Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебные курсы по управлению в университетах России




«Учение об управлении» В.А. Гольцева. Один из разработчиков методологических проблем — В.А. Гольцев (1850-1906) был из­вестной личностью в широких кругах московских и петербургских ученых, писателей, юристов, студентов, «маяком на бурном поли­тическом море». Придерживаясь либерально-буржуазных взгля­дов, В.А. Гольцев был одним из организаторов распространения в России народовольческой газеты «Самоуправление», издавав­шейся в 1882 г. в Женеве. К этому времени он был уже уволен из Московского университета, где еще в 1881/82 учебном году прочитал студентам юридического факультета курс «Учение об управлении».

Основной печатный материал по этому курсу — литографиро­ванное издание, подготовленное двумя студентами, — к сожале­нию, найти пока не удалось. Дело в том, что курс был напечатан небольшим тиражом, разошелся только среди студентов и слуша­телей, не был разослан в университетские и публичные библиотеки. Однако обнаруженная подробная программа курса, работы в этой области его учеников и последователей, многочисленные статьи В.А. Гольцева по отдельным вопросам, рассматриваемым в спец­курсе, позволяют составить довольно ясное представление о мето­дологии, структуре и основных результатах «Учения об управлении» В.А. Гольцева.

Научная деятельность В.А. Гольцева началась в Московском университете, в котором он учился на юридическом факультете с 1868 по 1872 г. В это время в университете преподавали такие ученые, как ИХ. Бабст (политическая экономия), В.Н. Лешков (общественное право), И.И. Янжул (финансовое право) и другие, курсы которых прослушал В.А. Гольцев. По окончании универ­ситета В.А. Гольцев представил сочинение «Об экономическом законодательстве Петра Великого».

После сдачи экзаменов он был послан в двухгодичную загран­командировку для подготовки к профессорскому званию. Гольцев учился в университетах Парижа, Гейдельберга, Вены и Лейпцига, собирал материалы для магистерской диссертации по теме «Госу­дарственное хозяйство во Франции XVII в.», слушал лекции известных ученых-экономистов и юристов — И.К. Блюнчли, К.Г.А. Книса, В.Г.Ф. Рошера и др. Наиболее сильное влияние на формирование мировоззрения В.А. Гольцева оказал знаменитый в ту пору Лоренц фон Штейн, лекции которого Гольцев слушал в Венском университете в течение осени и зимы 1876 г.

По возвращении на родину В.А. Гольцеву была предоставлена возможность защитить магистерскую диссертацию (1878), но ни одну из двух обещанных кафедр — государственного права и поли­цейского права — ему занять не удалось. После защиты он несколько лет печатался в различных газетах с научно-политическими стать­ями, резко критикуя существующую в России образовательную систему, деятельность Министерства народного просвещения и министра Д. Толстого. Это отрицательно сказалось на его поло­жении в университете. Хотя в 1881 г. он был утвержден в звании доцента, а в 1881/82 учебном году ему разрешили прочитать курс «Учение об управлении», осенью 1882 г. он был отстранен от пре­подавательской деятельности, и ему было предложено подать в отставку. До конца жизни (ноябрь 1906) В.А. Гольцев больше не был допущен к преподавательской деятельности.

Обладая талантом ученого-публициста, он много печатался в газетах и журналах по вопросам политэкономии, права, государст­венного управления и др. Став в 1885 г. фактическим редактором журнала «Русская мысль», Гольцев регулярно вел в нем разделы «Внутреннее обозрение», «Иностранное обозрение», публиковал статьи по научно-политическим и экономическим вопросам. Являясь организатором и секретарем «Московского общества юристов», он часто выступал на его заседаниях, печатался в орга­не этого общества — журнале «Юридический вестник». В общей сложности В.А. Гольцев опубликовал более 200 научных и публи­цистических статей. Анализ работ В.А. Гольцева свидетельствует, что он придерживался либеральных взглядов на организацию государственного управления в капиталистической России (обес­печение народного благосостояния), проповедуя всесословность выборных органов, самоуправление в земствах, конституционализм как средство и форму смягчения классовых противоречий.

