Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 99 глава




 

Семиотич. исследования лит-ры, иск-ва, культуры в наст. время ведутся едва ли пе во всех странах, имеющих давнюю традицию гуманитарных исследований. Однако различия в нац., науч. и культурных традициях привели к тому, что в пределах семиотич. исследований “вторичных систем” существуют отчетливо выраженные направления и школы. Сов. направление в С. занимает одно из ведущих мест в данной области. Опираясь на традиции отечеств, науки: труды акад. Александра Н. Веселовского и А. А. Потебни, концепции Московского и Пражского лингвистич. кружков, ОЛОЯЗа, М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, В. Я. Проппа, В. М. Жирмунского, Г. А. Гуковского, С. М. Эйзенштейна, О. М. фрейденберг, Д. С. Лихачева, П. Г. Богатырева, P.O. Якобсона и др. исследователей 1920—50-х гг., сов. ученые (московско-тартуская школа) проводят исследования в области поэтики, стиховедения, С. культуры (на материале конкретных изучений рус., вост., антич., зап.-европ. культур и литератур). В исследованиях последнего десятилетия все большее место занимают проблемы информатики, <словесного общения” с машиной, диалоговых структур, искусств, интеллекта. Работы в области функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, с одной стороны, и изучение С. культуры, с другой, открывают перспективы построения изоморфной модели интеллектуального устройства. Это вводит С. в круг проблем общенауч. значения, превращая ее в один из ответств. участков научно-технич. рев-ции. (перечень работ, опубл. по 1974 включительно, см. в указанной библиографии К. Э. Еймермахера и С. Шишкова).

 

Среди семиотич. школ в содиалистич. странах выделяются польская, опирающаяся на традиции польской логич. школы (А. Тарский, К. Айдукевич) и представленная трудами Т. Котарбиньского, М. Р. Майеновой, С. Жулкевского и др. авторов, и чехословацкая, связанная с традицией Пражского лингвистич. кружка и Я. Мукаржовского. Во Франции, наряду с получившими мировое признание трудами К. Леви-Строса и Э. Бенвениста, под влиянием методологии Л. Ельмслева и <неососсюрианства”, а также под непосредств. воздействием трудов рус. формалистов сложились направления Р. Барта и А. Греймаса. В амер. С. традиции Ч. Пирса и Ч. Морриса были оплодотворены воздействием трудов Якобсона и испытывают влияние быстро развивающихся новых направлений в лингвистике. Активно развиваются семиотич. исследования в Италии (У. Эко и др.), ФРГ, Японии.

 

φ Ι. Οериодические сборники и журналы: Труды по знаковым системам (<Уч. зап. Тартуского гос. ун-та”), в. 1—16, Тарту, 1964—83; Информац. вопросы семиотики, лингвистики и автоматич. перевода (сб. ^Семиотика и информатика”), в. 1—21, M., 1971—83; Semiotica, The Hague (с 1982 — Amst.— В., N. Y.),?. 1—39, 1969—83; VS — Quaderni di Studi Semiotici, № 1—33, Mil., 1971—80; <Kodikas. Code. An international journal of semiotics”,

 

==374 СЕНЕ

 

