Основные направления организации судебной деятельности на федеральном уровне (схема 2).
Схема 2. Основные направления организации судебной деятельности на федеральном уровне
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │выработка стратегии, принятие и реализация Концепции развития и │ ──>│совершенствования судебной власти, осуществления полного и │ │независимого правосудия │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │выбор наиболее оптимального структурного строения судебной власти, │ │эффективно действующей судебной системы, создание условий для │ ──>│доступного, справедливого и независимого правосудия для защиты прав │ │и законных интересов каждого без каких бы то ни было ограничений, │ │расширения доступа к правосудию │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │принятие федеральных законов и других нормативных правовых актов, │ │относящихся к организации судебной деятельности, утверждению статуса │ ──>│судей, материального и процессуального законодательства для │ │отправления правосудия в соответствии с федеральным законодательством │ │и в разумные сроки │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │осуществление мероприятий по созданию условий, необходимых для │ ──>│организации судебной деятельности, а также по ее кадровому, │ │финансовому, организационному и ресурсному обеспечению │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│установление размеров и видов материального и социального обеспечения │ │судей, соответствующих их высокому статусу │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│установление правовых и организационных гарантий независимости │ │и безопасности судей и другие │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
В организации судебной деятельности внутри судебной системы и непосредственно в судебных учреждениях участвуют: Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ и начальники управлений Судебного департамента в субъектах РФ, органы судейского сообщества РФ, председатели судов общей юрисдикции, арбитражных судов и их заместители, председатели судебных коллегий и судебных составов соответствующих судов, судьи, работники аппаратов судов, Российский государственный университет правосудия. Указанные субъекты организуют судебную деятельность в соответствии с функциями, возложенными на них федеральными законами и другими нормативными актами (ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ", ст. ст. 29, 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и др.).
Содержание организационной деятельности внутри судебной системы по повышению качества правосудия и обеспечению разумных сроков рассмотрения дел в судах включает: - обеспечение каждого суда в необходимых объемах и видах материальными и финансовыми ресурсами; - обеспечение рациональной расстановки судейских кадров в судах с учетом требований, предъявляемых к ним федеральными законами, профессиональной квалификации и практического опыта; - обеспечение организации работы на каждом участке судебной деятельности и оптимальной рабочей нагрузки на основе научной организации труда с использованием современных информационных технологий; - организацию и проведение профессиональной подготовки и повышение квалификации судейского корпуса, работников аппаратов судов в системе повышения квалификации в установленные законом сроки; - организацию материального обеспечения судей и работников аппаратов судов и др.; - организацию, сопровождение и ведение документооборота и делопроизводства суда и другие направления деятельности <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее главу 3.
1.3. Законодательные и иные источники права организации судебной деятельности
Организация судебной деятельности регулируется правовыми актами различного уровня и неодинаковой юридической силы. Нормативно-правовую основу организации судебной деятельности составляют: Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие различные аспекты организации судебной деятельности и организационное обеспечение деятельности федеральных судов. Конституция Российской Федерации, являясь государственнообразующим актом, закрепляет основополагающие общественные и экономические отношения и является юридической базой всего законодательства. Все другие законы и подзаконные акты должны ей соответствовать, не противоречить. Конституция РФ определяет организацию судебной системы страны, принципы правосудия, правовой статус судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации - составная часть правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). К международным актам, которые регулируют отношения, связанные с организацией судебной деятельности, относятся: Основные принципы независимости судебных органов, приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г.; "Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов", приняты Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г. 1989/60; Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 сентября 1995 г. N R (95) 11 "Комитет министров - государствам-членам относительно отбора, обработки, представления и архивации судебных решений и правовых информационно-поисковых систем", приняты Комитетом министров 11 сентября 1995 г. на 543-м заседании заместителей министров. Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об арбитражных судах Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации" закрепляют институциональное строение судебной системы, основы статуса судей в Российской Федерации, порядок создания и упразднения судов, состав и организацию деятельности федеральных судов, принципы организации и деятельности судов, их полномочия, организационное обеспечение деятельности судов. Федеральные законы: "О статусе судей в Российской Федерации", "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В этих Законах более детально регламентируются вопросы судебной деятельности, правовое положение судей, органов судейского сообщества, организационное обеспечение деятельности судов. К федеральным законам относятся и отраслевые кодексы - Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
При этом необходимо учитывать и федеральные законы, которыми вносятся соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты. Например, Федеральным законом от 12.03.2014 N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" внесены соответствующие изменения в Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", в Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", в Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Отдельные вопросы организации деятельности судов регулируются указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, имеющими нормативный характер. Такие акты принимаются в целях обеспечения законов, регулирующих судебную деятельность. Например, Указ Президента РФ от 18 августа 2014 г. "Об обеспечении деятельности Верховного Суда РФ", Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 306 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей". Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ определяются основные направления развития судебной системы России и правовые средства обеспечения судебной деятельности. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 утверждена федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013 - 2020 годы, в которой предусматриваются конкретные направления развития судебной системы страны и меры организационного обеспечения судебной деятельности. К правовым источникам организации судебной деятельности относятся ведомственные нормативные акты - приказы, распоряжения, инструкции, постановления. Такие акты издаются Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Минюстом России. В этих документах утверждается регламент работы суда, определяются полномочия структурных подразделений суда, должностные регламенты и должностные инструкции работников аппаратов судов, порядок организации документооборота и делопроизводства в суде и т.д. Например, Приказ Верховного Суда РФ от 18.06.2010 "Об утверждении Порядка организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации", Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов", Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2.04.2010 "Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации". Правовые акты органов судейского сообщества (постановления Всероссийских съездов судей, Совета судей Российской Федерации, заключения квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий судей) определяют формы участия органов судейского сообщества в организационном обеспечении судебной деятельности. Например, в Постановлении VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития" намечены пути законодательного, кадрового и ресурсного обеспечения судебной деятельности в стране. Существенное значение для организации судебной деятельности имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых даются разъяснения по вопросам судебной практики. Например, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" обобщена практика соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел, выявлены причины нарушения сроков и даны соответствующие разъяснения по применению процессуального законодательства. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 26 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" даны разъяснения о применении уголовно-процессуального законодательства судами апелляционной инстанции и организации работы суда апелляционной инстанции. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 августа 2014 г. N 2 "Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации" определяется организация работы Верховного Суда РФ.
Нормативные правовые акты, официальные акты высших судебных органов и судейского сообщества
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1966 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". 3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". 4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации". 5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". 6. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". 7. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". 8. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". 9. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". 10. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|