Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 77 глава




 

В нар. эпич. поэзии, а также в ср.-век. дит-ре личностное начало еще было ослаблено (герой обычно наделялся постоянными приметами внешности). В эпоху Возрождения П. обрел нац., социальные, историч. черты, психологизм. В лит-ре классицизма П. служил лишь свидетельством “благородства” или “низости” героя. Поэты-романтики запечатлели живописные П., в к-рых контрастно передавалось смешение добра и зла, света и тени, силы и слабости. Писатели-реалисты с помощью портретных характеристик выявляли как социально-индивидуальную определенность личности (напр., П. забитого чиновника Башмачкина в “Шинели” H. В. Гоголя), так и сложность и глубинную психологию характеров (Л. H. Толстой, Ф. М. Достоевский, О. Бальзак). В 19 в. в особенно в 20 в. утверждаются разл. типы портретных характеристик: сатирический (М. А. Булгаков), гротескный (Э. Т. А. Гофман), импрессионистический (М. Пруст). Сов. писатели наследуют и развивают разные традиции классиков рус. и европ. реализма.

 

П. называют также документальный или мемуарный (см. Мемуары) очерк о писателе, художнике, обществ. деятеле и т. д.

 

• ГалановБ., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь, М., 1974.

 

ПОРТУГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра португ. народа. Развивается на португ. яз. Наиболее ранние образцы — сохранившаяся в отрывках героич. поэма А. Жиралдиша (14 в.) о победе испано-португ. войск над арабами в битве при Саладу в 1340, произв. нар. лирики (т. н. коссанты), романсы и др. Рыцарская лирика, испытавшая влияние прованс. поэзии трубадуров, сохранившая связь с традициями нар. поэзии, особенно в таких жанрах, как “песни о милом”, “издевочные и хулительные песни”, представлена творчеством поэтов 13—15 вв. (король Диниш I и др.), чьи произв. собраны в сб-ках кансьонейру (см. Кансьонеро). Любовная лирика кансьонейру оказала большое влияние на всю лирич. поэзию Пиренейского п-ова. В это же время клерикальная лит-ра постепенно отказывается от латыни в пользу нар. языка; появляются многочисл., иногда своеобразные версии бытовавших в европ. лит-ре житий святых, религ. легенд, а также переработки франц. рыцарских романов, особенно бретонского цикла. С нач. 13 в. развивается историографич. лит-ра; в ранних историч. хрониках сообщения о достоверных фактах сочетаются с легендами и преданиями.

 

С кон. 15 в. в условиях подъема экономики и зарождения раннебурж. отношений, укрепления политич. могущества Португалии возникла лит-ра Возрождения. Один из ее зачинателей — драматург Ж. Висенте, основоположник португ. театра, автор фарсов и комедий на португ. и исп. языках, подвергавших критике разл. обществ, пороки и церковь. Мн. представители Возрождения ориентировались на итал. ренессансные образцы. Так, лирич. поэт Ф. Са ди Миранда, создавший также неск. бытовых комедий, ориентировался на традиции петраркизма. Крупнейший представитель лит-ры Возрождения в Португалии Л. ди Камоэнс, автор учено-классицист. комедий, особенно прославился своими лирич. стихами, в к-рых чувство любви сочетается с ощущением дисгармонии мира. В поэме “Лузиады” о плавании Васко да Гамы в Индию, ставшей нац. эпопеей, он прославил мужество и героизм народа, открывшего новые горизонты человечеству. С кон. 16 в. в обстановке экономия.

 

ПОЛЯ — ПОРТ

 

==289

 

и политич. кризиса, присоединения Португалии к Испании ренессансная лит-ра переживает кризис. В поэзии отчетливо ощущается влияние исп. поэзии барокко; заметное место занимают мистич. настроения. Лишь немногие писатели 17—18 вв. продолжают следовать гуманистич. традициям Возрождения.

