Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VIII. Подведение итогов занятия.




Логопед спрашивает: «Какой звук мы сегодня повторяли?» (С.) Затем он просит вспомнить по одному слову со звуком с.

Воспитателю дается задание провести вечером дополнительные упражнения с теми детьми, которые еще недостаточно свободно произносят звук с или затрудняются в анализе прямого слога.

Кроме тех упражнений, которые включены в план занятий, логопед может на этом этапе обучения использовать разнообразные упражнения, имеющие целью закрепление правильного произношения звука, развитие слухового внимания, памяти, анализ и синтез звукового состава слова.

Могут быть проведены следующие слоговые упражнения.

Четкое произношение вслед за логопедом различных слогов и слоговых сочетаний более сложного состава, например: аспа – аста; спа – ска – ста и т.д. Все внимание детей при этом сосредоточено на четкости артикулирования и правильности звучания. Упражнение проводится как на групповых, так и на фронтальных занятиях.

Запоминание и правильное воспроизведение воспринятых на слух разнообразных слоговых рядов (например, са – со – со, ста – сту – сто, ус – ос – ас и т.п.). Возможность зрительного восприятия при этом исключается (дети закрывают глаза, логопед становится за спинами детей и т.п.). Сочетание произносится только один раз. Вызванный ребенок должен правильно повторить сочетание, соблюдая заданную последовательность. Упражнение проводится в форме игры «Кто самый внимательный». Оно направлено на развитие слухового внимания и памяти, а также на закрепление правильного произношения.

Логопед произносит слоговой ряд, состоящий из трех-четырех элементов (например, са – сы – со – су). Дети поочередно произносят по одному слогу, соблюдая заданную последовательность.

Упражнения, направленные на закрепление правильного произношения слогов со звуком с, могут сочетаться с активизацией имеющегося у детей словаря. Сюда относятся следующие упражнения.

Дети становятся в круг. Логопед бросает кому-либо из детей мяч и при этом произносит начало слова. Поймавший мяч должен закончить слово слогом со звуком с. Примерные слова: ве(сы), ко(са), ли(са), коле(со), о(сы), бу(сы), мя(со), пе(сок), под(нос), пыле(сос), авто(бус), троллей(бус), воло(сы) и т.п.

Бросая мяч, логопед произносит первый слог (или часть слова) со звуком с. Бросая мяч обратно, ребенок должен произнести слово полностью. Приведем примерные ответы детей: са…(сани, сапоги, сад, сандалии); со…(совы, сом, сок, сон, Соня); су…(суп, суслик, сук, сундук, судак); ста…(стакан, станок, стадо, стадион, стая); ска…(скамейка); мис…(миска) и т.д. Логопед чередует различные слоги, предупредив детей, что слова не должны повторяться. Кроме того, дети имеют право подбирать только те слова, которые они могут правильно произнести. (Дети, которые правильно произносят звуки л и р, могут, кроме перечисленных, назвать такие слова, как скатерть, скалка, скалы и т.п.)

Различные упражнения могут быть проведены и при закреплении правильного произношения слов и предложений.

На этом этапе обучения во время занятий рекомендуется предлагать детям выполнять следующие упражнения.

Запоминание воспринятых на слух рядов слов. Этот вид упражнений продолжает широко использоваться как логопедом, так и воспитателями. Материал упражнений постепенно усложняется.

Логопед произносит четыре слова, дети поочередно произносят по одному слову (осень – лист – листопад – осина).

Отбор слов (с помощью предметов, картинок) со звуком с. Для сравнения подбираются слова, состоящие из любых правильно произносимых звуков, например: мост, косы, лента, сосна, клетка и т.п. Цель упражнения – закрепление правильного произношения, воспитание внимания к звуковому составу слов, сравнение звуков.

С этой же целью детям предлагается отбирать слова со звуком с в начале, середине или конце слова. В этом случае могут быть даны примерно такие картинки: лес, маска, собака, нос, снопы, весна и т.д.

С целью дифференциации на слух звука с от звуков ц, з, ш, щ, т проводится ряд упражнений.

Логопед произносит слова, имеющие в своем составе перечисленные звуки, например: сосульки, корзина, весна, ящик, мыльница, звезды, пылесос, почта, лес, вешалка, телефон, коляска и т.п. Дети поднимают руку, если в составе слова есть звук с.

Детям предлагается находить слово со звуком с среди трех-четырех слов, например: шуба, сани, щука; листопад, цыпленок, звезды.

Логопед произносит слова в единственном числе, детям предлагается произносить их в именительном или родительном падеже множественного числа.

Правильно произносимые слова включаются в предложения, которые составляются по картинкам, по демонстрации или повторяются вслед за логопедом.

Дети упражняются в полных ответах на вопросы на материале произнесенных предложений (см. занятие на с. 77).

Они учатся отвечать на вопросы одним словом (см. занятие на с. 89).

Дети составляют предложения без предлогов из слов, данных в начальной форме.

По мере возможности включаются упражнения, описанные в разделе «Второй период обучения» (см. с. 82).

Большое внимание уделяется развитию осознанного анализа и синтеза звукового состава слова. Теперь на каждом занятии дети выполняют упражнения, имеющие целью анализ и синтез прямого слога. Осуществляется анализ не только слогов со звуком с (са, со, су, сы), но и со всеми пройденными ранее согласными (па, ту, ко и др.). Упражнения, направленные на анализ, постоянно чередуются с теми, которые имеют в виду синтез. Иначе говоря, отдельно произнесенные звуки объединяются в сочетания (с и а будет са).

С целью закрепления пройденного материала во время выполнения упражнений постоянно происходит анализ и синтез обратных слогов типа ас, уп; повторяются гласные звуки (дети к этому времени знают все гласные звуки); закрепляется уже знакомый термин «гласные звуки». Звуки а, о, у, ы выделяются из слов типа мох, стук. (Повторение пройденного можно проводить в форме соревнования команд, как показано в плане проведения второго занятия на звук л’.) На этом же этапе обучения детям предлагается выделять из слов начальный согласный и слогообразующий гласный. Так, например, в связи с предъявлением картинок дети произносят слова сумка, сани, суп, сок, судак, сад, суслик, сон, совы, сапог, сосны, сундук и др.; при этом они выделяют первый и второй звуки.

Вслед за перечисленными упражнениями осуществляется переход к полному звуковому анализу и синтезу слов типа сок. Логопед в часы фронтальных и индивидуальных занятий и воспитатели во внеклассное время предлагают детям упражнения в выделении звуков из слов и их объединении в слова.

Ряд упражнений, выполняется в форме игры «Живые звуки». В одних случаях из отдельных «живых звуков», которые изображают дети, составляются слова, в других – дается готовое «слово», а дети определяют его звуковой состав. Несколько позднее дети выполняют упражнения в образовании слов из данных в иной последовательности звуков. Приведем пример. Логопед вызывает троих детей – это «звуки» к, у, с, просит подумать, в какой последовательности они должны встать, чтобы получилось слово сук. Задание усложняется, когда логопед предлагает детям догадаться, какое слово можно составить из этих «звуков».

На следующем занятии на звук с выполняются некоторые из таких упражнений.

На занятиях дети регулярно выполняют упражнения с фишками, читают и пишут прямые и обратные слоги и слова типа суп.

Опишем еще одно занятие на звук и букву с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...