Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Повторение пройденного.




Перед каждым из детей лежит картинка с изображением предмета, в названии которого есть гласный звук а, о или у (из числа перечисленных выше, т.е. типа мак, мох, кнут). Логопед предлагает четко произнести слова и сесть тем детям, у которых в названии картинок есть звук а. Затем последовательно садятся дети, у которых в названиях картинок есть звуки о и у.

II. Сравнение звуков к и х.

Логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять знакомые вам согласные звуки к, к’ и х, х’. Послушайте внимательно, как я произношу эти звуки». (Логопед поочередно произносит звуки к и х, стараясь обратить внимание детей на краткое произнесение первого и длительное – второго.)

Затем логопед просит сказать, чем отличаются звуки к и х. (Выясняется, что звук к произносится быстро, отрывисто, а звук х – длительно.) Потом он еще раз произносит эти звуки. При этом краткое произнесение звука к сопровождается резким взмахом руки в вертикальном направлении, а длительное произнесение звука х сопровождается плавным движением руки в горизонтальном направлении.

По просьбе логопеда дети произносят слог ак. При этом еще раз обращается внимание на отрывистое произнесение звука к. Затем произносится слог ха (при этом звук х произносится протяжно – ха). Обращается внимание на длительное произнесение звука х.

Затем детям предлагается вполголоса произносить звуки к и х, стараясь ощутить взрыв при произнесении к и длительность при произнесении х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

Логопед по одному разу произносит сочетания типа ка – ха, ки – хи, ак – ах и т.п. Вызванный ребенок должен точно воспроизвести сочетания. Если он ошибается, то сочетание произносится логопедом или кем-либо из детей; затем он предлагает повторить сочетание допустившему ошибку ребенку.

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых дети произносят правильно и где содержатся звуки к и х. Могут быть включены некоторые картинки, в названия которых не входят звуки к и х (лимон, пальто, вата и т.п.). Дети получают задание выбрать все картинки, в названиях которых имеется звук к или к’ (кот, конь, паук, каток, веник, маки, кит, венки и т.п.). Выбрав картинку, ребенок четко произносит слово, указывает – в начале или в конце слова есть звук к или к’ (из середины слова согласный звук детьми пока самостоятельно не выделяется).

Так же подбираются слова, содержащие звук х или х’ (мох, охотник, мухи, хата, мех, петухи и др.).

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

Логопед подбирает предложения, заканчивая которые (с помощью тех же предметных картинок) дети должны правильно, в нужной грамматической форме, употреблять знакомые слова. Примерные предложения: Рано утром громко запели… (петухи.) В паутину попались две… (мухи.) Вова любит своего… (коня.) Ласточка поймала… (муху.) И т.д.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

В связи с закреплением правильного произношения звуков к и х, кроме включенных в занятия, могут быть проведены следующие упражнения.

Добавление с помощью предметных картинок недостающего слова с последующим четким произнесением всего предложения. Внимание детей обращается на окончание и во множественном числе, например: Это муха, а это… (мухи.) Это утка, а это… (утки.) Это конь, а это… (кони.) Это петух, а это… (петухи.)

В связи с образованием множественного числа обращается внимание на слова окно – окна и несклоняемое существительное какао.

Проводя упражнение в образовании родительного падежа множественного числа, следует обратить внимание на слова конь, муха, окно, комната, конфета (коней, мух, окон, комнат, конфет), в которых дети могут допускать ошибки. Проводится уже упоминавшаяся игра «Чего не стало» и игра с мячом. Детям предлагается (с помощью картинок) заканчивать предложения типа: В колхозе много… (коней.) В квартире пять… (комнат.) Летом бывает много… (мух.) и т.п.

Шестая неделя обучения

Звук йот – одно занятие.

Звуки л’ – йот – два занятия.

Звук и буква ы – одно занятие.

Звуки ы – и – одно занятие.

Напомним, что здесь описываются лишь фронтальные занятия, в то же время постоянно имеется в виду, что предварительная работа по постановке и уточнению звуков и введению их в речь, а также по подготовке к обучению грамоте проводится в специально отведенное время. В подгруппы объединяются по четыре – шесть детей со схожими речевыми дефектами.

Подготовка к фронтальным занятиям предусматривает соответственное развитие детей до единого уровня. Фронтальные занятия являются как бы итоговыми. На них проверяются и закрепляются все полученные навыки. Однако общий план фронтальных занятий не исключает индивидуализации предъявляемых к детям требований.

На проводимых в этот период занятиях дети выполняют произносительные и связанные с ними грамматические и лексические упражнения. Кроме того, включаются упражнения, направленные на устный анализ и синтез прямых слогов типа СГ, состоящих из любых знакомых детям твердых согласных и гласных у, а, о (несколько позднее добавляется ы). Проводятся также упражнения с фишками и буквами. Научить детей легко читать прямые слоги без перебора букв является одной из основных задач при обучении чтению. К концу первого периода обучения эта задача должна быть в основном решена.

В описываемое время, кроме устного анализа и синтеза, проводятся различные упражнения в составлении и преобразовании прямых слогов с помощью фишек и букв, например, даются такие задания: «Выложите из квадратиков слог та (дети кладут черную и красную фишки) и «прочитайте».

Дети водят указками, синхронно «читая» слог та. Далее задаются примерно такие вопросы:«Если первый звук в этом слоге будет п, какой получится слог?» (Па.) «Если второй звук в слоге у, какой получится слог?» (Пу.) Слоги каждый раз «читаются».

Составление слогов из букв разрезной азбуки с последующим чтением. Например, детям предлагается сложить слоги му, па, ты, ко. Затем по требованию логопеда дети читают эти слоги вразбивку. Проводится и такое упражнение – детям предлагается положить согласную букву, например к, а затем гласную а (п и у; м и о и т.п.), а затем читать получившийся слог.

Ежедневно дети упражняются в чтении прямых слогов по таблице.

С помощью пособия «Окошечки» прямые слоги складываются и читаются детьми. («Поставьте в первое окошечко букву м, а во второе букву о и читайте. Поставьте во второе окошечко букву а и читайте». И т.д.)

При чтении слогов некоторые из них устно добавляются до слов: му (муха, мука, Мурка…); ко (Коля, кони, ком…); ту (туфли, тумба, туман…).

Своеобразно подбирается материал и строится занятие на звук йот.

Звук йот – мягкий согласный звук. При письме этот звук обозначается специальной буквой й только в нисходящих дифтонгах типа ай, ой (май, сарай, воробей). Что касается слогов и слов, начинающихся на звук йот, то на письме в этих случаях восходящие дифтонги, иначе говоря, слоги, состоящие из согласного йот и гласных э, а, о, у (йэ, йа, йо, йу), обозначаются буквами е, я, ë, ю.

На занятиях по произношению заранее поставленной йот отрабатывается как в прямых (иа, йэ, ио, иу), так и в обратных слогах (ай, ой, уй, эй, ий). По причине того, что произношение сочетаний звука йот с гласными в большинстве случаев не соответствует написанию (в слове яма четыре звука, но три буквы), в упражнение по звуковому анализу слоги и слова со звуком йот не включаются.

Планируя занятие, на котором происходит закрепление правильного произношения звука йот, логопед, кроме существительных, может включать значительное количество глаголов 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа, например: мою, моет, моем, моют и т.п.

Тема занятия: звук йот.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука йот в слогах, словах и предложениях; выделение гласных звуков из середины слова (повторение пройденного); закрепление навыка анализа и синтеза прямых слогов; чтение прямых слогов; изменение лица и числа глаголов настоящего времени.

Примерный ход занятия

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...