Как и Л. Штейн, В.А. Гольцев придерживался теории разделе­ния властей, которая своей третьей частью — исполнительная власть — естественно выводила на управленческую деятельность. Содержанием деятельности государства идеалисты школы Штейна считали «совершенствование отдельного человека». Высший госу­дарственный принцип управления заключается в осуществлении полной гармонии всех интересов всех членов общежития. Наука, которая выставляет руководящие положения и правила для уп­равления в указанных целях, и есть учение об управлении.

В отличие от сторонников идеалистической концепции «пра­вового государства», Гольцев смотрел на содержание государствен­ной деятельности несколько шире. Он одним из первых в России сформулировал новую идеалистическую концепцию «культурного государства» в науке государственного управления. Он писал: «Первой и величайшею задачею государства остается, без сомне­ния, осуществление справедливости во взаимных отношениях граждан и в отношениях между ними и правительством. Но наряду с этой великою целью государственной деятельности выступает другая. Вопросы общественного благосостояния привлекают все большее и большее внимание современных ученых и государствен­ных людей... Сохраняя лучшие особенности правового государства, уважение к человеческой мысли, неприкосновенность человеческой личности, государство нашего времени берет на себя осуществле­ние таких задач благосостояния, которые непосильны отдельному гражданину или общественным союзам людей. Правовое государ­ство сменяется, таким образом, культурным государством» [18]. Гольцев считал, что «сложные задачи культурного государства определяются, прежде всего, законодательством страны. Законода­тельная власть устанавливает пределы и способы действия для власти исполнительной. Последняя в границах, отведенных ей законом, издает распоряжения и предписания. Эти распоряжения и предписания или служат истолкованием закона, или регулируют местные, временные нужды».

В целом Гольцев под управлением понимал разнообразную деятельность государства и организованного общества, направлен­ную на обеспечение правосудия, безопасности внутри общества и от внешних врагов и на достижение народного благосостояния. В область учения об управлении «должно входить все, что является делом не отдельной личности, а правительства, церкви, само­управления». Приступая к изложению своего учения, Гольцев на­чинает с того, что считает «нецелесообразным... удерживать для нашего предмета название «право». Юридические отношения представляют результат сложения и разложения общественных сил... Результат вчерашней экономической борьбы, определенный закон видоизменяет с завтрашнего дня экономические отноше­ния. Следствие становится причиной, причина — следствием. Научное изучение «права» поэтому возможно только в связи с изучением всей общественной жизни. Это положение, справед­ливое вообще, имеет особенно важное значение по отношению к вопросам управления. Здесь «право» следит шаг за шагом за рос­том общественных потребностей. В пределах закона непрерывно колеблется необозримое множество распоряжений, живущих только один день, только в одном пункте страны».

Именно поэтому «правом» следует заканчивать изучение обще­ственной жизни. Задачей учения об управлении, по его мнению, служит исследование культурной деятельности государства и раз­нообразных общественных союзов, изучение соответствующих «исторических изменений» в относящихся к данной деятельности правовых нормах. «Конечная цель всякого исследования подоб­ного рода состоит в раскрытии законов сосуществования и после­довательности явлений». Для решения этой задачи Гольцев счи­тает необходимым пользоваться историко-сравнительным и стати­стическим методами научного познания, суть которых заключается в «наблюдении и анализе явлений, установлении причинной связи между ними и открытии законов их сосуществования и последо­вательности».

В другой статье Гольцев писал: «Наблюдение за прошлой и современной жизнью человечества — насколько современность поддается беспристрастной и правильной оценке — освещает дорогу для будущего, вооружает нас знаниями и идеями, при помощи которых мы можем направлять историческое течение, а не быть бессильными свидетелями, невольными жертвами этого течения». Следует отметить, что В.А. Гольцев не только призывал к использованию указанных методов исследования проблем управ­ления и раскрывал их важность, назначение и суть, но и конкрет­но их реализовывал в своей научной деятельности. Так, помимо диссертационной работы о государственном хозяйстве во Фран­ции, В.А. Гольцев переводил и редактировал подобные работы, опубликованные в те же годы, что и спецкурс: «Государственное устройство Бельгии» (1881), «Государственное устройство Голландии» (1S82), «Политические идеи Бенжамена Констана» (1882), «Об ответ­ственности министров» (1883) и др.

