Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема занятия: мягкие звуки.




Цель занятия: различение твердых и мягких звуков; выделение мягких звуков из начала слова; анализ слогов типа ми.

I. Организационный момент.

Произнесение мягких звуков с составе слогов.

Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет то, что я скажу». Логопед произносит сочетания в два-три слога, включая в них любые из доступных для произношения мягкие согласные звуки, например: ли – ля; вя – мя – ня и т.п.

Дети постепенно садятся.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

С целью различения твердых и мягких звуков проводятся примерно такие упражнения.

1. Логопед говорит: «Вы знаете, что есть твердые согласные звуки, а есть мягкие. Если я скажу ал – здесь второй звук л – это твердый звук, а если я скажу ал’ – здесь второй звук л’ – это мягкий звук. Послушайте еще раз: ал – ал’; ал – ал’. А теперь скажем все вместе: ап – ап’ (произнести два-три раза). Какой второй звук в слоге ап – твердый или мягкий? А в слоге ап’?» Затем сравниваются еще одна-две пары слогов, например: ан – ан’; ам – ам’.

2. Аналогично сравниваются прямые слоги. Например: пы – пи; на – ня; вя – ва.

3. Внимание детей привлекается к первому звуку в словах. Подбираются пары слов типа кит – кот; мед – мох; Ким – ком; Ната – няня; вата – ветка; пень – пух и т.п.

Логопед многократно произносит пары слов. Затем предлагает произнести их детям. Выделяются начальные согласные каждой пары слов.

4. Также с целью различения звуков в форме игры «Раз, два, три» проводится упражнение в сравнении самими детьми слов с мягкими и твердыми звуками. Каждый из детей получает по две предметных картинки; название одного из предметов начинается на твердый звук, второго – на мягкий. Примерные пары слов: туфли – петух; лента – танк; паук – лимон; панама – липа; кепка – мак; ком – ветка; лев – каток и т.п.

5. Детям предлагается из ряда предметов (по картинкам) выбрать такие, названия которых начинаются на мягкий звук.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

1. Логопед говорит детям, что мягкие звуки будут обозначаться синими квадратиками. Детям раздаются квадратики.

2. Логопед произносит прямые слоги с гласными ы и и (пы – пи – ми – вы – ли…). Детям предлагается поднимать синий квадратик, если первый звук в слоге мягкий согласный.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование.

Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Цель занятия: закрепление правильного произношения слогов и слов с мягкими звуками; анализ и синтез прямых слогов типа ми, чтение слогов типа ми.

1. В начале занятия повторяется артикуляция звука и. Дети вспоминают, что звук и – гласный.

2. Затем, четко артикулируя, дети вслед за логопедом произносят ряды прямых слогов типа ми – ни, ли – ви – ки и т.п.; слова со звуком и, например: ива, Инна, Иван, липа, Вика, кит, кони, нитки, кубики, книги и т.п.; предложения, например: Иван и Алик поливали маки. У Вики глина, она лепит домик. Инна и Нина вили венки. И т.п.

3.Проводится устный анализ и синтез слогов. Для упражнений используются прямые слоги, так как цель занятий этого этапа обучения – привлечь внимание детей в роли гласных, находящихся в положении после мягких согласных.

4. Упражнение с фишками и буквами.

а) детям предлагается произнести слог ли; после анализа этого слога выкладывается его схема (синяя и красная фишки). Дети «читают» слог ли, одновременно водя указками. Затем меняются согласные, и дети «читают» получившиеся слоги, т.е. ми, ни и др.

б) красная фишка заменяется буквой и.

Дети «читают» слоги с разными согласными.

в) замена синей фишки одной из знакомых детям согласных букв, например п. Логопед объясняет детям, что буква п обозначает и твердый звук п и мягкий п’. Если после буквы п стоит буква и, то читать надо пи, здесь звук п’ – мягкий. Дети читают слог пи. Аналогично выкладываются и читаются слоги ки и ми.

г) чтение слогов по таблице.

Звуки с и с’

Звук с – это первый из звуков, который, как правило, приходится ставить почти всем детям и обязательно всем без исключения уточнять в произношении и восприятии.

Постановку звуков с и с’ тем детям, которые в этом нуждаются, надо начинать с первых дней их пребывания в группе.