Tuebingen, 1979—83; Teksty, Warsz., № 1—57, 1972-81; Journal Canadien de Recherche Semiotique (c 1981 •“Recherches Sйmiotiques”), 1973—83 (выход всех названных изданий продолжается). II. М о н ографии.статьи: Иванов В. В., Топоров В. Н., Слав. языковые моделирующие семиотич. системы, М., 1965; их же, Исследования в области слав. древностей, М., 1974; ЛотманЮ.М., Структура худож. текста, М., 1970; его же, Статьи по типологии культуры. [Сб. 1—2], Тарту, 1970—73; Успенский Б. А., Поэтика композиции, М., 1970; Богатырев П. Г., Вопросы теорий нар. иск-ва, М., 1971; Степанов Ю. С., Семиотика, М., 1971; его же, В трехмерном пространстве языка. Семиотич. проблемы лингвистики, философии, искусства, М., 1985; Г у реви ч А. Я., Категории ср.-век. культуры, [М., 1972]; Контекст. Лит.-теоретич. исследования ежегодные выпуски]. 1972—79, M., 1973—80 (статьи М. Б. Храпченко, Н. И. Балашова, Н. К. Гея и др.); Га с па ров М. Л., Совр. рус. стих. Метрика и ритмика, М., 1974; Иванов В. В., Очерки по истории семиотики в СССР, М-, 1976; его же. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем, М., 1978; БарабашЮ.Я., Алгебра и гармония. О методологии литературоведч. анализа, М-, 1977; Семиотика [Антология переводов ], составл. вступ. ст. и общая ред. Ю. С. Степанова, М., 1983; Morris С h.. Foundations of the theory f signs, Chi., 1938; Peirce Ch.S., Collected papers, v. 2—3, Camb. (Mass.), 1932; Mukai-ovsky J., Kapitoly z ceske poetiky, dl 1—3, Praha, 1948; его же, Studie z estetiky, Praha, 1966; Cassirer E., Philosophie der symbolischen Formen, 4 Aufl., Bd l—3, B.—Darmstadt, 1964; Lйvi-Strauss Cl., L'anthropologie structurale, P., 1958; его же, Mythologiques, v. 1—3, P., 1964—68; его же. Anthropologie structurale deux. P., [1973]; Benveniste E., Problemes de linguistique gйnйrale, P., [1966]; Jakobson R., Selected writings, v. 1—5, s'-Gravenhage, The Hague—Ρ., 1962—79; Marcus S., Poetica matematica. Bue., 1970; Mayenowa M. R., Poetyka teoretyczna. Zagadnienia jezyka, [Wrocоaw—Warsz.—Krakow—Gdansk], 1974; Yreimas A., Courtes J., Sйmiotique; Dictionnaire raisonnй de la thйorie du langage, P., 1980; Finitis duodecim lustris, Таллин, 1982; 3 a p и п о в Р., Иванов В., Библиография, в кн.: Моль А., Теория информации и эстетич. восприятие, М., 1966; Eimermacher К. and Shishkoff S., Subject bibliography of Soviet semiotics. The Moscow — Tartu school, Michigan Slavic publications, Bibliographic Series, Ann Arbor, 1977.

 

См, также лит. при ст. Структурализм. Ю. М. Лотман.

 

СЕНЕГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Сенегала. Развивается на франц. и местных нац. языках. В Сенегале существует давняя устная поэтич. традиция, богатая жанрами и имеющая профессиональных сказителей-гриотов. После провозглашения независимости (1960) стала создаваться письменность на местных нац. языках: волоф, серер, фула, диола, малинке (мандинго) и сосинке (сарахоле). На языке волоф выходит периодич. печать.

 

Становление письм. лит-ры на франц. яз. связано с нац.-освободит. движением в Африке. Первое лит. произв. появилось в 1926 — автобиогр. повесть Б. Диалло “Сила — Доброта”. С. л. раньше других лит-р франкоязычной зоны оформилась как нац. лит-ра. Этому во многом способствовало движение негритюда 30-х гг. 20 в. и деятельность одного из его провозвестников Л. С. Сенгора, известного сенегальского поэта. Созданная при его активном участии газета “L'etudiant noir” (Париж, 1934—41) провозглашала единство и самобытность негро-афр. культуры, необходимость обращения к истокам, изучения своих культурных ценностей. В глубоко нац. поэзии Сенгора отразились идея служения народу, гражданственность, романтич. пафос и передана яркость красок Африки (“Песни в сумраке”). Вместе с тем поэзия Сенгора отмечена влиянием эстетики негритюда, отсюда в его произв. идеи негритян. исключительности, мессианства (сб. “Эфиопские мотивы”). Сенгор — крупный гос. деятель, автор лирич. произв. (поэма “Элегия ветрам”, цикл стихов “Осенние письма>). Романтизация и эстетизация прошлого, былой героики Африки свойственны творчеству У. Д. Сосе, основоположника сенегальской прозы. Создавая реалистич. картины сенегальской действительности, Сосе посвящает свои произв. проблемам молодого поколения, взаимоотношениям старой традиц. Африки и новой европ. цивилизации (роман “Карим”).

