Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли
Дворянство в пореформенной России оставалось господствующим классом, хотя в 60-х годах XIX в. сила крепостников была надломлена: они потерпели, правда, не окончательное, но все же такое решительное поражение, что должны были «уйти со сцены». Дворянство «уходило со сцены» по-разному. Одни из них — реакционные дворяне — продолжали отстаивать крепостнические идеи, пытаясь любой ценой сохранить неприкосновенность помещичьего землевладения, они связывали будущее России с успехами в развитии помещичьей организации хозяйства. Другие — либеральное дворянство — отличались от реакционеров несущественно. Осуществляя некоторые уступки крестьянству, выступая за ограничение сословных привилегий, за выборность и всесословность ряда важнейших административных органов, дворянские либералы тем не менее требовали сохранения земельной собственности у помещиков, солидаризируясь в этом со своими единомышленниками — реакционерами. Казалось бы, что можно сказать о наличии прогрессивной управленческой мысли у представителей сходившего со сцены класса пореформенной России. Однако следует учесть, что для выражения своих интересов дворянство обладало большими возможностями, включая: • сохранение господствующих политических позиций; • обладание значительной частью материальной базы в аграрном по структуре общественном производстве; • сохранение в стране высокой доли «служилых» дворян; • обладание средствами идеологического воздействия на научную общественность (большая часть периодической прессы и издательств, сохранение важнейших постов в научных и научно-технических обществах, таких, как «Вольное экономическое общество», многочисленные региональные общества сельских хозяев).
В то же время специфика положения такова, что дворянство, понимая, что может лишиться привычного ему лидерства, изыскивает все возможности для сохранения его. Все это становится условиями и причинами, которые не могли не быть источниками всякого рода научно-практических поисков и открытий дворянской управленческой мысли. Этих открытий было более всего, естественно, в вопросах государственного, местного управления и управления отраслями сельского хозяйства. Кроме того, дворянство испытывало и внутрисословные противоречия, прежде всего между помещиками и «служилыми» дворянами (обусловленные различиями правового положения, расхождениями во взглядах и интересах между поместным дворянством и терявшим связь с землей «служилым») и между теми дворянами, которые оказались втянутыми в предпринимательскую деятельность. Это только расширяло причины зарождения дворянской управленческой мысли. Интерес к дворянской мысли с точки зрения ИУМ обусловливается и тем, что взгляды и предложения дворянства по поводу организации государственного управления хозяйством, центрального и местного управления очень часто становились официальной доктриной и порождали взгляды и идеи оппонентов. Естественно, идеологи дворянства видели будущее России в развитом помещичьем хозяйстве, т. е. «главный ответ» на главный вопрос о будущем страны в принципе для них был ясен. Возникали только соответствующие «главному ответу» новые вопросы: о характере аграрной эволюции страны, о собственнике земель, о формах землевладения, о рациональной организации крупного помещичьего и мелкого крестьянского хозяйства. Дворянство волновали, конечно, вопросы о характере и путях развития капиталистической промышленности, торговли (внутренней и внешней), финансовой и кадровой политики, но решались они с позиции и в интересах данного класса. Однако главный вопрос для дворянства заключался в другом: как удержать то широкое дореформенное влияние на судьбы России, которым обладало дворянское сословие; как сохранить первенство в государственном управлении всеми сферами российского общества: внешней и внутренней политикой, экономической, государственной службой, национальными взаимоотношениями, направлениями искусства, образованием и т.д. Именно это вынуждало дворянство искать и предлагать, а иногда и навязывать обществу конкретные меры по совершенствованию общественного управления. Это были меры по организации старых и учреждению новых центральных органов управления, совершенствованию земского управления, а также большой спектр экономических мер, включающих государственный кредит и пособия, покровительственные тарифы и высокие цены (на сельхозпродукты), подготовку сельскохозяйственных кадров, в том числе управляющих имениями, и т. д.
