Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста




 

3.1 Возрастные особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Периодизация развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст охватывает период от рождения до 7 лет (таблица 5). Именно в этот период осуществляется наиболее активный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания, помогает правильному построению занятий.

Таблица 5 – Возрастная периодизация детей дошкольного возраста

 

Годы жизни Периоды Группа в ДОУ
по биологическим признакам по организационно-педагогическим признакам
10 дней новорожденный дошкольный возраст ранний дошкольный возраст  
до года грудной первая
2 года раннее детство   младший дошкольный возраст   средний дошкольный возраст старший дошкольный возраст вторая
3 года первая младшая вторая младшая средняя старшая подготовительная
4 года первое детство
5 лет
6 лет
7 лет

 

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без значительной двигательной активности. На активные движения у двухлетних детей приходится 70 %, а у трехлетних – 60 % времени бодрствования. Постепенно движения детей приобретают большую целенаправленность и целесообразность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей еще отличаются неточностью и некоординированностью.

В период 3-6 лет годичный прирост длины тела составляет в среднем – 5-6 см, массы – 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста – до 8-10 см в год. Заметно меняются пропорции тела: к 6-7 годам длина туловища увеличивается в два раза, длина ног – в три раза, длина рук – в 2,5 раза. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами в организме.

При организации физического воспитания дошкольников следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Сначала развиваются мышцы таза и ног, а к 6-7 годам – рук. К пяти годам увеличивается сила. Но дети еще не способны к длительному мышечному напряжению (из за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата).

Нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: возбуждение преобладает над торможением. Детям трудно сосредоточить внимание на чем-то одном, они быстро утомляются. Условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому следует сразу учить детей правильному выполнению упражнений, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется.

Нервная регуляция сердечной деятельности еще несовершенна: неравномерность ЧСС наблюдается даже в покое.

Следует обеспечивать разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений (частая смена движений и поз создают напряжение и отдых различных мышечных групп, поэтому дети не устают).

 

3.2 Значение и задачи ФВ детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте осуществляется наиболее активный рост и развитие важнейших систем и функций организма, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. С другой стороны, организм ребенка отличается незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Несвоевременность и низкая эффективность использования средств физической культуры в дошкольном возрасте приводит к нарушению развития детей, отрицательно влияет на их умственную сферу, снижает уровень подготовленности к школе.

Основными задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются:

1) оздоровительные задачи:

– повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды (закаливание);

– укрепление ОДА и формирование правильной осанки;

– содействие повышению функциональных возможностей различных систем организма (ССС, ДС, ЦНС и вегетативной НС);

– развитие физических способностей (координационных, скоростных, выносливости);

2) образовательные задачи:

– формирование основных жизненно-важных двигательных умений и навыков;

– сообщение элементарных физкультурных знаний, развитие интеллектуальных способностей ребенка;

3) воспитательные задач:

– формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

– воспитание морально-волевых качеств (честности, смелости, настойчивости и др.);

– содействие умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи теснейшим образом связаны и должны решаться в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития.

3.3 Средства ФВ детей раннего и дошкольного возраста

1Основное средство – физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата.

Применительно к задачам физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста наиболее широкое распространение получили:

1) основная гимнастика (ОРУ с предметами и без; разновидности ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия; строевые и танцевальные упражнения). Упражнения основной гимнастики характеризуются избирательной направленностью и в наибольшей степени способствуют формированию умений владеть своим телом, согласованно выполнять сложные движения;

2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные). В процессе игры происходит комплексное развитие физических качеств и комплексное совершенствование всех систем организма и двигательного аппарата; повышается интерес к занятиям;

3) упрощенные формы спортивных упражнений (передвижения на лыжах, коньках; плавание; игры с мячом). Упрощенные спортивные упражнения направлены на решение оздоровительных и образовательных задач и формирование первоначального интереса к спортивной деятельности.

2 Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского организма способствуют закаливанию, совершенствуют механизмы терморегуляции, нормализуют психические процессы и тем самым улучшают работоспособность и физическое состояние детей. Наибольшего эффекта можно достигнуть сочетая воздействие оздоровительных факторов с физическими упражнениями.

3 Гигиенические факторы (режим дня, сна, питания, двигательной активности и отдыха). Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Например, физкультурные занятия лучше содействуют физическому развитию при полноценном сне и питании. Чистота помещения и оборудования способствует профилактике инфекционных заболеваний.

Для успешного решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо комплексное применение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

 

3.4 Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста

Существуют две основные формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста:

1) государственная (до 3 лет – ясли; 3-6(7) лет – детский сад);

2) самодеятельная (где ФВ осуществляется, в основном, в семье).

В дошкольных учреждениях занятия проводятся в соответствии с Программой воспитания и обучения (раздел «Физическое воспитание»).

Основными формами проведения занятий в дошкольном возрасте являются:

а) утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) направлена на активизацию деятельности организма, повышение работоспособности и формирование правильной осанки. Средства: ОРУ в сочетании с водными процедурами, закаливанием, массажем. Продолжительность УГГ: для детей 2-4 лет – 5 мин (3-4 упражнения игрового и подражательного характера); для детей 4-5 лет – 5-8 мин; для детей 6 лет – 8-10 мин. Структура УГГ обычно следующая: ходьба, бег – упражнения для мышц рук и плечевого пояса – упражнения для туловища (спины и живота) упражнения для ног – дыхательные упражнения (восстановительная ходьба);

б) физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми. Здесь, главным образом, решаются задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Занятия проводятся 3 раза в неделю (в соответствии с программой), под руководством инструктора.