 

Во 2-й пол. 19 в. в П. л. получили отражение идеалы Просвещения, к-рые вдохновили мн. поэтов и драматургов, входивших в кружки “Лисабонская Аркадия”, “Новая Аркадия” и др. Однако подлинное возрождение нац. лит-ры связано с утверждением романтич. иск-ва, одним из источников к-рого стал подъем нац. самосознания в условиях борьбы против вторжения наполеоновских войск (1807), нац.-освободит. война 1803—13 и бурж.-демократич. революция 1820. Расцвет романтизма относится к 30-м гг. 19 в.: поэт Ж. Б. Алмейда-Гаррет, автор патриотич. поэм и пьес из нац. прошлого, стремившийся возродить традиции нац. классич. лит-ры; А. Эркулану, создатель историч. романов, в к-рых представлена панорама социально-политич. жизни Португалии на протяжении неск. веков, и др.

 

Романтич. лит-ра в своих эпигонских образцах господствовала также во 2-й пол. 19 в. и оказывала влияние даже на писателей, стремившихся к достоверному описанию быта и нравов. Против сторонников романтич. школы, за реалистич. метод, выступили писатели “коимбрской школы”, манифестом к-рых стало письмо “Здравый смысл и хороший вкус” (1865) поэта и обществ, деятеля А. ди Кентала, одного из организаторов португ. секции 1-го Интернационала, автора гражд. и социальных стихов. Наиболее значит, писатель этой школы Ж. М. Эса ди Кейрош, чьи социально-критич. романы “Преступление падре Амару” и др. способствовали утверждению реализма. Однако в его творчестве обнаруживается воздействие натуралистич. эстетики Э. Золя, особенно усиливающееся к концу века.

 

На рубеже 19—20 вв. в условиях глубокого кризиса социально-политич. системы Португалии, а затем разочарования в возможностях бурж. республики, учрежденной в 1910, получила развитие поэзия декаданса. Крупнейший лирик М. ди Са-Карнейру стремился изолировать свое иск-во от реальности, уйти в “башню из слоновой кости”, погрузиться в самосозерцание. Дань декадансу в своем раннем творчестве отдал и видный поэт Ф. Песоа, стихам к-рого свойственно трагич. восприятие окружающего мира, резкая критика бурж. отношений и морали. Его поэзия приобрела известность и за пределами родины.

 

Установление фаш. диктатуры в 1926, кризис демократич. движения способствовали росту пессимистич. настроений среди бурж. интеллигенции, стали питательной почвой для модернист, и левых течений в иск-ве, приверженцы к-рых с кон. 20-х гг. сгруппировались вокруг журн. “Presenca”. Однако в 40-х гг. передовые писатели все чаще обращаются к социальной теме, к реалистич. методу: романы А. Рибейру и Ж. М. Феррейры ди Каштру, дающие правдивую картину действительности. В эти же годы получила широкое распространение эстетика неореализма, во многом аналогичная послевоен. неореалистич. итал. иск-ву. К неореализму примкнули выдающиеся совр. романисты А, Редол, Ф. Намора Гонсалвиш, поэт М. да Фонсека и др. После апрельской революции (1974), приведшей к свержению фашизма, передовые писатели активно ведут борьбу за осуществление ее

 

идеалов, за демократич. Португалию.

 

Изд.: Еыла темная ночь. Рассказы португ. писателей, М., 1962; Антология португ. и браз. лит-р (XIX—XX вв.), [Л.]> 1У64: Португ. поэзия XX в., М., 1974: Португ. драма, М., 1984.

 

% M ende s J., Literatura portuguesa, v. l—2, Lisboa, 1974—78; Saraiva A., Historia da literatura portuguesa, Amadora, 1979; Lisboa E., Poesia portuguesa: do <0rpheu” ao neo-realismo, Amadora, 1980. 3. И. Плавскин.

 

К оглавлению

 

==290 ПОСВ — ПОСЛ

 

ПОСВЯЩЕНИЕ, 1) указание автором лица, честь или память к-рого он желает почтить своим произведением; как правило, предшествует самому произв., может быть лаконичным или более пространным; в отличие от дарственной надписи, указание адресата П. — самим фактом публикования вместе с соч.— рассчитано на широкую огласку; 2) поэтич. жанр — стихотв. обращение к определ. лицу (редко — к памятному для поэта месту, к.-л. реалии, напр. шуточное П. “К моей чернильнице” А. С. Пушкина), содержащее мотивы обращения, характеристику адресата или самого произв.; в этом случае может сближаться с посланием. Иногда П. обособляется от соч., к-рому предпослано, и становится самостоят, лирич. произведением, Впервые П. появились во времена античности и получили распространение в эпоху меценатства в Риме (оды Горация — Меценату). Возникновение П. во многом обусловлено тем, что писатели часто были вынуждены искать защиту и поддержку у “сильных мира сего”. Отсюда лесть и неумеренные похвалы в адрес знати, манерность, высокопарный слог, к-рыми часто грешили многочисл. авторы П., особенно в средние века и в эпоху абсолютизма. Широко распространено было П. во Франции 16—17 вв. В П. к “Тартюфу” Мольер обращается к Людовику XIV с просьбой о поддержке и защите от нападения воинствующих “святош” (католич. духовенства).

