Провести выравнивание динамического ряда по способу скользящей средней, изобразить графически полученные данные.
Вычислите показатели динамического ряда – абсолютный прирост, показатели роста, темп прироста, показатели наглядности. Задача 1. Заболеваемость туберкулезом на 100 тысяч населения в Российской Федерации
Задача 2. Динамика количества детей с осложненными формами пневмоний (ателектазы, деструкция), лечившихся в пульмонологическом отделении
Задача 3. Динамика общей смертности населения Ставропольского края
Задача 4. Динамика сети самостоятельных детских больниц в РФ
Задача 5. Динамика развития дневных стационаров в системе педиатрической помощи детям
Задача 6. Динамика показателя младенческой смертности в Российской Федерации
Задача 7. Доля затрат на здравоохранение в структуре расходов городского бюджета
Задача 8.
Динамика общей заболеваемости новорожденных в Ставропольском крае (‰)
Задача 9. Динамика показателя материнской смертности в РФ на 100 тысяч родившихся живыми
Задача 10. Динамика первичной инвалидности (на 100 тысяч населения трудоспособного возраста) в Ставропольском крае
Задача 11. Динамика распространенности анемии на 10 тысяч детского населения города Ставрополя
Задача 12. Динамика уровня смертности от рака молочной железы (на 100 тысяч женщин)
Рекомендуемая литература · В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов), Санкт-Петербург. 2000. –с. 204-212. · Ю.П. Лисицын. Социальная медицина и организация здравоохранения. Казань, 1999. · Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М. 1984. –с.160-164. · Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002. –с. 92-97. ТЕМА 8. Использование метода стандартизации при оценке здоровья населения и показателей работы учреждений здравоохранения ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Овладеть прямым методом стандартизации.Уметь рассчитывать интенсивные, ожидаемые (условные) и стандартизованные показатели, анализировать и сопоставлять интенсивные и стандартизованные показатели, делать вывод.
Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно овладевают прямым методом стандартизации, рассчитывают интенсивные, ожидаемые и стандартизированные (гипотетические) показатели. Анализируют и сопоставляют интенсивные и стандартизованные показатели, оценивают полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. В каких случаях применяется метод стандартизации? 2. В чем заключается сущность прямого метода стандартизации. 3. В каких случаях применяется прямой метод стандартизации, а в каких косвенный и обратный. 4. Назовите этапы прямого метода стандартизации. 5. Какова методика расчета интенсивных, ожидаемых и стандартизованных показателей. 6. Какова методика сопоставления и анализа интенсивных и стандартизованных показателей. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ Во многих медико-социальных, а так же в клинических исследованиях, как правило, исключена возможность получения однородных групп для сравнения тех или иных показателей. Это касается в первую очередь показателей заболеваемости, общей смертности, рождаемости по городам, районам, странам, имеющих разный состав населения по возрасту, полу и т.д. В таких случаях широкое применение находит метод стандартизации, который позволяет исключить влияние на общий показатель разного состава совокупностей по одному, двум или более признакам. Метод стандартизации используется при оценке показателей здоровья только при сравнении их уровней. Этот метод расчета условных величин применяется для устранения неоднородности состава сравниваемых коллективов. Он показывает какой был бы уровень заболеваемости (травматизма, смертности, инвалидности и др.) в каждом коллективе (учреждении, городе), если бы его состав (по возрасту, по полу, по трудовому стажу и др.) был одинаков. Стандартизованные показатели используют при необходимости сравнения уровней смертности (заболеваемости) от злокачественных заболеваний (болезней органов пищеварения и т. д.) в разных городах, районных центрах, если сравниваемые группы населения неоднородны по возрасту или полу; сравнения уровней заболеваемости (травматизма) на разных производствах, если профессиональный состав работников неоднороден; сравнения уровней летальности в разных больницах (отделениях), при неоднородности пациентов этих ЛПУ по тяжести течения заболевания. Метод позволяет установить влияние одного из факторов (пол, возраст, тяжесть заболевания, условия труда, образ жизни, факторы окружающей среды), на различие уровней заболеваемости или других показателей здоровья. Существует 3 способа стандартизации: прямой, косвенный и обратный. Прямой способ применяют, когда имеются погрупповые (повозрастные) показатели заболеваемости (смертности, травматизма) или их можно вычислить (при наличии погрупповой численности населения и заболевших). Косвенный способ используют, если показатели по группам отсутствуют и их нельзя вычислить из-за отсутствия числа заболевших. Обратный способ применяют при отсутствии погрупповых величин численности населения. Общим этапом вычисления стандартизованных коэффициентов является выбор стандарта возрастно-полового состава (процентное распределение состава любой из сравниваемых групп или их суммарного значения). При выборе стандартного состава уровня заболеваемости можно использовать литературные данные или показатели предыдущих исследований.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Вычислить стандартизованные показатели, сравнить их с производными величинами, сделать соответствующие выводы Задача 1. Сравнить показатели летальности в двух группах больных СПИДом, получавших различные лекарственные препараты, с показателями, стандартизованными по тяжести течения заболевания. За стандарт принять сумму составов больных, получивших различное лечение.
