Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 66 глава




 

Среди многообразия тем реалистич. романа — участие новозеландцев во 2-й мировой войне (Д. Дэвин, М. Джозеф), судьбы людей в контексте новозеланд. истории (М.,Шедболт), положение маори и расовые конфликты (“Маорийская девушка” и др. книги Н. Хиллиарда), воспитание, проблемы общения (“Старая дева” Сильвии Аштон-Уорнер) и особенно характерная для Н. л. тема становления личности и столкновения с миром бурж. филистерства и ханжеской морали, разработанная Сарджесоном, а также Дэвином, Б. Пирсоном и др.

 

В 60—70-е гг., наряду с воссозданием действительности в ее зримых чертах, наблюдается поворот к более условным формам худ. отображения (притча, гротеск, введение фантастич. элемента). Обостряется трагизм мировосприятия и внимание к последствиям духовного кризиса общества. Отчуждение, одиночество, психич. аномалии, смерть — темы романов Джанет Фрейм, к-рые содержат в то же время социальную критику.

 

В новеллистике наряду с рассказом-былью, близким к устному повествованию (А. П. Гаскелл, О. Мидлтон, Б. Миткаф), все большее место занимает психол. новелла (Шедболт).

 

Беллетристика охранительной ориентации эксплуатирует островную экзотику и пополняется псевдоист. романами, сентиментальными любовными историями, рассказами об “овечьих королях” и кровавыми боевиками.

 

Новое явление Н. л.— творчество писателей-маори, зародившееся в 60-х гг. В нем нашли отражение жизнь совр. маори, расовая дискриминация; утверждению коллективист, ценностей патриарх, общины сопутствует идеализация доколон. прошлого. Поэт X. Туваре, прозаики В. Ихимаэра и П. Грейс усваивают европ новозеланд. и др. худож. традиции, опираясь на маорийское культурное наследие, ратуя за его развитие.

 

Лит. журналы: “Landfall” (с 1947), “Island” (с 1972). Изд.: Новозеланд. рассказы, М., 1963; Поэзия Новой Зеландии, М., 1978. А. С. Петриковская.

 

“НОВЫЙ МИР”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал. Орган СП СССР. Изд. в Москве с 1925. Опубликовал мн. произв. сов. лит-ры, среди к-рых “Жизнь Клима Самгина” (1-я часть) М. Горького, “Восемнадцатый год” и 1-я часть “Петра I” А. Н. Толстого, “Россия, кровью умытая” А. Веселого, “Поднятая целина” и 4-я часть “Тихого Дона” М. А. Шолохова, произв. В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, И. Э. Бабеля, К. А. Федина, С. Я. Маршака, И. Г. Эренбурга, В. В. Овечкина, К. И. Чуковского, В. С. Гроссмана, В. А. Каверина, А. Т. Твардовского, А. А. Ахматовой, А. Я. Яшина, Ю. О. Домбровского, Ф. А. Абрамова, В. Ф. Тендрякова, В. И. Белова, Ю. В. Трифо

 

нова, Ч. Айтматова,Р. Гамзатова, В. В. Быкова и др. Среди редакторов: В. П. Полонский (1926—31), К. М. Симонов (1946—1950, 1954—58), Твардовский (1950—54, 1958—70), С. С. Наровчатов (1974—81), с 1981— В. В. Карпов.

 

“НОВЫЙ РОМАН”, “антироман”, условный термин, обозначающий худож. практику ряда франц. писателей 50—70-х гг. 20 в. (Натали Саррот, А. РобГрийе, М. Бютор, К. Симон и др.), провозгласивших технику традиц. повествоват. прозы исчерпанной и предпринявших попытку выработать приемы бесфабульного и безгеройного повествования.