 

В 18 в., когда зависимость лит-ры от “покровителей” начинает ослабевать, появляются П. более свободные по духу и разнообразные по содержанию и форме: П.-манифесты, П.-заявления, П.-надписи. Вольтер использует П. к трагедии “Брут” для изложения мыслей о театре просветит, классицизма; П размышление о судьбе художника, о “неотпускающих” его темах и образах у И. В. Гёте (к-рым он предваряет изд. своих соч.), П. к его трагедии “Фауст”; саркастич. П. к роману “Жизнь и мнения Тристрама Шенди” Л. Стерна. В дальнейшем распространяются интимные П.-послания (П. к драме “Кромвель” В. Гюго, адресованное отцу) и дружеские П. (к сб. “Цветы зла” Ш. Бодлера — Т. Готье; к сказке “Маленький принц” А. Сент-Экзюпери — Л. Верту).

 

В России П. были распространены еще в 18 в., хотя в целом они не выходили за рамки панегирич. лит-ры. В 19 в. они становятся более короткими и содержательными, часто — подлинными свидетельствами дружбы, памяти, любви. Таковы П. у Пушкина к поэме “Полтава”, к роману “Евгений Онегин”; у М. Ю. Лермонтова — к нек-рым редакциям поэмы “Демон”, стих. “Тебе, Кавказ, суровый царь земли...”; у Н. А. Некрасова — к поэме “Мороз, Красный нос”; у И. С. Тургенева — к “Песни торжествующей любви” (“памяти Флобера”) и др. П. как лирич. жанр не утратило своего значения и в сов. лит-ре: В. В. Маяковский — стих. “Сергею Есенину”; М. И. Цветаева — П. к “Поэме Горы”; А. А. Ахматова — три П. к “Поэме без героя”. В. к. ПОСЛАНИЕ, эпистола (греч. epistole), лит. жанр: стихотворное письмо. В европ. поэзии впервые появляется у Горация (напр., П. к Пизонам “Наука поэзии”),живет в лат. новоязычной поэзии средневековья и Возрождения, расцвегает в эпоху классицизма 17— 18 вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Поп, А. П. Сумароков). В эпоху романтизма П. теряет жанровые признаки (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, “Послание цензору” А. С. Пушкина), а к сер. 19 в. перестает существовать как жанр.

 

Формальный признак П.— наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание П. по традиции (от Горация) — преим. морально-философское и дидактическое, но были многочисл. П. повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между П. и др. жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков П. стиралась, поэтому мн. П. близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактич. поэме (А. Поп), лирич. стихам неопредел, жанра (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина). М. Л. Гаспаров.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ, дополнение к лит. произв., содержащее выводы и необходимые, по мнению автора, пояснения к тексту. Обычно следует непосредственно за лит. произведением. В отличие от эпилога, П. не является продолжением фабулы. Примером могут служить П. от автора к “Декамерону” Дж. Боккаччо, к “Крейцеровой сонате” Л. Н. Толстого. Будучи структурно самостоятельным, П. зачастую тесно связано с произв. единым авторским замыслом, выполняя роль внефабульной мотивировки изображаемого. Помимо П. от автора широко распространено П. к тексту от другого лица — критика, составителя, редактора. По своему характеру такое П. часто аналогично вступит, статье или предисловию.

 

В. Л. Калашников.

 

ПОСЛОВИЦА, краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение. Употребляясь в значении переносном — по принципу аналогии — к своему буквальному смыслу (-“Что посеешь, то и пожнешь”), П. заключает в себе афористически сжатое выражение к.-л. грани нар, опыта; предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной П. Композиц. строение суждения в П. (обычно двучленное), часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами, аллитерациями, совпадает с синтаксическим..