Содержание и формулировки разрабатываемых дворянством мер менялись в зависимости от политических, социально-экономических и других условий внутри и вне страны, но движущим мотивом по-прежнему оставалась потребность в лидерстве. Для выражения своих требований дворяне имели больше средств, чем другие сословия. Прежде всего, это сохранившиеся Дворянские собрания, обладавшие большими правами. Они были главной трибуной. Дворянские собрания могли обращаться с ходатайствами к самому императору, адресуя просьбу непосредственно монарху. В первые годы после реформы 1861 г. дворянство, признав (в результате голосования на бурных заседаниях различных Дворянских собраний) невозможным возвращение к старым порядкам, все же обратилось с прошением к правительству о пересмотре «Положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г. (далее — «Положения»). Учитывая обстановку в стране и особенно начавшиеся крестьянские волнения, ходатайства носили умеренно-либеральный дух. В докладе министра внутренних дел П.А. Валуева они выглядели так: • провозглашение принципа обязательного выкупа наделов крестьянами с безусловной выплатой помещикам полной выкупной суммы и немедленное разверстание угодий;
• предоставление помещикам безусловного права переводить крестьян с барщины на оброк без их согласия и гарантия правительства правильного поступления оброчных платежей; • предоставление владельцам барщинных имений права переводить своих крестьян на выкуп без предварительного перевода их на оброк; • законодательное подтверждение неприкосновенности помещичьей собственности. В качестве средств и условий решения этих задач дворянство называло; восстановление государственного кредита и кредитных учреждений, упорядочение найма рабочей силы, ускорение строительства и улучшение деятельности железных дорог, оказание помощи мелкопоместным дворянам, пересмотр сельского устава в сторону усиления мер борьбы с потравами и порубками и других правовых норм (в частности, введение всесословного, устного и гласного суда с независимыми и несменяемыми судьями; введение земского самоуправления с выборными должностными лицами, которые выполняют обязанности без утверждения администрации и смешаются только по суду) и, наконец, учреждение центрального дворянского выборного представительства как совещательного органа с целью участвовать в делах общественного управления. Как видим, в случае удовлетворения правительством просьб Дворянских собраний дворянство достигло бы цели «удержать за собой инициативу в делах преобразований, которые дворянство признаёт необходимым». После того, как часть прошений дворянства была удовлетворена (были уволены либерально настроенные чиновники в центральном аппарате и земствах, разрешено переводить крестьян на выкуп без предварительного перевода на оброк, разрешена рассрочка помещичьих долгов, выплачены пособия ряду категорий помещиков и др.), дворянская мысль продолжала вырабатывать новые идеи и проекты укрепления своих позиций в государственном управлении. Однако дворянство в выражении своих желаний доходило до крайностей, что подчас вызывало недовольство правительства и монарха. Когда в очередной раз на московском собрании дворянство в адрес на имя Александра II высказало компромиссное (для реакционеров и либералов) предложение создать центральный представительный совещательный орган из двух палат: нижней (всесословной) и верхней (дворянской), реакция монарха была отрицательной. 29 января 1865 г. на имя министра П.А. Валуева поступил высочайший рескрипт Александра II, который мы приведем почти полностью, чтобы помимо содержания проиллюстрировать стиль и формы (фразы и обороты речи), которыми император выражал свое недовольство дворянством.
«Петр Александрович... Мне не безызвестно, что во время своих совещаний Московское губернское дворянское собрание вошло в обсуждение предметов, прямому ведению его не подлежащих, и коснулось вопросов, относящихся до изменения существенных начал государственных России учреждений. Благополучно совершившиеся... и ныне по моим указаниям еще совершающиеся преобразования достаточно свидетельствуют о моей постоянной заботливости улучшать и совершенствовать, по мере возможности и в предопределенном мною порядке (выделено нами. — Авт.) разные отрасли государственного устройства. Право вчинания до главным частям этого постепенного совершенствования, принадлежит исключительно мне... (выделено нами. — Авт.) и неразрывно связано с самодержавною властью... Прошедшее, в глазах всех моих верноподданных, должно быть залогом будущего. Никому из них не предоставлено предупреждать мои непрерывные о благе России попечения и предрешать вопросы о существенных основаниях ее общих государственных учреждений. Ни одно сословие не имеет законного права говорить именем других сословий. Никто не призван принимать на себя, передо мною, ходатайство об общих пользах и нуждах государства. Подобные уклонения от установленного действующими узаконениями порядка могут только затруднить меня в исполнении моих предначертаний (выделено нами. — Авт.), ни в каком случае не способствуя к достижению той цели, к которой они могут быть направляемы. Я твердо уверен, что не буду встречать впредь таких затруднений со стороны русского дворянства, вековые заслуги которого перед престолом и отечеством мне всегда памятны, к которому мое доверие всегда было и ныне пребывает непоколебимым. Поручаю вам поставить о сем в известность всех генерал-губернаторов... Пребываю к вам благосклонный... Александр». Как видим, император заботился о будущем государства, чести и интересах всех сословий. Очевиден и мотив: страх за монарший трон. К решению важнейших политических вопросов император не хотел допускать никого. Тем не менее, дворянство и в последующие годы выдвигало в форме решений Дворянских собраний просьбы, прошения и ходатайства, отражающие стремление укрепить свои позиции, и часто добивалось успехов. (Все документы, материалы, ходатайства Дворянских собраний являются источниками дворянской управленческой мысли).
