Требования к отчетам по производственной практике
Отчет по практике должен быть заверен на предприятии, где проходила практика. К отчету в обязательном порядке прилагается отзыв с места прохождения практики, в котором указываются сроки прохождения практики, объем проделанных работ и дается характеристика студента, проходившего практику. Отзыв заверяется подписью руководителя практики и печатью. Отчет по практике должен быть сдан на проверку руководителю от кафедры в последний день практики или в начале первой учебной недели учебных занятий. Отчет надо писать заранее, во время прохождения практики, последовательно и ступенчато отвечая на узловые вопросы программы с обязательным присутствием элементов собственного творческого анализа собранной информации. Отчет должен содержать необходимые иллюстрации: схемы, рисунки, фотографии и т.д. Объем отчета рекомендуется 15-30 страниц. При написании отчета студент широко пользуется литературными данными (учебники, монографии, статьи и т.д.), обогащая практическую информацию, собранную во время практики. После проверки руководителем практики отчет выносится на защиту, в случае его соответствия предъявленным требованиям, в противном случае – возвращается на доработку студенту. Примерная структура отчета по специализации «Общая экология»: – Титульный лист (приложение 4); – Содержание; – Введение (в котором формулируется актуальность темы со ссылками на литературу, постановка цели и задач будущей дипломной работы и данной производственной практики); – Объекты и методы исследования – Основные результаты, обобщенные в виде таблиц, графиков, диаграмм, и их анализ – Выводы (соответственно поставленным для данной практики задачам);
– Заключение, в котором отражена степень решения проблемы, поставленной для исследования в будущей дипломной работе. – Список литературы – Приложение (если необходимо)
Примерная структура отчета по специализации «Экологическая безопасность»: – Титульный лист; – Содержание; – Введение (в котором формулируется актуальность темы со ссылками на литературу, постановка цели и задач будущей дипломной работы и данной производственной практики); – Общая характеристика предприятия, организации и структура экологической службы; – Описание основных видов воздействия на окружающую среду для предприятий или основных направлений деятельности для специально уполномоченных служб; – Описание методов, инструментов, используемых в период практики; – Результаты практической работы (протоколы измерений, аналитические отчеты, заполненные формы отчетности, расчеты нормативов, результаты проверок и т.п.), обобщенные в виде таблиц, графиков, диаграмм, и их анализ; – Выводы (соответственно поставленным для данной практики задачам); – Заключение, в котором отражена степень решения проблемы, поставленной для исследования в будущей дипломной работе; – Список литературы; – Приложение (если необходимо). Содержание и порядок аттестации студентов После проверки отчета по практике руководителем практики от кафедры отчет (с приложенным календарным планом и отзывом руководителя от базы практики) выносится на защиту в случае соответствия его установленным требованиям. В противном случае – возвращается на доработку. На титульном листе отчета руководитель практики записывает «Допущен к защите» или «Не допущен к защите», ставит роспись и дату. Защита итогов практики проводится на конференции в присутствии комиссии, назначенной заведующим кафедрой. Студенту дается время 5-7 минут для доклада по итогам практики. Затем ему могут быть заданы вопросы по программе практики, после чего комиссия выставляет студенту оценку, которая учитывает:
ü качество выполнения программы практики, календарного плана и отзыв руководителя от базы практики; ü качество содержания и оформление отчета; ü творческий подход студента при выполнении задания на практику; ü качество защиты (доклад, ответы на вопросы). Оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) выставляют на титульном листе отчета, который подписывают председатель комиссии и руководитель практики от кафедры; в зачетной ведомости по практике и в зачетной книжке студента оценку подписывает председатель комиссии. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку по итогам практики, могут быть отчислены из БашГУ как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом БашГУ. Раздел 2. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Курсовая и выпускная квалификационная работы являются важнейшими формами самостоятельной работы студентов, в процессе выполнения которых они приобретают умение и навыки проведения научного исследования. Успешное выполнение курсовой и дипломной работ во многом зависит от того, насколько четко студент представляет себе основные требования, предъявляемые к ним. Эти требования относятся, прежде всего, к теоретическому уровню работы, ее содержанию, структуре, объему, форме изложения материала, а также к ее оформлению. Объем курсовой работы – 20-30 страниц печатного или рукописного текста. Объем дипломной работы не рекомендуется превышать 60 печатных страниц. Курсовая работа может быть: 1. Литературной (обзор литературы по определенной проблеме, теме, и т.п.). 2. Экспериментальной (самостоятельные исследования студента, изучение и овладение им методикой эксперимента, сбор экспериментального материала, изучение и описание коллекций и др.). 3. Теоретической (математическая модель биосистемы, экологическая задача и т.п.).
Дипломная работа должна быть непосредственным продолжением курсовой работы. Дипломная работа – заключительный этап учебной и научной подготовки студентов в вузе. Она должна показать зрелость выпускника как специалиста, выявить общенаучную, общебиологическую и специальную подготовку, умение логически мыслить и творчески применять полученные знания к решению конкретных научных и производственных задач. Дипломная работа призвана показать, насколько дипломник владеет методикой и техникой эксперимента, умение анализировать, обобщать и делать правильные выводы из результатов исследования, умение работать с литературой. Оформлению работы должно быть уделено серьезное внимание. Выполнение студентов всех требования к оформлению вырабатывает у него определенный стиль в работе, воспитывает высокую требовательность к себе, прививает навыки к ведению научной работы.
