ТЕМА 6. Измерение связи между явлениями. Методы изучения Корреляционных связей при оценке показателей здоровья и факторов окружающей среды
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Освоить принципы измерения корреляционной связи и овладеть методикой измерения связи между явлениями. Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно вычисляют коэффициенты корреляции по способу квадратов (Пирсона) и по способу рангов (Спирмена); проводят оценки достоверности коэффициента корреляции. Оценивают полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие виды связи существуют между явлениями или признаками? 2. Является ли функциональная связь характерной для медико-биологических явлений? 3. Что такое корреляционная связь? 4. Можно ли считать, что при корреляционной связи значению одного признака соответствует несколько значений другого, взаимосвязанного с ним признака? 5. Можно ли утверждать, что корреляционная связь проявляется в массе наблюдений, т.е. в совокупности? 6. Что является критерием оценки характера и силы корреляции? 7. Можно ли утверждать, что коэффициент корреляции дает представление о наличии и направлении корреляционной связи? 8. С повышением температуры тела увеличивается частота пульса у большинства больных. Можно ли утверждать, что такая взаимосвязь относится к прямой корреляции? 9. Можно ли утверждать, что диапазон значений коэффициента корреляции находится в пределах от -1 до +1?
10. Каковы методы определения коэффициента корреляции? 11. Можно ли утверждать, что метод квадратов (Пирсона) дает более точные результаты по сравнению с методом рангов (Спирмена)? 12. Каков порядок определения коэффициента корреляции по методу рангов? 13. Как определяется характер и сила связи по коэффициенту корреляции? 14. Как оценивается достоверность коэффициента корреляции? 15. Можно ли утверждать, что если коэффициент корреляции более чем в три раза превышает свою ошибку, то он достоверен? КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:Задача каждой науки – вскрыть и изучить наиболее существенные связи между явлениями и процессами. Известны два вида связи между явлениями (признаками): функциональная и корреляционная. Функциональная связь отражает строгую зависимость процессов или явлений и изменение какого-либо одного явления обязательно связано с изменением числовых значений другого явления на строго определенную величину. Функциональная связь, как правило, проявляется при физических и химических явлениях, где её можно представить в виде уравнения, формулы. Примеров функциональной связи может являться увеличение объема шара в строгой зависимости от увеличения его радиуса, расширение тела по мере увеличения температуры нагревания и т.д. Корреляция – понятие, которое также означает взаимосвязь между признаками. При корреляционных связях, характерных для медико-биологических явлений, значению одного признака соответствуют разные значения других признаков. Корреляционная связь необходима, например, при оценке взаимосвязей между стажем работы и уровнем заболеваемости работающих; между разными уровнями физических факторов окружающей среды и состоянием здоровья; между различными уровнями интенсивности нагрузки и частотой (уровнем) физиологических реакций организма; между сроками госпитализации и частотой осложнений. Статистика позволяет исследователю измерить связи, обосновать выводы и наглядно их иллюстрировать. Корреляционная связь бывает положительной - прямой (при увеличении одного признака увеличивается другой) и отрицательной - обратной (при увеличении одного показателя другой уменьшается). Коэффициент корреляции свидетельствует не только о направлении связи, но и об уровне этой связи. Сильная связь выражается коэффициентом от 0,7 до 0,99, средняя — от 0,3 до 0,69, слабая — до 0,29. При нулевом значении коэффициента связи отсутствуют.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|