В результате дворянство добилось многого: • были учреждены Государственный дворянский банк (1885), предоставлявший помещикам из потомственных дворян кредит под залог имений на льготных условиях; • значительные уступки были сделаны дворянству в железнодорожных тарифах (1889 и 1893), в результате чего помещикам был облегчен сбыт хлеба на внутренних рынках, однако расходы казны увеличились на несколько миллионов рублей; • в области образования дворянство добилось строгого сословного отбора в учебные заведения, перевода дворянских стипендиатов на казенный счет, увеличения числа мест для детей потомственных дворян в кадетских корпусах; • по ходатайству помещиков Министерство государственных имуществ было реорганизовано в Министерство земледелия и государственных имуществ (1893), что, естественно, повысило внимание правительства к землевладельцам, в том числе в вопросах ведения хозяйств. Если учесть, что росла прослойка помещиков-предпринимателей, то к указанным следует добавить те правительственные меры, которые были направлены на совершенствование организации управления отраслями, связанными с землей: это винокуренная, свеклосахарная, табачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, отрасли добывающей промышленности. Второй по значимости после проблемы представительства («конституционализма») на уровне государственных органов для дворянства была проблема усиления своего влияния в вопросах местного управления, а отсюда и своего представительства в соответствующих органах. После того как согласно «Положению о губернских и уездных по крестьянским делам учреждений» были созданы губернские уездные институты мировых посредников, на которых возлагалось проведение в жизнь решений «Положения» и которые в своей деятельности руководствовались особым правительственным документом, очень скоро стали проявляться отклонения от официальных документов. Дело в том, что вчерашние помещики-крепостники никак не могли смириться с тем, что они (даже в качестве мировых посредников) должны удовлетворять все законные требования крестьян. Они заставляли крестьян отрабатывать повинности, накладывали на них штрафы, продавали за недоимки имущество должников, а также устраивали массовые порки недовольных, расправлялись с ними с помощью воинских и полицейских команд. А если на мировых съездах посредников принимались неугодные дворянским предводителям решения, то они протестовали и требовали от правительства предоставления права протеста против решений съезда. Массовые жалобы на поведение помещиков привели к перевыборам состава мировых институтов, однако и в новом составе они были представлены в основном поместным дворянством. Как писал В.И. Ленин, «Мировые посредники первого созыва были распущены и заменены людьми, не способными отказать крепостникам в объегоривании крестьян и при самом размежевании земли» [13. Т. 4. С. 430]. До конца XIX в. правительство принимает следующие меры, узаконенные высочайшим повелением: • создание института мировых судей, губернских и уездных по крестьянским делам присутствий; • 3 Валуевские комиссии — о земствах (1864), о податной реформе (1871), для исследования положения сельского хозяйства и сельской промышленности в России (1873); • учреждение специальной правительственной Кахановской комиссии для составления проектов местного управления и приглашение в нее сведущих людей (из крупных помещиков), в результате введение должности участковых земских начальников, вызванное также «затруднениями в правильном развитии благосостояния «по причине» отсутствия близкой к народу твердой правительственной власти». Однако эти и другие подобные меры беспокойства о «крестьянском благосостоянии» способствовали тому, что в органы крестьянского управления привлекались представители потомственного дворянства, усиливался помещичий гнет, существенно ухудшалось положение крестьян. С точки зрения ИУМ каждая из принятых мер представляет собой обширный источник, ибо до своего вступления в силу, в процессе разработки того или иного документа, а также в процессе реализации данной меры она сопровождалась большим количеством материалов подготовительного характера (протоколы и материалы съездов сельских хозяев, заседаний комиссий), оперативного характера (записки в Госсовет и другие центральные органы), окончательных документов и актов (правительственные указы, государственные законы, положения, дополнения), материалов, содержащих оценки хода реализации или последствий того или иного управленческого мероприятия. Из обилия материалов по решению управленческих проблем остановимся на документах по совершенствованию земского управления. Кроме того, проанализируем методологические разработки одного из представителей либерального дворянства Д.И. Пихно, который в своем труде «Основания политической экономии» в некотором смысле перебросил мост между методологами дворянской и буржуазной управленческой мысли. И далее коротко остановимся на отражении отечественной управленческой мысли в трудах «Вольного экономического общества», выражавшего интересы дворянства и занимавшегося в основном вопросами сельского хозяйства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|