 

Отмежевываясь от традиций франц. реалистич. романа 19—20 вв. и по-своему перекликаясь с философией “смерти человека” (напр., культуролога М. Фуко), “неороманисты” исходят из мысля об устарелости самого понятия личности, как она истолковывалась и изображалась в рамках былой повествовательной культуры. Перестройка структуры прозы велась ими в разл. направлениях — “вещизм” А. Роб-Грийе (подчеркнуто бесстрастное описание предметов внеш. мира), “подразговор”—“тропизмы” Саррот (общезначимая внутренне диалогичная стихия бессознательного), полифонич. тексты Бютора (мозаика мыслей, восприятий, эссе, исподволь складывавшаяся в “мифологему” определ. цивилизации).

 

В ряде случаев приемы письма “неороманистов” получили содержат, наполнение (“Изменение” Бютора, “Дороги Фландрии” Симона, “Вы слышите их?” Саррот). Однако отказ от обрисовки целостных характеров и сведение на нет сюжетного развертывания, противопоставление познават. способности иск-ва и его ценностно-смысловой устремленности нередко заводят экспериментаторство “неороманистов” и особенно их преемников по т. н. текстуальному письму (Ф. Соллерс, Ж. Рикарду с его “новым новым романом” и др.) в тупик самодовлеющей писательской технологии.

 

φ Εремеев Л. А., франц. “новый роман”. К., 1974; Андреев Л. Г., Совр. лит-ра Франции. 60-е гг., М., 1977; Писатели Франции о лит-ре. Сб. ст., пер. с франц., М., 1978, с. 312—20, 398—411. С. И. Великовский.

 

“НОВЫЙ СЛАДОСТНЫЙ СТИЛЬ”, см. “Дольче стиль ну овси·.

 

НОГАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра ногайцев (см. Дагестана литературы) на ногайском яз. Письменность появилась после Окт. революции, в 30-х гг. В 1883 в Петербурге был издан сборник “Ногайские и кумыкские тексты”, составленный кумыкским поэтом М.-Э. Османовым. В 30-х гг. 20 в. были опубликованы первые худож. произв. на ногайском яз. Значит. вклад в Н. л. внесен писателем Ф. Абдулжалиловым, поэтессой К. Темирбулатовой.

 

НОРВЕЖСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра норв. народа на норв. яз. Мн. черты ее истории восстановлены по данным древней исландской литературы. Она создана переселенцами из Норвегии, развивавшими традиции устного нар. творчества, к-рые они принесли в Исландию. Зачинатели древней скальдич. поэзии — скальды были также норвежцами. Сохранившиеся памятники чисто норв. происхождения связаны с феод. строем и христианством: поэма “Сонное видение” и дидактич. диалог “Королевское зерцало” (13 в.). В 14—15 вв. возникла баллада. Общее развитие лит-ры было подорвано упадком страны в этот период и подчинением ее Дании. Лит. языком Норвегии стал на длит. время дат. яз. Зачатки новой Н. л. появились в 16 в.; значит, произв. возникли лишь в 17 в. (поэма “Глас Нурланна” П. Дасса). В 1642 была открыта первая типография.

 

Подъем Н. л. в 18 в. связан с усилением нац.-патриотич. настроений. Норв. писатели Л. Хольберг, Ю. Н. Брун, Ю. Г. Вессель, связанные с классицизмом и просветительством, внесли заметный вклад в развитие дат. лит-ры. В 1722 в Копенгагене было основано Норв. об-во, ставившее целью возрождение нац. лит-ры. В лит-ре последней трети 18— нач. 19 вв. преобладают драматургия и лирика. В лирике большое

 

НОВЫ — НОРВ

 

==249

 

место занимают нац.-патриотич. темы. Эпоха борьбы за отделение Норвегии от Дании и уния со Швецией (1814), завоевание демократия, конституции нашли отражение в публицистике и лирике. В центре лит. жизни 30-х гг.— романтик X. А. Вергеланн, глава нац. и радикально-освободит. направления. В его лирике и драме сочетались социально-филос. и интимные темы. Значительна роль Вергеланна в развитии лит. языка. Он был одним из редакторов газ.—“Statsborgcren” (1831—37). В противовес ему Ю. С. Вельхавен источник обновления лит-ры видел в дат. образцах.