 

И з д.: Д а л ь В. И., Пословицы рус. народа. (Предисл. М. Шолохова. Вступ. ст. В. Чичерова), Сб., М., 1957; Словарь рус. пословиц и поговорок. Сост. В. П. Жуков, 3 изд., М., 1966.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ПО ВОПРОСАМ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В решениях съездов, постановлениях ЦК КПСС, других парт. документах находит выражение политика Коммунистич. партии в области культуры и иск-ва, осн. принципы к-рой вытекают из фундаментальных положений марксизма-ленинизма: о базисе и надстройке, о классовой сущности идеологии, о партийности и народности лит-ры и иск-ва, об их роли в построении коммунистич. об-ва. Партия конкретизирует эти принципы применительно к особенностям каждого этапа обществ, развития, определяет в своих документах важнейшие направления и задачи культурного строительства.

 

В период становления социалистич. строя вопросы лит-ры рассматривались в рамках общего процесса культурной революции, включавшей в себя ликвидацию неграмотности, обеспечение широкого доступа трудящихся масс к богатствам культуры, формирование новой интеллигенции, создание иск-ва, глубоко партийного и народного по своим устремлениям. С решением этих задач связаны парт. документы первых послеоктябрьских лет, 20—30-х гг. В Программе партии, принятой на 8-м съезде РКП(б) в марте 1919, говорилось: “...Необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров” (КПСС в резолюциях..., 8 изд., т. 2, 1970, с. 49).

 

1 дек. 1920 ЦК партии опубликовал письмо о Пролеткультах (см. Пролеткульт}, направленное против т. н. автономии Пролеткульта и попыток его руководителей противопоставить Пролеткульт — партии и Сов. гос-ву, В письме отмечалось, что под видом •”пролетарской культуры” в этих массовых просветительных орг-циях рабочим нередко преподносятся чуждые филос. взгляды (махизм) и извращенные худож. вкусы (футуризм). Подчеркнув закономерность возрастающего интереса рабочих к вопросам худож. творчества, ЦК РКП(б) заверил, что “партия сделает все возможное, чтобы это дело действительно попало в руки рабочей интеллигенции”, чтобы эти организации стали “не на словах, а на деле органами настоящей, неподдельной пролетарской культуры...” (там же, с. 199—200).

 

В резолюции 13-го съезда РКП(б) “О печати” (1924) и в спец. резолюции ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 “О политике партии в области художественной литературы” была дана развернутая оценка положения в этой области, выражено отношение партии к существовавшим в лит-ре разл. социальным группам и идейным течениям. Указывалось на необходимость всемерной помощи пролет, писателям, внимания к крест. писателям, тактичного и бережного отношения к т. н. “попутчикам” (сочувственно относящимся к социалистич. преобразованиям), решит, борьбы с бурж. идеологией. “Отсеивая антипролетарские и антиреволюционные элементы (теперь крайне незначительные),— говорилось в резолюции ЦК РКП(б),— борясь с формирующейся идеологией новой буржуазии среди части „попутчиков" сменовеховского толка, партия должна терпимо относиться к промежуточным идеологическим формам, терпеливо помогая эти неизбежно многочисленные формы изживать в процессе все более тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма” (О партийной и советской печати. Сб. документов, 1954, с. 345). Партия выступала против неверия в возможность создания пролет, культуры и против пренебрежения к культурному наследию. Вопросы художественной формы партия предоставляла решать самим творч. работникам.

 

Воздействие социалистич. действительности, отвечающая объективным потребностям худож. творчества политика партии привели во 2-й пол. 20-х — нач. 30-х гг. к изживанию “промежуточных идеологических форм”, к формированию идейно-творч. единства сов. лит-ры. Отметив решительное изменение обстановки в лит-ре и иск-ве, ЦК ВКП(б) в постановлении от 23 апр. 1932 “О перестройке литературно-художественных организаций” признал необходимым ликвидировать Ассоциации пролетарских писателей (АПП) и др. лит. группы и объединить всех писателей, поддерживающих платформу Сов. власти и стремящихся участвовать в социалистич. строительстве, в единый Союз сов. писателей (см. Союз писателей СССР). Прошедшие после принятия этого постановления учредит, съезды союзов писателей и др. творч. работников ярко продемонстрировали сплоченность худож. интеллигенции вокруг партии, сыграли выдающуюся роль в развитии лит-ры и иск-ва.