Задача 2. Сравнить показатели летальность в двух педиатрических отделениях больницы с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов детей, прошедших лечение в больнице.
Задача 3. Сравнить показатели заболеваемости работников заводоуправления и основных цехов предприятия с показателями, стандартизованными по уровню дохода. За стандарт принять сумму составов работников заводоуправления и основных цехов предприятия.
Задача 4. Сравнить показатели травматизма на двух машиностроительных предприятиях с показателями, стандартизованными по характеру труда. За стандарт принять сумму составов рабочих на двух предприятиях.
Задача 5. Сравнить показатели рождаемости в двух городах Ставропольского края с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять полу сумму возрастных составов женщин в двух городах.
Задача 6. Сравнить уровень рождения маловесных детей в городской и сельской местности с показателями, стандартизованными по социальным факторам риска. За стандарт принять число детей родившихся в городской местности
Задача 7. Сравнить показатели смертности в г. Минеральные воды и Минераловодском районе с показателями, стандартизованными по возрастному составу населения. За стандарт принять возрастной состав населения Минераловодского района
Задача 8. Сравнить показатели заболеваемости в двух цехах предприятия с показателями, стандартизованными по возрастному составу рабочих. За стандарт принять возрастной состав рабочих обоих цехов.
Задача 9. Сравнить показатели заболеваемости детей посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся дома с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять возрастной состав детей в обеих группах.
Задача 10. Сравнить показатели заболеваемости кариесом детей воспитывающихся дома и в интернате с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов детей в двух обследованных группах.
Задача 11. Сравнить распространенность пародонтоза в городской и сельской местности с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять возрастной состав городского населения
Задача 12. Сравнить частоту осложнений в родах у первородящих и повторнородящих женщин и сопоставить эти показатели со стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов первородящих и повторнородящих женщин.
