Воспитательные функции преподавателя физической культуры
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОЗО по Возрастным аспектам ТиМФК лекции для АФК ЗАДАНИЕ: 1. Ознакомиться с текстом первой лекции и ответить на вопросы. (темы: «Формирование личностных качеств занимающихся в процессе физического воспитания» и «Формы занятий физическими упражнениями») 2. Изучить материал ВТОРОЙ лекции (Физическое воспитание в различные возрастные периоды.) и выполнить по нему первые 2 задания контрольной работы (заполнить таблицу и решить одну задачу)!!!!!!!! Готовые задания можно мне выслать вконтакте. ЛЕКЦИЯ №1 Формирование личностных качеств занимающихся в процессе физического воспитания Тема: Формирование личностных качеств занимающихся в процессе физического воспитания Роль физической культуры в воспитании личностных качеств Известно, что физическое воспитание объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитания физических способностей позволяют эффективно решать ряд задач нравственного, волевого, эстетического и интеллектуального воспитания. Физическая культура личности является воплощением в человеке результатов использования материальных и духовных ценностей физической культуры, т.е. в освоении человеком необходимых знаний, навыков, умений и психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания (Ю. Ф. Курамшин, 2003). Естественно, что компоненты физической культуры личности связаны с мировоззрением человека и могут иметь положительную или негативную динамику, в зависимости от успешности различных сторон воспитания, в том числе и физического.
Основные факторы направленного формирования личности Для того чтобы процесс учебно-воспитательной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо использовать современные педагогические технологии, разбираться в их сути, создавать свои профессиональные стратегии деятельности. Технология воспитательной деятельности – это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок использования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания в сфере физической культуры и спорта. Стратегия воспитания – общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач. Тактика воспитания – в соответствии со стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности. Техника воспитания – совокупность приемов, операций и других воспитательных воздействий педагога. Методы воспитания – определенные способы педагогического воздействия на занимающихся или взаимодействия с ними в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно-значимых целей. Наиболее действенными методами воспитания являются: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример (рисунок 1).
Рисунок 1 –Классификация методов воспитания(по Ю. К. Бабанскому ) Воспитательные функции преподавателя физической культуры Успешность любых мероприятий в сфере физической культуры, эффективность учебно-тренировочных занятий во многом зависят от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовленности, отношения к делу. Специалист физического воспитания – все работники в области физического воспитания, реализующие воспитательные функции (учитель, тренер, инструктор). Афоризм Н. Г.Чернышевского: «Воспитатель должен сам быть тем, чем он хочет сделать воспитанника или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться» отражает основные требования к преподавателю. Чтобы «воспитывать своим предметом» (К. Д. Ушинский), специалисту физического воспитания необходимо досконально знать и любить свое дело, быть отлично теоретически, методически и физически подготовленным, обладать спортивно-техническим мастерством. И чем выше квалификация специалиста и шире круг его профессиональных знаний, тем больше у него возможностей для качественного решения воспитательных задач. Хорошего специалиста характеризуют широта кругозора, основанного на глубоких знаниях, понимание основных закономерностей профессиональной деятельности, ее принципов и перспектив развития, умение адекватно применять свои знания на практике (Л. П. Матвеев, 2008). Определяющие черты профессионального мастерства педагога: 1) педагогическая техника, включающая в себя педагогические знания, навыки, умение прогнозировать результат, способность к педагогическому творчеству. 2) педагогический такт – как способность к эмпатии, позволяющей понять чувства своих подопечных, добиться взаимопонимания с ними. Основополагающие характеристики педагогического такта: – требовательность без грубости, высокомерия; – естественность, простота в общении, при отсутствии панибратства; – скромность, без ее афиширования;
– юмор, без грубых насмешек; – интерес, внимание к подопечным; советы без навязчивости. 3) педагогическая культура – наличие у специалиста высокого уровня общей культуры, нравственной, правовой и эстетической воспитанности. Сфера физической культуры и спорта представляет собой благоприятные условия для проявления активности и развития личности (необходимость преодолевать трудности в процессе тренировки, стимулирующая роль соревнований и т. д.). Поэтому здесь важно оптимальное соотношение ведущей роли воспитателя, самостоятельности и активности занимающихся. Гармоническое соотношение направляющей роли воспитателя и сознательной активности воспитываемых ведет к постепенному перерастанию воспитания в самовоспитания. При этом в самовоспитании получает свое логическое завершение процесс становления личности, ее духовного созревания и самоутверждения. 1.3 Реализация различных видов воспитания в процессе ФВ [1] В общей системе воспитания физическое воспитание неотделимо от других видов всестороннего воспитания человека. Объективной основой их органической взаимосвязи являются, с одной стороны, единство физического и духовного развития человека, с другой – основные социальные закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе (рисунок 2). Реальный вклад каждого отдельного вида воспитания во всестороннее развитие личности зависит и от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно воспитатель использует эту объективно существующую предпосылку для соединения различных сторон воспитания ради достижения единой цели (Л. П. Матвеев, 2008).
Рисунок 2 – Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания Нравственное воспитание Определяющее значение нравственного воспитания обусловлено значимостью моральных устоев личности во всех социальных жизненных проявлениях, и в первостепенной заинтересованности общества в упрочнении принятых в нем нравственных норм. Тесно связанные задачи нравственного, идейного, патриотического воспитания могут успешно решаться в процессе физкультурно-тренировочных занятий.
Задачи: – формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов физкультурной деятельности согласующихся с идеалами морали; – воспитание моральных чувств (дружбы, товарищества, коллективизма, солидарности, любви к Родине и пр.); – формирование нравственного опыта, привычек соблюдать этические нормы (в том числе и применительно к конкретным нормам физкультурной и спортивной этики). Результаты спортивной деятельности во многом зависят от того, в каком направлении формируются ее мотивы. Наиболее существенными являются мотивы всестороннего развития личности, совершенствования всего, что определяет ценность человека, как активного участника общественного прогресса. Спортивная этика выражается в общечеловеческих началах, т. е. каждый спортсмен должен вести себя достойно человека, честно соблюдать правила состязания, уважать соперника и быть благородным в спортивной борьбе. В спорте очень высокое значение имеет сила примера (нравственного) – тренера, товарищей. Эффективность нравственного воспитания определяется тем, как его результат сказывается на поведении ученика в условиях реальной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|