 

Важное значение для укрепления и развития лит. критики в стране имело постановление ЦК ВКП(б) “О литературной критике и библиографии” (1940).

 

После Великой Отечеств, войны партия сформулировала задачи лит-ры и иск-ва в постановлениях 1946— 1948, в т. ч. в постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах „Звезда" и „Ленинград"” (1946). В них подчеркивалась необходимость развития сов. иск-ва на пути народности и реализма, была дана критика формалистич, тенденций в иск-ве. Для раскрытия содержания и историч, места этих документов существенное значение имеет постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 “Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба", „Богдан Хмельницкий" и „От всего сердца"”. ЦК КПСС подтвердил правильность содержавшихся в постановлении ЦК ВКП(б) “Об опере В. Мурадели „Великая дружба"” (1948) общих установок; вместе с тем отмечалось, что “...были допущены некоторые несправедливые и неоправданно резкие оценки творчества ряда талантливых советских композиторов...” (Справочник партийного работника, вып. 2, 1959, с. 495). В тот же период в общеполитич. и лит.-худож. печати были уточнены оценки творчества нек-рых др. деятелей сов. культуры, в частности А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко.

 

ПОСЛ — ПОСТ

 

==291

 

 

 

В документах 60—80-х гг. партия подтвердила незыблемость ленинских принципов парт. руководства развитием лит-ры и иск-ва: доверия к творч. интеллигенции, сочетания доброжелательности и требовательности в оценке результатов ее труда, выдвижения перед художниками вдохновляющих творческих задач. К числу этих документов относятся Программа КПСС (1961), материалы 23—26-го съездов партии, тезисы и постановления ЦК КПСС в связи с празднованием 100-летия и 110-летия со дня рождения В. И. Ленина, 50-летия и 60-летия Великой Окт. социалистич. революции, 60-летия образования СССР, постановления ЦК КПСС “О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы” (1969), “О литературно-художественной критике” (1972), “О работе с творческой молодежью” (1976), “О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы” (1979), “О творческих связях литературнохудожественных журналов с практикой коммунистического строительства” (1982) и др. Получили поддержку позитивные тенденции в.области худож. творчества: гражд. пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство иск-ва в решение актуальных проблем жизни сов. общества, создание ярких, значит. произв. на важнейших тематич. направлениях. Вместе с тем отмечена недопустимость проявлений безыдейности, мировоззренч. неразборчивости, отхода от четких классовых позиций, го. б. Кузьменко.

 

В Резолюции XXVII съезда КПСС по Политическому докладу ЦК КПСС указано на необходимость решительно обновлять методы деятельности творческих союзов, учреждений культуры, наполнять ее глубоким идейным содержанием. “Съезд,— отмечается в Резолюции,— призывает мастеров литературы и искусства создавать произведения, достойные величия новаторских дел партии и народа, правдиво, на высоком художественном уровне отображать жизнь советских людей в ее многогранности и развитии” (Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986, с. 119). В Резолюции определены задачи литературно-художеств. критики, которая должна в оценках произведений руководствоваться четкими эстетическими и классовыми критериями, выступать против безыдейности, парадного многописания, мелкого бытокопательства, конъюнкту рщины и делячества.

 

В принятой XXVII съездом новой редакции Программы сформулированы принципы политики партии по отношению к литературе и искусству: “КПСС бережно, уважительно относится к таланту, к художественному поиску. В то же время она всегда боролась и будет бороться, опираясь на творческие союзы, общественное мнение, на марксистско-ленинскую художественную критику, против проявлений безыдейности и мировоззренческой всеядности, эстетической серости” (там же, с. 170).

 

Документы, характеризующие политику КПСС в об.ласти худож. культуры, свидетельствуют о том, что партия последовательно заботится о повышении обществ. роли лит-ры и иск-ва, помогает писателям создавать лит-ру, кровно связанную с жизнью народа, утверждающую идеалы социализма и коммунизма.

 

См. также Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе, Ленин В. И. о литературе, Партийность литературы, Народность литературы.