Если учесть, что в программе спецкурса есть «Исторический обзор государственного управления на Западе и в России», не­сколько вопросов, посвященных английскому государственному управлению, французскому, германскому самоуправлению и строю общественных союзов (акционерных обществ) в этих же странах, в Соединенных Штатах, Голландии и Австрии, то становятся по­нятными системность и широта взглядов Гольцева, грандиозность задуманных им научных исследований по управлению, выбор эмпирических методов научного исследования.

Использование этих методов исследования, по мнению Голь­цева, позволяет установить устойчивые принципы управления, необходимые в реальной управленческой деятельности. «Задачу при­кладной части учения об управлении (или «искусства управления») составляет... выработка принципов в безгранично-обширной области отношений между управляющими и управляемыми».

Вопросы и идеи учебного курса В.А. Гольцев излагал и развивал в своих многочисленных научных работах, журнальных статьях, в том числе в газете «Самоуправление». Чаще всего он возвращался к проблеме самоуправления — в работах «Государство и само­управление» (1882), «Самоуправление и децентрализация» (1885) и др. Вот как, например, он разделял административную децент­рализацию (т. е. управление на местах без законодательной власти), самоуправление по Штейну и собственно самоуправление в работе «Государство и самоуправление»: «И теоретическая мысль, и исто­рический опыт указывают... на невозможность правильного едино­временного существования двух начал, одно из которых положено в основу общегосударственного управления, а другое — в основу местного самоуправления. Эти два начала непременно вступят в борьбу между собой. Крепкая центральная власть низведет само­управление на степень своего служебного органа, превратит его в замаскированную бюрократию.

Для центральной власти возникают при таком устройстве зна­чительные выгоды: многие общегосударственные потребности начинают покрываться мнимым самоуправлением, которое явля­ется в глазах населения ответственным за усиление налогов. Мест­ные представительные учреждения становятся в действительности сборщиками податей, финансовыми агентами государства, отстра­няющегося от неприятной обязанности стоять лицом к лицу с народом. Вся выгода при этом на стороне правительства, а вся ответственность — на стороне бессильного самоуправления... Понятно, что лица, которые будут занимать должности в таком самоуправлении... станут послушными орудиями администрации, так как ее усмотрением, в конце концов, определяется просьба и этих лиц, и самих учреждений. Наоборот, сильное самоуправле­ние естественно стремится вверх, к расширению своего принципа на весь государственный строй».

Не нужно думать, что Гольцев, опасаясь цензуры, так замаски­рованно выражал идеал будущего коммунистического общества (пусть даже утопического). Уже на следующей странице он, как верный апологет самодержавия, пишет: «Помимо представитель­ных учреждений (т. е. всесословных в его концепции самоуправ­ления. — Авт .) бывают еще две формы государственного устройства: непосредственное решение всех вопросов управления народом, вечем, и бюрократический способ управления. Что касается до первой формы, то в больших государствах нового мира она не­осуществима. Все здоровое и основательное в таком принципе осуществляется при широко развитом самоуправлении. Для слож­ных и общегосударственных дел такая система неприменима... Говорить о негодности бюрократического строя государственной жизни излишне, потому что эта негодность очевидна. Только с устранением бюрократических пут, которые связывают живое движение народа, монархическая власть получает возможность осуществить свое высокое призвание, т. е. являться носительницею справедливости, покровительницею обездоленных в исторической борьбе слоев населения».

Критики, отмечая оригинальность содержания и структуры учебного курса В.А. Гольцева, указывали на недоработанность курса, отсутствие в нем некоторых запланированных частей, недо­статочность (по объему) изложения вопросов и функций управле­ния благосостоянием, мероприятий, относящихся к хозяйственной жизни. Недостатки объяснялись новизной курса и отсутствием, к сожалению, возможности повторить его чтение в университете.

И даже в таком виде (особенно с учетом более поздних работ В.А. Гольцева) спецкурс «Учение об управлении» не только впер­вые в России охватил и исследовал систематически по существу все методологические вопросы науки управления (ее предмет, задачи и методы исследования, функции и соответствующие органы управления), но и развил взгляды представителей мировой управ­ленческой мысли.

