Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
_________________С.В.Авдашкевич
«____» _____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Б1.В.ОД.1 Логика и теория аргументации
Направление подготовки
| 40.03.01 Юриспруденция
|
Направленность (профиль)ОП ВО
| Правоохранительная деятельность
|
Уровень высшего образования
| Бакалавриат
|
Форма обучения: Очная, очно-заочная, заочная
Санкт-Петербург
Обсуждено
на заседании кафедры «Управление персоналом»
«16»апреля 2015 г., протокол № 8
Зав. кафедрой _________________ /С.О. Снисаренко
СОГЛАСОВАНО
Начальник методического отдела ___________________/М.В.Маненко
Цели и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование студентом системных теоретические знаний основных положений формальной логики, развития у них навыков и умений применения законов и форм, приемов и операций мышления на практике.
Задачи курса:
· ознакомление студентов с основными понятиями логики и основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения;
· развитие у студентов конструктивно-логической составляющей мышления;
· формирование у студентов навыков применения аппарата классической логики и аргументации;
· формирование у студентов навыков конструктивного мышления, четкого языкового выражения своих мыслей, их аргументирования;
· выработка навыков владеть формами и методами аргументации.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций: ОК-3, ОК-4.
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
|
ОК-3
| владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
|
ОК-4
| способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
| Наименование и (или) описание компетенции
| Код компетенции
|
Знать
| основы культуры мышления, анализа и восприятия информации; основные понятия и категории логики при исследовании профессиональной деятельности
| ОК-3
|
методику логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
| ОК-4
|
Уметь
| применять законы логики и общие свойства правильного мышления (свойства определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности) при исследовании профессиональной деятельности; воспринимать и обобщать информацию, ставить цель и выбирать пути и решения по ее достижению
| ОК-3
|
логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
| ОК-4
|
Владеть
| культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; навыками научного анализа социальных проблем и процессов
| ОК-3
|
культурой устной и письменной речи; навыками публичной речи, ведения дискуссии, полемики, аргументированного изложения собственной точки зрения на различные события, процессы, явления
| ОК-4
|
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Логика и теория аргументации» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ОД.1) дисциплин ОП бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль) подготовки Правоохранительная деятельность. Дисциплина адресована студентам 1-го курса.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо в качестве логико-методологической основы при изучениидисциплин: «Экономика», «Политология», «Деловой язык юриста», «Основы правовой статистики».
Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1 Очная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
|
Аудиторные занятия (АЗ):
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Лекционные занятия (ЛЗ)
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинарские занятия (СЗ)
| -
| -
|
Самостоятельная работа студента (СРС)
|
|
|
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)
|
|
|
Контактная работа (КоР)
|
|
|
Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| Зачет
|
Курсовая работа (КР)
| -
| -
|
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ
| 108/3
| 108/3
|
4.2 Очно-заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
|
Аудиторные занятия (АЗ):
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Лекционные занятия (ЛЗ)
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинарские занятия (СЗ)
| -
| -
|
Самостоятельная работа студента (СРС)
|
|
|
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)
|
|
|
Контактная работа (КоР)
|
|
|
Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| Зачет
|
Курсовая работа (КР)
| -
| -
|
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ
| 108/3
| 108/3
|
4.3 Заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| Курс
|
|
Аудиторные занятия (АЗ):
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Лекционные занятия (ЛЗ)
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинарские занятия (СЗ)
| -
| -
|
Самостоятельная работа студента (СРС)
|
|
|
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)
|
|
|
Контактная работа (КоР)
|
|
|
Форма промежуточной аттестации
| Зачет(4)
| Зачет(4)
|
Курсовая работа (КР)
| -
|
|
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ
| 108/3
| 108/3
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов и тем дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела / темы дисциплины
| Содержание раздела / темы дисциплины
|
1.
| Предмет и значение логики
| Введение в учебную дисциплину: цель, задачи изучения дисциплины. Предмет логики. Роль мышления в познании. Процесс познания как процесс отражения действительности в сознании человека. Ощущение. Восприятие. Представление. Абстрагирование. Основные особенности абстрактного мышления. Понятие закона мышления.
Возникновение логики как науки. Логика формальная, математическая (символическая), диалектическая. Современный этап развития формальной логики. Роль логики в повышении культуры мышления. Значение логики для науки и техники. Логика - рациональная основа процесса обучения и воспитания. Значение логики в профессиональной деятельности. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость.
|
2.
| Понятие
| Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки понятия. Логические приемы образования понятий. Понятие и слово. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.
Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие, единичные и нулевые понятия. Круговые схемы Эйлера для выражений отношений между понятиями. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний. Правило обобщения и ограничения понятий. Определение понятий.
Научная терминология. Определение как логическая операция, квалификация правонарушений. Деление понятий. Виды деления: дихотомическое деление, деление по видоизменению признака. Правила и возможные ошибки в делении.
|
3.
| Суждение
| Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения.
Состав простого суждения. Виды простых суждений. Категорические суждения и их виды (деление по качеству, по количеству и по объединенной классификации). Круговые схемы, выражающие отношения между терминами в суждениях.
Сложные суждения и их виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: соединительные (конъюнкция), разделительные (дизъюнкция), условные (импликация), эквивалентные и отрицательные. Условия истинности сложных суждений (таблицы истинности).
Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая (онтологическая) модальность. Вероятные и достоверные суждения. Виды достоверных суждений: суждения действительности и суждения необходимости.
|
4.
| Умозаключение
| Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения: посылки, заключение, обосновывающее знание (логическая связь между посылками и заключением). Понятие логического следования. Простые и сложные умозаключения. Виды умозаключения: непосредственные и опосредованные, демонстративные и недемонстративные, дедуктивные, индуктивные и умозаключение по аналогии.
Понятие дедуктивного умозаключения. Виды дедукции. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по “логическому квадрату”, отрицание сложных суждений, контрапозиция условного суждения. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Роль дедукции в методах установления причинных связей.
Понятие индуктивного умозаключения. Связь индукции с опытными обобщениями. Виды индукции: полная и неполная индукция. Полная индукция. Структура умозаключения. Индуктивные методы установления причинных связей. Свойства причинной зависимости - основа индуктивных методов обобщения. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании.
Умозаключение по аналогии, его структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Условия, повышающие степень вероятности заключений, полученных с помощью строгой аналогии. Аналогия - логическая основа метода моделирования в науке и технике.
|
| Основные законы логики
| Законы логики, их природа. Закон тождества. Идентификация (отождествление) лиц и предметов в профессиональной сфере. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.
Значение основных законов (принципов) логики для правильного мышления. Понятие софизма и паралогизма. Значение формально-логических законов для профессиональной деятельности.
|
| Основы теории аргументации
| Доказательное рассуждение - логическая основа научных знаний. Доказательство и убеждение. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Требования к тезису, аргументам и демонстрации. Ошибки в аргументации. Виды аргументации: прямая и косвенная.
Критика и опровержение. Критика аргументов и критический анализ демонстрации. Опровержение тезиса: прямое и косвенное.
|
| Логические основы полемики
| Полемика и её виды. Стратегия и тактика ведения спора. Приемы и уловки Приемы и уловки в споре: логические, психологические и механические. Логические приемы относительно тезиса. Приемы относительно аргументов. Психологические приемы. Механические приемы. Заключение. Перспективы развития логики и роль логических знаний в совершенствовании общей культуры современного специалиста.
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
| Экономика
| 1-2
|
| Политология
| 1-5
|
| Деловой язык юриста
| 1-7
|
| Основы правовой статистики
| 1-7
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: