. поэзия К. Хёйгенса отмечена усложненностью поэтич. слога. Известностью пользовались романы И. ван Хемскерка и Н. Хейнзиуса. Центр, место в лит-ре 17 в. принадлежит поэту и драматургу И. ван ден Вонделу; в его творчестве взаимодействуют черты классицизма и барокко. Трагедия Вондела “Люцифер”— одно из значит, достижений мировой драматургии.
В лит-ре 18 в. наблюдается ослабление нац.-демократич. традиций. Новые бурж.-патрицианские идеалы привели к эпигонскому следованию лит. образцам др. стран, особенно франц. классицизму. В идейно-худож. отношении значительной была драматургия П. Лангендейка, опиравшегося на традиции Мольера. Особое место занимает поэзия X. К. Пота, демократич. по характеру. Ю. ван Эффен изд. журн. “De Hollandsche Spectator” (1731—35), в к-ром, подражая англ. просветителям, подверг критике бюргерские нравы. Братья В. ван Харен и О. 3. ван Харен, испытавшие влияние Вольтера, выступали с демократич. позиций. 0.3. ван Харен осудил злодеяния нидерл. колон. властей (трагедия “Агон”), а в историч. эпосе “Гёзы” прославил восстание Нидерландов против Испании.
==246 МИДЕ
Видным представителем сентиментализма, сформировавшегося во 2-й пол. 18 в., был Р. Фейт. Просветит. и критич. пафосом проникнуты семейно-бытовые романы Элизабеты Волф-Беккер и Агье Декен. Я. Беллами — автор патриотич. стихов. Эстетико-лит. соч.
И. Кинкера подготовили предромантич. течения.
\ В. В. Данчев.
Подъем нац. самосознания в кон. 18 в. (под влиянием Великой франц. революции) нашел выражение в гражд. поэзии Я. Ф. Хелмерса, К. Лотса и др. С др. стороны, крайним субъективизмом отмечено творчество поэта-романтика и историка В. Билдердейка. Его деятельность предшествовала появлению группы романтиков “Пробуждение” (1823—60-е гг.), а также антирационалистич. и антидемократич. течений. Кинкер и др. следовали принципам просветит, реализма и подготовили почву для появления в 40-х гг. реалистич. произв., лучшее из к-рых—сб. рассказов Н. Бетса “Камера обскура” — зарисовки голл. жизни. Образцы оригинального нидерл. историч. романа создал Я. ван Леннеп. Романы Анны Босбом-Туссен отмечены реалистич. чертами. Значит, событием Н. л. было основание журн. либерального направления “De Gids” (1837), объединившего прогрес. писателей (Э. И. Потгитер, К. Бюскен Хют и др.). В их творчестве отразилось критич. отношение к мещанству; они заложили основы реалистич. эстетики. Крупнейший писатель 19 в.— Мультатули. Дебютировав как революц. романтик, он перешел на позиции критич. реализма. Творчество Мультатули направлено против колониализма и бесчеловечности бурж. об-ва. В 80-х гг. ведущую роль в Н. л. играла группа т. н. восьмидесятников, изд. журн. “De Nieuwe Gids” (1885— 1943). Их глава В. Клос в 1882 опубл. своеобразный манифест движения — сб. сонетов Ж. Перка “Матильда”. Творчество писателей этой группы характеризуется пристальным вниманием к внутр. миру человека, а также интересом к социальным проблемам (Ф. ван Эден, А. Вервей, Л. ван Дейссел и др.). В романах и лит.-критич. соч. Дейссела соединились элементы натурализма и импрессионизма. Эден в реалистич. романе “Маленький Йоханнес” подверг критике бурж. общество; его произв. нач. 20-х гг. свидетельствуют о разочаровании в возможностях социального переустройства. В кон. 19— нач. 20 вв. в связи с ростом рабочего движения и образованием нидерл. социал-демократии нек-рые “восьмидесятники” (Эден, Г. Гортер и др.) пришли к социалистич. идеям, в то время как Клос, Вервей пропагандировали индивидуализм и “чистое искусство”. Реакцией на крайние проявления натурализма явился неоромантизм (А. ван Схендел и др.).