Рекомендуемая литература: · В.К.Юрьев, Г.И.Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. Санкт-Петербург.2000 (учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов). – с. 201-204. · Ю.П. Лисицын. Социальная медицина и организация здравоохранения. Казань, 1999. · Ю.П.Лисицын. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. Москва. 2002. – с. 305-307. · Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М. 1984. –с. 164-168. · Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002. ТЕМА 9. ДЕМОГРАФИЯ, ЕЁ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ.ЦЕЛЬ Занятия: Овладение методами расчета демографических показателей, анализа демографической ситуации и разработки мер по её улучшению. Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно овладевают методикой расчета и оценки демографических показателей. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что изучает демография? Какие разделы в этой науке выделяют? 2. Что изучает статика населения? 3. Какой метод используется для получения сведений о численности и составе населения? 4. Как изменяется численность населения в мире и РФ? Что можно предпринять для оптимизации численности населения в стране? 5. Какие сведения дает всеобщая перепись о составе населения? Как изменяется состав населения в РФ? 6. Какие виды движения населения существуют? 7. Назовите основные показатели естественного движения населения 8. Как проводится учет рождаемости и смертности в нашей стране? 9. Как вычисляются и оцениваются общие и специальные показатели рождаемости? 10. Как вычисляются и оцениваются общие и специальные показатели смертности? 11. Как вычисляются и оцениваются показатели смертности в детском возрасте? 12. Каковы основные причины общей, повозрастной, младенческой смертности? 13. В чём заключаются особенности современной демографической ситуации в России и Ставропольском крае? 14. Какими причинами обусловлена современная демографическая ситуация? 15. Какие меры можно предложить для улучшения демографической ситуации в стране? КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ: Среди параметров общественного здоровья важнейшее место занимают медико-демографические показатели, которые наиболее полно отражают диапазон воздействующих на популяционное здоровье факторов социально-экономического, политического, поведенческого, природно-климатического и экологического генеза, и в силу этого являются максимально адекватными измерителями народного благополучия и общественного здоровья. Анализ динамики демографических процессов свидетельствует о негативной и напряженной ситуации, сложившейся к началу нового столетия в стране и Ставропольском крае. В этих условиях врачам необходимо уметь проводить анализ глубинных причин сложившейся демографической ситуации и разрабатывать меры по её улучшению. Демография – наука о народонаселении и его общественном развитии, которая включает два раздела: статика населения и динамика населения. Статика изучает численность и состав населения на определенный (критический) момент времени, источником сведений о которых служат регулярно проводимые переписи. Динамика – изменение численности населения под влиянием механического и естественного движения населения. Механическое движение населения формируется под влиянием миграционных процессов. В основе естественного движения населения (процесс воспроизводства населения) лежит взаимодействие между показателями рождаемости, смертности и естественного прироста населения.Рождаемость – процесс возобновления новых поколений и в человеческом обществе - она детерминирована не только биологическими, но и социально-экономическими процессами, условиями быта, жизни, традициями, религиозными установками. Показатель рождаемости является важнейшим критерием жизнеспособности и воспроизводства населения. Рождаемость - это важнейшая составная часть естественного движения населения. За последние годы отмечается значительное снижение уровня рождаемости во всех экономически развитых странах, что влечет за собой целый ряд нежелательных последствий: нарастание дефицита трудовых ресурсов, снижение темпа роста численности населения, изменение его возрастной структуры (постарение населения и уменьшение доли женщин фертильного возраста), увеличение количества семей, имеющих одного ребенка и т. д. Как статистический показатель, рождаемость определяется отношением числа родившихся живыми в данном году к среднегодовой численности населения, умноженным на 1000. В областях, где коэффициент рождаемости составляет 8—10‰, преобладают однодетные семьи. В последние годы в России отмечается тенденция резкого снижения рождаемости, уровень которой составляет 6—10‰ (в Ставропольском крае — 10‰). В Европейских странах уровень рождаемости низкий — 9—12‰, в странах Юго-Восточной Азии высокий — более 25‰. Для углубленной характеристики рождаемости необходимо знать показатели общей и повозрастной плодовитости (фертильности). Показатель фертильности определяется отношением числа родившихся живыми к числу женщин детородного возраста (15—49 лет), умноженным на 1000. В России