Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 23. Современное естествознание об исторических этапах развития природы. Понятие биосферы.




Основной акцент в понимании природы как среды обитания человека смещается в сторону социальности природы и ее онтологической представленности в качестве результата техногенного вмешательства в естественное течение событий природного мира. Главной проблемой в этом смысле становится проблема взаимоотношения в системах «человек – природа», «общество – природа».

Природа как среда обитания является естественной предпосылкой существования человека и общества. При этом общество активно воздействует на природу и создает из природного или искусственного материала то, что ему недостает для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Тем самым человек создает «вторую природу».

Та часть природы, которая связана с жизнью общества, получает название природной или географической среды. Она не совпадает с Универсумом, а представляет его часть, непосредственно включенную в жизнь общества и расширяющуюся в соответствии с его потребностями. Географическая среда предоставляет условия существования человека и общества, а также определенным образом воздействует на их развитие. Она может оказывать влияние на темпы развития общества – разнообразием флоры и фауны, благоприятным климатом, наличием полезных ископаемых, плодородием почв, выгодным географическим положением. Однако влияние географической среды вторично по отношению к характеру общественного производства и общественных отношений, детерминирующих эффективное и экономное природопользование.

Широко используются такие понятия, как «биосфера», «техносфера», «ноосфера». Понятие «биосфера» может быть проинтерпретировано различным образом: как совокупность всех организмов; как область современной жизни; как система «организм - среда обитания»; как система «живое – неживое». Основной составляющей биосферы во всех указанных интерпретациях является живое вещество. По весу и объему оно составляет небольшую часть биосферы, однако оно охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. В 20-х годах ХХ в. российским естествоиспытателем и мыслителем В.И. Вернадским на огромном фактическом материале была обоснована мысль о закономерной эволюции биосферы в новое качественное состояние, для характеристики которого французский философ и математик Э. Леруа ввел термин «ноосфера». Большой вклад в разработку учения о ноосфере с позиций христианского эволюционизма был внесен крупным ученым и теологом ХХ в. П. Тейяром де Шарденом. В этимологии понятия «ноосфера» присутствует указание на разум и шар (сферу). Тем самым понятие «ноосфера» прежде всего интерпретируется как «сфера разума» и, далее, как сфера взаимодействия природы и общества, как часть биосферы, находящаяся под влиянием человеческой активности. Согласно В.И. Вернадскому, ноосфера - это этап в эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Деятельностная сторона понятия «ноосфера» при этом предполагает высокую меру ответственности человека за характер протекания основных эволюционных процессов планеты. Это означает необходимость согласования развития цивилизации с развитием прежде всего биосферы, что выражается в требовании коэволюции (в смысле совместной и согласованной эволюции человека и природы), выраженном в виде экологического императива.

Биосфера - это совокупность частей земных оболочек (лито, гидро и атмосфер), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.

Биосфера - или сфера жизни Земли, не занимает обособленного положения, а располагается в пределах других оболочек, охватывая гидросферу, тропосферу и верхнюю часть земной коры - ее приповерхностный и почвенный слои. Живые организмы встречаются и ниже почвенного слоя - в глубоких трещинах, пещерах, подземных водах и даже в нефтеносных слоях на глубине в сотни и тысячи метров.

В состав живых организмов входят не менее 60 химических элементов, главные из которых (биогенные элементы) - это C, O, H, N, S, P, K, Fe, Ca и некоторые другие. Живые организмы приспосабливаются к жизни при экстремальных условиях. Споры некоторых низших растений выдерживают температуры до -100 - -200°С. Бактерии встречаются в горячих источниках при Т=100°С и даже в океанских гидротермах при Т=200-250°С. К удивлению акванавтов, опускавшихся на глубины океанских впадин, они встретили живые организмы, приспособившиеся к жизни при огромных давлениях.

Живая масса биосферы в пересчете на сухое вещество составляет около 1015 т. В целом на растения приходится 99% биомассы, а на животных и микроорганизмы - всего 1%. Таким образом, живая масса биосферы планеты преимущественно растительная.