Структура работы
Дипломная работа, как и экспериментальная курсовая (приложения 5, 6), строится по плану научной работы и включает следующие разделы: Введение, в котором в краткой форме дается общая характеристика проблемы, ее актуальность со ссылками на работы последнего десятилетия, цели и задачи исследования, указывается место (база) проведения работы и сроки ее выполнения. Обзор литературы включает анализ литературных данных (отечественных и зарубежных журнальных научных статей из академических изданий не менее 30, из них не менее трех – иностранных авторов, монографий) по теме исследования. Цель обзора – показать степень разработанности проблемы. Объекты и методы исследования, в котором излагаются сведения об объекте исследования, объеме экспериментального материала, методике и технике эксперимента, методах обработки полученных данных, методах математической обработки и компьютерных программах, которые были использованы при выполнения исследования. В экологических, биогеографических, геоботанических, эколого-фаунистических работах часто в самостоятельный раздел выделяют природные условия района исследования. В этом разделе приводятся сведения о географическом положении, климате, рельефе, почве, растительности и других характеристиках района исследования. Если работа выполнялась на предприятии (субъекте хозяйственной деятельности), то оно и является объектом исследования, в этом случае дается его характеристика как субъекта природопользования.
Результаты и обсуждение – основной раздел работы, включающий результаты собственных опытов и наблюдений дипломника. Этот раздел целесообразно разделить на главы, параграфы и более мелкие подразделы. Результаты экспериментов должны быть изложены в строгой логической последовательности. Каждый раздел целесообразно начинать с вводной части, в которой студент обосновывает выделение данной задачи и выбор методических подходов к ее решению. Далее следуют результаты, которые иллюстрируются таблицами, графиками, схемами, рисунками, фотографиями и т.п. Табличный и графический материалы должны быть обсуждены в тексте. При изложении полученные результаты сравнивают с литературными данными и делаются умозаключения и выводы. Необходимо четко разделить результаты собственных исследований дипломника от литературных данных. Выводы – отдельный раздел, в которых по пунктам (в соответствии с поставленными задачами) в сжатой форме излагаются основные итоги проделанных исследований. Заключение – это небольшой раздел, в котором обобщаются результаты собственной работы и вносятся предложения и рекомендации. Список литературы включает все упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники. Необходимо строго проверить соответствие приводимых ссылок со списком литературы. Приложение включает в себя результаты расчетов, графики, диграммы, таблицы, рисунки, фотографии, информационно-статистический материал, не вошедшие в текст дипломной работы. Рекомендуются следующие соотношения разделов в дипломной работе: Введение – 1-2 страницы. Обзор литературы – 15-20 страниц, но не более 1/3 от общего объема, включая и список литературы. Раздел Результаты и их обсуждение составляет 1/2 объема всей работы (17-35 страниц). Выводы – 1-2 страницы. Заключение – 1-2 страницы. Список литературы – в зависимости от количества использованных источников, но не менее 50, в том числе не менее 3 иностранных авторов. Такие же разделы могут быть даны в экспериментальной курсовой работе, но, конечно, с более кратким содержанием. Дипломную работу следует распечатать в трех экземплярах. Первый представляется в ГАК (в дальнейшем хранится на кафедре), второй – остается у научного руководителя или в лаборатории института, где выполнялась дипломная работа, третий – хранится у дипломника. К диплому прилагается в обязательном порядке отзыв научного руководителя, рецензия (приложение 10) и заявление на утверждение темы дипломной работы.
Рассмотрим более подробно оформление некоторых элементов текста. Титульный лист Титульный лист – обязательный элемент курсовой и дипломной работ. С него начинается нумерация страниц, но номер страницы на нем не ставят. При оформлении титульного листа следует придерживаться требований стандарта. Титульный лист курсовой работы оформляется согласно приложению 5, дипломной работы – приложению 6. На титульном листе указывают наименование высшего учебного заведения, факультет, кафедру, где выполнялась работа, название работы, инициалы и фамилию студента, инициалы, фамилию, ученую степень и ученое звание научного руководителя, город и год выполнения работы. Наименование вуза, учреждения, в которых выполнялась работа, пишется полностью. Никакие сокращения в названии работы не допускаются. Содержание Содержание – указатель рубрик (заголовок) – является обязательным элементом курсовых и дипломных работ и включает предисловие (если оно есть), введение, все заголовки работы (частей разделов, глав, параграфов), список литературы, приложения. Содержание помещают в начале работы. Содержание должно правильно отражать последовательность и соподчиненность разделов в тексте, что достигается отступом каждой нисходящей ступени рубрики от предыдущей. В конце каждой графы содержания (часто через отточие) проставляют номер страницы, на которой напечатана данная рубрика текста (приложение 7).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|