Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организации судебной деятельности

 

1.1. Судебная деятельность: понятие и виды

 

Судебная власть осуществляет свои полномочия по разрешению отнесенных к ее компетенции вопросов, возникающих при применении права, посредством судебной деятельности.

 

Судебная деятельность - это правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (правосудие) и вся совокупность мероприятий организационного характера, обеспечивающих его осуществление <1>.

--------------------------------

<1> Понятие "судебная деятельность" имеет дискуссионный характер. См., например: Носков И.Ю. К вопросу о понятии "судебная деятельность" // Состояние и перспективы развития судебной системы Российской Федерации: Сб. науч. статей; под ред. В.А. Терехина, С.Б. Погодина. Пенза, 2014. С. 173 - 181.

 

Таблица 1

 

Содержание судебной деятельности

 

Процессуальная деятельность судов - разрешение отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, в установленных Конституцией РФ и федеральными законами видах и формах судопроизводства, то есть собственно правосудие
Организационная деятельность судов - мероприятия организационно-правового, кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия

 

Правосудие является основным видом судебной деятельности.

 

Правосудие - особый вид государственной деятельности, осуществляемой только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, сущность которой состоит в рассмотрении и разрешении судами дел в соответствии с принципами и нормами права, содержащимися в формах международного и национального права, реализуемых в России, с целью защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод либо правовых интересов лиц, участвующих в деле <1>.

--------------------------------

<1> Лебедев В.М. Современная российская модель правосудия // Российское правосудие. 2008. Спец. выпуск к VIII Всероссийскому съезду судей. С. 22; Ершов В.В. Право и правосудие как парные категории // Российское правосудие. 2014. N 1. С. 16, 17.

 

В качестве правосудия, как представляется, необходимо рассматривать не только деятельность суда первой и апелляционной инстанций, связанную с разрешением дела по существу. Правосудие осуществляется и в процессе конституционного судопроизводства, и в процессе проверки законности и обоснованности судебных постановлений вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке, и при судебном санкционировании в ходе досудебного производства отдельных следственных и процессуальных действий.

К правосудию относятся следующие виды деятельности судов (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Виды деятельности судов, относящиеся к правосудию

 

Конституционный контроль - деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ и иных актов федерального и регионального уровней, перечисленных в Конституции РФ и ФКЗ о Конституционном Суде РФ, осуществляемая посредством конституционного судопроизводства (ст. 3 ФКЗ О Конституционном Суде РФ)
Рассмотрение и разрешение дел по существу в суде первой инстанции - деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских, арбитражных, уголовных дел, дел об административных правонарушениях и иных дел с целью защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества, государства, юридических лиц и иных организаций (разделы IX - XII УПК РФ, раздел II ГПК РФ, раздел II АПК РФ)
Судебный надзор - деятельность вышестоящих судов по проверке законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений нижестоящих судов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке (разделы XIII, XV УПК РФ, разделы III и IV ГПК РФ, раздел VI АПК РФ)
Судебный контроль законности нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц (нормоконтроль) - деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании физическими и юридическими лицами законности актов Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения режима законности в стране (гл. 2 КАС РФ, гл. 23 АПК РФ)
Судебный контроль законности действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц - рассмотрение судами жалоб и заявлений на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ст. 125 УПК РФ)
Судебное санкционирование - принятие судами общей юрисдикции в ходе досудебного производства решений о производстве ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29 УПК РФ)

 

Второй вид судебной деятельности имеет организационно-правовой характер и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия (схема 1).

 

Схема 1. Мероприятия организационного характера,

обеспечивающие осуществление правосудия

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│разработка и реализация государственной судебной политики        │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│организационно-правовое обеспечение деятельности судов           │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│кадровое обеспечение судов                                       │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│финансирование судов, органов судейского сообщества и системы органов │

│Судебного департамента при Верховном Суде РФ                     │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│обеспечение материально-техническими средствами                  │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│информатизация деятельности судов, органов судейского сообщества и │

│системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ             │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│создание надлежащих условий для размещения судов, органов судейского │

│сообщества и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│обеспечение гарантий независимости судей                         │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│организация повышения квалификации судей и федеральных государственных│

──>│гражданских служащих аппаратов судов и системы Судебного департамента │

│при Верховном Суде РФ                                            │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│научная организация труда в суде                                 │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│прогнозирование и планирование работы соответствующего суда      │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│организация документооборота и делопроизводства в суде           │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│организация работы суда по рассмотрению судебных дел и материалов │

│и исполнению судебных решений                                    │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

1.2. Субъекты организации судебной деятельности

 

Судебная деятельность, как и любой вид деятельности, требует организации, порядка, управления, учета и контроля.

