Пояснительная записка.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Гжельский государственный художественно-промышленный институт» (ГГХПИ)
Кафедра сервиса и туризма
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________Т.В. Михайлова «____» ________________20 г.
Рабочая программа дисциплины «Мировая культура и искусство»
Специальность: 100103 Социально-культурный сервис и туризм
пос. Электроизолятор Составитель: Дружинкина Н.Г., к.и.н., доцент кафедры ГСЭЕНД.
Рецензенты:
Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, аннотация курса и т.д.), учебно-тематический план, содержание дисциплины, примерные темы семинаров, практических работ и рефератов, вопросы для подготовки к зачету, вопросы для подготовки к экзамену, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.
Программа курса обсуждена и утверждена на заседании кафедры сервиса и туризма.
Протокол № 14
от 22.06.2011
Заведующий кафедрой __________ Т.Б. Лисицына
Пояснительная записка Программа курса «Мировая культура и искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства (специальность «Декоративно-прикладное искусство»), письма зам. Министра образования РФ от 19 мая 2000 г. №14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ вуза на основе государственных образовательных стандартов», с учетом рекомендаций Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ, содержания примерных программ общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин вузов.
1. Цели курса: - дать студентам понимание основных закономерностей и особенностей развития отечественной и мировой культуры и искусства, исходя из понятия цивилизации как единства духовных и материальных сторон человеческой деятельности. - изучение дисциплины: обучение студентов основным понятиям искусства; определениям и понятиям искусства XX века; развитие умения ориентироваться в сложных художественных течениях; знакомство с элементами библиографической и научной работы. 2. 3адачи курса: - дать студентам представление о понятии и явлении «культура» вообще и применительно к истории Западной Европы и России, в особенности научить их различать и описывать то, что культуру составляет, понимать взаимодействие этих составляющих, видеть динамику перемен в их соотношении и определять общее направление ее развития в тот или иной момент жизни конкретного общества. - введение в круг философских проблем, возникающих в связи с изучением специфики, эволюции и культурно-исторического значения художественной деятельности людей. - введение в систему общеискусствоведческих категорий и понятий, описывающих произведение искусства как некую пластическую, материально фиксированную конструкцию ценностного назначения, воплощающую в себе определенное духовно-чувственное содержание. - изучение основных разделов, фактов, явлений, логических связей, традиций истории мирового и русского искусства. - рассмотрение системы понятий и терминов, связанных с общей спецификой временных и пространственно-временных видов искусства (в противоположность пространственным) и с особой спецификой каждого их таких видовых комплексов искусств. - изучение основных разделов, фактов, явлений, логических связей, традиций истории мирового искусства, и его связей с искусством XX века.
- воспитание в студентах осознанного представления о невозможности идеологически и политически прямолинейных интерпретационных подходов к явлениям искусства и о необходимости грамотного профессионального анализа произведений искусства, явлений культуры при обращении к ним как к материальным или документальным историческим источникам и при оценке их как культурно-исторических памятников. - изучение процесса и основных элементов возникновения и развития искусства, определение логических связей между художественными системами, выявление традиций и коренных различий мирового искусства (до XIX в.) и его связи с искусством XX века. Этим задачам отвечает и построение самого курса, и круг литературы, рекомендуемой в качестве источников и пособий, а также в дополнительном списке.
3. Место курса в профессиональной подготовке студента: Дисциплина является базовой в профессиональной подготовке специалистов служит основой для понимания разных явлений мировой культуры и искусства.
4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: - знать содержание дисциплины; - иметь представление о традициях, фактах, явлениях культуры и искусства; - уметь применять знание дисциплины в практической профессиональной деятельности. - знать основные эпохи истории искусства, их хронологию, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров; - знать основные этапы исторического развития искусства России его место в художественной истории человечества, общее и особенное в развитии искусства России, факты, даты, события; - владеть необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров; - знать содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства; иметь представление об этапах становления современной истории искусства, ее основных направлениях и школах; иметь представление о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества;
- иметь глубокие знания о формах и типах художественных культур, основных культурно-исторических центрах мира, закономерностях их функционирования и развития, основных концепциях культурно- исторических эпох и типов мировой культуры; знать историю мировой и отечественной культуры; - иметь представление об основных методах изучения истории науки, понимать соотношение научного, философского и религиозного сознания, глубинную связь естественнонаучного и гуманитарного знания в их историческом взаимодействии; - владеть навыками историографического и библиографического анализа; - уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов. - уметь использовать современные методы искусствоведческого анализа для решения фундаментальных и прикладных проблем развития науки об искусстве; - применять достижения смежных гуманитарных наук, естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем; - применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач; - владеть методикой самостоятельной обработки информации и использованием ее в решении профессиональных задач. - владеть принципами классификации художественных культур народов мира; - владеть знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; - владеть знаниями основ и методов научной реставрации художественных памятников; - понимать систему взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства; - знать основы классических языков. - уметь использовать методы и приемы практической работы, приобретенные в ходе специального образования, в решении прикладных задач;
Аннотация курса Программой дисциплины предусматривается рассмотрение мировой культуры и искусства в общем контексте развития гуманитарных знаний. Рассматриваются школы, направления и теории в культурологи, изучаются вопросы охраны и использования культурного наследия. Затрагиваются проблемы влияния культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 1920 вв. Особое внимание уделяется истории культуры России в обшем контексте эволюции мировой культуры. Программой предусматривается изучение основных культурно-исторических и туристских центров, ознакомление с ведущими стилями и направлениями в искусстве.
Программа включает примерные темы семинаров и рефератов, вопросы к зачету, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы. Текущий контроль успеваемостиосуществляется на семинарских занятиях, промежуточный — с помощью сравнительного реферирования текстов теоретических искусствоведческих монографий по истории и теории мировой культуры и искусства и проведение коллоквиумов по пройденной теме, итоговый — на зачете в конце II семестра.
Учебно-тематический план курса
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|