 

В 40-х гг. лит. движение, стремившееся к усилению нац. начала в культуре страны путем обращения к фольклору и крест, жизни, получило наименование нац. романтики (X. А. Бьеррегор, А. Мунк и др.). П. К. Асбьёрнсен и И. Э. My издали нар. сказки, М. Б. Ланстад — сб. норв. нар. баллад. Романтики нередко рисовали жизнь в идеализир. виде. В 50-х гг. под влиянием обострившейся социально-политич. борьбы против нац. романтики выступили П. БоттенХансен, О. Винье, Г. Ибсен. Творчество Ибсена и Б. М. Бьёрнсона знаменует торжество реализма, однако в 50—60-х гг. в их соч. еще заметна связь с романтизмом, с темами и стилем саг. Б филос. драматич. поэмах Ибсена “Бранд” и “Пер Гюнт”, где сочетаются черты романтизма и реализма, серьезную роль играет символика, придающая масштабность картинам совр. мира, воспроизведенным критически, и в то же время способствующая проникновению в духовный мир героев.

 

Психол. углубленностью отличается драматич. трилогия Бьёрнсона “Сигурд Злой”. В романе “Дочери амтманна” Якобине Камиллы Коллетт содержатся элементы реализма. В сер. 70 — нач. 90-х гг. господствовал критич. реализм. Его расцвет был связан со сдвигами в экономич. и социально-политич. жизни страны, с нац.-освободит, движением при наличии прочных демократич. традиций в обществ, жизни Норвегии. “...За последние 20 лет,— писал Ф. Энгельс в 1890,— Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России” (М арке К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 351). В пьесах Бьёрнсона “Редактор” и “Банкротство” нашла отражение совр. жизнь. В аналитич. драмах Ибсена (“Кукольный дом” и др.) показано неблагополучие всего уклада бурж. жизни, невозможность разрешения ее внутр. конфликтов. В романах Ю. Ли убедительность психол. характеристик сочетается с точностью изображения жизни социальных низов.

 

Социальная проблематика особенно остра в психол. романах А. Хьелланна, чьи произв. в целом составляют эпопею норв. капиталистич. города, а также К. Эльстера Старшего и Амалии Скрам. А. Гарборг, автор реалистич. романа “Крестьяне-студенты” о влиянии капитализма на норв. деревню, поддерживая движение за лансмол, или новонорвежский нац. язык (форма порв. языка, сложившаяся на основе синтеза местных диалектов), одним из первых начал писать на нем. Со 2-й пол. 19 в. активно развивается журналистика и публицистика: в 1858—70 издается первый лит. журнал на лансмоле “Dolen”; с 1860 выходит самая крупная бурж. газ. “Aftenposten”; с 1869— “Dagbladet” (еженед. орган оппозиц. либеральной партии Венстре), с 1884 —“Arbeiderbladet” (центр. орган Норв. рабочей партии). Эти издания публикуют материалы о лит. жизни страны и худож. произведения. С 1890 выходит журн. “Samtiden”, освещающий вопросы политики и лит-ры.

 

К оглавлению

 

==250 НОРВ

 

В творчестве писателей 2-й пол. 1880-х гг. появились элементы индивиду алистич. мировосприятия и натурализма (роман X. Йегера “Из жизни христианийской богемы” и др.). К нач. 1890-х гг. в лит-ре развиваются черты символизма, неоромантизма, импрессионизма, сочетающиеся с натурализмом: В. Краг, С. Обстфеллер, X. Кинк, драматургия Г. Хейберга нач. 1900-х гг. и др. Самым крупным писателем этого периода был К. Гамсун, совместивший психол. мастерство с выразительностью в описании природы и внеш. форм жизни, лиризм — со строгостью в отборе деталей. Природу и внутр. мир человека Гамсун противопоставлял распаду связей между людьми, а устойчивый уклад крест, жизни — индустриализму и урбанизму. Значит, внимание писатель уделял иррациональному началу в человеческой природе. Антидемократич. позиции Гамсуна наиболее полно проявились в его драматургии (“У врат царства” и др.); в дальнейшем он все чаще изображал жизнь норв. Севера, рисуя патриарх, формы жизни как идеальные (роман “Соки земли”).