Продолжительность занятий: для детей 3-4 лет – 15-20 мин; 4-5 лет – 20-25 мин; 5-6 лет – 25-30 мин. Структура занятия состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной. После вводной части ЧСС увеличивается на 20-25 %, после основной – примерно на 50% (после подвижной игры, возможно на 70-100 %). Через 1-2 мин после занятия ЧСС должна восстановиться до исходного уровня;

в) подвижные игры (на прогулках) проводятся воспитателем и служат для увеличения двигательной активности детей, вызывают положительные эмоции. В играх совершенствуются основные движения (бег, лазания, прыжки и т. д.), совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

г) физкультминутки и физкультпаузы используют для предупреждения утомления, повышения умственной работоспособности. Их длительность – 2-3 мин. Проводятся воспитателем во время занятий счетом, лепкой, рисованием;

д) физкультурные праздники, физкультурные досуги, дни здоровья проводятся регулярно (ежемесячно, ежеквартально). Их назначение в привлечении всех детей к занятиям физическими упражнениями и повышении интереса к ним; в демонстрации детьми результатов, достигнутых в обучении ФУ;

е) самостоятельные занятия физическими упражнениями существенно расширяет двигательный опыт детей, способствуют развитию физических качеств. Важно, что ребенок выбирает вид деятельности (дома, на прогулке, в группе) в соответствии со своими интересами (подвижные игру, прыжки на скакалке, катание на велосипеде и пр.).

 

3.5 Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Методика направленного использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий. В основе планирования процесса физической подготовки дошкольников должны лежать следующие основные положения.

1 Возрастной период от 3 до 6 лет является сенситивным для развития физических качеств и формирования основных движений.

2 Учитывая незрелость, податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма ребенка важно избегать воздействий, вызывающих перенапряжение, тормозящих нормальное развитие детей. Средства физической культуры должны быть направлены на закаливание, на укрепление костной и мышечной систем и правильное формирование опорно-двигательного аппарата (ОДА), на совершенствование функций ССС, ДС и НС.

3 Развитие всех двигательных качеств идет по мере морфофункционального совершенствования организма и накопления двигательного опыта.

4 Методической особенностью планирования процесса физического воспитания является акцентированное воздействие на отдельные качества. Целесообразная длительность этих этапов – до 1 месяца. При этом специализированные упражнения и игры должны занимать 50-70% общего объема времени двигательной активности.

Физическое воспитание дошкольников разного возраста

Основу двигательной активности детей до 2 лет составляют ходьба, лазание, преодоление препятствий, игры с мячом, обручем, скакалкой. Самый эффективный метод – игровой.

На занятиях с детьми 2-3 лет возрастает значение наглядного и словесного методов (что объясняется интенсивным развитием речи и подражательных способностей ребенка).

Физические упражнения: ходьба и перемещение в усложненных условиях (ходьба по веревке, по доске, перелазание через предметы), спрыгивание с небольшой высоты, прыжки в длину с места, подскоки на двух ногах, подбрасывание и ловля мяча, произвольные изменения положений ног, рук туловища и головы, плавание и упражнения в воде, игры. Игровая деятельность становится сложнее и разнообразнее. Широко используются сюжетные и имитационные упражнения (например, бежим тихо, как мышки).

Контроль физической нагрузки осуществляется визуально и по величине ЧСС: разница ЧСС между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударов.

В 3-4 – летнем возрасте превалирующей формой занятий остается игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок. У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное развитие физических качеств – ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости.

Содержание занятий физическими упражнениями обогащается за счет новых движений и упражнений, применяют более сложные виды ходьбы, бега, прыжков, лазания, равновесия. Значительное место в занятиях следует отвести подготовке к освоению базовых элементов движений в спортивных упражнениях (элементов техники). Тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 130-140 уд/мин.

Возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. У детей 4-6 лет отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть плоскостопие и искривление позвоночника. Развивается способность «схватывать» суть и особенности разучиваемых движений, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать образ движения в собственных действиях. Задача – расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых технически сложных упражнений.

Физические упражнения, способствующие выработке умения точно воспроизводить заданные движения (по кинематическим, ритмическим и динамическим характеристикам). Специальные усилия должны быть направлены на силовую подготовку ребенка, в особенности более мелких мышц, управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья. По-прежнему много внимания уделяется гибкости, упражнения на ловкость и быстроту усложняются.

Дети 6-летнего возраста. Задача – подготовка фундамента для интенсификации процесса физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего – в усилении акцента на развитие физических качеств (преимущественно быстроты и выносливости). Бόльшее место займет и силовая тренировка. Однако скоростная и силовая подготовка, равно как и воспитание выносливости не должны быть самоцелью. Важна сама по себе подготовка физиологической организации ребенка, его психики к предстоящему началу учебы в школе. Выносливость понимается, как способность длительное время заниматься физическими упражнениями, но не предполагает развитие специальной выносливости в отдельных видах деятельности.

В 5-7-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 140-150 уд/мин. Физические упражнения и формы занятий те же.

За процессом и результатами физического воспитания осуществляется педагогический и врачебный контроль.

Педагогический контроль включает в себя тестирование уровня физической подготовленности и сопоставление результатов с нормативными данными; педагогические наблюдения и анализ физкультурных занятий.

Врачебный контроль включает в себя:

– врачебное обследование состояния здоровья и определение функциональных возможностей организма детей;

– врачебно-педагогические наблюдения за проведением физкультурных занятий;

– санитарный надзор за местами проведения занятий, инвентарем, одеждой и обувью занимающихся;

– санитарно-просветительскую работу среди персонала и родителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...