Критерии, факторы и показатели эффективности управления
Главной задачей аппарата управления является активное воздействие на управляемый объект с целью улучшения показателей его функционирования. В зависимости от назначения системы и условий ее функционирования критерием эффективности могут служить различные показатели. Критерий эффективности – это показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения. Повышение эффективности управления зависят от ряда факторов, которые могут быть систематизированы по различным признакам. По содержанию: · экономические – система материального поощрения и материальной ответственности; · политические – политические кризисы, мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей, изменение в соотношении политических сил и т. д.; · социально-психологические – межличностные отношения, авторитет руководителей, система моральных ценностей; · организационные – рациональная структура аппарата управления, четкое функциональное разделение труда, правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина; · технические – механовооруженность управленческого труда, степень использования техники, техническая культура. По форме воздействия: · прямые – непосредственно влияют на эффективность управленческого труда (организация личной работы менеджеров, их квалификация, правильность подбора и расстановка кадров в аппарате управления); · косвенные – оказывают опосредованное влияние на работу организации (психологический климат коллектива, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп и др.).
По продолжительности воздействия: · кратковременные (нарушение трудовой дисциплины); · длительные (стиль управления, психологический климат). По степени формализации: · количественно измеримые (уровень механизации управленческого труда, интенсивность потоков); · количественно неизмеримые (удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат). Однако на эффективность работы предприятия (организации) оказывают помимо управления и другие факторы: · качество сырья; · уровень подготовки кадров; · соответствие орудий труда требованиям научно-технического прогресса и т.д. Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей. Обобщающие характеризуют конечные результаты. Частные показатели характеризуют использование отдельных видов ресурсов – труда, основных средств, инвестиций.
Рис. 1. Обобщающие показатели
Рис. 2. Частные показатели
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность). Количественные показатели деятельности системы управлениявключают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур). Важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные):повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных показателей, то происходит положительный сдвиг в организации управления и достигается экономический эффект [2, с 318].
Эффективным управленческим структурам свойственны: · системность, единствосоставляющих звеньев при четком разграничении выполняемых ими функций; · высокая реактивность, динамичность и одновременно адаптивность к новым внешним и внутренним условиям, способность изменяться. Для этого управленческая структура должна быть в минимальной степени инерционной, содержать в себе элемент, отвечающий за ее упорядочение и улучшение; · стабильность, т.е. способность сохранять равновесие при возмущающихся действиях внутренних и внешних факторов; · простота, минимальное число должностей и уровней управления; · рациональное сочетание централизации и децентрализации принятия решений, расширение зон самоконтроля; · обеспечение ориентации работы не на собственные нужды, а на интересы потребителя; · деятельность в рамках законов и общепринятых норм деловой этики [1, с 230].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|