 

В кон. 90-х и нач. 1900-х гг. реализм, хотя и не достиг глубины и силы лит-ры 80-х гг., стал преобладающим направлением Н. л. Выделяется социальная лирика П. Сивле; его роман “Стачка” — первое произв. о классовой борьбе в Норвегии. Драма Бьёрнсона “Свыше наших сил” — также о социальных столкновениях; в ней подвергнута серьезной критике бурж. действительность. Развивается т. н. областническая лит-ра, осн. темы черпающая из жизни простого народа; в ее русле — проза У. Дууна и Ю. Бойера.

 

В нач. 20 в. под влиянием политич. событий (достижение Норвегией в 1905 независимости от, Швеции) и обострившейся классовой борьбы у писателей усилился интерес к современности. Все большую роль начинают играть идеи К. Маркса, однако продолжает оставаться заметным влияние учений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона; мн. писатели разрешение конфликтов современности порой ищут в христианстве. Интерес к нац. языку, истории и нар. иск-ву породили романы о зависимости формирования характера от условий развития страны; стремление проанализировать связи человека с обществом вызывало к жизни филос. произведения. Новый взлет реализма происходил в сложных взаимоотношениях с нереалистич. течениями конца века (символизмом, импрессионизмом, натурализмом). Реалистич. традиции обнаруживают себя в романах “Под осенними звездами”, “Бенони” Гамсуна, историч. сатирич. романе “Майор фон Кнаррен и его друзья” В. Крага, в драмах о совр. политич. борьбе Кинка и Хейберга. Реалистич. принципы объединили литераторов, посвятивших свои соч. классовой борьбе пролетариата: А. Хаукланн, писавший о скитаниях сезонных рабочих, Ю. Фалькбергет, изображавший горняков и обитателей бедных гор. кварталов (“Жертвы огня”), К. Упдаль, сделавший героями десятитомной эпопеи “Танец в царстве теней” поденщика, сезонных рабочих, Дуун, сочетающий интерес к жизненной борьбе рыбаков и крестьян с глубоким психологизмом (“Жители Ювика”). Романтикой овеяно творчество Сигрид Унсет (легендарно-историч. романы “Кристин, дочь Лавранса”, “Улав, сын Аудуна...” и др.). Стремление проникнуть в смысл человеческого предназначения свойственно филос. драмам X. Кинка (“Гуртовщик”), Г. Вильденвея (“Движение по кругу”); в драме “Монах Вендт” Гамсуна полемически переосмыслены нек-рые идеи пьес Ибсена “Бранд” и “Пер Гюнт”. Вильденвей, У. Булль и А. Эверланн, вступившие в лит-ру в начале века, отразили осн. черты поэзии этого времени — связь с фольклором, философичность, обостренное внимание к социальным проблемам. В 1914 литературовед Ф. Булль основал общесканд. литературоведч. журн. “Edda”.

 

Окт. революция в России, мировой экономич. кризис 30-х гг., рост рабочего движения, угроза фашизма привели к резкому размежеванию сил в среде творч. интеллигенции. Сторонники интуитивизма, индивидуализма группировались вокруг драматурга-экспрессиониста Р. Фангена. Им противостоял журн. “Mot Dag”, к-рым руководил Э. Фальк, пропагандировавший идеи марксизма. Фальк оказал большое влияние на прозаика-реалиста С. Хуля, автора психол. романов об ответственности интеллигенции за судьбы мира, ее скептицизме, подменяющем собой активность, на драматурга X. Крога, обращавшего внимание современников на индивидуализм как одно из проявлений фашизма, на Эверланна, нашедшего себя в социально-активной, демократич. по-духу поэзии. Революц. мотивы звучат в стихах А. П. Осена, Г. Рейс-Андерсена и особенно у талантливого поэта, выходца из рабочей среды коммуниста Р. Нильсена.

 

В 1936—37 во главе прогрес. сил Норвегии стоял журн. “Veien frem”, изд. поэтом, драматургом и прозаиком Н. Григом, основоположником социалистич. направления в Н. л. В нар.^героич. драме “Поражение” Григ изобразил события Парижской коммуны 1871. Видные прозаики Т. Весос и А. Саннемусе, склонные к символич. обобщениям, создали романа о воспитании личности.

 

В 30-х гг. мн. писатели ищут новые пути изображения действительности. С. Кристиансен, испытавший влияние Ф. М. Достоевского, большое внимание уделяет психол. проблемам. Драмам Ю. Боргена, романам Г. Ларсена, Весоса и Саннемусе, поэзии Р. Якобсена, Э. Бойсона, К. Гилля, А. Во, Эрьясетера, У. Булля, Вильденвея свойственны черты модернизма.

 

В годы оккупации Норвегии нем.-фаш. войсками (1940—45) писатели участвовали в антифаш. борьбе (кроме Гамсуна, сотрудничавшего с фаш. партией В. Квислинга). В виде листовок распространялись стихи Грига и др. поэтов, вселявшие веру в победу над фашизмом. Эверланн, С. Эвенсму находились в заключении; Унсет, Саннемусе, Григ, Хагеруп эмигрировали.

 

В период оккупации и Движения Сопротивления нелегально выходило около 300 газет. В 1941 начал издаваться орган Компартии Норвегии — газ. “Friheten”, в послевоен. годы число периодич. изданий возросло: иллюстрир. обществ.-политич. журн. Норв. рабочей партии “Aktuell” (с 1945), журн. норв. писателей “Vinduet” (с 1947). Норв. лит-ра до сер. 60-х гг. развивалась в осн. в русле реализма, появлялись также экспериментаторские произв., содержащие большую долю условности, символики, что позволяло обобщать противоречивые тенденции современности. Шаткость послевоен. мира создала в Норвегии почву для распространения экзистенциализма. Философски углубленная тема Сопротивления перешла в послевоен. лит-ру: историч. тетралогия Фалькбергета “Хлеб ночей”, романы Хуля (“Встреча у верстового столба”), Фангена (“Ангел света”), Эвенсму (“Беглецы”), очерки Унсет (“Назад к будущему”), рассказы и романы Турборг Недреос. Весос создал аллегорич. картину Движения Сопротивления (“Дом во тьме”); позднее в его творчестве усиливаются черты модернист. поэтики. В социально-критич. романах Саннемусе, резко ощущающего враждебность бурж. мира, заметную роль играет иррац. начало, увлекательность им придает содержащийся в них детективный элемент (“Оборотень” и др.). Лирич. прозу в традиции Гамсуна создает писатель-демократ Н. Ю. Руд (сб. “Дороги для пешеходов”). К числу выдающихся произв. послевоен. лит-ры относится реалистич. трилогия Боргена о маленьком лорде (1955—57). В его произв. 60-х гг. заметно влияние модернизма.

 

Революц. традицию Грига продолжают Э. Болстад, И. Свинсос и др. С реалистич. драмами выступал Аксель Хьелланн. Нач. 50-х гг. ознаменовалось идейным размежеванием писателей. Этот процесс в значит. степени связан со сложной обществ.-политич. ситуацией в Норвегии, внеш. и внутр. политикой ее руководителей: вступлением в НАТО, разгулом антикоммунизма. Усилились пессимистич. настроения, заметны попытки к разрыву с традициями социальной критики и психол. реализма, проявилась тяга к новым формам, к стилизации, символике: поэт П. Брекке, лит. критик и драматург Ф. Карлинг, романист А. Мюкле. Развивается новый жанр — радиодрама (Ф. Хавреволл и др.). В 70-х гг. появился социалистич. агиттеатр Б. Нильсена, Р. Кристенсена и др. Ко 2-й пол. 60-х гг. сложились новые принципы и в поэзии: социально-агитац. стихи Г. Юханнесена, филос. поэзия С. Мерена, Я. Э. Волла, X. Флёгстад и др. тяготеют к “конкретизму”, “новой деловитости”·; стихам, представляющим собой набор цифр или подборок газ. строк, они придают подобие геометрич. фигур. Эти принципы поддерживают также прозаики Г. Лунне и Э. А. Экланн.

