Терминальные ценности (цели)
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………..
1. Методы экспресс-диагностики личностных особенностей …………………………………………………. 2. Психологическая характеристика личности………………… 3. Психологический анализ урока……………………………… 4. Определение способа личностного и профессионального развития ……………………………… 5. Приложение …………………………………………………… 6. Литература……………………………………………………..
Введение
Поворот современной системы образования к человеческой индивидуальности, внутренним (собственно психологическим) свойствам человека становится все более очевидным и проявляется в особом интересе психологической науки к личности педагога. Как отмечалось Е.А. Климовым, перед практическим педагогом стоит задача не столько «применять» психологическое знание, сколько порождать это знание о фактах, явлениях, состояниях. Оперативная ориентировка в психологических составляющих ситуации – это производство психологического знания, обслуживающего и регулирующего решение педагогической ситуации «здесь и безотлагательно». Навыки такой оперативной ориентировки можно приобрести только в реальной педагогической деятельности. Педагогическая практика с этой точки зрения – не завершающий этап обучения, после которого студент может считать себя профессионалом, а скорее переход на более высокий уровень обучения – самообучение.
В профессиональной педагогической деятельности столкновение с психологическими трудностями неизбежно. Очень важно, чтобы они стимулировали развитие. Психологическое задание в рамках педагогической практики «Элементы самоанализа в педагогической деятельности» нацелено на осознание собственных профессионально значимых качеств, развитие рефлексивных навыков, потребности в актуализации своих потребностей.
Программа психологической части педагогической практики на пятом курсе включает в себя три основных этапа:
1. Изучение своих личностных особенностей (составление психологической характеристики личности) 2. Анализ их проявлений в поведении и деятельности (психологический анализ урока) Рекомендуемая литература
1. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. 2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. 3. Зимбардо Ф. Застенчивость. – СПб.: Питер Пресс, 1995. – 256 с. 4. Литвак М.Е. Как стать счастливым. 5. Мелибруда Е.Я. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986. 6. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 3. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 7. Программа педагогической практики по психологии: Методические рекомендации / Сост. Н.Е.Варшавская, Н.А.Кочергина. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1998. – 63 с. 8. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. – М.: Соборь, 1997. – 506 с. 9. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с. 10. Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997. – 320 с. 11. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997. – 288 с.
12. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерсто, межличностные отношения. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997. – 304 с.
В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.
Баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живому контакту сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим поведением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
Баллов – очень низкая оценка. Всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по модели дикторского стиля. Оно обезличено по психологическому содержанию, анонимно и практически ничем не отличается от лекции по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.
3. Определение способов личностного и профессиолнального развития (составление программы личностного и профессионального развития) Синтетическая работа должна вестись одновременно по всеми направлениям. Для выполнения заданий предлагаются развернутые программы такой работы, тестовые материалы и пояснения.
Методы экспресс-диагностики личностных особенностей
Критерии оценки экспериментальных данных изложены в приложении. Сначала необходимо выполнить задания, а затем оценивать и интерпретировать полученные результаты.
Задание Субъективная минута Инструкция: Засеките время на часах с секундной стрелкой и отведите взгляд от часов. Мысленно фиксируйте течение времени. Как только пройдет минута, посмотрите на часы. Задание Инструкция: На представленных шкалах попробуйте определить свое собственное положение и поставьте на каждой из них точку. Соедините точки линией.
Задание Инструкция: Дайте как можно больше (но не менее 10) ответов на вопрос «Кто я?». Сделайте это быстро, не раздумывая. Запишите ответы в той форме, в которой они приходят в голову. Задание Содержательное описание своих сильных и слабых сторон
Задание
Подсчитываем усредненную оценку: Баллов – очень высокая оценка. Коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин мастерства и прекрасно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.
Балла – высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.
20 – 34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. о различной или одинаковой эффективности (преобладании или равновесии) различных типов памяти. Дополнительные сведения о приемах запоминания можно получить в ходе беседы по полученным результатам.
Задание
Все высказывания условно можно разделить на 3 группы по 9 в каждой. Первая группа содержит авторитарные высказывания эпохи «массовой, единой, трудовой, политехнической школы с директивной педагогикой и принципом субъект-объектного отношения как ведущего ценностного отношения в ней». Номера высказываний: 1. 4, 7, 10, 13. 16, 19, 22, 25. Вторая группа содержит информацию, которая имеет вечный педагогический смысл и соответствует любой системе ценностей в образовании. Она скорее индифферентна и может повлиять на постановку задачи, но в меньшей степени на ее решение. Их номера: 2, 5, 8, 11 14, 17, 20, 23. 26. Третья группа высказываний имеет отношение к субъект-субъектной парадигме в образовании, педагогике недирективного типа (педагогике сотрудничества). Номера высказываний: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27. На основании преобладающего типа делается вывод о педагогической позиции в отношении учеников, доминирующих установках – авторитарных или демократичных.
Задание Инструкция: Нарисуйте автопортрет. Техника рисования и сходство не имеют значения. Использовать можно только простой карандаш.
Задание Инструкция:
Перед Вами список целей, к которым могут стремиться люди. Оцените их по степени важности с Вашей точки зрения и проранжируйте. Слева от самой важной поставьте цифру 1, вторую по значимости отметьте цифрой 2 и т.д. Наименее важная получит оценку 18. Затем оцените в процентах (от 100 для каждой ценности), насколько в вашей жизни эти ценности реализованы. Терминальные ценности (цели)
Инструкция: Описанную выше процедуру проведите со списком некоторых положительных черт, проявляющихся в поведении людей.
0 – 7 – выраженная эмоциональная стабильность 8 – 13 – средние показатели эмоциональной устойчивости 14 – 18 – эмоциональная неустойчивость 18 – 24 – значительно выраженная эмоциональная неустойчивость
Задание
Преобладающий тип мышления – образное или логическое (в типологии И.П. Павлова «художники»и «мыслители») можно выявить при помощи экспресс-анализа по ряду биологических признаков. Сочетание ЛЛЛЛ – в максимальной степени соответствует художественному типу, ПППП – мыслительному. В чистом виде эти типы встречаются нечасто, поэтому скорее можно говорить об относительном преобладании какого-то типа мышления или же их равновесии.
Задание
Интеллектуальные свойства описываются содержательно. Особое внимание уделяется тем качествам, которые оказались на полюсах, предлагаемой шкалы оценок, т.е. получили оценки 1, 2 или 4, 5. Именно им и дается характеристика с точки зрения уровня их развития и связи с успешностью педагогической деятельности.
Задание Тип памяти
Обработка данных: результаты оформляются в виде таблицы и затем содержательно описываются в виде выводов Задание Определение типа темперамента (опросник Айзенка, модификация Т.Н. Курбатовой)
Для получения информации о степени откровенности испытуемого, а также выраженности экстра- или интроверсии и эмоциональной устойчивости-неустойчивости, т.е. характеристик, которые служат показателями определенного типа темперамента, необходимо подсчитать баллы, полученные по этим шкалам. Окончательный балл складывается из суммы совпадающих с ключом ответов «да» и «нет». Каждое совпадение оценивается в один балл.
Ключ к методике: Лживость – ответы «да» на вопросы: 6, 24, 36 – ответы «нет» на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48 Сумма превышающая 5 баллов свидетельствует о том, что данным нельзя доверять. Экстраверсия – ответы «да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 43, 46, 49, 53, 56 – ответы «нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51 Значение показателей, полученных по шкале «экстраверсия» 0 – 5 баллов – глубокая интроверсия 5 – 9 баллов – умеренно выраженная интроверсия 11 – 14 баллов – равновесие экстраинтроверсии 15 – 24 баллов – ярко выраженная экстраверсия 14 – 15 баллов – умеренно выраженная экстраверсия 16 – 24 баллов – ярко выраженная экстраверсия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|