 

φ ΚПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1—12, M., 1970—78; О партийной и сов. печати, радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986; Об идеологической работе КПСС. Сб. документов, М., 1977; Материалы пленума ЦК КПСС, 14—15 июня 1983 г., М., 1983. Л. Т. Сергеев.

 

==292 ПОТЕ -- ПОЧВ

 

“ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ” (“Lost generation”), определение, применяемое к амер. и зап.-европ. писателям (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, Ф. С. Фицджеральд, Э. М. Ремарк, О. Т. Кристенсен), выразившим в своих произв. трагич. опыт 1-й мировой войны 1914—18, глубокое разочарование в бурж. цивилизации, утрату идеалов, отчужденность человека от общества. Протесту писателей •“П. п.” свойствен пафос стоич. пессимизма. Высказанное Гертрудой Стайн выражение “П. п.” использовано Хемингуэем в качестве эпиграфа к роману “И восходит солнце” (1926). В значит, степени утратив свою остроту в 30-х гг., настроения “П. п.” в той или иной степени отозвались после 2-й мировой войны 1939—45 в творчестве “разбитого поколения” (СП1А), ^рассерженных молодых людей” (Великобритания), “поколения вернувшихся” (ФРГ).

 

“ПОТОК СОЗНАНИЯ” (“Stream of consciousness”) в литературе, лит-ра 20 в. преим. модернист, направления, непосредственно воспроизводящая душевную жизнь, переживания, ассоциации. Термин “П. с.” принадлежит амер. философу-идеалисту У. Джемсу, полагавшему, что сознание — это поток, река, в к-рой мысли, ощущения, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, “нелогично” переплетаются (-“Основания психологии”, 1890). “П. с.” представляет собой предельную степень, крайнюю форму внутреннего монолога, в к-ром объективные связи с реальной средой нередко трудно восстановимы. Писателями, предвосхитившими в своем творчестве совр. “П. с.”, иногда считают Л. Стерна (“Жизнь и мнения Тристрама Шенди”, т. 1—9, 1760—67) и Л. Н. Толстого, открывшего новый этап в разработке средств психол. анализа. “П. с.” нач. 20 в. вырос из произв. Ж. Гюисманса, Э. Дюжардена, из англ. лит-ры “рубежа века” (Г. Джеймс, Дж. Мередит, Дж. Конрад, Р. Л. Стивенсон). Дальнейшее превращение “П. с.” из реалистич. худож. приема в метод изображения жизни, претендующий на универсальность, вызвано рядом обществ, причин, прежде всего кризисом гуманитарного сознания рубежа 19—20 вв.

 

В основных произв. <П. с.” (романы М. Пруста, Вирджипни Вулф, Дж. Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека; нарушение традиц. повествоват. структуры, смещение временных планов принимают характер формального эксперимента. Центр, соч. <П. с.”— роман Джойса <Улисс> (1922), продемонстрировавший одновременно вершину и исчерпанность возможностей метода <П. с.”: исследование внутр. жизни человека сочетается в нем с размыванием границ характера, психол. анализ нередко превращается в самоцель. При значит, влиянии Джойса на европ. и амер. лит-ры большинство крупных писателей прошли через увлечение <П. с·> в осн. в ранних произв. и в дальнейшем обращались к нему в реалистич. познават. целях — как к приему в изображении определ. душевных состояний (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, О. Хаксли, Г. Грин, Г. Грасс, М. Дюра и др.).

 

Отношение к “П. с.” в лит-ре после 2-й мировой войны 1939—45 неоднозначно. В разной степени усвоенная представителями франц. ^нового романа* (М. Бютор, Натали Саррот), англ. романа “малой темы” (Э. Поуэлл, П. X. Джонсон) и в опытах социально-психол. романа У. Йонсона и А. Андерша (ФРГ), эта школа, как вообще модернизм 10—20-х гг., встречает творч. опровержение в произв. писателейреалистов (Ч. П. Сноу, Э. Уилсон, Ф. Мориак, В. Кёппен И Др.). Е. Ю. Гениева.

 

ПОЧВЕННИЧЕСТВО, лит.-публицистич. и общекультурное направление в России, зародившееся в 50-х гг. 19 в. Явилось отражением поисков самобытного пути развития страны после Крымской войны; отвергало и крепостничество (“кошмарное прошлое”), и зап. бурж. демократию (“чуму буржуазную”); стремилось преодолеть односторонность как славянофильства, так и западничества; генетически восходило к “молодой редакции” -“.Москвитянина*. Характерно для представителей разночинной интеллигенции, группировавшихся вокруг журналов бр. М. М. и Ф. М. Достоевских “Дреля” и чЭпоха*. Идеологами и пропагандистами П. были — при нек-рых различиях во взглядах — Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов.

 

Констатируя оторванность “просвещенного общества” от народа, Достоевский полагал, что “образованность” и ее представители должны слиться с “народной почвой”, приняв в себя ее главный элемент — “христианскую связь в среде народной”. Общность со славянофильством сказалась в провозглашении религ.-нравств. основы рус. нац. характера — в первую очередь рус. патриарх, крестьянства (а для Григорьева — и рус. купечества), а также в отрицат. отношении к материализму, революции.

 

Более определенно “почвенническое” умонастроение проявилось в полемике с. ^Современником* по вопросам революции, прогресса и иск-ва. По убеждению почвенников, обострение вражды между классами и революц. насилие не являются источником прогресса, к-рый достигается соединением “образованных классов” с народом и движим мирным развитием культуры при непременном сохранении и развитии религ.-нравств. национальных начал. Олицетворение сути рус. духа и рус. идеи почвенники усматривали в гении А. С. Пушкина: <всецелость, всепримиримость, Бесчеловечность”, что было связано и с их пониманием иск-ва вообще: в отличие от науки, иск-во синтетично и способно “полнее угадывать дух народа и потребности эпохи”. Почвенники обвиняли идеологов “Современника” Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского в кабинетном теоретизировании, в утопичности соцяалистич. идеалов, в утилитаристском подходе к иск-ву, в пренебрежении художественностью в пользу обличит. направления. “Современник” (в ст. М. А. Антоновича и?. Ε. Ρалтыкова) резко полемизировал с идеями П. Почвенническое умонастроение не свободно от утопич. черт (напр., идея нац. избранности), что не отменяет его сильные элементы — народолюбие, демократизм и оппозиционность. ^

 

• Фридлендер Г. М., У истоков “почвенничества”. “Изв. АН СССР, сер. лит-ры и яз.”, 1971, т. 30, в. 5; Т у ни? а нов В. А., Творчество Достоевского. 1854—1862, Л., 1980, с. 193—224. А. Д. Осповат.

 

“ПОЧТА Д^ХОВ” (произносилось — духов), рус. сатирич. ежемес. журнал. Изд. в янв.—авг. 1789 в Петербурге И. А. Крыловым. Журнал был построен в форме переписки волшебника с духами; бытовые зарисовки чередовались с морально-филос. рассуждениями. “П. д.” обличала не только нравств. пороки, но и обществ, порядки.

 

Изд.: Крылов H.A., Соч., т. 1, М., 1945.

 

Φ Αлагой Д. Д., Сатирич. проза И. А. Крылова, в кн.: И. А. Крылов. Исследования и материалы, М., 1947; И. А. Крылов. Проблемы творчества, Л., 1975.

 

ПОаЗИЯ, стихотв. произв. (см. Стих) в их соотнесенности с худож. прозой. См. Поэзия и проза.

 

ПОаЗИЯ И ПРОЗА (поэзия: греч. poiesis, от poieo — делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa — прямая, простая, от proversa — обращенная вперед, ср. лат. versus — стих, букв. — повернутый назад), два осн. типа организации худож. речи, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтич. речи создается отчетливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксич. членением (см. Стих, Стихосложение). Прозаич. худож. речь расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной речи (см., напр., Разговорная речь), но имеющие определ. упорядоченность; ритм прозы, однако, сложное и трудноуловимое явление, изученное далеко не достаточно.

 

Первоначально поэзией именовалось иск-во слова вообще, поскольку в нем вплоть до нового времени резко преобладали стихотв. и близкие к ней ритмикоинтонац. формы. Прозой же называли все нехудож. словесные произв.: филос., науч., публицистич., информационные, ораторские и т. п. (в России такое словоупотребление господствовало в 18 — нач. 19 вв.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...