Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательные функции преподавателя физической культуры




ОЗО по Возрастным аспектам ТиМФК лекции для АФК

ЗАДАНИЕ:

1. Ознакомиться с текстом первой лекции и ответить на вопросы. (темы: «Формирование личностных качеств занимающихся в процессе физического воспитания» и «Формы занятий физическими упражнениями»)

2. Изучить материал ВТОРОЙ лекции (Физическое воспитание в различные возрастные периоды.) и выполнить по нему первые 2 задания контрольной работы (заполнить таблицу и решить одну задачу)!!!!!!!! Готовые задания можно мне выслать вконтакте.

ЛЕКЦИЯ №1

Формирование личностных качеств занимающихся в процессе физического воспитания

Тема: Формирование личностных качеств занимающихся в процессе физического воспитания

Роль физической культуры в воспитании личностных качеств

Известно, что физическое воспитание объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитания физических способностей позволяют эффективно решать ряд задач нравственного, волевого, эстетического и интеллектуального воспитания.

Физическая культура личности является воплощением в человеке результатов использования материальных и духовных ценностей физической культуры, т.е. в освоении человеком необходимых знаний, навыков, умений и психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания (Ю. Ф. Курамшин, 2003). Естественно, что компоненты физической культуры личности связаны с мировоззрением человека и могут иметь положительную или негативную динамику, в зависимости от успешности различных сторон воспитания, в том числе и физического.

Основные факторы направленного формирования личности

Для того чтобы процесс учебно-воспитательной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо использовать современные педагогические технологии, разбираться в их сути, создавать свои профессиональные стратегии деятельности.

Технология воспитательной деятельности – это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок использования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания в сфере физической культуры и спорта.

Стратегия воспитания – общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач.

Тактика воспитания – в соответствии со стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности. Техника воспитания – совокупность приемов, операций и других воспитательных воздействий педагога.

Методы воспитания – определенные способы педагогического воздействия на занимающихся или взаимодействия с ними в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно-значимых целей. Наиболее действенными методами воспитания являются: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример (рисунок 1).

    МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ    
         
Методы формирования личности   Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения   Методы стимулирования поведения и деятельности
         
  Беседы   Педагогическое требование   Соревнование  
             
  Лекции   Общественное мнение   Поощрение  
             
  Диспуты   Приучение   Наказание  
             
  Пример   Упражнение      
             
      Воспитывающие ситуации      
                             

 

Рисунок 1 –Классификация методов воспитания(по Ю. К. Бабанскому )

Воспитательные функции преподавателя физической культуры

Успешность любых мероприятий в сфере физической культуры, эффективность учебно-тренировочных занятий во многом зависят от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовленности, отношения к делу.

Специалист физического воспитания – все работники в области физического воспитания, реализующие воспитательные функции (учитель, тренер, инструктор).

Афоризм Н. Г.Чернышевского: «Воспитатель должен сам быть тем, чем он хочет сделать воспитанника или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться» отражает основные требования к преподавателю. Чтобы «воспитывать своим предметом» (К. Д. Ушинский), специалисту физического воспитания необходимо досконально знать и любить свое дело, быть отлично теоретически, методически и физически подготовленным, обладать спортивно-техническим мастерством. И чем выше квалификация специалиста и шире круг его профессиональных знаний, тем больше у него возможностей для качественного решения воспитательных задач. Хорошего специалиста характеризуют широта кругозора, основанного на глубоких знаниях, понимание основных закономерностей профессиональной деятельности, ее принципов и перспектив развития, умение адекватно применять свои знания на практике (Л. П. Матвеев, 2008).

Определяющие черты профессионального мастерства педагога:

1) педагогическая техника, включающая в себя педагогические знания, навыки, умение прогнозировать результат, способность к педагогическому творчеству.

2) педагогический такт – как способность к эмпатии, позволяющей понять чувства своих подопечных, добиться взаимопонимания с ними.

Основополагающие характеристики педагогического такта:

– требовательность без грубости, высокомерия;

– естественность, простота в общении, при отсутствии панибратства;

– скромность, без ее афиширования;

– юмор, без грубых насмешек;

– интерес, внимание к подопечным; советы без навязчивости.

3) педагогическая культура – наличие у специалиста высокого уровня общей культуры, нравственной, правовой и эстетической воспитанности.

Сфера физической культуры и спорта представляет собой благоприятные условия для проявления активности и развития личности (необходимость преодолевать трудности в процессе тренировки, стимулирующая роль соревнований и т. д.). Поэтому здесь важно оптимальное соотношение ведущей роли воспитателя, самостоятельности и активности занимающихся. Гармоническое соотношение направляющей роли воспитателя и сознательной активности воспитываемых ведет к постепенному перерастанию воспитания в самовоспитания. При этом в самовоспитании получает свое логическое завершение процесс становления личности, ее духовного созревания и самоутверждения.

1.3 Реализация различных видов воспитания в процессе ФВ [1]

В общей системе воспитания физическое воспитание неотделимо от других видов всестороннего воспитания человека. Объективной основой их органической взаимосвязи являются, с одной стороны, единство физического и духовного развития человека, с другой – основные социальные закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе (рисунок 2). Реальный вклад каждого отдельного вида воспитания во всестороннее развитие личности зависит и от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно воспитатель использует эту объективно существующую предпосылку для соединения различных сторон воспитания ради достижения единой цели (Л. П. Матвеев, 2008).

 

 

 


Рисунок 2 – Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания

Нравственное воспитание

Определяющее значение нравственного воспитания обусловлено значимостью моральных устоев личности во всех социальных жизненных проявлениях, и в первостепенной заинтересованности общества в упрочнении принятых в нем нравственных норм. Тесно связанные задачи нравственного, идейного, патриотического воспитания могут успешно решаться в процессе физкультурно-тренировочных занятий.

Задачи:

– формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов физкультурной деятельности согласующихся с идеалами морали;

– воспитание моральных чувств (дружбы, товарищества, коллективизма, солидарности, любви к Родине и пр.);

– формирование нравственного опыта, привычек соблюдать этические нормы (в том числе и применительно к конкретным нормам физкультурной и спортивной этики).

Результаты спортивной деятельности во многом зависят от того, в каком направлении формируются ее мотивы. Наиболее существенными являются мотивы всестороннего развития личности, совершенствования всего, что определяет ценность человека, как активного участника общественного прогресса.

Спортивная этика выражается в общечеловеческих началах, т. е. каждый спортсмен должен вести себя достойно человека, честно соблюдать правила состязания, уважать соперника и быть благородным в спортивной борьбе. В спорте очень высокое значение имеет сила примера (нравственного) – тренера, товарищей.

Эффективность нравственного воспитания определяется тем, как его результат сказывается на поведении ученика в условиях реальной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...