Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические способности




(Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий)

Инструкция: Оцените представленность у Вас каждой из педагогических способностей в процентах.

1. Дидактические способности – способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, вызывать интерес к предмету, побуждать самостоятельную активную мысль.


- осуществление обратной связи

- индивидуальный стиль поведения: отношение к ученикам, педагогический такт, выдержка, умение выйти из трудной ситуации

- отношение учителя к своему учебному предмету. Проявление педагогического творчества учителя на данном уроке (оригинальные решения вопросов обучения и воспитания, педагогические находки)


Учебное взаимодействие в классе и особенности сотрудничества (позиция учителя)

- организация внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, использование игр, групповых и парных упражнений, коллективных форм деятельности

- использование обсуждения при решении проблемных вопросов

- создание ситуаций успеха


2. Академические способности – способности к соответствующей области науки. Знание предмета шире и глубже школьной программы, слежение за открытиями, абсолютное владение материалом, ведение хотя бы скромной исследовательской работы.

3. Перцептивные способности – умение проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ученика, его психических состояний.

4. Речевые способности – умение ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности – это умение организовать ученический коллектив, его работу, а с другой стороны свою собственную работу.

6. Авторитарные способности – способности непосредственно эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения отношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (прогностические способности) – это умение предвидеть последствия своих действий, умение проектировать личность учащихся в процессе воспитания.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

 

Задание 13

Тестовая карта коммуникативной деятельности, разработанная на основе анкеты А.А.Леонтьева, позволяет количественно оценить стиль общения педагога.


Инструкция:

Оцените по предложенной ниже схеме свой стиль общения. Желательно собственную оценку дополнить оценками коллег.

 

                 
Доброжелатель-ность               Недоброжелатель-ность
Заинтересован-ность               Безразличие
Поощрение инициативы               Подавление инициативы
Открытость (отсутствие маски)               Закрытость (стремление держаться за социальную роль)
Активность (держит обучаемых в тонусе)               Пассивность (не управляет процессом общения)
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы)               Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории)
Дифференци-рованность (индивидуальный подход)               Отсутствие дифференцирован-ности в общении

 

P.S. Для самоанализа можно использовать дополнительные диагностические материалы, содержащиеся в рекомендуемой литературе.


- проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей и психических состояний (внимание, стресс, напряженность и пр.) учащихся на уроке

- развитие познавательной деятельности: как расширяет и углубляет познавательные потребности данный урок, как развивает он интересы и вызывает интеллектуальное напряжение и интеллектуальные чувства, как создает стремление узнать новое, вызывает желание самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, как создает систему знаний (или хотя бы способствует этому)


- сформированность важнейших учебных действий (выделение существенных и несущественных признаков изучаемых явлений оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных способность к смене стратегии, выдвижению гипотез в процессе решения учебной задачи).


 

Психологическая характеристика личности

Анкетные данные

имя, фамилия, возраст

Цель психологического исследования

 

Методы исследования

Факторы развития и жизненные условия

1. Семейные влияния (экономическое положение семьи, культурный уровень семьи, состав семьи, воспитательные позиции родителей).

2. Способ проведения свободного времени (хобби, культурные влияния, литература, искусство)


3. Обзор благоприятных и неблагоприятных жизненных обстоятельств

 

Внешняя картина личности

 

1. Физическая внешность (вид, одежда, прическа, бросающиеся в глаза признаки, черты лица), мимика и пантомимика, особенности голоса и речи

 

2. Способы поведения:

- поведение по отношению к родителям

- преподавателям

- сверстникам


Психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их возрастных и индивидуально-психологических особенностей

- отношение учащихся к учебному предмету и характер проявления этого отношения на уроке

 

- интеллектуальная активность учащихся на уроке (использование рациональных способов учебной деятельности, использование исследовательских методов, сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока)


индивидуально-психологические особенности учителя: темперамент, эмоциональность, тревожность, самооценка и т.п., их проявление на уроке


- детям

- в психологически значимых ситуациях

- в основной деятельности

 

3. Результативность (обзор успеваемости, характеристика знаний и умений, недостатков и достоинств)

 

Внутренняя картина личности

1. Познавательная деятельность и умственное развитие – особенности познавательных процессов и интеллекта:

- характеристика внимания (объем, распределение, переключение, произвольность)

- характеристика памяти (преобладающий тип, предпочитаемые приемы запоминания, прочность, глубина)

- характеристика мышления (преобладающий тип, интеллектуальные свойства – скорость, глубина, гибкость, критичность, креативность, самостоятельность и др.)

- уровень развития общих и специальных (педагогических способностей)

 

2. Индивидуально-психологические особенности – тип темперамента, особенности характера, утомляемость, сопротивляемость усталости, самоконтроль, эмоциональные особенности (перепады настроения, сила, глубина, постоянство эмоций)


Схема анализа урока

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...