 

Характерные для послевоен. норв. драматургии и прозы философичность и углубленный психологизм в 60—70-х гг. находят выражение в обращении мн. писателей к жанрам аллегории, притчи, гротеску (драмы Е. Бьёрнебу, А. Во, Т. Скагестада, романы С. Хёльмебакка и др.). Популярностью пользуются романы Д. Сульстада (не лишенные, однако, налета анархист. идей), в к-рых проступает не принимаемый автором

 

облик совр. бурж. Норвегии.

 

И з д.: Совр. сканд, поэзия, М., 1959; Норв. новелла XIX—XX вв., Л., 1974; Совр. норв. новелла, М., 1977; В стороне. Сб. сканд. радиопьес, М., 1974; Стихи норв. поэтов. XIX в., М., 1984.

 

• Norges litteratur historiй, bd 1—6, [Oslo], 1974—75; В е у е г Н., В eye r E., Norsk litteratur historie, Oslo, 1978.

 

В. Г, Адмони, Г. Н. Храповицкая.

 

НОРМА ЯЗЫКОВАЯ, правила произношения (орфоэпия) и правописания (орфография), а также правила употребления слов и их грамматич. форм, принятые в речевой практике данного общества и признаваемые в качестве основы литературного языка.

 

Н. я. возникает в определ. содиально-культурных условиях и на протяжении существования языка не остается неизменной. Однако в каждый данный период она поддерживается и пропагандируется словарями и нормативными грамматиками, речевой практикой образованных людей, лит-рой, театром, средствами массовой информации. Изменчивый характер самой Н. я. обусловливает допустимость в ней нек-рых вариантов — полностью эквивалентных либо стилистически окрашенных, при этом более жесткой является норма письм. языка. Колебания в Н. я. обусловлены воздействием на лит. язык других форм языка — диалектов, профессионального и научного языков, просторечия, жаргонов, а также сосуществованием в лит. языке различных стилей, разговорных и “книжных” вариантов.

 

Особое преломление находит Н. я. в худож., особенно в поэтич., речи, где выбор менее привычного варианта или даже формы, отклоняющейся от нормы, может быть важным средством выразительности (см. Язык художественной литературы. Речь художественная).

 

Ф Горбачевич К. С., Нормы совр. рус. лит. языка, М., 1978. В. Л. Виноградов.

 

НОЭЛЬ (франц. noel, осн. значение — рождество), франц. нар. сатирич. песенка, в к-рой обычно пародируется евангельская легенда о волхвах; поется на мотив рождественской молитвы.

 

Строфа Н. состоит из 8 стихов и имеет сложное строение (первые четыре стиха — шестисложные, затем — один двенадцатисложный, два восьмисложные и последний стих — шестисложный). Одно из своих ранних сатирич. стихотворений А. С. Пушкин назвал “Сказки. Noel” (“Ура! в Россию скачет / Кочующий деспот. / Спаситель громко плачет, / За ним и весь народ...”).

 

“НЯМУНАС” (“Неман”), лит.-худож. ежемес. журнал для молодежи. Орган ЦК ЛКСМ и СП Литвы. Выходит с 1967 в Каунасе на литов. яз.

 

НОРМ — НЯМУ

 

==251

 

00.htm - glava19

 

О

 

 

ОБОЗРЕНИЕ (обзор), 1) жанр журнальной лит. критики. В критич. О. обычно рассматривается определ. совокупность произв. текущей лит-ры одного или неск. жанров (повесть, рассказ, поэма); при этом анализируются особенности и тенденции лит. развития, характерные для обозреваемого периода (нередко в сопоставлении с предшествующей лит-рой).