«Учение о внутреннем управлении» В.В, Ивановского. Незави­симо от В.А. Гольцева подобный курс в 1883 г. в Казанском уни­верситете начал читать В.В. Ивановский (1854-1926). В 1878 г. В.В. Ивановский закончил юридический факультет Казанского университета. Там же защитил обе диссертации: магистерскую на тему «Опыт исследования деятельности органов земского само­управления в России» (1882) и докторскую на тему «Организация самоуправления во Франции и Пруссии» (1886). В 1886 г. он стал профессором кафедры государственного права. Два года (1883-1885) стажировался в университетах в Берлине и Вене. В 1883 г. он впервые прочитал курс «Учение о внутреннем управлении», который во многом перекликался с теоретическими взглядами Л. Штейна.

По общепринятой тогда форме В.В. Ивановский начал свое чтение со вступительной лекции, в которой изложил основное содержание, логику и структуру курса. Его научная концепция управления базируется на содержании функций государственной деятельности. Он считал, что всякое государство (с момента появ­ления первых государств, т. е., по мнению Ивановского, «не ранее конца XV в. и начала XVI в.») выполняет две задачи: «защищает личность от угрожающих ей опасностей» и «положительно содейст­вует благосостоянию личности, предпринимая для этой цели те или другие положительные меры, создавая те или другие учреждения». Если в первом случае государство действует принудительным способом, то во втором — государственная деятельность носит «поощрительный или попечительный характер». Хотя, исследуя историю становления науки о внутреннем управлении (науки о полиции), Ивановский указывает на периоды в развитии госу­дарств, когда полиция благосостояния (как часть деятельности государства) носила принудительный характер, когда «государ­ство... имело несомненное право безграничного вмешательства в частную жизнь с целью облагодетельствования граждан, с целью сделать их счастливыми во что бы то ни стало... Лишь с конца прошлого и особенно начала нынешнего столетия начинает посте­пенно проникать как в умы государственных людей, так и мысли­телей более правильное понимание задач и характера деятельности государства в сфере внутреннего управления... Стало понятным, что государство в деле народного благосостояния может и должно взять на себя роль лишь, так сказать, пособника, являться со своей деятельностью там, где есть в этом действительная необходимость, т. е. там, где частной индивидуальной или общественной деятель­ности оказывается недостаточно».

Примерно с 30-х годов XIX в. для обозначения внутренней деятельности государства начинают употребляться термины «ад­министрация» и «внутреннее управление». Точнее, «в государствах, достигших наиболее высокой ступени развития, под внутренним управлением разумеется та отрасль государственной деятельности, которая имеет целью содействие гражданам в деле удовлетворения их потребностей, в деле их развития и совершенствования, коль скоро их собственные силы для этого оказываются недостаточными».

В.В. Ивановский намерен был читать только о той сфере, кото­рая относится к государственной деятельности в положительной форме, т. е. осуществляемой в форме попечительства, создания различного рода учреждений по управлению благосостоянием, использования разнообразных организационных и других средств и мер. Пытаясь разобраться во множестве средств и форм внут­реннего управления и пользуясь историко-сравнительным мето­дом исследования, В.В. Ивановский изучил деятельность многих государств и пришел к выводу, что необходима систематизация как самих управленческих мер и форм, так и соответствующих разделов науки.

Изучив историю различных государств, ибо «только наблюдение и изучение действительной жизни, а не какие-либо искусствен­ные построения могут дать нам понятие о природе государства», Ивановский делает следующий вывод: для разработки «удовлет­ворительной системы внутреннего управления мы должны выхо­дить... из основного понятия о благе или благосостоянии челове­ческой личности, так как последнее и составляет конечную цель государственной деятельности в сфере внутреннего управления. Определяя это понятие эмпирически, мы должны признать, что благосостояние человеческой личности заключается в наиболее полном удовлетворении ее потребностей, в их дальнейшем разви­тии и совершенствовании... Следовательно, государство содействует благосостоянию не иначе, как содействуя удовлетворению потреб­ностей личности».

