Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли




Дворянство в пореформенной России оставалось господству­ющим классом, хотя в 60-х годах XIX в. сила крепостников была надломлена: они потерпели, правда, не окончательное, но все же такое решительное поражение, что должны были «уйти со сцены». Дворянство «уходило со сцены» по-разному. Одни из них — реак­ционные дворяне — продолжали отстаивать крепостнические идеи, пытаясь любой ценой сохранить неприкосновенность помещичь­его землевладения, они связывали будущее России с успехами в развитии помещичьей организации хозяйства. Другие — либераль­ное дворянство — отличались от реакционеров несущественно. Осуществляя некоторые уступки крестьянству, выступая за огра­ничение сословных привилегий, за выборность и всесословность ряда важнейших административных органов, дворянские либералы тем не менее требовали сохранения земельной собственности у помещиков, солидаризируясь в этом со своими единомышлен­никами — реакционерами.

Казалось бы, что можно сказать о наличии прогрессивной управленческой мысли у представителей сходившего со сцены класса пореформенной России. Однако следует учесть, что для выражения своих интересов дворянство обладало большими воз­можностями, включая:

• сохранение господствующих политических позиций;

• обладание значительной частью материальной базы в аграр­ном по структуре общественном производстве;

• сохранение в стране высокой доли «служилых» дворян;

• обладание средствами идеологического воздействия на науч­ную общественность (большая часть периодической прессы и издательств, сохранение важнейших постов в научных и на­учно-технических обществах, таких, как «Вольное экономи­ческое общество», многочисленные региональные общества сельских хозяев).

В то же время специфика положения такова, что дворянство, понимая, что может лишиться привычного ему лидерства, изыски­вает все возможности для сохранения его. Все это становится условиями и причинами, которые не могли не быть источниками всякого рода научно-практических поисков и открытий дворян­ской управленческой мысли. Этих открытий было более всего, естественно, в вопросах государственного, местного управления и управления отраслями сельского хозяйства.

Кроме того, дворянство испытывало и внутрисословные про­тиворечия, прежде всего между помещиками и «служилыми» дворянами (обусловленные различиями правового положения, расхождениями во взглядах и интересах между поместным дво­рянством и терявшим связь с землей «служилым») и между теми дворянами, которые оказались втянутыми в предприниматель­скую деятельность. Это только расширяло причины зарождения дворянской управленческой мысли. Интерес к дворянской мысли с точки зрения ИУМ обусловливается и тем, что взгляды и пред­ложения дворянства по поводу организации государственного управления хозяйством, центрального и местного управления очень часто становились официальной доктриной и порождали взгляды и идеи оппонентов.

Естественно, идеологи дворянства видели будущее России в развитом помещичьем хозяйстве, т. е. «главный ответ» на глав­ный вопрос о будущем страны в принципе для них был ясен. Возникали только соответствующие «главному ответу» новые во­просы: о характере аграрной эволюции страны, о собственнике земель, о формах землевладения, о рациональной организации крупного помещичьего и мелкого крестьянского хозяйства. Дво­рянство волновали, конечно, вопросы о характере и путях разви­тия капиталистической промышленности, торговли (внутренней и внешней), финансовой и кадровой политики, но решались они с позиции и в интересах данного класса. Однако главный вопрос для дворянства заключался в другом: как удержать то широкое дореформенное влияние на судьбы России, которым обладало дворянское сословие; как сохранить первенство в государствен­ном управлении всеми сферами российского общества: внешней и внутренней политикой, экономической, государственной служ­бой, национальными взаимоотношениями, направлениями искус­ства, образованием и т.д. Именно это вынуждало дворянство искать и предлагать, а иногда и навязывать обществу конкретные меры по совершенствованию общественного управления. Это были меры по организации старых и учреждению новых централь­ных органов управления, совершенствованию земского управления, а также большой спектр экономических мер, включающих госу­дарственный кредит и пособия, покровительственные тарифы и высокие цены (на сельхозпродукты), подготовку сельскохозяй­ственных кадров, в том числе управляющих имениями, и т. д.

Содержание и формулировки разрабатываемых дворянством мер менялись в зависимости от политических, социально-эконо­мических и других условий внутри и вне страны, но движущим мотивом по-прежнему оставалась потребность в лидерстве.