 

В рус. критике расцвет жанра приходится на 1-ю пол. 19 в., когда над нормативными оценками худож. произв. стая преобладать подход к ним с позиций историзма и родилось понятие литературного процесса. Первым опытом нового жанра явилось “Обозрение русской литературы 1814 г.” Н. И. Греча (журн. “Сын отечества”, 1815, № 1—4); в жанре О. писали В. К. Кюхельбекер (“Обозрение русской литературы”, 1817), А. А. Бестужев-Марлинский, Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, П. В. Анненков. Особенно известна серия обозрений В. Г. Белинского — от “Литературных мечтаний” (1834) до “Взгляда на русскую литературу 1847 года”. С сер. 19 в.— в связи с ростом книжной продукции и углублением публицистич. тенденций в критике — О. все больше вытесняется статьями, поев. отд. проблемам обществ., филос., эстетич. характера и их преломлению в лит-ре (значит, исключений немного — напр., ст. Д. С. Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”, 1893). В сов. критике жанр О. продолжает существовать, хотя он оттеснен на второй план проблемными статьями и критико-библиографич. рецензиями (напр., годичные обзоры прозы, поэзии, драматургии, заруб, лит-р в журн. ^Вопросы литературы!·).

 

О. называют также периодич. издание, освещающее текущий лит. материал и хронику лит. жизни и публикующее критич. работы разных жанров — от небольших монографич. и проблемных статей до рецензий и аннотаций. Первый лит. журнал такого типа появился в Англии в 1755—“Edinburgh Review”. В России журн. “Литературное обозрение” издавался в Петербурге в 1895—1917. Среди сов. журналов можно упомянуть критико-библиографич. журналы “Литературное обозрение” (1936—41) н “В мире книг” (с 1961), журн. “Советская литература* (на иностр. яз.), информирующий заруб, читателя о лит. жизни в СССР, журн. ^Литературное обозрение* (с 1973), газ. “Книжное обозрение”, “Альманах библиофила” (с 1973). Книжное О. (или “книжная полка”)— отдел, типичный для “толстых” журналов.

 

2) О. (или ревю, франц.— revue)— вид эстрадного или театр, представления, состоящего из отд. номеров, объединенных к.-л. сквозным мотивом или персонажами, и — соответственно — лит. сценарий такого представления. И. Б. Роднянская.

 

ОБРАЗ художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в худож. произв. (особенно часто — действующее лицо или лит. героя), напр. О. войны, О. народа, О. Наташи Ростовой в “Войне и мире” Л. Н. Толстого. Само терминологич. словосочетание “О. чего-то” или “О. кого-то” указывает на устойчивую способность худож. О. соотноситься с внехудож. явлениями, вбирать внеположную ему действительность; отсюда господствующее положение этой категории в эстетич. системах, устанавливающих специфич. связь искусства с не-искусством — жизнью, сознанием и т. д.

 

В худож. О. неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала. 1. Традиционно специфика О. определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления, а) Как отражение действительности О. в той или иной степени наделен чувств, достоверностью, пространственно-временной протяженностью, предметной законченностью и самодостаточностью и др. свойствами единичного, реально бытующего объекта. Однако О. не смешивается с реальными объектами, ибо выключен из эмпирич. пространства и времени, отграничен рамкой условности от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему, “иллюзорному” миру произв. б) Будучи не реальным, а “идеальным” объектом, О. обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез и пр. мыслительных конструкций. О. не просто отражает, но обобщает действительность,

 

==252 ОБОЗ — ОБРА

 

раскрывает в единичном, преходящем, случайном — сущностное, неизменно-пребывающее, вечное. Однако, в отличие от абстрактного понятия, О. нагляден, не разлагает явления на отвлеченно-рассудочные составляющие, но сохраняет чувств, целостность и неповторимость. По Г. Гегелю, О. стоит “... посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью” и представляет в “одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие” (Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. l. M., 1968, с. 44; т. 3, M., 1971, с. 385). В то же время сама по себе познавательная специфика О. как единства чувств, отражения и обобщающей мысли не определяет его худож. уникальности, ибо в известной мере присуща и публицистич., моральноприкладным, теоретически-иллюстративным и др. образам.

