Вклад отечественных психологов
В развитие психологической науки Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получили физиологическую трактовку. Схема их протекания такая же, как и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Экспериментальное направление в психологии развивал Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927). Он основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) – первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексию. Одним из основателей экспериментальной психологии в России принято также считать Николая Николаевича Ланге (1858 – 1921). Он работал над проблемами познавательных психических процессов и их физиологическими основами. Вклад в исследование памяти и индивидуальных различий людей внес Александр Петрович Нечаев (1870 – 1948). Владимир Александрович Вагнер (1849 – 1934) является основателем сравнительной психологии в России. Усилия Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли нижеперечисленные ученые. Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) – выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформировал генетическую теорию памяти.
Лидия Ильинична Божович (1908 – 1981) – российский психолог. Основная область исследований – педагогическая и детская психология. Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) – выдающийся российский психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки. Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – российский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности. Александр Владимирович Запорожец (1905 – 1981) – видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий. Константин Николаевич Корнилов (1879 – 1957) – известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера. Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979) – выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке. Борис Федорович Ломов (1927 – 1989) – российский психолог. Заложил основы разработки проблем инженерной психологии. Изучая общие проблемы методологии психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал место и роль психологии в системе других наук. Александр Романович Лурия (1902 – 1977) – российский психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию локализации высших психических функций.
Вольф Соломонович Мерлин (1892 – 1982) – отечественный психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принципы детерминизма, личностного подхода. Борис Михайлович Теплов (1896 – 1965) – отечественный психолог. Занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей. Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984) – отечественный психолог. Выдвинул концепцию периодизации возрастного развития, заложил основы детской психологии. Отрасли психологии Современная психология – сложная, весьма разветвленная система наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований (рис. 6). Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности; во-вторых, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих отраслях. Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации психологии на отдельные отрасли.
Рис. 6. Отрасли психологии
Рассмотрим отдельные отрасли психологии. По характеру деятельности Психология труда изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни. Инженерная психологияставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека. Авиационная психологияисследует психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов. Космическая психологиявключает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.
Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д. Психология обучения изучает психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения и т.д. Психология воспитания исследует психологию ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики. Медицинская психология занимается исследованием нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения. Нейропсихологияизучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами. Психофармакологияисследует влияние лекарственных препаратов на психическую деятельность человека. Психотерапияизучает и использует средства психического воздействия для лечения больного. Психопрофилактика и психогигиенаразрабатывает систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей. Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие отражение в судебной практике. Судебная психологияизучает психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемых и т.д.). Криминальная психологиязанимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д. Исправительно-трудовая(пенитенциарная) психология изучает психологию заключенных в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.д.
Военная психология исследует психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих в ее разных формах и видах. Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревнований и тренировочной деятельности. Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д. Психология искусства изучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусства (литература, музыка, живопись и т.д.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности. По развитию Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Специальная психология изучает отклонения в развитии психики. Патопсихологияисследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Олигофренопсихологияизучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихологияисследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты. Тифлопсихологияизучает психологию развития слабовидящих и незрячих. Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни. Зоопсихологияизучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира. Этологияисследует врожденные механизмы поведения животных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|