В лит-ре нач. 20 в. доминировали социалистич. идеи. Г. Хейерманс, изображая жизнь фабричных рабочих, решительно выступал против капиталистич. эксплуатации. Борьбе за освобождение рабочего класса посвятили свое творчество Гортер и Хенриетта Роланд-Холст. В поэзии А. ван Коллема заметно влияние Окт. революции в России.
1-я мировая война 1914—18 разрушила веру в бурж. прогресс. В поэзии М. Нейхофа, А. Роланд-Холста, Я. Я. Слауэрхофа, Г. Ахтерберга ведущими стали мотивы одиночества, обреченности человека перед лицом судьбы. В поэзии гл. место занял экспрессионизм (X. Марсман). Проза этого времени представлена в осн. социально-критич. романом: М. Деккер, С. Вестдейк и др. Широкое полотно нар. жизни дано в романах Т. де Фриса. Писатели, сгруппировавшиеся вокруг журн. “Forum”, активно выступали против фашизма: Ш. Э. дю Перрон и др.
В годы оккупации Нидерландов нем.-фат. войсками (1940—45) распространение получила подпольная печать, в к-рой участвовали Вестдейк, Т. де Фрис, Я. Гресхоф, А. ван Дёйнкеркен и др. Нелегально был издан сб. “Новый песенник гёзов” (1944). Темы Сопротивления нашли отражение и в послевоен. лит-ре: романы Вестдейка, М. Деккера, Т. де Фриса.
Социальные мотивы свойственны романам А. ден Доларда. Антибурж. романы Анны Бламан проникнуты страхом перед действительностью, чувствами безысходности и отчаяния.
В 50-х гг. появилась поэтич. школа т. н. эксперименталистов, к к-рой в 60-х гг. примкнули и прозаики, создавшие т. н. экспериментальный роман. Не принимая бурж. об-ва, эксперименталисты облекали свои нередко анархич. взгляды в модернист. форму. Новеллы и романы В. Херманса 50—60-х гг., сохраняя настроения его стихов 40-х гг., содержат мотивы одиночества, бесцельности существования, бессилия. Популярны рассказы и романы X. Мюлиса, проза X. Хассе и др. Т. н. новый стиль, соединение иск-ва с наукой пропагандируют “постэксперименталисты” Г. Слётелар, Г. Верхаген, выступившие в 60-х гг. Новое поколение писателей, назвавшее себя “группой 70-х годов”, в своем “Манифесте для 70-х годов” объявило борьбу против увлечения модернизмом, призвало поэтов и прозаиков создавать лит-ру, близкую и понятную нар. массам (П. Андриссе, Г. Пломп).
Изд.: Ладонь поэта. Стихи, М., 1964; Красный бук. Рассказы и повести, М., 1971; Из совр. нидерл. поэзии, М., 1977; Сидр для бедняков. Совр. нидерл. повесть, М., 1980; Совр. нидерл. новелла, М., 1981; Из поэзии Нидерландов XVII в., Л., 1983.
• Волевич И. В., Совр. лит-ра Нидерландов, М., 1962.
НИКАРАГУАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Никарагуа. Развивается на исп. яз. В период исп. владычества (16— нач. 19 вв.) наиболее распространенный жанр — историко-бытовая хроника. Война за независимость исп. колоний в Америке 1810—26, в результате к-рой Никарагуа в 1838 была провозглашена самостоят, республикой, дала толчок развитию нац. лит-ры. В Никарагуа появились первые в Лат. Америке образцы романтич. поэзии. До кон. 19 в. романтизм оставался осн. лит. направлением и в прозе, испытавшей франц. влияние и включавшей черты касту мбризма. В Н. л. на протяжении почти всей ее истории преобладали поэтич. жанры. Всемирную известность получило творчество Р. Дарио, родоначальника испано-амер. модернизма, оказавшего большое влияние на развитие всей испаноязычной поэзии 20 в. В сб-ках “Лазурь”, “Песни жизни и надежды” и др. отразились поиски самобытных путей иск-ва, антиимпериалистич. настроения и в то же время усвоение поэтич. форм школы •“.Парнаса'!'” символизма. Последователи Дарио (т. н. рубендаристы) усвоили не столько жизнеутверждающие, сколько декадентские мотивы его творчества. Лишь в стихах С. Аргуэльо звучат гражд. мотивы, заметно стремление отойти от формализма. В 20—30-х гг. под влиянием сев.-амер. авангардизма развивалось творчество Л. А. Кабралеса и X. Коронеля Уртечо.
Подъем демократич. и революц. движения в 20—30-х гг., протест против империалистич. политики США нашли отражение в романах Э. Роблето, в антивоен. стихах С. де ла Сельвы. После установления в 30-х гг. диктатуры семейства Сомосы мн. писатели подверглись репрессиям. Прогрес. поэты Сельва, А. Пальяйс, М. Куадра, А. Ордоньес Аргуэльо, оказавшиеся в изгнании, призывали своих соотечественников к сопротивлению. Традиции политич. романа развивал Л. Чавес Альфаро. Для творчества мн. поэтов периода диктатуры Сомосы, оставшихся в Никарагуа, характерны отход от социальной тематики, обращение к вечным темам (любовь, добро и зло, жизнь и смерть), воспевание родной земли, размышления о смысле поэтич. творчества: П. А. Куадра, М. Т. Санчес, О. Роблето, и др. Произв. писателей, оппозиционных режиму Сомосы, вплоть до его свержения в 1979, в осн. публиковались анонимно или за пределами Никарагуа (Э. Карденаль, Э. Мехия Санчес, Э. Гутьеррес, М. Кахина Вега, Мичель Нахлис, Ф. Сильва и др.). Протест против нравств. порабощения народа отличает рассказы С. Рамиреса.
Победа нац.-демократич. революции содействует приобщению народа к нац. корням и духовным ценностям. Лит-ра отражает стремление никарагуанцев к социальным и культурным преобразованиям.
А. А. Сергиевский.
•“НЙСТРУ” (“Днестр”), лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал на молд. яз. Орган СП Молд. ССР. Издается в Кишиневе с 1932. До 1957 наз. <0ктомбрие” (“Октябрь”).
“НОВАЯ КРИТИКА”, течения в зап. критике и лит-ведении 20 в.: 1) в США “Н. к.” (“new criticism”) сформировалась в 30-х гг. 20 в. под влиянием англ. критиков А. Ричард са (интерпретация с точки зрения семантики), У. Эмпсона (множественность смысловых пластов текста), позже — Ф. Ливиса и критич. суждений поэтов Т. С. Элиота и Э. Паунда. В 40—50-х гг. “Н. к.” приобрела монопольное влияние в США, в дальнейшем переживает кризис.
Теоретич. основы <Н. к.” сформулированы в трудах А. Тейта (“Реакционные эссе о поэзии и идеях”, 1936), К. Брукса (“Современная поэзия и традиция”, 1939, “Хорошо написанный предмет”, 1947), Дж. К- Рэнсома (“Плоть мира”, 1938, “Новая критика”, 1941), Р. П. Блэкмура (“Язык как жест”, 1952), У. К. Уимсата (“Словесный лик”, 1954) и др. Гл. задачу “Н. к.” видит в “глубоком прочтении” (“тщательном прочтении”), т. е. в выявлении конкретного и одновременно всеобщего смысла текста, значимости метафор, сравнений, всей образной системы. Особое внимание “Н. к.” уделяет расшифровке заключенной в тексте символики, отражающей глубинные мотивы поведения человека (К. Бёрк, “философия литературной формы. Исследование символики действий”, 1941). “Н. к.” устремлена также к выявлению многозначности (в т. ч. амбивалентности) смысла поэтич. произв., к интерпретации стиля как определ. умонастроения.
Ряд приемов, применяемых “Н. к.” при анализе текста, продуктивен. Однако, рассматривая худож. произв. как замкнутую самодовлеющую языковую структуру (“закрытое чтение”), “Н. к.” игнорирует его социально-историч. генезис и обществ, направленность, а также сознат. целевую установку автора и его личность в социально-биогр. аспекте; к тому же “пристальное чтение” нередко оборачивается изощренным умствованием “по поводу” текста.