 

Новый этап в развитии С. л.— период, связанный с активной политич. борьбой за обретение независимости (2-я пол. 40-х — 50-е гг.). Важную роль в объединении лит. сил сыграли журнал и изд-во “Presence Africaine” (с 1947). Яркое политич. звучание приобретает поэзия Д. Диопа. В 50—60-х гг. в С. л. интенсивно развивается проза. Б. Диоп, начав творч. путь в 20-х гг. как поэт (произв. этих лет опубл. в его сб. “Отблески и проблески”, 1960), с 40-х гг.

 

обращается к лит. обработке нар. сказок, воплощающих богатство древней афр. культуры. Социальные тенденции развиваются в реалистич. романах А. Саджи. Своеобразное преломление концепции негритюда с религ.-мусульм. идеалами характерно для творчества Ш. X. Кана. В жанре остропублицистич. социального романа, обосновывающего необходимость борьбы против колон, ига и решительной модернизации афр. жизни, работает У. Сембен (“Родина моя, прекрасный мой народ”, “Божьи деревяшки” и др.). В 60—70-х гг. Сембен обратился к деятельности кинорежиссера, продолжая и лит. творчество. В 1965 он опубл. повесть “Почтовый перевод”, поев. жизни гор. афр. бедноты в эпоху независимости.

 

В С. л. в 70-х гг. намечается известное оживление в результате начавшейся деятельности изд-ва “Les nouvelles editions Africaines”, публикующего произв. писателей Сенегала и Берега Слоновой Кости. В творчестве мн. поэтов Сенегала 70-х гг. по-разному трактуются идеи негритюда: от консервативного (Л. Ньянг) до совр. понимания его (как идея братства и сосуществования народов) с сильной социальной направленностью (Л. Диакхате, А. М. Вад, М. Фалл). Социально-политич. проблематика разрабатывается в творчестве М. Т. Диопа, Ж. Бриера, эмигрировавшего в Сенегал из Гаити.

 

В прозе усиливается интерес к общенац. проблемам, разрабатываются историч. тематика, критика неоколониализма (Сембен, М. С. Мбенге, А. С. Фалл, Н. Диалло, А. С. Диа. Ш. Ндао).

 

Лит.-худож. клуб Сенегала, осн. в 1966, в 1981 стал наз. Ассоциацией сенегальских писателей.

 

Лит. периодика: журн. <Bingo> (с 1953).

 

Изд.: Поэзия Африки, М., 1973, с. 448—521; Когда созреет арахис. [Новеллы], М,, 1981.

 

• Совр. лит-ры Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 214— 229; Лит-ры Африки, М., 1979, с. 187—201; Развитие лит-ры в независимых странах Африки (60—70-е гг. XX в.), М., 1980, с. 134—45; Писатели Сенегала, 1950—1980. Биобиблиографич. справочник, М., 1982. Т. М. Петрова.

 

СЕНТЕНЦИЯ (от лат. sententia — мнение, суждение), вид афоризма, краткое общезначимое изречение, преим. морального содержания, в изъявит. или повелит, форме (“мера важнее всего”, “познай самого себя” — С. легендарных “семи гречесиих мудрецов”); часто украшено параллелизмом, антитезой, стилистич. фигурами повторения и пр. Занимает промежуточное положение между безымянной фольклорной пословицей и индйвидуализир. авторским афоризмом; при усилении филос. содержания сближается с гномой, дидактического — с максимой, а будучи вписана в конкретную 'ситуацию, становится апоф(т)егмой или хрией. Усердно использовалась в лит-ре античности. Возрождения и классицизма (в т. ч. для заострения концовки, кульминации и т. п.). М. Л. Гаспаров.

