Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ объема производства и реализации продукции




 

Основные вопросы темы: 1. Показатели, характеризующие объем производства и продаж; 2. Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции; 3. Система цен на продукцию; 4. Анализ влияния объема продукции на величину прибыли.

 

 

Показатели, характеризующие объем производства и продаж.

 

Анализ деятельности производственных организаций начинают с изучения показателей производства и реализации продукции.

Основными задачами анализа являются:

· оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

· определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 

Производство продукции оценивается с помощью натуральных и условно -натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости.

Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией; объем выпуска - готовой и товарной продукцией; объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией.

Валовая продукция -это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство; выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается товарная продукция в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу во многих организациях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используются натуральные показатели объемов.

Условно -натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчетов темпов роста и темпов прироста.

Среднегодовой темп роста можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную величину.

Анализ объемов производства проводится по стоимостным и натуральным показателям. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты:

1. Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных - изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен;

2. темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных - изменение объемом продукции вызвано ростом физических объемов продукции.

 

По аналогичной схеме проводится анализ реализованной продукции. В процессе анализа выделяются те ассортиментные позиции, по которым наблюдались расхождения:

· фактических объемов выпуска с планом, что привело к невыполнению договорных обязательств;

· фактических объемов выпуска с плановым объемом реализации, что привело к образованию сверхнормативных запасов нереализованной продукции.

 

Важное значение в процессе анализа имеет изучение факторов, влияющих на выпуск товарной продукции и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно разделить на три группы:

1. обеспеченность организации трудовыми ресурсами эффективность их использования;

2. обеспеченность организации основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования;

3. обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования.

 

 

Оценка влияния факторов на величину выручки

От реализации продукции

На финансовые результаты деятельности организации наиболее ощутимое влияние оказывают изменения в объеме реализации продукции. Изменение выручки от реализации может происходить в следствии:

· изменения объема реализации (в натуральном выражении);

· изменения отпускных цен.

 

Общее изменение выручки от реализации может быть представлено в виде суммы факторных отклонений:

 

D N = N1 - Nо = DNq + DNр + DNс

Где:

N1 - выручка отчетного года;

Nо - выручка базисного года;

DNq – изменение выручки в результате изменения объема реализации;

DNр – изменение выручки в результате изменения отпускных цен на продукцию;

DNс – изменение выручки в результате изменения структуры реализации продукции.

Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р) на объем реализации (Q):

N = Р * Q

Nо = Ро*Qо - выручка базисного года;

N1 = Р1 *Q1 - выручка отчетного года.

 

Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом:

D Nq = Ро*Q1 - Ро * Qо = Ро(Q1 - Qо) =Ро * DQ

Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом:

DNр = Р1 *Qо - Ро *Qо = Qо*(Р1 - Ро) = Qо *DР

В процессе анализа определяется также влияние такого фактора, как изменение структуры реализации. При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде, а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно, а сверхплановая выручка - положительно.

 

 

Система цен на продукцию

Цена - это сумма денежных средств, за которую продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги. В денежной форме цена выражает стоимость единица товара. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации.

В общем виде механизм формирования цены выглядит следующим образом.

Оптовая цена складывается из себестоимости и величины планируемой прибыли (затратный метод ценообразования):

Ц = С + П

Себестоимость определяется как сумма затрат по отдельным видам потребленных производственных ресурсов:

С = М + А + U

Где:

М - стоимость материалов;

А - амортизационные отчисления;

U - затраты на оплату труда.

 

Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.

Схема формирования цен в процессе движения товаров:

1. Цены оптовые изготовителя = себестоимость + прибыль изготовителя;

2. Цены оптовые отпускные = цены оптовые изготовителя + косвенные налоги (акцизы, НДС);

3. Цены оптовые закупки = Цены оптовые отпускные + Посредническая надбавка (издержки посредника, прибыль посредника, НДС посредника);

4. Цены розничные = Цены оптовые закупки + торговая надбавка (издержки торговли, прибыль торговли, НДС торговли).

 

Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.

В современной практике ценообразования применяется система цен «франко».

 

Схема франкирования цен

1. Франко -склад поставщика = цена продукции на складе поставщика;

2. Франко -станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления;

3. Франко -вагон - станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;

4. Франко -вагон - станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения;

5. Франко -станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;

6. Франко -склад потребителя = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения + расходы по доставке до склада потребителя.

 

В условиях рыночной экономики используются две системы цен: регулируемые и свободные.

Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и некоторых других.

Рыночные цены товаров складываются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

Свободные рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольные цены формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольные цены используются для получения дополнительной прибыли.

Демпинговые цены - это цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Эти цены используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

Регулируемые цены складываются в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные и предельные. Фиксированные цены - цены, установленные в твердо определенной величине. Предельные цены - это цены, ограниченные нижним и верхним пределом, предельными размерами торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...