Для выражения своих требований дворяне имели больше средств, чем другие сословия. Прежде всего, это сохранившиеся Дворянские собрания, обладавшие большими правами. Они были главной трибуной. Дворянские собрания могли обращаться с хода­тайствами к самому императору, адресуя просьбу непосредственно монарху. В первые годы после реформы 1861 г. дворянство, при­знав (в результате голосования на бурных заседаниях различных Дворянских собраний) невозможным возвращение к старым по­рядкам, все же обратилось с прошением к правительству о пере­смотре «Положения о крестьянах вышедших из крепостной зави­симости» от 19 февраля 1861 г. (далее — «Положения»). Учитывая обстановку в стране и особенно начавшиеся крестьянские волне­ния, ходатайства носили умеренно-либеральный дух. В докладе министра внутренних дел П.А. Валуева они выглядели так:

• провозглашение принципа обязательного выкупа наделов крестьянами с безусловной выплатой помещикам полной выкупной суммы и немедленное разверстание угодий;

• предоставление помещикам безусловного права переводить крестьян с барщины на оброк без их согласия и гарантия пра­вительства правильного поступления оброчных платежей;

• предоставление владельцам барщинных имений права перево­дить своих крестьян на выкуп без предварительного перевода их на оброк;

• законодательное подтверждение неприкосновенности поме­щичьей собственности.

В качестве средств и условий решения этих задач дворянство называло; восстановление государственного кредита и кредитных учреждений, упорядочение найма рабочей силы, ускорение стро­ительства и улучшение деятельности железных дорог, оказание помощи мелкопоместным дворянам, пересмотр сельского устава в сторону усиления мер борьбы с потравами и порубками и других правовых норм (в частности, введение всесословного, устного и гласного суда с независимыми и несменяемыми судьями; введе­ние земского самоуправления с выборными должностными лицами, которые выполняют обязанности без утверждения администрации и смешаются только по суду) и, наконец, учреждение центрального дворянского выборного представительства как совещательного органа с целью участвовать в делах общественного управления.

Как видим, в случае удовлетворения правительством просьб Дворянских собраний дворянство достигло бы цели «удержать за собой инициативу в делах преобразований, которые дворянство признаёт необходимым».

После того, как часть прошений дворянства была удовлетво­рена (были уволены либерально настроенные чиновники в цент­ральном аппарате и земствах, разрешено переводить крестьян на выкуп без предварительного перевода на оброк, разрешена рас­срочка помещичьих долгов, выплачены пособия ряду категорий помещиков и др.), дворянская мысль продолжала вырабатывать новые идеи и проекты укрепления своих позиций в государствен­ном управлении. Однако дворянство в выражении своих желаний доходило до крайностей, что подчас вызывало недовольство пра­вительства и монарха. Когда в очередной раз на московском со­брании дворянство в адрес на имя Александра II высказало ком­промиссное (для реакционеров и либералов) предложение создать центральный представительный совещательный орган из двух палат: нижней (всесословной) и верхней (дворянской), реакция монарха была отрицательной. 29 января 1865 г. на имя министра П.А. Валуева поступил высочайший рескрипт Александра II, ко­торый мы приведем почти полностью, чтобы помимо содержания проиллюстрировать стиль и формы (фразы и обороты речи), которыми император выражал свое недовольство дворянством.

«Петр Александрович... Мне не безызвестно, что во время своих совещаний Московское губернское дворянское собрание вошло в обсуждение предметов, прямому ведению его не подле­жащих, и коснулось вопросов, относящихся до изменения суще­ственных начал государственных России учреждений.

Благополучно совершившиеся... и ныне по моим указаниям еще совершающиеся преобразования достаточно свидетельствуют о моей постоянной заботливости улучшать и совершенствовать, по мере возможности и в предопределенном мною порядке (выделено нами. — Авт.) разные отрасли государственного устройства. Право вчинания до главным частям этого постепенного совершенствова­ния, принадлежит исключительно мне... (выделено нами. — Авт.) и неразрывно связано с самодержавною властью... Прошедшее, в глазах всех моих верноподданных, должно быть залогом буду­щего. Никому из них не предоставлено предупреждать мои непре­рывные о благе России попечения и предрешать вопросы о суще­ственных основаниях ее общих государственных учреждений. Ни одно сословие не имеет законного права говорить именем других сословий. Никто не призван принимать на себя, передо мною, ходатайство об общих пользах и нуждах государства. Подобные уклонения от установленного действующими узаконениями порядка могут только затруднить меня в исполнении моих предначертаний (выделено нами. — Авт.), ни в каком случае не способствуя к достижению той цели, к которой они могут быть направляемы. Я твердо уверен, что не буду встречать впредь таких затруднений со стороны русского дворянства, вековые заслуги которого перед престолом и отечеством мне всегда памятны, к которому мое доверие всегда было и ныне пребывает непоколебимым.

Поручаю вам поставить о сем в известность всех генерал-губернаторов... Пребываю к вам благосклонный... Александр». Как видим, император заботился о будущем государства, чести и интересах всех сословий. Очевиден и мотив: страх за монарший трон. К решению важнейших политических вопросов император не хотел допускать никого. Тем не менее, дворянство и в последу­ющие годы выдвигало в форме решений Дворянских собраний просьбы, прошения и ходатайства, отражающие стремление укре­пить свои позиции, и часто добивалось успехов. (Все документы, материалы, ходатайства Дворянских собраний являются источни­ками дворянской управленческой мысли).

