Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_________________С.В.Авдашкевич

«____» _____________ 2015 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

 

Б1.В.ОД.1 Логика и теория аргументации

 

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция  
Направленность (профиль)ОП ВО   Правоохранительная деятельность
Уровень высшего образования   Бакалавриат

Форма обучения: Очная, очно-заочная, заочная

 

Санкт-Петербург


Обсуждено

на заседании кафедры «Управление персоналом»

«16»апреля 2015 г., протокол № 8

 

Зав. кафедрой _________________ /С.О. Снисаренко

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник методического отдела ___________________/М.В.Маненко

 


Цели и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины – формирование студентом системных теоретические знаний основных положений формальной логики, развития у них навыков и умений применения законов и форм, приемов и операций мышления на практике.

Задачи курса:

· ознакомление студентов с основными понятиями логики и основами аргументации, выстраивания системы доказательств и правилами убеждения;

· развитие у студентов конструктивно-логической составляющей мышления;

· формирование у студентов навыков применения аппарата классической логики и аргументации;

· формирование у студентов навыков конструктивного мышления, четкого языкового выражения своих мыслей, их аргументирования;

· выработка навыков владеть формами и методами аргументации.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций: ОК-3, ОК-4.

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

  Наименование и (или) описание компетенции Код компетенции
Знать   основы культуры мышления, анализа и восприятия информации; основные понятия и категории логики при исследовании профессиональной деятельности ОК-3
методику логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ОК-4
Уметь   применять законы логики и общие свойства правильного мышления (свойства определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности) при исследовании профессиональной деятельности; воспринимать и обобщать информацию, ставить цель и выбирать пути и решения по ее достижению ОК-3
логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ОК-4
Владеть   культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; навыками научного анализа социальных проблем и процессов ОК-3
культурой устной и письменной речи; навыками публичной речи, ведения дискуссии, полемики, аргументированного изложения собственной точки зрения на различные события, процессы, явления ОК-4

Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Логика и теория аргументации» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ОД.1) дисциплин ОП бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль) подготовки Правоохранительная деятельность. Дисциплина адресована студентам 1-го курса.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо в качестве логико-методологической основы при изучениидисциплин: «Экономика», «Политология», «Деловой язык юриста», «Основы правовой статистики».

Объем дисциплины и виды учебной работы

4.1 Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (АЗ):    
В том числе:    
Лекционные занятия (ЛЗ)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинарские занятия (СЗ) - -
Самостоятельная работа студента (СРС)    
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)    
Контактная работа (КоР)    
Форма промежуточной аттестации Зачет Зачет
Курсовая работа (КР) - -
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ 108/3 108/3

4.2 Очно-заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (АЗ):    
В том числе:    
Лекционные занятия (ЛЗ)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинарские занятия (СЗ) - -
Самостоятельная работа студента (СРС)    
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)    
Контактная работа (КоР)    
Форма промежуточной аттестации Зачет Зачет
Курсовая работа (КР) - -
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ 108/3 108/3

4.3 Заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Курс
 
Аудиторные занятия (АЗ):    
В том числе:    
Лекционные занятия (ЛЗ)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинарские занятия (СЗ) - -
Самостоятельная работа студента (СРС)    
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)    
Контактная работа (КоР)    
Форма промежуточной аттестации Зачет(4) Зачет(4)
Курсовая работа (КР) -  
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ 108/3 108/3

Содержание дисциплины

Содержание разделов и тем дисциплины

№ п/п Наименование раздела / темы дисциплины Содержание раздела / темы дисциплины
1. Предмет и значение логики Введение в учебную дисциплину: цель, задачи изучения дисциплины. Предмет логики. Роль мышления в познании. Процесс познания как процесс отражения действительности в сознании человека. Ощущение. Восприятие. Представление. Абстрагирование. Основные особенности абстрактного мышления. Понятие закона мышления. Возникновение логики как науки. Логика формальная, математическая (символическая), диалектическая. Современный этап развития формальной логики. Роль логики в повышении культуры мышления. Значение логики для науки и техники. Логика - рациональная основа процесса обучения и воспитания. Значение логики в профессиональной деятельности. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость.
2. Понятие Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки понятия. Логические приемы образования понятий. Понятие и слово. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие, единичные и нулевые понятия. Круговые схемы Эйлера для выражений отношений между понятиями. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний. Правило обобщения и ограничения понятий. Определение понятий. Научная терминология. Определение как логическая операция, квалификация правонарушений. Деление понятий. Виды деления: дихотомическое деление, деление по видоизменению признака. Правила и возможные ошибки в делении.
3. Суждение Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений. Категорические суждения и их виды (деление по качеству, по количеству и по объединенной классификации). Круговые схемы, выражающие отношения между терминами в суждениях. Сложные суждения и их виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: соединительные (конъюнкция), разделительные (дизъюнкция), условные (импликация), эквивалентные и отрицательные. Условия истинности сложных суждений (таблицы истинности). Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая (онтологическая) модальность. Вероятные и достоверные суждения. Виды достоверных суждений: суждения действительности и суждения необходимости.
4. Умозаключение Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения: посылки, заключение, обосновывающее знание (логическая связь между посылками и заключением). Понятие логического следования. Простые и сложные умозаключения. Виды умозаключения: непосредственные и опосредованные, демонстративные и недемонстративные, дедуктивные, индуктивные и умозаключение по аналогии. Понятие дедуктивного умозаключения. Виды дедукции. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по “логическому квадрату”, отрицание сложных суждений, контрапозиция условного суждения. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Роль дедукции в методах установления причинных связей. Понятие индуктивного умозаключения. Связь индукции с опытными обобщениями. Виды индукции: полная и неполная индукция. Полная индукция. Структура умозаключения. Индуктивные методы установления причинных связей. Свойства причинной зависимости - основа индуктивных методов обобщения. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании. Умозаключение по аналогии, его структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Условия, повышающие степень вероятности заключений, полученных с помощью строгой аналогии. Аналогия - логическая основа метода моделирования в науке и технике.
  Основные законы логики Законы логики, их природа. Закон тождества. Идентификация (отождествление) лиц и предметов в профессиональной сфере. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Значение основных законов (принципов) логики для правильного мышления. Понятие софизма и паралогизма. Значение формально-логических законов для профессиональной деятельности.
  Основы теории аргументации Доказательное рассуждение - логическая основа научных знаний. Доказательство и убеждение. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Требования к тезису, аргументам и демонстрации. Ошибки в аргументации. Виды аргументации: прямая и косвенная. Критика и опровержение. Критика аргументов и критический анализ демонстрации. Опровержение тезиса: прямое и косвенное.
  Логические основы полемики Полемика и её виды. Стратегия и тактика ведения спора. Приемы и уловки Приемы и уловки в споре: логические, психологические и механические. Логические приемы относительно тезиса. Приемы относительно аргументов. Психологические приемы. Механические приемы. Заключение. Перспективы развития логики и роль логических знаний в совершенствовании общей культуры современного специалиста.

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
 
  Экономика 1-2
  Политология 1-5
  Деловой язык юриста 1-7
  Основы правовой статистики 1-7
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...