Педагогические способности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 (Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий) Инструкция: Оцените представленность у Вас каждой из педагогических способностей в процентах. 1. Дидактические способности – способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, вызывать интерес к предмету, побуждать самостоятельную активную мысль. - осуществление обратной связи - индивидуальный стиль поведения: отношение к ученикам, педагогический такт, выдержка, умение выйти из трудной ситуации - отношение учителя к своему учебному предмету. Проявление педагогического творчества учителя на данном уроке (оригинальные решения вопросов обучения и воспитания, педагогические находки) Учебное взаимодействие в классе и особенности сотрудничества (позиция учителя) - организация внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, использование игр, групповых и парных упражнений, коллективных форм деятельности - использование обсуждения при решении проблемных вопросов - создание ситуаций успеха 2. Академические способности – способности к соответствующей области науки. Знание предмета шире и глубже школьной программы, слежение за открытиями, абсолютное владение материалом, ведение хотя бы скромной исследовательской работы. 3. Перцептивные способности – умение проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ученика, его психических состояний. 4. Речевые способности – умение ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. 5. Организаторские способности – это умение организовать ученический коллектив, его работу, а с другой стороны свою собственную работу.
6. Авторитарные способности – способности непосредственно эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. 7. Коммуникативные способности – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения отношения, наличие педагогического такта. 8. Педагогическое воображение (прогностические способности) – это умение предвидеть последствия своих действий, умение проектировать личность учащихся в процессе воспитания. 9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
Задание 13 Тестовая карта коммуникативной деятельности, разработанная на основе анкеты А.А.Леонтьева, позволяет количественно оценить стиль общения педагога. Инструкция: Оцените по предложенной ниже схеме свой стиль общения. Желательно собственную оценку дополнить оценками коллег.
P.S. Для самоанализа можно использовать дополнительные диагностические материалы, содержащиеся в рекомендуемой литературе.
- проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей и психических состояний (внимание, стресс, напряженность и пр.) учащихся на уроке - развитие познавательной деятельности: как расширяет и углубляет познавательные потребности данный урок, как развивает он интересы и вызывает интеллектуальное напряжение и интеллектуальные чувства, как создает стремление узнать новое, вызывает желание самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, как создает систему знаний (или хотя бы способствует этому) - сформированность важнейших учебных действий (выделение существенных и несущественных признаков изучаемых явлений оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных способность к смене стратегии, выдвижению гипотез в процессе решения учебной задачи).
Психологическая характеристика личности Анкетные данные имя, фамилия, возраст Цель психологического исследования
Методы исследования Факторы развития и жизненные условия 1. Семейные влияния (экономическое положение семьи, культурный уровень семьи, состав семьи, воспитательные позиции родителей). 2. Способ проведения свободного времени (хобби, культурные влияния, литература, искусство) 3. Обзор благоприятных и неблагоприятных жизненных обстоятельств
Внешняя картина личности
1. Физическая внешность (вид, одежда, прическа, бросающиеся в глаза признаки, черты лица), мимика и пантомимика, особенности голоса и речи
2. Способы поведения: - поведение по отношению к родителям - преподавателям - сверстникам Психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их возрастных и индивидуально-психологических особенностей - отношение учащихся к учебному предмету и характер проявления этого отношения на уроке
- интеллектуальная активность учащихся на уроке (использование рациональных способов учебной деятельности, использование исследовательских методов, сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока)
индивидуально-психологические особенности учителя: темперамент, эмоциональность, тревожность, самооценка и т.п., их проявление на уроке - детям - в психологически значимых ситуациях - в основной деятельности
3. Результативность (обзор успеваемости, характеристика знаний и умений, недостатков и достоинств)
Внутренняя картина личности 1. Познавательная деятельность и умственное развитие – особенности познавательных процессов и интеллекта: - характеристика внимания (объем, распределение, переключение, произвольность) - характеристика памяти (преобладающий тип, предпочитаемые приемы запоминания, прочность, глубина) - характеристика мышления (преобладающий тип, интеллектуальные свойства – скорость, глубина, гибкость, критичность, креативность, самостоятельность и др.) - уровень развития общих и специальных (педагогических способностей)
2. Индивидуально-психологические особенности – тип темперамента, особенности характера, утомляемость, сопротивляемость усталости, самоконтроль, эмоциональные особенности (перепады настроения, сила, глубина, постоянство эмоций) Схема анализа урока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|