Вопрос 25. Идея коэволюции общества и природы. Понятие ноосферы. Условия становления ноосферы.
Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным,термин"коэволюция"требует пояснений.Коэв-я предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздей-ем антропогенных факторов,что делает реальной адаптацию чела к изменяющимся внеш.усл-ям,к-ые должны носить адаптационный хар-р целенаправленного изменения параметров биосферы.Возможности чела по сравнению с мощью биосферы пока еще малы,но он своей дея-стью может нарушить ее такое равновесие,в результате к-ого биосфера перейдет в такое состояние,где места челу уже нет.Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной системой,состояние равновесия к-ой зависит от мн.параметров.И каждый из этих параметров может допускать критические значения,переход через к-ые будет означать начало необратимого процесса перестройки биосферы.А это приведет к совершенно новому ее состоянию,к-ое сегодня не известно.Биосфера Земли не раз проходила через подобные критические состояния.Подтверждение тому-катастрофические смены флоры и фауны.И очень важно понять,что катастрофические"перестройки"биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба,а незначительного изменения того или иного параметра биосферы.Все это и породило проблему коэволюции природы и общ-ва. Содержание понятия"коэв-я"связано с теорией ноосферы,изучающей усл-я,при к-ых изменение хар-стик биосферы происходит в направлении,содей-ющем упрочению,расширению области гомеостазиса вида хомо сапиенс.Подобная интерпретация термина"коэв-я"может стать отправной точкой в изучении проблемы целей общ.жизнедея-сти,поск-ку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы.Перечень и хар-р целей должны основываться на знании критич.параметров биосферы,неучет к-ых может привести к необратимым процессам. Необходимо знать,напр.,допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере.В рез-те выбросов углекислоты в атмосферу увеличивается средняя температура,изменяется хар-р циркуляции атмосферы,начинается таяние ледников и т.д.Связь этих явлений с их первопричиной-добычей и сжиганием углеродистого топлива-достаточно опосредована. Кроме того,на энергетику биосферы оказывают влияние процессы биотической природы, происходящие как на суше,так и в океане.Поэтому оценить допустимые границы развития углеводородной энергетики можно лишь в рез-те комплексного системного исследования динамики биосферы.В качестве альтернативы развитию углевородородной энергетики обычно рассм-ют ядерную энергетику.Нельзя забывать о том,что она способна оказывать непосредственное влияние и на чела.Увеличение пр-ва радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия.Важно оценить вообще допустимые пределы пр-ва челом энергии,к-ое не м.б.бесконечно большим,ибо вся энергия,согласно 2ому з-ну термодинамики,в конечном счете рассеивается,в частности,идет на нагревание атмосферы.Сегодня пр-во энергии относительно невелико оно составляет лишь десятые доли процента той солнечной энергии к-ая поступает на Землю.Однако же кол-во искусственно производимой энергии удваивается каждые 15—20 лет.Если удастся использовать(а это удастся!)энергию термоядерного синтеза,то этот процесс пойдет значительно быстрее.Через неск-ко десятков лет он может привести к тому,что объем антропогенной энергии достигнет процента(или нескольких процентов)энергии солнечной радиации.А это будет означать повышение средней температуры атмосферы,что может стать началом глубочайшей перестройки всей атмосферы.Чел еще долго будет расходовать земные ресурсы и перестраивать биосферу.Но вся эта дея-сть не должна нарушать усл-й коэв-ции,не должна выводить биосферу на тот режим необратимой эволюции,к-ый может грозить челу исчезновением его как вида.Совр.общ-во способно воспринять идеи сосуществования чела и биосферы и мирное сосуществование людей.Совр.период истории чел-ва и планеты в целом-переход к тому новому состоянию биосферы,к-ый Вернадский назвал ноосферой.Для него хар-но резкое ускорение всех эволюционных процессов. Возникновение техносферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропогенных нагрузок не меняют методологических принципов,к-ые лежат в основе любой эволюционной теории.Поэтому по-прежнему должны вырабатываться опред.принципы отбора,с помощью к-ых можно будет оценить вероятность тех или иных тенденций.Но теперь речь идет об отборе вариантов развития чел-ва,к-ые определяются дей-ями людей. Все рассмотренные?? требуют объединения усилий специалистов разл.профиля,глубокого науч.синтеза естественных,техн.и общ.наук.
Согласно большинству дефиниций ноосферой принято называть сферу, на которую распространяется действие разума, т.е. сферу генерации (производства), систематизации, унификации, отделения от негативных и мусорных понятий, архивации, воспроизведения, распространения и хранения всего многообразия позитивных знаний, полученных с участием человеческого интеллекта, пополняемых полезными творческими инновациями в области науки и культуры. Термин «ноосфера» нашел отражение также в трудах академика В.И. Вернадского. Изучая это понятие, ученый впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук для более правильного анализа глобального воздействия человека на окружающую среду. Ноосфера генерирует не просто позитивные знания в форме понятий, передаваемых при помощи сугубо научных пояснений, художественных приемов, произведений искусства, в ней они формализуются в истины (абсолютные или предельно познанные абсолютные, относительные), которыми потенциально все очередное актуально живущее поколение людей (человечества), но прежде всего каждый отдельный человек могут и должны оперировать (пользоваться) ежедневно в процессе своей жизнедеятельности, регулируя свое поведение, а также обмениваясь информацией (распространяя ее) в рамках информационного метаболизма.
Вследствие этого между каждым человеком и ноосферой происходит постоянный обмен информацией о временной и качественной трансформации понятий в сторону их истинности, о появлении новых, в т.ч. и негапонятий. Если в начальный период своей жизни в процессе своего воспитания и образования человек в основном только берет из ноосферы информацию о понятиях, выработанную предыдущими поколениями людей (в противном случае он превратится в Маугли), то со временем, после становления у него разума и способности к творческой активности, у любого индивидуума появляется возможность помещать произведенную уже им информацию, касающуюся прогресса понятий, в ноосферу (в виде научных статей, книг, учебников, законопроектов, описаний открытий и изобретений, литературных, художественных и музыкальных произведений), истинность и полезность, которой определяется экспертами, пользователями и ИСТОРИЕЙ. Далеко не вся первоначально помещаемая в ноосферу информация подходит под стандарт истины (абсолютной или даже относительной). Большей частью это все-таки преходящие суждения, подпадающие под определения: ложный посыл, "информационный мусор" или бред, далекие от позитивных понятий и засоряющие ноосферу. Поэтому так важно как можно скорее очищать ноосферу от такого рода информации, отправляя ее с помощью разума в негасферу.
Читайте также: B) Процесс передачи за плату или на льготных условиях государственной, муниципальной, коммунальной собственности частным лицам или коллективам. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|