Правильная организация судебной деятельности на всех уровнях - важное условие осуществления качественного и эффективного правосудия, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел и исполнения судебных решений.

 

Организация судебной деятельности - совокупность мероприятий законодательного, кадрового, финансового, ресурсного и иного характера, осуществляемых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, председателями судов и мировыми судьями, а также органами судейского сообщества и другими органами государственной власти и должностными лицами, направленных на создание надлежащих условий для отправления полного и независимого правосудия в разумный срок.

 

Необходимо подчеркнуть, что если правосудие как форма реализации судебной власти осуществляется только судом, то в организации судебной деятельности задействованы как сами суды, так и иные субъекты.

Организация судебной деятельности - функция общегосударственная. Ее нельзя сводить к задачам одной лишь судебной власти. Она может быть успешно решена только совместными скоординированными усилиями соответствующих субъектов (органов государственной власти, самих судов, органами судейского сообщества, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Федеральной службы судебных приставов, Российским государственным университетом правосудия и др.), наделенных полномочиями по осуществлению активных действий и проведению мероприятий организационного характера.

 

Субъекты организации судебной деятельности - это органы государственной власти и должностные лица судебной системы Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочия по организационно-правовому, кадровому, финансовому, материально-техническому, информационному, аналитическому, статистическому, документационному обеспечению судебной деятельности в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.

 

На федеральном уровне в организации судебной деятельности участвуют: Президент России, Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство Российской Федерации. В организации судебной деятельности конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации участвуют органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Полномочия Президента РФ и высших органов

государственной власти в сфере организации

судебной деятельности

 

Президент РФ - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов (п. "е"), назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ (п. "к"), в частности в Конституционном и Верховном Суде РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей и квалификационные коллегии судей в субъектах РФ (ст. 83 Конституции РФ); - вносит законопроекты в Государственную Думу (в том числе о судебной системе, о судах общей юрисдикции, о Верховном Суде РФ, об упразднении Высшего Арбитражного Суда РФ и др.) (п. "г" ст. 84 Конституции РФ); - издает указы, например Указ Президента РФ от 12.01.2010 N 59 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов"; - утверждает реестр должностей Федеральной государственной гражданской службы, включающий перечни должностей в аппарате Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и нижестоящих судов, а также Судебного департамента при Верховном Суде РФ (Указ от 31.12.2005 N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы")
Совет Федерации Федерального Собрания РФ - назначает на должность Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, их заместителей, судей высших судов, а также представителей общественности в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ; - утверждает представленных Президентом РФ членов Президиума Верховного Суда РФ из числа судей этого Суда; - одобряет принятые Государственной Думой законы, регламентирующие различные вопросы организации судебной деятельности, в том числе о судебной системе, о Судебном департаменте, о мировых судьях субъектов РФ, о статусе судей, об органах судейского сообщества и другие (ст. 102 Конституции РФ)
Правительство РФ - разрабатывает проект федерального закона о федеральном бюджете в части финансового обеспечения деятельности судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации (например, см. п. 110 Постановления Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации"); - принимает федеральные целевые программы развития судебной системы в Российской Федерации, в которых определяет перспективы и основные направления совершенствования организации судебной деятельности (например, Федеральная целевая программа развития судебной системы на 2013 - 2020 годы, утв. Постановлением Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1406) (ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"); - назначает полномочного представителя, действующего в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ от имени Правительства без доверенности. Полномочный представитель из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, координирует деятельность иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных Судах (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 333 "Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ")

 

В Совете Федерации и Государственной Думе действуют комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству, к ведению которых отнесены вопросы развития судебной системы, Конституционного и Верховного Судов РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...