2) Во Франции под именем “Н. к.” (“nouvelle critique”) объединяют разл. направления, сформировавшиеся в сер. 50-х гг. гл. обр. в полемике с эмпиризмом культурно-исторической школы и с иррационалистич. тенденциями экзистенциализма; их методология складывалась в результате ассимиляции и ревизии марксизма, а также под влиянием фрейдизма и структурализма в лингвистике (Ф. де Соссюр), семиотике (Л. Ельмслев), антропологии (К. Леви-Строс).
В 50—60-х гг. важное место занимали социологич. концепция Л. Гольдмана (“генетический структурализм”) и “психокритика” Ш. П. Морона. Особую роль сыграл Р. Барт (в 60-х гг.— глава <Н. к.” и автор ее манифеста — “Критика и истина”, 1966), создавший теорию “письма” и выдвинувший идею “социо-логики” как историч. системы духовного производства, раскрывающей социокультурный смысл лит. произведений. С сер. 60-х гг. распространяются структуралистские тенденции (см. Структурализм), связанные с задачами построения общей поэтики (программная ст. “Поэтика”, 1968, Ц. Тодорова), в первую очередь — теории сгожетосложения и повествования (А. Греймас, К. Бремон, Тодоров, Ж. Женет) и “неориторики” (группа “мю”, П. Гиро). На рубеже 60—70-х гг. возникают “постструктуралистские” концепции, во многом ориентированные на “неомарксизм”, генеративную лингвистику Н. Хомского, психоанализ Ж. Лакана и исследующие — в противовес “статике” готового текста — различные аспекты его порождения (см. Генеративная поэтика). Ю. Кристева выдвигает идею “семанализа” (аналитич. семиотики, 1969), оказав влияние на деятельность группы “Тель Кель” (Ф. Соллерс и др.). Тогда же оформляется группа “Шанж” (Ж. П. Фай), попытавшаяся перенести из лингвистики в лит-ведение “трансформационные модели”.
% Вейман Р., “Новая критика” и развитие бурж. лит-ведения, М., 1965; У? но в Д. М., Лит. произведение в оценке англо-амер. “новой критики”, М.. 1982; Г? эф? Дж., Что собой представляла “новая критика”? [реферат статьи], в кн.: Тенденции в лит-ведении стран Зап. Европы и Америки. Сб. обзоров и рефератов, М., 1981; Автономова Н. С., Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977; Теории, школы, концепции, М., 1977; Хованская 3. И., Анализ лит. произведения в совр, франц. филологии, М-, 1980.
Б. Л. Гиленсон, Г. К. Косиков (“Н. к.” во Франции).
“НОВАЯ РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА” (“Neue Rheinische Zeitung”) (Кёльн, l. 6. 1848—19. 5. 1849), орган пролет. крыла нем. и европ. рев. демократии. Гл. ред.— К. Маркс; в состав редакции входили Ф. Энгельс, НИКА — НОВА
==247
Г. Веерт,?. Фрейлиграт и др. Статьи Маркса и Энгельса явились примером боевой публицистики. Важную функцию в “Н. р. г.” выполняла сатира — фельетоны и произв. Веерта; программная идея газеты — продолжение и углубление революции — была выражена в лирике Фрейлиграта. См. также ст. Немецкая литература, с. в. Тураев. НОВЕЛЛА (итал. novella, букв.— новость), малый прозаич. жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует т. з. на Н. как разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремит. сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиц. строгостью. Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета — центр, перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события.
В отличие от рассказа — жанра новой лит-ры на рубеже 18— 19 вв., выдвигающего на первый план изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам,— Н. есть иск-во сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами, обращенное прежде всего к деятельной, а не созерцат. стороне человеческого бытия. Новеллистич. сюжет, построенный на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную, распространен во мн. фольклорных жанрах (сказка, басня, ср.-век. анекдот, фаблио, шванк).
Лит. Н. возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец — <Декамерон> Дж. Боккаччо), затем в Англии, Франции, Испании (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес). В форме комич. и назидат. Н. происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом превратностями мире. Впоследствии Н. в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестеств. происшествия, разрывы в цепи социально-историч. и психол. детерминизма.
Расцвет Н. в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст, Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н. В. Гоголь) вобрал в себя культ трагииронич. игры случая, разрушающего ткань повседневности. В кон. 19'— нач. 20 вв. к жанру Н., обнажающей ^изломы” судьбы, ее таинств, игру с человеком, обращаются (с разных мировоззренч. и эстетич. позиций) Ги де Мопассан, О. Генри, Л. Пиранделло, С. Цвейг, Акутагава Рюноскэ, Ш. Андерсон и мн. др.; в рус. литре — А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин (“Темные аллеи”), В. В. Набоков. Заруб, новеллистика последних десятилетий отличается гротескной заостренностью персонажей, изощренно-рациональной композицией при иррациональности содержания, эксперимент. усложненностью формы (X. Борхес, X. Кортасар, Г. Бёлль, Ф. 0'Коннор, А. Зингер, Дж. Чивер и мн. др.). В сов. лит-ре жанр Н., продуктивный в 20-х гг. (И. Э. Бабель, Вс. В. Иванов, А. Грин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин) и запечатлевший резкие метаморфозы и фабульную остроту послереволюц. действительности, впоследствии вытесняется более органичным для рус. лит. традиции жанром рассказа. В совр. сов. многонац. лит-ре жанр Н. представлен в творчестве И. П. Друцэ, Р. Ибрагимбекова, Ф. Искандера, А. Кима, Е. Ф. Гуцало. Близки к Н. нек-рые рассказы Ю. П. Казакова, Ю. М; Нагибина, А. Г. Битова.
φ έйхенбаум Б. М., ОТенри и теория новеллы, в его сб.: Литература, Л., 1927; Выготский Л. С., Психология иск-ва, 2 изд., М., 1968, с. 187—208. М. Я. Эпштейн.
“НОВЕЛЛЙНО” (“Novellino”), анонимный сб. рассказов, один из древнейших памятников итал. худож. прозы (кон. 13— нач. 14 вв.). Сохранились две редакции “Н.”— более краткая, озаглавленная “Сто старых новелл”, и более полная. Фабулы рассказов “Н.” воспроизводят преим. бродячие сюжеты ср.-век. лит-ры.
Наряду с мифол. и легендарными персонажами (Тристан и Изольда, Нарцисс, Геракл, Давид, Соломон) в них действуют также историч. лица: Карл Анжуйский, Конрад IV, Бертран де Борн, Фридрих II и др. Сюжет новеллы о трех кольцах, защищающей веротерпимость, использовали Дж. Боккаччо в “Декамероне” и Г. Лессинг в “Натане Мудром”.
Изд.: Le ciento novelle antiche, Bologna, 1523; II Novellino, Torino, 1934; в рус. пер. в сб.: Новеллы итал. Возрождения, избранные и переведенные П. Муратовым, т. 1, М., 1912.
==248 HЦBE — НОВО
НОВЕЧЕНТО (итал. Novecento, букв. — двадцатое столетие), лит. движение в Италии 2-й пол. 20-х гг. 20 в., а также назв. журнала (1-я серия — осень 1926— 1927, 2-я —1928—29; первое время выходил на франц. яз.). Движение Н., или новечентизмо, охватывает комплекс идей, программы и дискуссии по вопросам иск-ва, к-рые проводил выходивший под ред. писателя М. Бонтемпелли в Риме ежеквартальный журнал. В журнале сотрудничали итал. и иностр. писатели: К. Альваро, А. Моравиа, П. Мак-Орлан, В. Вулф и др. Н. противопоставляло фаш. представлениям о замкнутом характере итал. нац. культуры — “европеизм”, распространяющийся на все совр. иск-во, и приобщало итал. лит-ру к общеевроп. модернизму. Признавая себя частично происходящим от футуризма, движение Н. призывало к “обновлению” лит-ры, выдвинуло лозунг создания некоего “мифа 20 в.”, к-рый после 1-й мировой войны 1914—18 якобы открывает новую историч. эпоху зап. культуры и истории человечества. Гл. формулой Н. был т. н. магический реализм, смысл к-рого — открытие в обыденной жизни, в человеке и природе зон поразительного, ирреального, таинственного. Влияние Н. в итал. культуре было кратковременным, з. м. Потапова. “НОВОЕ ВРЕМЯ”, рус. газета, издавалась в 1868— 1917 в Петербурге (с 1869— ежедневная). Первоначально газета придерживалась либеральной ориентации; в 1876 (с переходом издания к А. С. Суворину) занимала в ряде случаев консервативные, шовинистич. позиции; отличалась крайней резкостью тона в полемике с прогрессивной журналистикой (в лит. фельетонах В. П. Буренина и др.).
НОВОЗЕЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Новой Зеландии. Развивается в осн. на англ. яз. Писатели-маори пишут также на яз. маори. Первые произв. созданы в 50—80-х гг. 19 в. в русле англ. лит. традиций; наиболее значительным было влияние романтиков, поэтич. школы Р. Бёрнса, викторианского романа о колон, приключениях. Для прозы этого периода характерны автобиогр. жанры. Осн. темы: освоение далекого края, жизнь маори, новые возможности и мечты об избавлении от пороков Старого Света. На рубеже 20 в. лит-ру окрашивает пробуждающееся нац. чувство. Нац.-патриотич. и демократич. взгляды выражены в поэзии Джесси Маккей, обличавшей социальную несправедливость. Быт, нравы, занятия пионеров запечатлел роман (У. Сатчелл и др.). В колон, лит-ре · руссоистская идеализация первобытности вступала в противоречие с бурж. пониманием прогресса.
Бурж. общество Новой Зеландии первых десятилетий 20 в. вызвало критич. отношение со стороны писателей, к-рым претил дух “делания денег” и мещанская ограниченность: Кэтрин Мэнсфилд — создательница реалистич. психол. новеллы, Джейн Мандер (роман “Повесть о новозеландской реке”). Распространение получили феминист, мотивы. Тональность многочисл. произв. о маори определялась ложной идеей историч. обреченности аборигенов.
В 30-х гг. лит-ра обрела зримые черты нац.-самобытного явления. В обстановке экономич. кризиса 30-х гг. и классовых конфликтов призыв покончить с духовной зависимостью от метрополии становится частью общей критики брит. империализма, капиталистич. строя и его идеологии, усиливается влияние марксист, учения. Возникли прогресс, лит. орг-ции и журналы. Под знаком социального протеста развивается раннее творчество поэтов Р. Мейсона, А. Фэрберна (поэма “Доминион”), Д. Гловера. В стихах А. Кэрноу — осмысление историч. судеб родной страны. Медитативность, религ. видение мира присущи поэзии Дж. Р. Херви, Мэри Урсулы Бетел. Обновляется поэтич. язык, приближаясь к совр. разговорной речи.
В 30—40-х гг. происходит становление реалистич, социального романа. В произв. Дж. Ли, Дж. Малгана, Робин Хайд человек из низов, обездоленный и преследуемый, показан в столкновении с обществом. Рост нац. самосознания отражен в историч. романе, семейно-бытовых “сагах”. Развивается реалистич. рассказ социальной темы, с героем из среды трудящихся (Ф. Сарджесон, Ли, Р. Финлейсон и др.).
После 2-й мировой войны 1939—45 лит. процесс активизируется, расширяется спектр тем, жанров, лит. связей, углубляется идейно-эстетич. поляризация. В поэзии преобладают произв. морально-филос. проблематики, темы нац. и поэтич. самоопределения; значит. место занимает пейзажная лирика, имеющая давнюю нац. традицию, возникает урбанистич. течение. В стихах Гловера, тяготеющего к простоте формы и нар песенным размерам, живая реальность новозеланд. жизни, нар. типы, поиски осн. жизненных ценностей. Принадлежащий к послевоен. поколению Дж. Бакстер с наибольшей силой выразил глубокое разочарование в бурж. цивилизации, нонконформизм, сознание роли поэта как нравств. “чувствилища” общества. Антимилитарист. позиция ярко проявилась в стихах, осуждающих агрессию США во Вьетнаме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|