Биосфера - это самый мощный аккумулятор солнечной энергии благодаря фотосинтезу растений. Подсчитано, что только фитопланктон океана поглощает 0,04% солнечной энергии, поступающей на поверхность Земли. За геологическую историю Земли биосфера накопила в недрах колоссальное количество энергии - в толщах углей, нефти, скоплениях горючего газа и горючих сланцев, которыми сейчас человечество широко пользуется. Организмы - важные породообразователи земной коры.

Биосфера, ее биохимическая деятельность обеспечивает планетарное равновесие на Земле - равновесное состояние газов, состава природных вод, круговорот вещества. Образование живого вещества и аккумуляция им энергии сопровождается одновременно и диаметрально противоположными процессами - распадом органических соединений и превращением их в простые минеральные соединения - СО2, воду, аммиак (NH4) с освобождением энергии; в этом и состоит сущность биологического круговорота вещества.

Возраст биосферы - примерно, 3,5 млрд.лет назад. Возраст Земли как самостоятельной планеты Солнечной системы оценивается в 4,5 млрд.лет. Таким образом, можно считать, что жизнь зародилась еще в юношескую стадию жизни планеты.


 

Вопрос 24. Исторические формы взаимодействия общества и природы. Особенности современной экологической проблемы.

Взаимодей-е общ-ва и природы является одной из ак­туальных проблем соц.ф-и. Не так давно чел-во лишь"эксплуатировало"природу,беспечно считая ее ресурсы неисчерпаемыми,безграничными и бесконечными.Адекватное понимание знач-я природы дли жизни и разви­тия общ-ва не сформировалось полностью и по сей день.Но сегодня эта проблема из чисто теорет.превратилась в злободневную практическую,решение к-ой во многом мо­жет повлиять на будущее всего чел-ва.В широком смысле слова природа-все сущее,весь мир в многообразии его форм и проявлений.В более узком смыс­ле-объект исследований естествозн-я.В лит-ре часто встречается толкование понятия"природа"как сов-сти естественных усл-й существования чел.общ-ва.Данный термин используется и для обозначения созданных че­лом материальных ср-в своей жизни и дея-сти-"второй природы".Как заметил еще Маркс,постоянное осу­ществление обмена вещ-в м/д челом и природой-за­кон,регулирующий общ.пр-во;без такого об­мена была бы невозможйа сама чел.жизнь.В истории взаимодей-я природы и общ-ва можно вы­делить 4 типа отн-я чела к природе: Первый- древнейший.Хар-но присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда.Осн.видами дея-сти были собирательство,охота,рыболовство.В качестве жилищ ис­пользовались природные укрытия. Крупн.достижения этого этапа-овладение огнем,отбор нек-ых наиболее цен­ных для чела видов растений и животных.Но в целом че­л еще был"в плену"у природы; Второй- аграрный, т.к.гл.сферами дея-сти людей становятся земледелие и животноводство,начинают развиваться ремесла,появляются города.К концу этого перио­да достигает значительного прогресса простое товарное пр-во,возникает мануфактура.Истор-ки данный этап охватывает древнюю и средневек.эпохи чел-ва.В ка­честве источника энергии использовались мускульная сила че­ла и животных,энергия ветра и воды; Третий- промышленный.В области энергетики формиро­вание этого типа отн-й началось с применения в пр-ве пара,а затем и электричества.В производств.целях стали создавать машины,использование к-ых резко повыси­ло производительность труда людей.В хозяйственный оборот бы­ло вовлечено огромное кол-во разл.минеральных,ор­ганических и иных ресурсов.Дальнейшее развитие получают с/х и транспорт.Интенсивно развивается наука,превращаясь в важный фактор прогресса чел-ва.Природ­ные ресурсы планеты уже не считаются практически не исчерпа­емыми.Мощь чел-ва сопоставима с мощью природных стихий.Ведущей сферой общ.пр-ва становятся промышленность,машинное пр-во; Четвертый( совр-ый)хар-ется бурным науч­.-техн.развитием,превращением науч.-техн.дея-сти в ведущую сферу общ.пр-ва.На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и чел.ресурсов,но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах,что по­рождает ряд проблем,имеющих глобальный хар-р.И прежде всего проблему управления биосферой,решение к-ой возмож­но лишь на основе науч.управления всеми общ.процессами.Хар-ной особенностью 4ого типа взаимодей-я природы и общ-ва является возрастание степени сложности проблем, к-ые возникают в русле этого процесса. Совр.чел-во живет в эпоху небывалого развития науки и техники,сопровождающегося активным воздей-ем на при­родную среду.И хотя в последние годы принимаются меры по ее охране и оздоровлению,тем не менее общее состояние окруж.среды продолжает ухудшаться.К чему это приведет в ближайшем и от­даленном будущем?Однозначного ответа на этот? прогнос­тика не дает.

