Вопрос 19. Современная наука и философия о строении и организации материи. Основные уровни структурной организации материи.
В классическом естествознании, и, прежде всего в естествознании прошлого века, учение о принципах структурной организации материи было представлено классическим атомизмом. Именно на атомизме замыкались теоретические обобщения, берущие начало в каждой из наук. Идеи атомизма служили основой для синтеза знаний и его своеобразной точкой опоры. В наши дни под воздействием бурного развития всех областей естествознания классический атомизм подвергается интенсивным преобразованиям. Наиболее существенными и широко значимыми изменениями в наших представлениях о принципах структурной организации материи являются те изменения, которые выражаются в нынешнем развитии системных представлений.
М. не существует иначе как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой, более общей системы. Поэтому было бы неправильно искать “М. как таковую”, некоторую неизменную первичную субстанцию, вне ее конкретных форм. Внутренняя сущность М. раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой М. Чем более сложной является М., тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, которому соответствует появление разумных существ, некоторые из свойств М., как, например, сознание, кажутся столь необычными, непохожими на М., что представляются на первый взгляд чем-то никак не связанным с ней. Абсолютизация такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с М., постоянно приводит к возникновению различных идеалистических и дуалистических учений. С точки зрения диалектического материализма противопоставлением М. и сознания относительно и условно. Оно имеет смысл лишь в плане постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и т.д. могут выступать в отношении каких-либо материальных процессов как нечто определяющее их и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа материальных объектов – средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т.п. – по своему происхождению и форме организации составляющей их материи в определенном мере зависит от сознания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел. По мере развития науки и техники все более будет расширяться множество материальных объектов, свойства, форма организации и даже происхождение которых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей, использующих при этом природные материалы. В.И. Ленин в этом смысле отмечал, что “сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его”. Философское понимание М. как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественнонаучными воззрениями на строение и свойства М. Но было бы неправильно отождествлять М. как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строении материи, в то время как философское определение М. остается незыблемым. Точно также ошибочно отождествлять М. как философскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, например с веществом, полем или с каким-либо его свойством, например, массой, энергией и т.д. Диалектико-материалистическое понимание М. отличается от метафизического тем, что М. рассматривается не только как существующая объективно, независимо от сознания человека, но также как неразрывно связанная с движением, пространством и временем, способная к саморазвитию, бесконечная в количественном и качественном отношениях (Формы движения материи).
Читайте также: A. Тарих философиясы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|