Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5 Методические особенности физического воспитания школьников разного возраста




5.1 Методические особенности физического воспитания младшего школьного возраста (710 лет)

Ранний школьный возраст это период относительно стабильного роста, заканчивающийся препубертатным ускорением, в возрасте 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Среднее увеличение массы тела в это время составляет около 3-3,5 кг в год. Длина тела увеличивается в большей степени, чем масса. Организм укрепляется, развивается мускулатура, продолжается совершенствование скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. Крупные мышцы конечностей развиты лучше, чем мелкие. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Суставы детей еще очень подвижны, связочный аппарат эластичен.

Увеличивается окружность головы (с 51 до 54 см). В конце этого периода размеры мозга фактически достигают размеров у взрослого человека, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Но все еще преобладают процессы возбуждения.

ЖЕЛ возрастает с 1200 мл у детей 7 лет, до 2000 мл – в 10 лет. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 до 4400 мл/мин.

Для детей младших классов характерна высокая потребность в движениях. Двигательная активность (ДА) детей становится все более целенаправленной и разносторонней. (ДА – это суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни). Во время каникул ДА у детей 7-10 лет примерно составляет 12-16 тыс. движений. Летом ДА выше, чем зимой.

Младший школьный возраст благоприятен для развития физических способностей. Главной направленностью остаётся развитие координационных и скоростных способностей, а также гибкости, силовой и общей выносливости. Очень важным считается создание предпосылок для развития интереса к занятиям физическими упражнениями, следует формировать личностное отношение ребёнка к физической тренировке, воспитывать активную позицию в отношении к своему здоровью, крепости тела и закалке.

Физическая активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры, физкультпауз и рекреации должна дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю по 40–60 минут. Если ребёнок занимается в спортивной секции, то домашние занятия могут быть ограничены выходными днями. Очень важным в этот возрастной период является позитивное отношение родителей к занятиям ребёнком физическими упражнениями. Положительные эмоции у ребёнка вызывают совместные с родителями занятия.

Следует помнить, что дети, с увеличенными размерами тела (по сравнению со средневозрастными данными) отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и на занятиях игрового характера (с повышенным эмоциональным фоном) им нужны более длительные паузы отдыха. У детей со значительным превышением веса возможны отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. Об этом следует помнить, дозируя физическую нагрузку. Детям с пониженным весом следует подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулатуры, увеличение спирометрии, общего укрепления мышечного аппарата.

Особенности методики физического воспитания:

1)уроки, в основном, комплексные. Но перед уроком ставить не более 3 задач;

2)большое внимание уделять формированию осанки, свода стопы и укрепления соответствующих групп мышц;

3) примерно половина общего времени занятий – использовать игровой метод. Широко использовать сюжетные упражнения;

4) при обучении новым двигательным действиям – акцент делать на правильность и точность выполнения движений (школа движений). Для этого следует ставить задачу в конкретной форме;

5)при обучении следует преимущественно применять целостно-конструктивный метод;

6) в возрасте 8-11 лет целесообразно направлено развивать частоту движений;

7) у детей 7-12 лет – высокая двигательная память, к 13 годам она несколько замедляется;

8) по возможности сократить или исключить из занятий упражнение со значительными статическими напряжениями, натуживанием;

9) домашние задания направлены на повышение двигательной активности, развитие двигательных качеств и подготовке к сдаче нормативов, формирование осанки.

Условия, определяющие интерес к уроку

Учитель должен тонко понимать психические особенности детей разного возраста, учитывать и формировать их запросы, силы и возможности.

Необходимо обязательно в каждый урок включать новые элементы. Для повышения эмоционального фона широко используются элементы состязания.

Желательно урок проводить под музыкальное сопровождение, учитель должен хорошо показывать упражнения, понятно и образно их объяснять, чётко командовать, служить для учеников примером хороших манер, выдержанности и опрятности.

Нельзя перегружать урок «развлекательными» моментами, которые могут лишить учащихся способности сосредоточиться на менее интересных, но необходимых упражнениях.

5.2 Методические особенности физического воспитания среднего школьного возраста (11-14 (15) лет; 5 - 9 классы)

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и весом тела. Годичный прирост длины тела 4-7 см, массы – 3-6 кг. Особенно интенсивный рост у мальчиков в 13-14 лет – на 7-9 см, а у девочек в 11-12 лет – 7-8 см. Наиболее интенсивно удлиняются конечности. Чрезмерные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлить рост трубчатых костей в длину.

В 11-12 лет у девочек и в 13-14 лет у мальчиков начинается резкое увеличение мышечной массы (мышечные волокна увеличиваются в поперечнике).

