Требования к организации и его этапы
Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование. Психологическое исследование - это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований: 1. Планирование исследованияподразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов. 1. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям. 3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов. 4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования идолжен обеспечивать их качественную однородность. 5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной. 6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). 7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных[2]. Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов (рис. 7).
Рис. 7. Основные этапы психологического исследования Классификация методов исследования Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей. В психологии выделяют четыре группы методов (рис. 8)[3].
Рис. 8. Классификация методов психологического исследования Б.Г. Ананьева
1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы. Сравнительный методпредполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. 2. Эмпирические методы. Это прежде всего наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 9). Рис. 9. Основные эмпирические методы психологии
3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный(статистический) и качественный(дифференциация материала по группам, его анализ) методы. 4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный(выявление связи между всеми характеристиками личности) методы. Характеристика основных эмпирических Методов психологии Метод наблюдения Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан[4]. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.
Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения: · пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.); · мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.); · речь (содержание, культура речи и т.д.). Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются: · многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением; · многоуровневая, иерархическая структура психических явлений; · уникальный характер и неповторимость психических явлений [5]. Ниже приведена классификация видов наблюдения (рис. 10).
Рис. 10. Классификация видов наблюдения
Особенности применения метода наблюдения отражены на рис. 11.
Рис. 11. Особенности применения метода наблюдения
Эксперимент Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния[6]. Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 12, 13).
а б
Рис. 12. Классификация видов эксперимента: а – в зависимости от условий проведения эксперимента; б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений
Рис. 13. Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента Психологический эксперимент в отличие от наблюдения предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого (рис. 14).
Рис. 14. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента
Беседа Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 15).
Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов. Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Рис. 15. Особенности применения стандартизированного и свободного опроса
Анкетирование Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа: 1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях. 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями - как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов. Метод тестирования Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов. Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности[7]. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности. Тест-задание включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств. В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя. Метод экспертных оценок Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|