этот показатель составляет 58,8 на 1000 женщин фертильного возраста. Повозрастные показатели рождаемости (плодовитости) определяются отношением числа родившихся живыми детей у женщин различных возрастных групп (15—19, 20—24, 25—29 лет и т. д.) к числу женщин соответствующей возрастной группы, умноженным на 1000. Коэффициент суммарной плодовитости — число детей, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период ее жизни; брутто-коэффициент, или валовый показатель воспроизводства, показывающий число девочек, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период ее жизни; нетто-коэффициент, или очищенный показатель воспроизводства (число девочек, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период ее жизни и доживших до возраста, в котором была женщина при рождении этих девочек). Если нетто-коэффициент равен 1, брутто-коэффициент — 1,22, суммарная плодовитость — 2,2, то воспроизводство населения оценивают как стационарное. Показатели, превышающие данный уровень, характеризуют расширенное воспроизводство, а показатели ниже данного уровня — суженное воспроизводство.Среди факторов, оказывающих влияние на рождаемость, можно выделить: общественное положение женщин, их занятость в производстве, уровень материальной обеспеченности, культурный уровень, жилищные условия, пенсионное обеспечение, национальные особенности, психологические и религиозные факторы, демографическую политику государства.Смертность населения относится к важнейшим демографическим показателям, характеризующим санитарное состояние населения. Врачебная регистрация причин смерти является ответственной функцией врача. В нашей стране в городах введена обязательная регистрация причин смерти. Врачебное свидетельство о смерти является юридическим и медицинским документом, удостоверяющим факт и причину смерти. Достоверность информации о причинах смерти населения зависит от качества заполнения врачебного свидетельства о смерти. Медицинское свидетельство о смерти состоит из двух частей. В первую часть вписывают непосредственную причину смерти, промежуточную, предшествовавшую основной причине, и начальную причину. Смертность как частоту случаев смерти среди населения изучают с помощью системы коэффициентов. Общее представление о частоте смертей дает общий коэффициент смертности: отношение числа умерших за год к среднегодовой численности населения, умноженное на 1000. Общий показатель смертности в России составляет около 16 на 1000, в Ставропольском крае —15 на 1000 человек населения. В последние годы общая смертность населения в России имеет тенденцию к увеличению. Обращает внимание резкое увеличение смертности мужчин трудоспособного возраста. При анализе коэффициентов смертности, наряду с общим, рассчитывают специальные коэффициенты с учетом возраста, пола, профессии и т. д. Вычисление специальных показателей смертности производится как отношение числа умерших определенного пола (возраста, профессии) за год к среднегодовой численности населения этого же пола (возраста, профессии), умноженное на 1000. В настоящее время в структуре причин смерти преобладают заболевания системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и болезни органов дыхания. Показатели смертности у мужчин и женщин имеют тенденцию к росту. Смертность мужчин выше во всех возрастных группах. Для углубленного изучения смертности и оценки воспроизводства населения наиболее совершенным приемом является построение таблиц смертности. Таблицы смертности — это система взаимосвязанных показателей, характеризующих порядок вымирания населения при данном уровне смертности в отдельных возрастных группах. Они показывают, как число одновременно родившихся, условно принятое на 10000 или 100000, постепенно уменьшается с увеличением возраста под влиянием смертности. Исходными данными для составления таблиц смертности являются: численность населения с учетом возраста, местожительства и пола на год составления таблицы, данные о смертности в соответствии с возрастом, полом и местожительством за 2 года (год составления таблицы и предыдущий), данные о рождаемости за 3 предыдущих года.Показатель младенческой смертности рассматривается как оперативный критерий оценки санитарного благополучия населения, уровня и качества медико-социальной помощи, эффективности работы акушерской и педиатрической службы. Регистрация умерших детей осуществляется на основании врачебного свидетельства о смерти и свидетельства о перинатальной смерти. Важное условие сопоставимости показателей детской смертности - унификация понятий “живорожденный”, “мертворожденный”, “плод” (поздний аборт).