На современном этапе общественного развития характер отношений в системах «человек – природа», «общество – природа» фундирует экологическую проблему в связи со значительным снижением природных запасов, разнообразными загрязнениями окружающей среды, демографическими вопросами. Сегодня эта проблема выливается в проблему будущего всей человеческой цивилизации. Она входит одной из первых в число глобальных проблем и потому часто называется инвайроментальной (от англ. «environment» - окружающая среда).

Большую роль в выборе стратегии решения экологической проблемы играет характер мировоззрения, которое определяет отношение человека к природе. Современное экологическое мировоззрение в значительной мере антропоцентрично, что и детерминирует наличие кризиса. Экологическое сознание характеризируется рядом составляющих. Во-первых, определением места человека в природном мире, включенностью в качестве естественной части природы или противопоставленностью, нахождением вне и над природой. Во-вторых, характером восприятия природы человеком, который может быть как субъектным (человек и природа предстают как равноправные субъекты взаимодействия), так и объектным (природа лишена самостоятельности и приобретает статус объекта воздействия со стороны человека). В-третьих, характером взаимодействий природы и человека, который может быть как прагматическим и тогда природа рассматривается как средство удовлетворения материальных потребностей человека, так и непрагматическим, в соответствии с которым природа становится элементом духовного взаимодействия в системе «человек – природа». В разные исторические эпохи эти показатели представлены различным образом. Для архаической эпохи характерны высокая степень включенности человека в мир природы, субъектно-объектная неразделенность человека с природой, наличие как прагматического, так ярко выраженного непрагматического отношения человека к природе. В античности складывается психологическая противопоставленность человека и природы, что ведет к субъектному восприятию ее и формированию прагматического отношения. Такой тип отношений усиливается в экологическом сознании средневекового человека: человек по воле Бога противопоставляется природе - объекту прагматического интереса. Тем самым на уровне экологического сознания формируется отчужденность человека от природы, которая усиливается в Новое время в связи с развитием науки и техники. На этом этапе можно зафиксировать полную психологическую противопоставленность человека природе, объектное восприятие им природного мира и прагматическое к нему отношение. Конец XIX – начало ХХ вв. характеризуются попытками поиска новых парадигм в отношении человека к природе. Могут быть названы следующие направления: инвайроментальный консервационизм, экологизм, универсальная этика и биоцентризм. Универсальная этика не видит принципиальной разницы в этическом плане между человеком и животным, считает природу наиболее совершенным и наделенным духовными качествами сущим, в котором воплощены основные принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. В фундаменте такой этики лежат три основные идеи: синкретичность, слитность мира в единое целое; биосферный эгалитаризм и экологическое самообеспечение.

Становлению инвайроментальной парадигмы в современной философии во многом способствовало развитие общенаучных представлений о природе и ее взаимодействии с человеком. Уже в конце XIX в. в контексте критики техногенной цивилизации в науке получают популярность идеи коэволюции человека и природы, впоследствии оформившиеся в соответствующую концепцию.


 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...