Наиболее важным событием подросткового возраста является пубертатный период, а поскольку его начало и продолжительность широко варьируют, то рациональнее выделять ранний, средний и поздний периоды подросткового возраста как стадии полового развития, поскольку они отражают индивидуальные особенности, а не хронологический возраст.

За пубертатный период размеры сердца удваиваются. У подростков отмечается несовершенство регуляторных механизмов сердечной деятельности на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы. Поэтому у подростков адаптационные возможности системы кровообращения при физической нагрузке ниже, чем у юношей и взрослых.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост сегментов легких. Почти в два раза увеличивается объем легких, жизненная емкость (ЖЕЛ) с 12 до 15 лет увеличивается у мальчиков: с 1970 до 2600 мл; у девочек: с 1900 до 2500 мл, легочная вентиляция. Дыхание становится глубже, число дыхательных движений к 17-18 годам соответствует таковому у взрослых. Еще снижена способность к задержке дыхания и к работе в условиях недостатка кислорода.

Помимо выраженного биологического созревания организма, подростковый возраст характеризуется активными процессами формирования психосоциальной зрелости личности. Подростковый период - период бурного развития чувств, эмоциональных переживаний. В этом возрасте наиболее активно происходит процесс формирования жизненных планов, самосознания, усиливается потребность межличностного общения, растет интерес к противоположному полу, формируются элементы репродуктивного поведения. Происходит окончательное осознание подростком своей половой принадлежности и выработка соответствующей психосексуальной ориентации.

Средний школьный возраст – период продолжающегося совершенствования моторных способностей, и двигательных качеств.

Основная направленность физического воспитания подростков – углубление их представления об основных видах спорта; формирование интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование бойцовского, спортивного характера, умения подростка мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей; вырабатывать организаторские навыки проведения занятий.

Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в организованных формах – на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т. п. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные 2-3-разовые самостоятельные тренировки по 70-90 минут. Существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях.

Особенности методики физического воспитания:

1) углубленное изучение базовых видов спорта;

2) следует учитывать увеличивающиеся индивидуальные различия детей. Дифференцированный и индивидуальный подход важен для детей с низкими или высокими результатами;

3) при выборе средств и методов необходимо учитывать половые отличия;

4) соотношение специфических методов (игрового и строго регламентированного примерно равное).

 

5.3 Методические особенности физического воспитания старшего школьного возраст (10 - 11 классы)

Старший школьный возраст охватывает детей 15-17 лет. К нему относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

В 15-17 лет заканчивается половое созревание учащихся. Замедляется рост тела. Интенсивно развивается грудная клетка, усиливается рост в толщину трубчатых костей. Различия между юношами и девушками в размерах и форме тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте (на 10-12 см) и весе (на 5-8 кг). Относительная мышечная масса юношей выше на 13%, а масса жировой ткани – ниже на 10%, чем у девушек.

Физическое воспитание направлено на закрепление мотивации к повседневному и систематическому физическому совершенствованию в организованных и особенно в самостоятельных формах, на формирование гражданской зрелости отношения к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). Основные направления – повышение уровня силы и выносливости и достижение высокого уровня координации движений в физических упражнениях, в том числе и спортивных.

Программа физической активности должна быть весьма насыщенной и разнообразной. Хорошей и эффективной формой физической активности может быть признана углубленная специализация при занятиях спортом в режимах высокой интенсивности. Для не занимающихся в спортивных секциях старшеклассников обязательны самостоятельные занятия не менее 2-3 раз в неделю по 1,5-2 часа. Также полезно ходить в туристические походы, участвовать в различных соревнованиях, спортивных играх.

Задачи физического воспитания старшеклассников:

1) содействовать гармоничному физическому развитию, использованию физических упражнений, гигиенических факторов и условий внешней среды для укрепления здоровья. Формировать ощущение престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

2) приобретение двигательного опыта посредством освоения новых двигательных действий и умения применять их в различных условиях. Закрепление этих навыков;

3) дальнейшее развитие двигательных способностей;

4) формирование знаний (о закономерностях двигательной активности, о спортивной тренировке, об организме человека);

5) формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, коллективизма, целеустремленности, самообладания;

6) содействовать развитию психических свойств личности и обучению основам саморегуляции.

Средства физического воспитания: те же, что и в среднем школьном возрасте, но упражнения усложняются.

Особенности методики ФВ в старшем школьном возрасте:

1) уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно;

2) на занятиях с юношами следует готовить их к прохождению службы в армии;

3) акцент делать на развитие силовых, скоростно-силовых возможностей и выносливости;

4) на занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнения одновременно развивающие двигательные качества и совершенствующие умения и навыки;

5) интенсификация обучения идет за счет усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного – увеличивается;

6) широко применяются индивидуальные задания различной направленности;

7) прохождение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...