 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, франц. sentiment — чувство), течение в европ. лит-ре и иск-ве 2-й пол. 18 в., подготовленное кризисом просветит, рационализма (см. Просвещение). Наиболее законч. выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились ее внутр. противоречия. Доминантой “человеческой природы” С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный бурж. практикой. Не порывая с Просвещением, С. остался верен идеалу нормативной личности, однако условием его осуществления полагал не “разумное” переустройство мира, а высвобождение и совершенствование “естественных” чувств. Герой просветит, лит-ры в С. более индивидуализирован; по происхождению (или убеждениям) он демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из осн. открытий и завоеваний С. Впервые сентименталист. настроения (патриарх, идиллия на лоне природы, меланхолич. созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея. В поэзии поздних сентименталистов (70—80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится уже социально

 

конкретное раскрытие сел. темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентименталист. мотивы прозвучали в психол. романах С. Ричардсона, однако окончательно С. оформляется в творчестве Л. Стерна; его “Сентиментальное путешествие” (1768) дало назв. течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал “нетождественность” человека самому себе, его способность быть “разным”. Но в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, С. чуждо “иррациональное”: противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию. Осн. черты англ. С. (Голдсмит, поздний Т. Дж. Смоллетт и др.) —“чувствительность”, не лишенная экзальтированности, и главное — ирония и юмор, обеспечившие и пародийное развенчание просветит. канона, и скептич. отношение С. к собств. возможностям (у Стерна).

 

Общеевроп. культурное общение и типологич. близость в развитии лит-р обусловили стремит, распространение С. В Германии и особенно в предреволюц. Франции демократич. тенденции С. получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо; ^Буря и натиск”). Творчество Руссо (“Новая Элоиза”)—вершина европ. С.; писатель декларирует обусловленность героя социальной средой (“Исповедь”). В обществ, контекст включены и герои Д. Дидро (“Жакфаталист”, “Племянник Рамо”). Под влиянием С. развивалась драматургия Г. Э. Лессинга. В России представителями С. были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (“Бедная Лиза”), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский. Преим. дворянский по своему характеру, рус. С. в значит. степени рационалистичен, в нем сильна дидактич. установка (“Письма русского путешественника” Карамзина). В условиях России важнее оказались просветит, тенденции С. Совершенствуя лит. язык, рус. сентименталисты обращались и к разг. нормам, вводили просторечие. Черты сентименталист, поэтики заметны в творчестве А. Н. Радищева.

 

Излюбленные жанры С.— элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и др. виды прозы, в к-рых превалируют исповедальные мотивы.

 

• Проблемы Просвещения в мировой лит-ре, М-, 1970; Тройская М.Л., Нем. сентиментально-юмористич. роман эпохи Просвещения, Л-, 1965; Елистратова А. А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966. В. А. Харитонов.

 

“СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ” (по названию кружка друзей в одноим. романе Э. Т. А. Гофмана), лит. группа, осн. 1 февр. 1921 в Петрограде при “Доме искусств”·. В нее входили И. А. Груздев, М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Л. Н. Лунц, Н. Н. Никитин, Е. Г. Полонская, М. Л. Слонимский, Н. С. Тихонов, К. А. Федин. Регулярно, по субботам, они собирались для чтения и обсуждения своих произведений. Собрания проходили в атмосфере строгой взыскательности, в острых, принципиальных спорах об иск-ве. Единств, совместный сб.— “Серапионовы братья” (П., 1922; с доп.— Берлин). К сер. 20-х гг. рабочие встречи “С. б.” становятся эпизодическими, хотя и продолжаются вплоть до 1929. Стремясь к худож. воплощению современности, “С. б.” не чуждались эксперимента, нередко навлекая на себя обвинения в формализме, много внимания уделяли естественному для молодых писателей освоению технологии иск-ва в самом широком диапазоне: от рус. психол. романа до остросюжетной прозы Запада. Отвечая на критику, они нарочито подчеркивали свою аполитичность, заявляли, что тенденция безразлична иск-ву и т. п. Все это объяснялось гл. обр. издержками полемики и существенно не затрагивало собств. творчества “С. б.”. Уже в нач. 20-х гг.

 

СЕНТ — СЕРА

 

==375

 

я “Партизанских повестях” Иванова, романтич. балладах Тихонова, сатирич. рассказах Зощенко, романе Федина “Города и годы”, в ряде др. произв. писателей-“серапионов” революц. эпоха нашла самобытное и разностороннее отражение.

 

• Горький М., Группа <Серапионовы братья”, в кн.: Лит. наследство, т. 70, M., 1963, с. 561—63;? един К., Горький среди нас. Картины лит. жизни, М., 1977; Каверин В., Освещенные окна, М., 1978, с. 406—544. - В. В. Радзишевскии.

