Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояснительная записка.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Гжельский государственный художественно-промышленный институт»

(ГГХПИ)

 

Кафедра сервиса и туризма

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Михайлова

«____» ________________20 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

«Мировая культура и искусство»

 

Специальность:

100103 Социально-культурный сервис и туризм

 

 

пос. Электроизолятор

Составитель:

Дружинкина Н.Г., к.и.н., доцент кафедры ГСЭЕНД.

 

Рецензенты:

 

Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, аннотация курса и т.д.), учебно-тематический план, содержание дисциплины, примерные темы семинаров, практических работ и рефератов, вопросы для подготовки к зачету, вопросы для подготовки к экзамену, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.

 

Программа курса обсуждена и утверждена на заседании кафедры сервиса и туризма.

 

Протокол № 14

 

от 22.06.2011

 

Заведующий кафедрой __________ Т.Б. Лисицына

 

 

Пояснительная записка

Программа курса «Мировая культура и искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства (специальность «Декоративно-прикладное искусство»), письма зам. Министра образования РФ от 19 мая 2000 г. №14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ вуза на основе государственных образовательных стандартов», с учетом рекомендаций Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ, содержания примерных программ общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин вузов.

1. Цели курса:

- дать студентам понимание основных закономерностей и особенностей развития отечественной и мировой культуры и искусства, исходя из понятия цивилизации как единства духовных и материальных сторон человеческой деятельности.

- изучение дисциплины: обучение студентов основным понятиям искусства; определениям и понятиям искусства XX века; развитие умения ориентироваться в сложных художественных течениях; знакомство с элементами библиографической и научной работы.

2. 3адачи курса:

- дать студентам представление о понятии и явлении «культура» вообще и применительно к истории Западной Европы и России, в особенности научить их различать и описывать то, что культуру составляет, понимать взаимодействие этих составляющих, видеть динамику перемен в их соотношении и определять общее направление ее развития в тот или иной момент жизни конкретного общества.

- введение в круг философских проблем, возникающих в связи с изучением специфики, эволюции и культурно-исторического значения художественной деятельности людей.

- введение в систему общеискусствоведческих категорий и понятий, описывающих произведение искусства как некую пластическую, материально фиксированную конструкцию ценностного назначения, воплощающую в себе определенное духовно-чувственное содержание.

- изучение основных разделов, фактов, явлений, логических связей, традиций истории мирового и русского искусства.

- рассмотрение системы понятий и терминов, связанных с общей спецификой временных и пространственно-временных видов искусства (в противоположность пространственным) и с особой спецификой каждого их таких видовых комплексов искусств.

- изучение основных разделов, фактов, явлений, логических связей, традиций истории мирового искусства, и его связей с искусством XX века.

- воспитание в студентах осознанного представления о невозможности идеологически и политически прямолинейных интерпретационных подходов к явлениям искусства и о необходимости грамотного профессионального анализа произведений искусства, явлений культуры при обращении к ним как к материальным или документальным историческим источникам и при оценке их как культурно-исторических памятников.

- изучение процесса и основных элементов возникновения и развития искусства, определение логических связей между художественными системами, выявление традиций и коренных различий мирового искусства (до XIX в.) и его связи с искусством XX века. Этим задачам отвечает и построение самого курса, и круг литературы, рекомендуемой в качестве источников и пособий, а также в дополнительном списке.

 

3. Место курса в профессиональной подготовке студента:

Дисциплина является базовой в профессиональной подготовке специалистов служит основой для понимания разных явлений мировой культуры и искусства.

 

4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

- знать содержание дисциплины;

- иметь представление о традициях, фактах, явлениях культуры и искусства;

- уметь применять знание дисциплины в практической профессиональной деятельности.

- знать основные эпохи истории искусства, их хронологию, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;

- знать основные этапы исторического развития искусства России его место в художественной истории человечества, общее и особенное в развитии искусства России, факты, даты, события;

- владеть необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;

- знать содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства; иметь представление об этапах становления современной истории искусства, ее основных направлениях и школах; иметь представление о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества;

- иметь глубокие знания о формах и типах художественных культур, основных культурно-исторических центрах мира, закономерностях их функционирования и развития, основных концепциях культурно- исторических эпох и типов мировой культуры; знать историю мировой и отечественной культуры;

- иметь представление об основных методах изучения истории науки, понимать соотношение научного, философского и религиозного сознания, глубинную связь естественнонаучного и гуманитарного знания в их историческом взаимодействии;

- владеть навыками историографического и библиографического анализа;

- уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов.

- уметь использовать современные методы искусствоведческого анализа для решения фундаментальных и прикладных проблем развития науки об искусстве;

- применять достижения смежных гуманитарных наук, естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем;

- применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач;

- владеть методикой самостоятельной обработки информации и использованием ее в решении профессиональных задач.

- владеть принципами классификации художественных культур народов мира;

- владеть знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;

- владеть знаниями основ и методов научной реставрации художественных памятников;

- понимать систему взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства;

- знать основы классических языков.

- уметь использовать методы и приемы практической работы, приобретенные в ходе специального образования, в решении прикладных задач;

 

Аннотация курса

Программой дисциплины предусматривается рассмотрение мировой культуры и искусства в общем контексте развития гуманитарных знаний. Рассматриваются школы, направления и теории в культурологи, изучаются вопросы охраны и использования культурного наследия. Затрагиваются проблемы влияния культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 1920 вв. Особое внимание уделяется истории культуры России в обшем контексте эволюции мировой культуры. Программой предусматривается изучение основных культурно-исторических и туристских центров, ознакомление с ведущими стилями и направлениями в искусстве.

 

Программа включает примерные темы семинаров и рефератов, вопросы к зачету, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.

Текущий контроль успеваемостиосуществляется на семинарских занятиях, промежуточный — с помощью сравнительного реферирования текстов теоретических искусствоведческих монографий по истории и теории мировой культуры и искусства и проведение коллоквиумов по пройденной теме, итоговый — на зачете в конце II семестра.

 

Учебно-тематический план курса

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего (час) Всего Аудит. (час) Лекции (час) Семина-ры (час) Са- мост. раб. (час)
Раздел 1 Введение к курсу «Мировая культура и искусство» Теоретический аспект
  Тема 1.1. Понятия и типы культуры и искусства          
  Тема 1.2. Охрана и использование культурного наследия.          
  Тема 1.3. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства          
  Итого по разделу:            
Раздел 2. История мировой культуры
  Тема 2.1. Первобытная культура          
  Тема 2.2. Культура Древнего Востока          
  Тема 2.3. Античная культура          
  Тема 2.4. Культура Средневековья          
  Тема 2.5. Культура эпохи Возрождения          
  Тема 2.6. Культура Нового времени          
  Тема 2.7. Европейская культура 19-20 вв.          
Раздел 3. Русская культура
  Тема 3.1. Древнерусская культура          
  Тема 3.2. Русская культура 18 века- первой половины 19 века.          
  Тема 3.3. Русская культура второй половины 19-начала20.          
  Тема 3.4. Русская культура 20 века (включая современной состояние)          
                             

 

 

 

№ п/п Наименование тем и разделов ВСЕГО часов (трудоемкость) Аудиторные занятия (час.) В том числе: Самостоятельная работа
Лекции Семинары
           
  Раздел первый.        
  Раздел второй.        
  Раздел третий.        
           
  ИТОГО:        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...