Структуризация и систематизация разнообразной деятельности государства в области внутреннего управления свелась, таким обра­зом, к упорядочению «потребностей человеческой личности». Эта задача входит в круг научных задач политической экономии, счи­тает Ивановский. Она изучает эти потребности, разделяет их на группы, так или иначе их классифицирует. Согласно этой науке все потребности делятся на «две категории» — физические и ду­ховные. В связи с этим существуют и два рода государственной деятельности в сфере внутреннего управления: «Все разнообразные меры и учреждения государства так или иначе, посредственно или непосредственно, содействуют удовлетворению физических и духов­ных потребностей личности». Но поскольку это слишком общая классификация, так как «существует целая масса мер... относи­тельно которых нельзя с точностью сказать, какому роду потреб­ностей они содействуют», Ивановский продолжает ее уточнять. Он предлагает разделить уже не потребности, а собственно методы государственного управления (меры по удовлетворению потреб­ностей). Это уже иной классификатор, предполагающий знание о всевозможных методах управления. Ивановский делит все методы управления на две группы: непосредственно содействующие удов­летворению физических и духовных потребностей и опосредован­ные методы. Первые методы могут сразу быть разделены на две группы — физические и духовные, а вторые требуют дальнейшего уточнения процесса удовлетворения потребностей. Ивановский считает, что в этом процессе человек становится в те или иные отношения, во-первых, к материальному миру, так как нуждается в определенном количестве так называемых экономических благ, и, во-вторых, к другим людям, так как нуждается в их помощи. Поскольку приобретение (в необходимом количестве) экономи­ческих благ затруднительно для одного человека (а иногда даже для «целых общественных соединений»), «государство берет на себя задачу содействовать приобретению экономических благ». Функция «содействия экономическому благосостоянию личности» есть самостоятельная сфера внутреннего управления. В процессе удовлетворения потребностей, кроме того, человек, как существо социальное, становится «в известные отношения к другим людям», которые (отношения) оказывают известное влияние на характер удовлетворения этих потребностей.

В.В. Ивановский предупреждает, что наличие экономических благ не означает существование особых экономических потреб­ностей, отличных от физических и духовных. Экономическое благо­состояние — это только особое взаимоотношение с материальным миром, которое позволяет человеку удовлетворить его физические и духовные потребности. Таким образом, наличие в той или иной мере этих благ говорит о характере отношений, о степени удов­летворения потребностей. Далее Ивановский подводит к соответствующей этим челове­ческим отношениям функции государственного управления. Он считает, что многообразные условия и ситуации, возникающие в обществе, воздействуют на личность, в результате чего человек «теряет свою самостоятельность. Между тем удовлетворение по­требностей духовной и физической жизни, совершенствование способов этого удовлетворения и дальнейшее развитие этих потреб­ностей возможны лишь при условии самостоятельности личности, при условии ее свободы».

Как и в случае с приобретением экономических благ, человек часто не в состоянии сохранить или «возвратить утраченную» самостоятельность. Это обстоятельство и порождает очередную «функцию государственной деятельности, заключающуюся в регу­лировании социальных отношений, в уничтожении зависимости личности от других подобных же личностей и общественных со­единений в воздействии на условия, порождающие эту зависи­мость, насколько такое воздействие возможно, т. с. насколько оно не противоречит законам социальной жизни».

Таким образом, предметом конструируемой им науки о внут­реннем управлении, становится разнообразная деятельность госу­дарства, направленная на решение вопросов благосостояния и представленная в виде 4 частей. Первые две отражают функции государства по непосредственному обеспечению соответственно физических и духовных потребностей. Вторые две — функции го­сударства по опосредованному обеспечению тех же потребностей: «отношения государства к экономической жизни» личности и «отношения государства к социальной жизни» личности.

Из других работ В.В. Ивановского становится понятнее, что входит в каждую из 4 функций. Это представление Ивановского о функциях государственного управления благосостоянием ото­бражено в табл. 5.2. Эти же функции являются 4 разделами науки о внутреннем управлении (по В.В. Ивановскому).