 

СЕРБОЛУЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра лужицких сербов (лужичан) — зап.-слав. народности, проживающей в ГДР. Охватывает письменность на двух лужицких лит. языках: верхне- и нижнелужицком. Древнейший сохранившийся памятник — “Будишинская присяга” (нач. 16 в.). Становление С. л. связано с нац. возрождением лужицких сербов (40—70-е гг. 19 в.). Основоположник нац. С. л.—Г. Зейлер. На рубеже 19—20 вв. выделяется творчество Я. БартаЧишинского, Я. Вели-Радысерба, М. Косыка и др. В это время наиболее распространены стихотв. жанры и рассказы. После 2-й мировой войны 1939—45 получили развитие роман и драма. В совр. С. л., являющейся неотъемлемой частью социалистич. лит-ры ГДР (см. Германской Демократической Республики литература), выделяется творчество Ю. Врезана, Марии Кубашец, Ю. Коха, К. Лоренца.

 

• Трофимович К.,Моторний В., Нариси з icTOpii серболужицько! лп-ератури, Льв1В, 1970; Jene R., Stawizny serbskeh pismowstwa, dl 1—2, Budyain, 1934—60; Serbski biografiski stownik, Budyдin, 1970; KaltдmitH., Leksikon awtorow serbskich knichow, Budyдin, 1979.?.Α. Μоторный.

 

СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра сербов, одна из нац. лит-р Югославии (см. Югославии литературы). Развивается на сербскохорв. яз. Истоки С. л. восходят ко времени деятельности слав. просветителей и религ. деятелей Кирилла \и Мефодия (2-я пол. 9 в.). Первые серб. памятники письменности (“Мирославово евангелие”, 12 в.) отражают серб. извод старослав. языка. Древняя и ср.-век. лит-ра имела преим. церк дидактич. характер: летописи, родословы, актовые записи; наиболее развитые жанры — жития, содержавшие часто историч. сведения (напр., “Житие деспота Стефана Лазаревича” Константина Философа, 14 в.), “похвалы”, песни. Об усвоении опыта византийской литературы свидетельствуют переводы и переработки апокрифов и повестей. Взаимообогащением отмечены сербско-болг. и сербско-рус. лит. контакты. Известные с 11 в., он” особенно плодотворны в кон. 12—13 вв. и в кон. 14—15 вв., в период т.н. второго южнославянского влияния. Ученые^ монахи-сербы участвовали и в становлении рус. лит-ры: напр., составление Русского хронографа Пахомием Логофетом (Сербом); в свою очередь, памятники рус. письменности оказали влияние на развитие серб. лит-ры. В кон. 15 — нач. 16 вв. зародилось серб. книгопечатание.

 

Осман, иго, установившееся в Сербии с 1389, длит. время сдерживало развитие С. л. Разорение монастырей заставляло писателей-монахов искать пристанища в др. странах, в частности в России. Поддержка угасавших лит. традиций в 16—17 вв. выразилась в немногочисл. летописях, переработках визант. и рус. хронографов и др. соч. Наиболее полно духовная жизнь серб. народа отразилась в фольклоре. Многообразный в жанровом отношении, он особенно значителен в поэзии — в лирич. (бытовых, обрядовых) песнях, восходящих к раннему средневековью, и героич. эпосе (см. Хайдуцкие песни. Юнацкие песни). Высокая художественность эпоса оказала длит. влияние на письм. лит-ру, сделала его предметом исследований и переводов ученых и писателей разных стран (A.C. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, А. Мицкевич, И. В. Гёте, бр. Я. и В. Гримм, П. Мериме и др.).

 

==376 СЕРБ — СЕРБ

 

В результате миграции сербов из земель, занятых Осман, империей, на север центр их культурной жизни к 18 в. переместился на терр. юж. Венгрии. В борьбе против униатства и мадьяризации усилились сербскорус. лит. связи. Под влиянием церк. рус. книг и учебников сложился т. н. славяно-серб. язык, сыгравший заметную роль в становлении лит-ры серб. Просвещения. Процесс культурного возрождения сербов в 18 в. отразил Доситей Обрадович, заложивший основы светской лит-ры; он ввел новые для С. л. жанры: басню, мемуары в духе автобиогр. романа филос. направленности.