В России за критерий жизнеспособности плода (новорожденного) принимается срок беременности 22 недели и более, масса тела - 500г и более. Критерии живорождения: внутриутробное легочное дыхание, сердцебиение, пульсация крупных сосудов, сокращение отдельных групп мышц. Показатель младенческой смертности вычисляют по формуле Ратса. Младенческая смертность В настоящее время младенческая смертность в России в 1,5—2 раза выше, чем в ряде экономически развитых стран, и составляет 11—13 на 1000 родившихся живыми. Уровни смертности в разные периоды 1-го года жизни ребенка резко различаются. Так, смертность максимальна в 1-е сутки после рождения, в 1-ю неделю жизни, затем она постепенно снижается к первому месяцу, полугодию, году жизни. Для оценки уровня смертности в различные периоды первого года жизни ребенка рассчитывают такие показатели, как: ранняя неонатальная смертность. Отношение числа детей, умерших в первые 6 суток (168 часов) жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000. (в России — 6—8‰); — поздняя неонатальная смертность. Отношение числа детей, умерших на 2 - 4-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000; — неонатальная смертность. Отношение числа детей, умерших в первые 28 дней жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000 (в России —8‰); — постнеонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в возрасте от 29 дней до 1 года, к разнице между числом родившихся живыми и числом умерших в первые 28 дней жизни, умноженное на 1000) (в России — 5—6‰). Перинатальным периодом считается промежуток времени, начиная с 22-й полной недели беременности (154 дня внутриутробной жизни плода) и кончая 7-м днем жизни новорожденного (168 часов после рождения). В свою очередь он подразделяется на антенатальный (внутриутробный), интранатальный (период родов) и постнатальный (1-я неделя жизни). Антенатальная и интранатальная смертность в сумме дают мертворождаемость. Показатель перинатальной смертности вычисляется как отношение суммы числа мертворожденных и числа детей умерших в первые 168 часов жизни, к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000. Факторами, влияющими на антенатальную и интранатальную гибель плода являются: поздние токсикозы беременных, болезни матери (грипп, сердечно-сосудистые заболевания и др.), патология плаценты, пуповины, преждевременное отхождение околоплодных вод, слабость родовой деятельности и др. Основными причинами перинатальной смертности следует считать внутриутробную гипоксию и асфиксию при родах (46,5%), синдром респираторного расстройства (18,0%), врожденные аномалии (14,4%), инфекционные болезни, специфичные для перинатального периода (12,3%), гемолитическая болезнь (3,2%).Основными причинами младенческой смертности являются отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде (в том числе родовые травмы, асфиксия и респираторные состояния новорожденных), врожденные аномалии, болезни органов дыхания, инфекционные и паразитарные болезни, травмы и отравления и другие.ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:Вычислите показатели естественного движения населения: 1. Показатель рождаемости, общей смертности, естественного прироста населения. 2. Показатель младенческой смертности, смертности новорожденных, перинатальной смертности, ранней неонатальной смертности и мертворождаемости. 3. Определить структуру причин младенческой смертности. 4. Дать оценку демографических показателей на основании принятых средних уровней. 5. Определить тип воспроизводства населения, сложившийся в населенном пункте. 6. Сравнить вычисленные демографические показатели за отчётный год с соответствующими показателями предыдущего года. 7. Графически изобразить уровень рождаемости, общей смертности, естественного прироста населения, структуру причин младенческой смертности. Задача 1. В городе В. в отчетном году численность населения составила 75100 человек, в том числе детей от 0 до 14 лет включительно 18500 человек, а лиц трудоспособного возраста – 38320. Родилось 900 детей, умерло 1200 человек, в том числе в возрасте до 1 года – 18 (из них в возрасте до 1 месяца 14, а на первой неделе жизни - 11). Мертворожденными родилось 8 детей. Число умерших в возрасте до 1 года распределилось следующим образом по причинам смерти: в связи с отдельными состояниями перинатального периода умерло 11 детей, врожденными аномалиями – 4, болезнями органов дыхания – 2, прочие причины -1. Демографические показатели предыдущего года в городе В.
Задача 2. В городе С. в отчетном году численность населения составила 35900 человек, в том числе численность лиц трудоспособного возраста составила 17900 человек, а лиц старше трудоспособного возраста – 9500 человек. Родилось 420 детей, умерло 510 человек, в том числе в возрасте до 1 года – 7 (из них в возрасте до 1 месяца 6, а на первой неделе жизни -5). Мертворожденными родилось трое детей. Число умерших в возрасте до 1 года распределилось следующим образом по причинам смерти: в связи с отдельными состояниями перинатального периода умерло 5 детей, врожденными аномалиями – 1, болезнями органов дыхания – 1. Демографические показатели предыдущего года в городе С.
Задача 3. В городе Невинномысске в отчетном году численность населения составила 112000 человек, в том числе детей от 0 до 14 лет включительно 28900 человек, а лиц трудоспособного возраста – 55450. Родилось 1030 детей, умерло 1500 человек, в том числе в возрасте до 1 года –14 (из них в возрасте до 1 месяца 10, а на первой неделе жизни - 9). Мертворож
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|