 

2. Худож. специфика О. определяется не только тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность, но и тем, что он творит новый, не бывалый, вымышленный мир. Творческая природа О., как и познавательная, проявляется двояко. а) Худож. О. есть результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с неограниченными духовными запросами и устремлениями человека, его целенаправленной активностью и целостным идеалом. В О., наряду с объективно существующим и сущностным, запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, т. е. все, что относится к субъективной, эмоционально-волевой сфере бытия, его непроявленным внутренним потенциям, б) В отличие от чисто психич. образов фантазии, в худож. О. достигается творч. преображение реального материала: красок, звуков, слов и т. д., создается единичная “вещь” (текст, картина, спектакль...), занимающая свое особое место среди предметов реального мира. Объективируясь, О. возвращается к той действительности, к-рую отобразил, но уже не как пассивное воспроизведение, а как активное преображение ее.

 

Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение — такова внутренне подвижная сущность О. в его двусторонней обращенности от реального к идеальному (в процессе познания) и от идеального к реальному (в процессе творчества). О. многолик и многосоставен, включая все моменты органического взаимопревращения действительного и духовного; через О., соединяющий субъективное с объективным, сущностное с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, вырабатывается согласие всех этих противостоящих друг другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония.

 

Происхождение и строение художественного образа. О. обладает двучленностью, позволяющей стягивать разнородные явления в одно целое. О.— это пересечение предметного и смыслового рядов, словесно-обозначенного и подразумеваемого. В О. один предмет явлен через другой, происходит их взаимопревращение (см. Тропы). При этом О. может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, объяснять неизвестное известным или известное неизвестным, напр., у М. Ю. Лермонтова поэзия — “колокол на башне вечевой” (“Поэт”); у Ф. И. Тютчева зарницы — “демоны глухонемые” (“Ночное небо так угрюмо...”). Цель О. — пре-образ-ить вещь, превратить ее в нечто иное — сложное в простое, простое в сложное, но в любом случае достичь между двумя полюсами наивысшего смыслового напряжения, раскрыть взаимопроникновение самых различных планов бытия.

 

Такая структура худож. О. — <одно через другое” — уходит корнями в древнее, первобытное миросозерцание, согласно к-рому все вещи могут превращаться друг в друга. Нет непроходимых границ между людьми, животными, растениями, светилами, минералами — все они связаны цепью взаимных перерождений, “переселением душ”, всеобщим “оборотничеством”; каждое не есть замкнутая вещь, но прозрачный О. чего-то иного. Постепенно в науч.-логич. картине мира формы вещей стали отвердевать и делаться непроницаемыми, на них была наложена сетка взаимоисключающих тождеств и противоречий (А = А, А ”* Б — осн. законы логики); но при этом сохранилась и обособилась сфера худож. мышления, допускающая множественные переходы между вещами, их частичное совмещение, перекличку на расстоянии — такую связь, где нет ня тождества, ни противоположности, а есть взаимопревращаемость, сходство в различии (А к а к Б). С т. з. логики такого рода образные, метафорич. высказывания являются квазисуждениями, за к-рыми нельзя признать ни истинности, ни ложности (см. Г. Маркович, Основные проблемы науки о лит-ре, пер. с польск., М., 1980, с. 138—68); с т. з. эстетики они содержат как худож. правду, так и вымысел. Поэзия (в стих. Лермонтова “Поэт”) есть колокол или клинок в одном отношении — как способ объединения людей или как оружие в борьбе, и в то же время в реальных, а не метафорич. связях она не тождественна этим предметам (Музы говорят <ложь, которая похожа на истину”— Гесиод). Метаморфоза и метемпсихоз (превращение форм, перевоплощение душ) сохраняются в основе О., хотя и лишаются магически-мифич. содержания, предполагающего действит. тождество превращаемых вещей (напр., зарниц и демонов). (Так, в театр. иск-ве это общее свойство худож. О. выступает наглядно — происходит перевоплощение одного человека в другого, взаимопроникновение двух обликов — актера и персонажа.) См. также об этом ниже — в разделе “История учений об образе”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...