 

Нац.-освободит, и антифеод, движение, становление гос. и культурной самостоятельности сербов определили подъем духовной жизни 1-й пол. 19 в. Возникли культурно-просветит. и науч. об-ва (старейшее из ^ них — Матица сербская, осн. 1826), появилась лит. периодика. С. л. осваивает разл. худож. формы, известные в др. лит-рах, классицистич. и сентименталист. традиции. Сатирич. комедии И. Поповича (Стерии-Поповича) заложили основы нац. репертуара серб. театра. Выдающуюся роль сыграл идеолог нац. возрождения В. С. Караджич; филолог, фольклорист и историк, он отстаивал самобытность лит-ры, разработал. принципы нового лит. языка на основе нар разг. речи, раскрыл богатые истоки нар. культуры в фольклоре. Лит.-эстетич. концепция Караджича способствовала формированию новой серб. лит-ры, в частности романтизма, в развитии к-рого значит, роль принадлежит поэту-черногорцу, гос. деятелю П. Негошу, обогатившему С. л. социально-филос. содержанием, пафосом освободит, борьбы, идеей единения югославян (драматич. поэма-эпопея “Горный венец” и др.). Расцвет романтизма — кон. 40 — нач. 70-х гг.; центр, место в нем занимала поэзия Б. Радичевича, Дж. Якшича, И. Змая, Л. Костича.

 

С 60-х гг. в С. л. заметен поворот к реализму, что определялось изменениями в социальной структуре серб. общества, обострением классовой борьбы. Реалистич. тенденции проявились уже у романтиков (в сатире Змая, в прозе и гражд. поэзии Якшича). Важное значение для С. л. имел опыт рус. реалистич. лит-ры. Программу серб. реализма содержали статьи революционера-демократа С. Марковича. Первые реалисты тяготели к социально-бытовой прозе (повести и рассказы из крест, жизни М. Глишича и из жизни гор. слоев Л. Лазаревича). Становление романа связано с творчеством Я. Игнятовича. В кон. 19 в. С. л. обогащается социально-историч. и психол. проблематикой, разнообразными стилевыми тенденциями (произв. С. Матавуля, С. Ранковича, С. Сремаца); усиление реакции, особенно к кон. 90-х гг., обостряет ее обличит, направленность (сатирич. проза Сремаца, Р. Домановича, остросоциальные комедии Б. Нушича). В поэзии выделяется гражд. лирика и политич. сатира В. Илича; в нек-рых его стихах проявились субъективно-филос. настроения.

 

В кон. 19 — нач. 20 вв. лит. процесс значительно осложняется. Получает развитие серб. модернизм; неоднородный в идейно-эстетич. отношении, он больше всего опирался на традиции группы франц. поэтов “Парнаса и символизм (И. Дучич, М. Ракич). Традиции демократич. поэзии продолжали А. Шантич, В. Петрович. Принципы реализма отстаивал видный критик и историк лит-ры И. Скерлич. В прозе Б. Станкевича, П. Кочича, И. Чипико усиливается критицизм, углубляется психологизм. С творчеством К. Абрашевича связано становление пролет, лит-ры.

 

Создание единого Югосл. тос-ва (1918) ознаменовало новый период и в развитии С. л., отмеченный обострением идейной борьбы, появлением новых лит. направлений. В 20-х гг. возник экспрессионизм, к-рый не был однородным: одни его представители проповедовали мистику, “чистый космизм”, другие—выражали анархо-индивидуалистич. настроения (поэзия Р. Драинаца, М. Црнянского и др.). В прозе 20-х гг. видное место занимала воен. тема, отразившаяся как

 

в произв. ветеранов реализма, так и в произв. молодых писателей, воссоздавших переживания ^потерянного поколениям: напр., •“Дневник о Чарноевиче” Црнянского и др. Проблематику совр. послевоен. жизни, опираясь на традиции реализма, разрабатывал Б. Чосич. К истории Боснии во время осман, и австро-венг. владычества обратился в рассказах И. Андрич.