После того как удалось добиться точного звучания в правильной артикуляции звуков, следует провести ряд подгрупповых (по четыре-пять человек) занятий, во время которых закрепляется правильное произношение звуков с и с’. Необходимо отметить, что на начальных этапах закрепления поставленных звуков правильное произнесение звука в составе слога или слова является основной задачей. Все внимание детей направлено на четкость артикулирования и правильность звучания.

Поставленные звуки отрабатываются вначале на материале слогов. Особенно важно отработать различные типы слогов и слоговых сочетаний (са – ас; ста; кса; сту – ста; аспа – асфа…) с детьми, испытывающими затруднения при произношении сложных по слоговому составу слов, а также с теми, у которых новые навыки с трудом автоматизируются.

Слова также подбираются различного слогового состава (сад, сани, листопад, сандалии). Трудные для произнесения слова произносятся по слогам, а затем слитно. При закреплении правильного произношения звуков в составе слов широко используются имеющиеся у логопедов предметные картинки. Ко времени введения в речь звуков с и с’ количество предметов, которые дети могут правильно назвать, уже достаточно велико, что дает возможность сравнительно широко проводить упражнения в интересной для детей игровой форме. Это могут быть игры в «Лото», «Чудесный мешочек», «Вертушку» (дети по очереди вращают стрелочку, а затем называют картинку, на которую она укажет). Это может быть называние взятых из стопки картинок. Несколько позднее это могут быть разнообразные упражнения, связанные с запоминанием картинок, их отбором на определенный звук и образованием множественного числа и т.д.

Упражнения в произнесении предложений также могут быть достаточно разнообразными. Вначале это повторение вслед за логопедом самых простых (Соня ест сливы), а затем и более сложных предложений с наиболее употребительными предлогами. Например: В миске много апельсинов и слив. Саня несет лейку с водой.

Дети учатся правильно строить предложения, давая полные ответы на вопросы: где? куда? откуда? с кем? над чем? и др. Так, например, с помощью картинок или демонстрации дети отвечают на вопросы: «Где стоит миска с апельсинами?» (Миска с апельсинами стоит на столе.) «Откуда упали кубики?» (Кубики упали со скамейки.) «В чем Соня несет воду?» (Соня несет воду в лейке.) «Куда входит Саня?» (Саня входит в автобус.) «Откуда Соня вынимает мясо?» (Соня вынимает мясо из сумки.) И т.д.

Кроме того, при проведении подгрупповых занятий могут быть использованы все те формы работы над составлением предложений, которые упоминаются при описании фронтальных занятий.

Большую роль в закреплении правильного произношения звуков играет заучивание наизусть потешек, загадок, стихов, коротких рассказов.

Наряду с произносительными упражнениями, которые при проведении подгрупповых занятий занимают одно из ведущих мест, логопед в зависимости от индивидуальных затруднений каждого из детей включает в занятия разнообразные, описанные в данном пособии, упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, а также на совершенствование навыков чтения, выкладывания слов из букв разрезной азбуки, письма. С учетом речевых пробелов каждого из детей в занятия вводятся упражнения, цель которых – развитие словаря и грамматического строя речи. Окончательное закрепление правильного произношения звуков осуществляется на фронтальных занятиях. Приведем примерный план фронтального занятия на звук с.

Тема занятия: звук с.

Цель занятия: закрепление правильного произношения слогов, слов и предложений со звуком с; анализ, синтез и чтение прямого слога типа са; согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Примерный ход занятия

I. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Дети, я назову сейчас много слов, а вы догадайтесь, какой звук мы будем сегодня учить». Затем он произносит ряд слов со звуком с в начале, середине, конце слова. Дети отвечают: «Звук с». Выясняется, что звук с согласный, твердый.

II. Произнесение звука с.

Логопед просит детей четко произнести звук с. Он напоминает, что губы при этом «улыбаются», широкий язычок упирается в нижние зубы, между зубами остается маленькое расстояние, через которое проходит воздух.

III. Произношение слогов типа ас – ос, са – со, су – са – со. Логопед следит за четким произнесением каждого слога.

IV. Сравнение звука с со звуками ц, з, ш, ч, щ.

Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение логопедом слога со звуком с. Для сравнения даются слоги с перечисленными согласными, например: са, ша, са, ча, ща, са, ца, са, ша, ща, са, са и т.п. (или слова, начинающиеся на эти звуки, например, щетка, цапля, слон, завод, чайник и т.п.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...