Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии, факторы и показатели эффективности управления




 

Главной задачей аппарата управления является активное воздействие на управляемый объект с целью улучшения показателей его функционирования. В зависимости от назначения системы и условий ее функционирования критерием эффективности могут служить различные показатели.

Критерий эффективности – это показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.

Повышение эффективности управления зависят от ряда факторов, которые могут быть систематизированы по различным признакам.

По содержанию:

· экономические – система материального поощрения и материальной ответственности;

· политические – политические кризисы, мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей, изменение в соотношении политических сил и т. д.;

· социально-психологические – межличностные отношения, авторитет руководителей, система моральных ценностей;

· организационные – рациональная структура аппарата управления, четкое функциональное разделение труда, правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина;

· технические – механовооруженность управленческого труда, степень использования техники, техническая культура.

    По форме воздействия:

· прямые – непосредственно влияют на эффективность управленческого труда (организация личной работы менеджеров, их квалификация, правильность подбора и расстановка кадров в аппарате управления);

· косвенные – оказывают опосредованное влияние на работу организации (психологический климат коллектива, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп и др.).

    По продолжительности воздействия:

· кратковременные (нарушение трудовой дисциплины);

· длительные (стиль управления, психологический климат).

    По степени формализации:

· количественно измеримые (уровень механизации управленческого труда, интенсивность потоков);

· количественно неизмеримые (удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат).

    Однако на эффективность работы предприятия (организации) оказывают помимо управления и другие факторы:

· качество сырья;

· уровень подготовки кадров;

· соответствие орудий труда требованиям научно-технического прогресса и т.д.

    Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей.

    Обобщающие характеризуют конечные результаты.

    Частные показатели характеризуют использование отдельных видов ресурсов – труда, основных средств, инвестиций.

 

 

 


Рис. 1. Обобщающие показатели

 

 

 


Рис. 2. Частные показатели

 

Эффективность управленческой деятельности применитель­но к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показате­лями (социальная эффективность).

Количественные показатели деятельности системы управлениявключают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоем­кости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Важное значение имеют показатели социальной эф­фективности управления (качественные):повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процес­сов управления; повышение квалификации менеджеров; повы­шение уровня обоснованности принимаемых решений; форми­рование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологиче­ские последствия.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных показателей, то происходит положительный сдвиг в организации управления и достигается экономический эффект [2, с 318].

        

 

    Эффективным управленческим структурам свойственны:

· системность, единствосоставляющих звеньев при четком разграничении выполняемых ими функций;

· высокая реактивность, динамичность и одновременно адаптивность к новым внешним и внутренним условиям, способность изменяться. Для этого управленческая структура должна быть в минимальной степени инерционной, содержать в себе элемент, отвечающий за ее упорядочение и улучшение;

· стабильность, т.е. способность сохранять равновесие при возмущающихся действиях внутренних и внешних факторов;

· простота, минимальное число должностей и уровней управления;

· рациональное сочетание централизации и децентрализации принятия решений, расширение зон самоконтроля;

· обеспечение ориентации работы не на собственные нужды, а на интересы потребителя;

· деятельность в рамках законов и общепринятых норм деловой этики [1, с 230].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...