 

8 кон. 20-х гг. в условиях военно-монархич. режима усилилось брожение в рядах творч. интеллигенции. Возникли, с одной стороны, опирающаяся на революц. идеологию “социальная литература”, с другой — сюрреализм. В 30-х гг. как течение сюрреализм распался; часть левых сюрреалистов (Дж. Йованович, А. Вучо и др.) присоединилась к “социальной литературе”, к-рая, освободившись в значит, мере от схематизма и упрощенчества, способствовала укреплению реалистич. позиций. Под ее влиянием углубляют социальную критику писатели критич. реализма (рассказы Петровича, комедии Нушича, роман “Скошенное поле” Б. Чосича); гражд. и патриотич. мотивами обогащается поэзия Десанки Максимович. Социальная поэзия нашла выражение в поэзии черногорца Р. Зоговича. Среди революц. писателей выделяется И. Попович, создавший в новеллах галерею образов представителей разных социальных слоев бурж. Югославии (сб. “Лица прохожих”·). Усилению реалистич. тенденций способствовала публицистич. и лит.-критич. деятельность Дж. Йовановича и В. Глигорича. Во время фаш. оккупации Югославии (1941—45) большинство прогрес. серб. писателей включилось в Нар освободит. борьбу, продолжая в трудных условиях лит. деятельность.

 

После освобождения Югославии и победы нар. революции (1945) С. л. вступила в новый период своего развития. Было организовано Об-во серб. писателей (1945), объединившее литераторов, стоявших на антифаш. позициях и принявших завоевания нар. революции. Крупным лит. событием страны был выход в 1945 социально-психол. романов Андрича “Мост на Дрине” и “Травницкая хроника”, получивших мировую известность; в них дана широкая панорама жизни Боснии на протяжении пяти веков, философски осмысляются человеческие судьбы. На первом этапе послевоен. развития ведущую роль в С. л. играло течение, продолжавшее в новых условиях традиции революц. лит-ры 30-х гг. Преобладали поэтич. жанры, очерки, рассказы. Со 2-й пол. 50-х гг. возрождаются нек-рые модернист, течения (экспрессионизм, сюрреализм) и оказывают на лит. процесс заметное влияние. В значит, мере меняются тематика, идейная направленность, эмоц. окраска, формы выражения в поэзии. Развивается “абстрактный интеллектуализм”, выявляются тенденции “романтического интимизма”. Традиции реализма продолжают Зогович, Максимович, С. Раичкович. Наибольшее развитие получила проза, представленная разл. худож. тенденциями и творч. методами. Осн. ее достижения связаны с романом разной жанрово-стилевой направленности. Центр. место в нем в 50—60-х гг. занимает тема нар.-освободит. войны и революции: “Прорыв” Б. Чопича, “Лелейская гора” М. Лалича, “Песня” Давичо, “Солнце далеко” и “Разделы” Д. Чосича. Жизнь серб. народа в 18 в.— одна из тем историко-филос. романа Црнянского “Переселения”. Широкую известность получил филос. роман-притча М. Селимовича “Дервиш и смерть”. Важное место заняла также совр. проблематика (романы Чопича, сатирич. романы Э. Коша, О. Давичо). Появлением крупных реалистич. полотен, обращенных к жизни народа в переломные моменты его истории, ознаменованы и 70-е гг.: романы “Военное счастье” и “Поборники” Лалича, “Время смерти” Чосича.

 

Лит. периодика: -“Наша кн>ижевност> (с 1946; с 1947 — <Кн>ижевност>), “Савременик^, <Дело> (оба —с 1955).

 

И з д.: Эпос серб, народа, [изд. подгот. И. Н. Голенищев-Кутузов], М., 1963; см. также изд. при ст. Югославии литературы.

 

9 БогдановМ.Б., Серб. сатирич. проза кон. XIX — нач. XX в., М., 1962; Заруб, слав. лит-ры. XX век, М., 1970; Српска кн>ижевност у квьижевно} критици, 2 изд., кн>. 1—12, Београд, 1972—73; Поповий М., Истори1а српске юьижевности. Романтизам, кн>. 1, Београд, 1968; ГлигориВ В., Српски реалисти, 5 изд., Београд, 1968; см. также лит. при ст. Югославии литературы.