В результате дворянство добилось многого:

• были учреждены Государственный дворянский банк (1885), предоставлявший помещикам из потомственных дворян кредит под залог имений на льготных условиях;

• значительные уступки были сделаны дворянству в железнодо­рожных тарифах (1889 и 1893), в результате чего помещикам был облегчен сбыт хлеба на внутренних рынках, однако расходы казны увеличились на несколько миллионов рублей;

• в области образования дворянство добилось строгого сослов­ного отбора в учебные заведения, перевода дворянских сти­пендиатов на казенный счет, увеличения числа мест для детей потомственных дворян в кадетских корпусах;

• по ходатайству помещиков Министерство государственных имуществ было реорганизовано в Министерство земледелия и государственных имуществ (1893), что, естественно, повы­сило внимание правительства к землевладельцам, в том числе в вопросах ведения хозяйств.

Если учесть, что росла прослойка помещиков-предпринимате­лей, то к указанным следует добавить те правительственные меры, которые были направлены на совершенствование организации управления отраслями, связанными с землей: это винокуренная, свеклосахарная, табачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, отрасли добывающей промышленности.

Второй по значимости после проблемы представительства («конституционализма») на уровне государственных органов для дворянства была проблема усиления своего влияния в вопросах местного управления, а отсюда и своего представительства в соот­ветствующих органах.

После того как согласно «Положению о губернских и уездных по крестьянским делам учреждений» были созданы губернские уездные институты мировых посредников, на которых возлагалось проведение в жизнь решений «Положения» и которые в своей деятельности руководствовались особым правительственным доку­ментом, очень скоро стали проявляться отклонения от официальных документов. Дело в том, что вчерашние помещики-крепостники никак не могли смириться с тем, что они (даже в качестве мировых посредников) должны удовлетворять все законные требования крестьян. Они заставляли крестьян отрабатывать повинности, накладывали на них штрафы, продавали за недоимки имущество должников, а также устраивали массовые порки недовольных, расправлялись с ними с помощью воинских и полицейских команд. А если на мировых съездах посредников принимались неугодные дворянским предводителям решения, то они протестовали и тре­бовали от правительства предоставления права протеста против решений съезда. Массовые жалобы на поведение помещиков при­вели к перевыборам состава мировых институтов, однако и в новом составе они были представлены в основном поместным дворян­ством. Как писал В.И. Ленин, «Мировые посредники первого созыва были распущены и заменены людьми, не способными отка­зать крепостникам в объегоривании крестьян и при самом разме­жевании земли» [13. Т. 4. С. 430].

До конца XIX в. правительство принимает следующие меры, узаконенные высочайшим повелением:

• создание института мировых судей, губернских и уездных по крестьянским делам присутствий;

• 3 Валуевские комиссии — о земствах (1864), о податной ре­форме (1871), для исследования положения сельского хозяй­ства и сельской промышленности в России (1873);

• учреждение специальной правительственной Кахановской комиссии для составления проектов местного управления и приглашение в нее сведущих людей (из крупных помещи­ков), в результате введение должности участковых земских начальников, вызванное также «затруднениями в правильном развитии благосостояния «по причине» отсутствия близкой к народу твердой правительственной власти».

Однако эти и другие подобные меры беспокойства о «кресть­янском благосостоянии» способствовали тому, что в органы крестьянского управления привлекались представители потомст­венного дворянства, усиливался помещичий гнет, существенно ухудшалось положение крестьян.

С точки зрения ИУМ каждая из принятых мер представляет собой обширный источник, ибо до своего вступления в силу, в процессе разработки того или иного документа, а также в про­цессе реализации данной меры она сопровождалась большим количеством материалов подготовительного характера (протоколы и материалы съездов сельских хозяев, заседаний комиссий), опе­ративного характера (записки в Госсовет и другие центральные органы), окончательных документов и актов (правительственные указы, государственные законы, положения, дополнения), мате­риалов, содержащих оценки хода реализации или последствий того или иного управленческого мероприятия.

Из обилия материалов по решению управленческих проблем остановимся на документах по совершенствованию земского управления. Кроме того, проанализируем методологические раз­работки одного из представителей либерального дворянства Д.И. Пихно, который в своем труде «Основания политической экономии» в некотором смысле перебросил мост между методо­логами дворянской и буржуазной управленческой мысли. И далее коротко остановимся на отражении отечественной управленческой мысли в трудах «Вольного экономического общества», выражав­шего интересы дворянства и занимавшегося в основном вопросами сельского хозяйства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...