Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления организации судебной деятельности на федеральном уровне (схема 2).

 

Схема 2. Основные направления организации

судебной деятельности на федеральном уровне

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│выработка стратегии, принятие и реализация Концепции развития и  │

──>│совершенствования судебной власти, осуществления полного и       │

│независимого правосудия                                          │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│выбор наиболее оптимального структурного строения судебной власти, │

│эффективно действующей судебной системы, создание условий для    │

──>│доступного, справедливого и независимого правосудия для защиты прав │

│и законных интересов каждого без каких бы то ни было ограничений, │

│расширения доступа к правосудию                                  │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│принятие федеральных законов и других нормативных правовых актов, │

│относящихся к организации судебной деятельности, утверждению статуса │

──>│судей, материального и процессуального законодательства для      │

│отправления правосудия в соответствии с федеральным законодательством │

│и в разумные сроки                                               │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│осуществление мероприятий по созданию условий, необходимых для   │

──>│организации судебной деятельности, а также по ее кадровому,      │

│финансовому, организационному и ресурсному обеспечению           │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│установление размеров и видов материального и социального обеспечения │

│судей, соответствующих их высокому статусу                       │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│установление правовых и организационных гарантий независимости   │

│и безопасности судей и другие                                    │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

В организации судебной деятельности внутри судебной системы и непосредственно в судебных учреждениях участвуют: Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ и начальники управлений Судебного департамента в субъектах РФ, органы судейского сообщества РФ, председатели судов общей юрисдикции, арбитражных судов и их заместители, председатели судебных коллегий и судебных составов соответствующих судов, судьи, работники аппаратов судов, Российский государственный университет правосудия.

Указанные субъекты организуют судебную деятельность в соответствии с функциями, возложенными на них федеральными законами и другими нормативными актами (ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ", ст. ст. 29, 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и др.).

Содержание организационной деятельности внутри судебной системы по повышению качества правосудия и обеспечению разумных сроков рассмотрения дел в судах включает:

- обеспечение каждого суда в необходимых объемах и видах материальными и финансовыми ресурсами;

- обеспечение рациональной расстановки судейских кадров в судах с учетом требований, предъявляемых к ним федеральными законами, профессиональной квалификации и практического опыта;

- обеспечение организации работы на каждом участке судебной деятельности и оптимальной рабочей нагрузки на основе научной организации труда с использованием современных информационных технологий;

- организацию и проведение профессиональной подготовки и повышение квалификации судейского корпуса, работников аппаратов судов в системе повышения квалификации в установленные законом сроки;

- организацию материального обеспечения судей и работников аппаратов судов и др.;

- организацию, сопровождение и ведение документооборота и делопроизводства суда и другие направления деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее главу 3.

 

1.3. Законодательные и иные источники права

организации судебной деятельности

 

Организация судебной деятельности регулируется правовыми актами различного уровня и неодинаковой юридической силы.

Нормативно-правовую основу организации судебной деятельности составляют: Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие различные аспекты организации судебной деятельности и организационное обеспечение деятельности федеральных судов.

Конституция Российской Федерации, являясь государственнообразующим актом, закрепляет основополагающие общественные и экономические отношения и является юридической базой всего законодательства. Все другие законы и подзаконные акты должны ей соответствовать, не противоречить. Конституция РФ определяет организацию судебной системы страны, принципы правосудия, правовой статус судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации - составная часть правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). К международным актам, которые регулируют отношения, связанные с организацией судебной деятельности, относятся: Основные принципы независимости судебных органов, приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г.; "Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов", приняты Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г. 1989/60; Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 сентября 1995 г. N R (95) 11 "Комитет министров - государствам-членам относительно отбора, обработки, представления и архивации судебных решений и правовых информационно-поисковых систем", приняты Комитетом министров 11 сентября 1995 г. на 543-м заседании заместителей министров.

Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об арбитражных судах Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации" закрепляют институциональное строение судебной системы, основы статуса судей в Российской Федерации, порядок создания и упразднения судов, состав и организацию деятельности федеральных судов, принципы организации и деятельности судов, их полномочия, организационное обеспечение деятельности судов.

Федеральные законы: "О статусе судей в Российской Федерации", "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В этих Законах более детально регламентируются вопросы судебной деятельности, правовое положение судей, органов судейского сообщества, организационное обеспечение деятельности судов. К федеральным законам относятся и отраслевые кодексы - Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

При этом необходимо учитывать и федеральные законы, которыми вносятся соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты. Например, Федеральным законом от 12.03.2014 N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" внесены соответствующие изменения в Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", в Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", в Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Отдельные вопросы организации деятельности судов регулируются указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, имеющими нормативный характер. Такие акты принимаются в целях обеспечения законов, регулирующих судебную деятельность. Например, Указ Президента РФ от 18 августа 2014 г. "Об обеспечении деятельности Верховного Суда РФ", Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 306 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей".

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ определяются основные направления развития судебной системы России и правовые средства обеспечения судебной деятельности. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 утверждена федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013 - 2020 годы, в которой предусматриваются конкретные направления развития судебной системы страны и меры организационного обеспечения судебной деятельности.

К правовым источникам организации судебной деятельности относятся ведомственные нормативные акты - приказы, распоряжения, инструкции, постановления. Такие акты издаются Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Минюстом России. В этих документах утверждается регламент работы суда, определяются полномочия структурных подразделений суда, должностные регламенты и должностные инструкции работников аппаратов судов, порядок организации документооборота и делопроизводства в суде и т.д.

Например, Приказ Верховного Суда РФ от 18.06.2010 "Об утверждении Порядка организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации", Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов", Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2.04.2010 "Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации".

Правовые акты органов судейского сообщества (постановления Всероссийских съездов судей, Совета судей Российской Федерации, заключения квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий судей) определяют формы участия органов судейского сообщества в организационном обеспечении судебной деятельности. Например, в Постановлении VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития" намечены пути законодательного, кадрового и ресурсного обеспечения судебной деятельности в стране.

Существенное значение для организации судебной деятельности имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых даются разъяснения по вопросам судебной практики. Например, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" обобщена практика соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел, выявлены причины нарушения сроков и даны соответствующие разъяснения по применению процессуального законодательства. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 26 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" даны разъяснения о применении уголовно-процессуального законодательства судами апелляционной инстанции и организации работы суда апелляционной инстанции. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 августа 2014 г. N 2 "Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации" определяется организация работы Верховного Суда РФ.

 

Нормативные правовые акты, официальные акты

высших судебных органов и судейского сообщества

 

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1966 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".

5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".

6. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

7. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

8. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

9. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...