 

Р. Ф. Доронина, М. Б. Богданов.

 

СЕРЕНАДА (франц. serйnade, итал. serenata, от sera — вечер), вечерняя приветственная песня, приглашающая на свидание. Развивалась из се ре? ы —“вечерней песни” прованс. трубадуров на тему запретной любви, аналогичной “утренней” алъбе. Твердых форм С. не выработала. В лит-ре нового времени бытует как текст, рассчитанный на муз. сопровождение.

 

“СИБИРСКИЕ ОГНИ”, лит.-худож. и обществ политич. ежемес. журнал. Орган СП РСФСР и Новосибирской писательской орг-ции. Изд. в Новосибирске с 1922.

 

“СИБИРЬ”, лит.-худож. и обществ.-политич. журнал. Орган Иркутской и Читинской писательских орг-ций. Изд. в Иркутске с 1930 шесть раз в год.

 

СИДЖО, жанр ср.-век. кор. поэзии, небольшое трехстрочное стихотворение. Строка С. распадается на два полустишия, каждое из к-рых состоит из двух стоп (3- и 4-сложных), за исключением пятого, как правило, трехстопного, где начальная стопа всегда 3-сложная. Стопа — обычно смысловая единица, объединяющая группу слогов (от 2 до 7) синтаксически и мелодически. Рифма в ряде С. “эмбриональная”. В композиц. построении С. заметны традиции хянга. Разновидности С.— регулярные, циклические, объединенные тематически, и длинные, или повествовательные (с более свободной формой стиха). С. пелись; в антологиях располагались по типам мелодий, на к-рые они исполнялись. С. возникли на рубеже 14—15 вв.; их расцвет — 16—18 вв.; распространен и в совр. лит-ре. С. писали Чон Чхоль, Пак Инно, Юн Сондо и др.

 

• Никитина М., Ср.-век. кор. поэзия в жанрах сичжо и чанъ-сичжо, <Вост. альманах”, в. 2, М., 1958. Л. Р. Концевич.

 

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. syllabe — слог), стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу слогов (изосиллабизм). Стихи различаются 4-сложные, 5-сложные и т. д.; в стихах свыше 8-сложных обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие полустишия. Т. о., в основе С. с. лежит ритм словоразделов (цезур и стихоразделов); для подкрепления ритмич. ожидания конец стиха или полустишия часто подкрепляется упорядоченным расположением долгот (напр., в инд. шлоке) или ударений (напр., в рус. стихе А. Д. Кантемира). Распространяясь постепенно на весь стих, эта упорядоченность может повести к переходу С. с. в метрическое стихосложение или в силлабо-тоническое стихосложение. Устойчивее всего С. с. держится в языках с нефонологич. (см. Фонология) ударением (где фиксированное ударение в начале или конце слова служит лишь дополнит, приметой словораздела), но в целом распространено гораздо шире. Силлабическим является древнейшее стихосложение вост. групп индо-европ. языков: ведийское, авестийское, народное прибалтийское и славянское (здесь оно сохранилось в сербохорв. 10-сложнике, в чеш. и болг. 8-сложнике, тогда как на рус. почве оно перешло в тонич. народное стихосложение; см. Народный стих). В романских языках С. с. развилось из метрич. античного стихосложения, когда в лат. языке утратилась разница между долгими и краткими слогами: из ямбич. триметра вышли франц. 10-сложник и итал. 11-сложник, из трохаич. полутетраметра — исп. 8-сложник, из ямбич. диметра амброзианских гимнов — франц. 8-сложник и, м. б., 12-сложник (александрийский стих). В герм. языках С. с. держалось редко и недолго (напр., в стихе мейстерзингеров), переходя в силлаботоническое. В зап.-слав. языках С. с. закрепилось прежде всего в виде 8-сложника (сочетание романской и нар. традиций), затем из лат. триметра в польской поэзии развился 11-сложник, а из лат. “вагантского стиха” (7+6 слогов, дериват тетраметра) — 13сложник. В рус. стихосложение С. с. перешло из польского в сер. 17 в. и держалось до силлабо-тонич.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...