Как видим, предмет науки внутреннего управления получил вид определенной системы, приобрел определенную стройность и замкнутость. В отличие от В.А. Гольцева, В.В. Ивановский четче сформулировал цели и задачи науки внутреннего управления. Цель науки, по Ивановскому, — «отыскание тех постоянных причин, которые обусловливают государственную деятельность в сфере внутреннего управления, которые дают ей то или другое направ­ление, проникающее как во всю эту деятельность, так и отража­ющееся на отдельных ее сторонах, направленных к развитию той или другой отрасли народной жизни в частности». Ценным в этой

Таблица 5.2

Объекты и функции государственного внутреннего управления

 

Потребности человека Функции государства Физические Духовные
1. Непосредственные функции внутреннего управления Управление народонаселением Управление нравственным развитием личности
    Управление здравоохранением Управление религиозным развитием личности Управление эстетическим развитием личности Управление интеллектуальным развитием личности
2. Опосредованные функции внутреннего управления Регулирование отношений с материальным миром Управление развитием экономической жизни государства (в целом) Управление развитием отдельных отраслей экономической жизни
    Регулирование социальных отношений Управление отношениями в семье Управление взаимоотношениями личности и церкви Управление отношениями в сословиях и между сословиями Управление отношениями в классах и между классами

 

формулировке является указание на отыскание объективных зако­номерностей управления, однако тавтология («направление» — «направленных») и громоздкость делают ее тяжеловесной, допус­кающей множество толкований.

В более поздних работах В.В. Ивановский «упростил» предло­женную им ранее систему науки управления. Во-первых, исчез весь блок по обеспечению самостоятельности, независимости личности в регулировании социальных отношений (последние четыре функции в табл. 5.2). Во-вторых, наряду с попечительской деятельностью государства в управлении благосостоянием (которая только и признавалась им в лекции 1883 г.), он вводит также прину­дительную деятельность государства, основанную на различного рода правовых нормах (фабричное законодательство, санитарно-медицинские правовые нормы, законодательство о народном об­разования, в том числе университетские уставы и т. п.). Это заста­вило его вернуться к старому термину «полиция благосостояния», что еще в лекции, «как уже не соответствующее содержанию науки», признавалось им анахронизмом. В-третьих, управление процес­сами обеспечения экономических благ получило название «система хозяйственного управления»; было введено понятие «хозяйственное управление», уточнены перечень входящих в это понятие функ­ций (на основе изучения истории хозяйственного управления европейских государств и России) и соответствующие разделы науки о внутреннем управлении.

Под «хозяйственным управлением» Ивановский понимал госу­дарственную деятельность, направленную на обеспечение эконо­мического благосостояния личности, которое, в свою очередь, удовлетворяет его физические и духовные потребности. Объек­тивная необходимость в экономических благах, с одной стороны, и ограниченность индивидуальных возможностей в их приобрете­нии, с другой стороны, и являются теми причинами, которые порождают такого рода хозяйственную деятельность государства. Причем содержание, организация и формы этой деятельности обусловливаются «общим строем государственной и социальной жизни» и «теми законами, которые управляют явлениями экономи­ческой жизни». Как видим, В.В. Ивановский подошел довольно близко к определению термина «управление экономикой» в совре­менной нам формулировке.

Признание важности этой сферы деятельности потребовало от Ивановского даже специальной формулировки «цели науки внут­реннего управления по отношению к этой сфере государственной деятельности», которая, как и общая цель, заключается в отыска­нии и объяснении всех причин и факторов, соответственно по­рождающих хозяйственную деятельность государства и влияющих на нее. В качестве основного научного метода исследования, обес­печивающего достижение этой цели, Ивановский называет исто-рико-сравнительный метод. Однако он указывает на его недостатки, которые объясняет несовершенством самой исторической науки, неразработанностью метода, но главное — объективной «недо­статочностью числа наблюдаемых объектов, т. е. государств: при сравнительно-историческом изучении приходится иметь в виду не все государства, но лишь те, которые могут быть сравниваемы, т. е. живущие приблизительно в одинаковых естественных усло­виях». Кроме количественных и географических условий, Иванов­ский не указывает других каких-либо причин. Трудно понять, какой смысл вкладывает Ивановский в слова «приблизительно в одинаковых естественных условиях», но в связи с отсутствием специального указания на «социально-экономические условия», на «конкретно-исторический период» его методологическая оценка возможностей историко-сравнительного метода не может считаться правильной.

Наряду с этим методом в работах В.В. Ивановского можно встретить реальное использование методов наблюдения и описа­ния явлений, индуктивного и дедуктивного методов, рассуждения об опыте как об «искусственном воспроизведении сложных явле­ний, или искусственном установлении взаимодействий между явлениями», в силу сложности которых в социальной жизни воз­можности опыта в науке управления, по мнению Ивановского, ограничены.

Однако главной заслугой Ивановского все же являются его достижения в области развития структуры науки о внутреннем управлении, уточнения и дополнения ее разделов.

Так, В.В. Ивановский, развивая идеи, изложенные в вводной лекции учебного курса по административному праву конца XIX -начала XX в., предложил уже иную структуру раздела «хозяйствен­ное управление» науки о внутреннем управлении, как следствие выделенных им функций хозяйственного управления европей­ских государств. Выделяя по-прежнему две части: общие меры и отраслевые меры содействия экономическому благосостоянию, он уточняет и ту, и другую часть.

К общим мерам (а из контекста становится понятным, что речь во многих случаях идет об объектных функциях государственного хозяйственного управления) он относит:

• обеспечение «безопасности собственности» (чтобы «каждый мог пользоваться плодами своего труда»);

• постоянное совершенствование податной системы (с целью уравнительности, необременительности налогов);

• совершенствование административных и судебных учреждений («недостаток честности и способности в судьях и администра­торах, медленность, хлопотливость и убыточность делопроиз­водства ложатся тяжелым налогом на лиц, имеющих необходи­мость обращаться в суды; ввиду этого улучшение администрации и судопроизводства есть мера, содействующая экономическому благосостоянию»);

• совершенствование паспортной системы (в том числе «унич­тожение паспортных сборов и снятие ограничений по трудо­устройству»);

• совершенствование управления транспортом, почтой и связью (как «мера, содействующая в особенности обмену экономичес­ких благ и косвенным образом влияющая на производство»);

• совершенствование системы мер и весов (как мера, «облегча­ющая переход экономических благ от одних лиц к другим»);

• совершенствование денежной системы («имеющее ту же цель»);

- совершенствование кредитной системы (в том числе облегче­ние условий приобретения кредита как средства расширения производства и улучшения «обращения экономических благ»);

• совершенствование системы страхования («способствующее сохранению ценности экономических благ»).

Для построения системы отраслевых мер В.В. Ивановский пользуется известным ему делением всех отраслей промышленности на 4 группы: отрасли добывающие (горное дело, рыбный промы­сел и др.), сельскохозяйственные (земледелие, скотоводство и др.), обрабатывающие (ремесленная, заводская и фабричная промыш­ленности) и торговля. Классификация эта условна, так как имеет много пересечений (особенно условия выделения группы сельско­хозяйственных отраслей).

Каково же общее содержание содействия экономическому благосостоянию, по Ивановскому? Он считает, что государство осуществляет либо положительные меры — поощряет тот или дру­гой вид производства, создает условия увеличения производства и повышения качества продуктов производства, либо отрицатель­ные меры — устраняет экономические препятствия для занятия теми или другими промыслами (т. е. предоставляет равные права каждому для занятия тем или иным видом хозяйственной деятель­ности, «устраняет привилегии и монополии», ослабляет прежнюю полицейскую регламентацию производственной деятельности). Напомним: весь этот большой набор мер (функций) хозяйственного управления явился результатом изучения Ивановским конкретно-исторической хозяйственной деятельности различных государств.

В то же время он пишет, что существует ряд мер содействия экономическому благосостоянию, «которые могут быть указаны также с чисто теоретической точки зрения, — таково, например, образование учебных заведений для усовершенствования и распре­деления разного рода технических знаний, содействие учреждению образцовых ферм, поощрение съездов представителей разных отрас­лей труда, содействие образованию выставок продуктов различных отраслей труда и т. п.»

Проиллюстрируем содержание отраслевых мер на примере госу­дарственного воздействия на фабрично-заводскую промышленность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...