Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 19. Современная наука и философия о строении и организации материи. Основные уровни структурной организации материи.




В классическом естествознании, и, прежде всего в естествознании прошлого века, учение о принципах структурной организации материи было представлено классическим атомизмом. Именно на атомизме замыкались теоретические обобщения, берущие начало в каждой из наук. Идеи атомизма служили основой для синтеза знаний и его своеобразной точкой опоры. В наши дни под воздействием бурного развития всех областей естествознания классический атомизм подвергается интенсивным преобразованиям. Наиболее существенными и широко значимыми изменениями в наших представлениях о принципах структурной организации материи являются те изменения, которые выражаются в нынешнем развитии системных представлений.
Общая схема иерархического ступенчатого строения материи, связанная с признанием существования относительно самостоятельных и устойчивых уровней, узловых точек в ряду делений материи, сохраняет свою силу и эвристические значения. Согласно этой схеме дискретные объекты определенного уровня материи, вступая в специфические взаимодействия, служат исходными при образовании и развитии принципиально новых типов объектов с иными свойствами и формами взаимодействия. При этом большая устойчивость и самостоятельность исходных, относительно элементарных объектов обусловливает повторяющиеся и сохраняющиеся свойства, отношения и закономерности объектов более высокого уровня.
Это положение едино для систем различной природы.
Любая сложная система, возникшая в процессе эволюции по методу проб и ошибок, должна иметь иерархическую организацию. Действительно, не имея возможности перебрать все мыслимые соединения из нескольких элементов, а найдя научную комбинацию, размножает ее и использует - как целое - в качестве элемента, который можно полностью связать с небольшим числом других таких же элементов. Так возникает иерархия. Это понятие играет огромную роль. Фактически всякая сложная система, как возникшая естественно, так и созданная человеком, может считаться организованной, только если она основана на некоей иерархии или переплетении нескольких иерархий. Мы не знаем организованных систем, устроенных иначе.
Концептуальные формы выражения идеи структурных уровней материи многообразны. Определенное развитие идея уровней получила в ходе анализа концептуального аппарата фундаментальных, относительно завершенных физических теорий, теории эволюции живых организмов.
Одна из актуальных проблем, которую ставит изучение иерархии структурных уровней природы, заключается в поисках границ этой иерархии как в мегамире, так и в микромире. Иерархичность уровней отражается в иерархичности классификационных понятий, характерных для описательных теорий различных наук. С наличием определенных уровней материи связано существование ряда самостоятельных научных дисциплин.
Уровни становятся такими спиралями только при всестороннем развитии преемственности, без которой могут быть лишь хаотические смены круговоротов изменений. Поэтому "развитие развития" возможно только на основе обогащения форм преемственности, которая позволяет в той или иной мере сохранять достигнутые преобразования, чтобы включать их в линии процессов эволюции, а также онтогенеза. Возникновение нового без преемственности обречено было бы каждый раз начинать развитие с "самого начала".
В ходе прогресса число взаимосвязанных уровней возрастает и объекты становятся все более многоуровневыми. Объекты каждой последующей ступени возникают и развиваются в результате объединения и дифференциации определенных множеств объектов предыдущей ступени. Системы становятся все более многоуровневыми. Сложность системы возрастает не только потому, что возрастает число уровней. Существенное значение приобретает развитие новых взаимосвязей между уровнями и со средой, общей для таких объектов и объединений. В этих взаимосвязях все большее значение получает информация.

М. не существует иначе как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой, более общей системы. Поэтому было бы неправильно искать “М. как таковую”, некоторую неизменную первичную субстанцию, вне ее конкретных форм. Внутренняя сущность М. раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой М. Чем более сложной является М., тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, которому соответствует появление разумных существ, некоторые из свойств М., как, например, сознание, кажутся столь необычными, непохожими на М., что представляются на первый взгляд чем-то никак не связанным с ней. Абсолютизация такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с М., постоянно приводит к возникновению различных идеалистических и дуалистических учений. С точки зрения диалектического материализма противопоставлением М. и сознания относительно и условно. Оно имеет смысл лишь в плане постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и т.д. могут выступать в отношении каких-либо материальных процессов как нечто определяющее их и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа материальных объектов – средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т.п. – по своему происхождению и форме организации составляющей их материи в определенном мере зависит от сознания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел. По мере развития науки и техники все более будет расширяться множество материальных объектов, свойства, форма организации и даже происхождение которых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей, использующих при этом природные материалы. В.И. Ленин в этом смысле отмечал, что “сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его”. Философское понимание М. как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественнонаучными воззрениями на строение и свойства М. Но было бы неправильно отождествлять М. как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строении материи, в то время как философское определение М. остается незыблемым. Точно также ошибочно отождествлять М. как философскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, например с веществом, полем или с каким-либо его свойством, например, массой, энергией и т.д. Диалектико-материалистическое понимание М. отличается от метафизического тем, что М. рассматривается не только как существующая объективно, независимо от сознания человека, но также как неразрывно связанная с движением, пространством и временем, способная к саморазвитию, бесконечная в количественном и качественном отношениях (Формы движения материи).


 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...