Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 3.1. Древнерусская культура




Культура и искусство Киевской Руси Х-Х1 вв. Взаимоотношения искусства Киевской Руси с Византийским искусством. Восприятие от Византии основных форм и типов архитектуры и живописи. Приспособление их к местным традициям. Торжественный стиль искусства Киевской Руси. Синтез архитектуры и живописи. Десятинная церковь. Церковь Софии Киевской, Церковь Софии Новгородской. Мозаика Софии Киевской и Михайловского монастыря.

Дохристианская скульптура и византийская церковь. Памятники скульптуры Киева и Чернигова Х1-ХП вв. Искусство в быту и его социальные функции. Перегородчатая эмаль, литье, керамика. Организация ремесленного (художественного) производства Киевской Руси. Художественный импорт.

Культура и искусство периода феодальной раздробленности в ХП-Х1П вв. Распад Киевского государства, ослабление единства Руси. Краткие сведения об искусстве западных княжеств. Развитие отдельных художественных школ. Искусство Черниговской земли. Проблема взаимоотношений черниговского и киевского зодчества. Церковь Параскевы Пятницы. Декоративная скульптура Черниговских храмов. Искусство Переяславской земли. Собор Михаила и его раскопки.

 

Искусство Новгорода и его особенности. Новый характер церковной архитектуры. Ее эволюция. Собор Антониева монастыря. Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Передние. Вопрос о происхождении новгородской архитектуры. Живопись Новгорода. Фрески церкви Спаса на Нередице. Новгородские пригороды (Псков, Ладога, Русса) и их искусство.

Культура и искусство Полоцкой и Смоленской областей. Полоцкая архитектура XII в. Церковь Благовещения в Витебске. Церковь Спаса в Полоцке. Смоленская архитектура XII в. Церковь Бориса и Глеба, церковь Спаса, церковь Петра и Павла, церковь Михаила в Свирской слободе. Особенности строительной техники полоцкого и смоленского зодчества. Вопрос о значении Полоцкого и Смоленского искусства для искусства Новгорода и Москвы.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Киевская художественная традиция во Владимиро-Суздальском зодчестве XII в. Сложение своеобразного типа храма. Церковь Покрова на Нерли. Лирический характер образа. Дмитриевский собор во Владимире. Строительство времени Андрея Боголюбскакого. Золотые врата. Боголюбский замок и дворцовый комплекс. Успенский собор во Владимире.

Декоративная скульптура Владимиро-Суздальских храмов XII в. И теория о ее происхождении. Рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фрески и иконы Владимиро-Суздальского княжества. Монголо-татарское нашествие. Его пагубное влияние на развитие русской культуры.



Культура и искусство периода феодальной раздробленности и начала объединения русских земель (XIII — первая половина XV в.). Искусство Новгорода ХIV-ХVвв. Своеобразие социальных условий развития Новгородской художественной культуры. Развитие типа Новгородского храма. Декоративные элементы. Церкви — на Волотовом поле, Федора Стратилата, Спаса Преображения. Гражданское зодчество. Фресковая живопись XIV в. Феофан Грек (фрески Спаса Преображенья). Фрески церкви Федора Стратилата и церкви на Волотовом поле. Кризис монументального искусства в XV в. И расцвет станковизма. Бытовая струя в новгородской и псковской живописи.

Новгородская икона ХГУ-ХУ вв. Ее своеобразие. Воплощение в ней народных представлений. «Молящиеся новгородцы». «Битва Суздальцев с Новгородцами». «Чудо Георгия о Змие».

Культура и искусство Великокняжеской Москвы и Твери в ХIV-ХV вв. Отражение в нем идеи единения Руси и освобождения ее от монголо-татарского ига. Звенигородский собор «на городке». Архитектурные памятники Коломны. Живопись. Творчество Андрея Рублева. Идеал Рублева. Звенигородский чин. Даниил Черный. Росписи Владимирского Успенского собора. «Троица». Мастерство Рублева. Сложение общерусского стиля.

Сложение общерусского централизованного государства. Окончательная победа над остатками татаро-монгольской зависимости. Широкое строительство в Москве. Московский кремль. Итальянские зодчие в московсокм государстве. Аристотель Фиорованти. Алевиз, Селари и др. Грановитая палата. Успенский собор. Архангельский собор. Колокольня Ивана Великого. Проблема происхождения «шатровых» и столпообразных храмов. Шатровый храм в архитектуре XVI века. Его своеобразие. Церковь Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного.

Живопись Дионисия. Фрески церкви Ферапонтова монастыря. Икона XVI века. «Митрополит Алексей». «Церковь воинствующая». Строгановская школа в иконописи. Первые западные гравюры.

Социальная борьба в России XVII в. Роль народных масс в этой борьбе. Развитие торговли. Русское искусство XVII века. Сокращение храмового строительства в Москве и рост его в других городах. Повторение старых традиционных форм в московском зодчестве.

Гражданское зодчество. Черты декоративизма в архитектуре. Дворец в Коломенском. Крутицкий терем. Церковь Рождества в Путинках. Церковь Николы в Хамовниках. Купеческая архитектура Ярославля. Архитектура последней четверти XVII века: церковь в Филях, палаты Голицына. Проблема «русского барокко». Приказ каменных дел. Деревянная архитектура XVII-XVIII веков.

 

Основные тенденции развития живописи. Стремление к реальности изображения и к повествовательности. Симон Ушаков и его школа. Фрески Ярославля и Костромы. Парсуна. Нарастание новых черт в искусстве XVII века. Подготовка перелома к светскому искусству. Оружейная палата и организация художественного ремесла.

Роль древнерусского искусства XI-XVII вв. в развитии отечественной и мировой художественной культуры. Его своеобразие, глубокий гуманизм, народные истоки. Значение достижений древнерусских художников в области монументальной живописи, синтеза ее с архитектурой. Искусство оформления древнерусской книги. Основные принципы древнерусской архитектуры, ее связь с пейзажем, градостроительные достижения русских зодчих.

 

Вопросы:

1. Архитектура древнерусского государства в IХ – ХII вв.

2. Архитектура древнерусского государства в XIII—XVI вв.

3. Архитектура древнерусского государства в XVII в.

4. Архитектура храма Святой Софии и храма Апостолов.

5. Десятинная церковь в Киеве.

6. Искусство Владимиро-Суздальской Руси (вторая половина ХII-ХIII вв.).

7. Искусство Москвы (XIV — первая половина XV в.).

8. Искусство Новгорода (ХIV – ХVвв.)

9. Искусство Новгорода (ХI – ХIIIвв.).

10. Искусство Пскова (ХII-ХIII вв.).

11. Искусство Пскова (ХIV-ХV вв.).

12. Искусство русского государства XVI в.

13. Искусство Феофана Грека.

14. История изучения древнерусского искусства.

15. Периодизация древнерусского искусства.

16. Разработка строгой иерархической системы размещения религиозных изображений на стенах, столбах и сводах церквей.

17. Русская живопись (вторая половина XV — первая половина XVI в.).

18. Русская живопись XVII века.

19. Симон Ушаков и его школа.

20. Доборы святой Софии (Киев, Полоцк, Новгород).

21. Творчество Андрея Рублева.

22. Творчество Дионисия.

 

Литература: основная 1-8, доп.,1-41.

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.