Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) постоянных затрат к маржинальному доходу на единицу продукции




 

9. В состав операционного бюджета предприятия входит:

А)бюджет прямых затрат на оплату труда

б)бюджет потока денежных средств

в)инвестиционный бюджет

 

10. Процесс бюджетирования "сверху вниз":

а)осуществляется работниками, непосредственно участвующими в процессе производства

б)требует наличия генеральных бюджетных директив

в) характеризуется позитивным отношением менеджеров на более низких уровнях управления

г) лучше отражает организационные цели

 

11. Зона безопасной или устойчивой работы организации характеризуется:

а) разностью между маржинальным доходом и постоянными расходами

б) разностью между маржинальным доходом и прибылью от реализации продукции

в) разностью между фактическим и критическим объемом реализации

 

12. Элементами затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) являются:

а)сырье, материалы, топливо, энергия, заработная плата, амортизация

б) амортизация, материальные затраты, заработная плата, общехозяйственные расходы.

 

13. Одним из методов составления финансового плана является:

А) метод процента от реализации

б) метод цепных подстановок

 

14. Бюджет организации – это:

а) прогнозный баланс

б) количественный план в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов и расходов

 

 

Практические задания

1. Определить порог рентабельности продаж новой продукции (ПР). Предполагаемая цена единицы продукции(Ц) – 500 руб. Переменные затраты на единицу продукции (ПерюЗ.ед.) – 60%. Годовая сумма постоянных затрат (ПЗ) – 200 тыс. руб.

 

2. Определить величину запаса финансовой прочности, если:

выручка от реализации (N) составляет 600 т.р., переменные затраты (Пер.З) – 300т.р., постоянные затраты (ПЗ) – 150 т.р.

3.. Удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж составляет 30%; объем продаж в точке безубыточности - 600 тыс. рублей. Какова сумма постоянных расходов?

 

4. Определить критический объем продаж (ТБ), если:

-постоянные расходы (ПЗ) – 200т. рублей

-переменные расходы на единицу продукции(Пер.З.ед) – 800 рублей

-цена единицы продукции - 1800рублей.

 

5. Каково значение маржинального дохода, если:

-выручка от реализации – 120000 руб.

-постоянные затраты – 30000 руб.

-переменные затраты - 70000руб.

6. Определить точку критического объема продаж (ТБ), если:

-выручка от реализации (N) – 6000т.руб.

-постоянные затраты (ПЗ) – 1000 т.руб.

-переменные затраты (Пер.З) – 2000 т.руб.

 

7. Определить величину прибыли (П), если:

-Маржинальный доход (МД) – 3000т.р.

-постоянные затраты (ПЗ) – 1500т.р.

-выручка от реализации (N) –8200т.р.

8. На отчетную дату организация имеет следующие показатели:

 

На начало периода На конец периода

-запасы материалов: 2 750 3 250

- затраты в незавершенном производстве 4 800 4 000

- готовая продукция 2 500 1 250

В течении отчетного года были сделаны следующие затраты:

-на материалы – 20 000 руб.

-на оплату труда – 11 000 руб.

-общепроизводственные расходы – 16 500 руб.

Рассчитать: а) себестоимость произведенной продукции и б) реализованной продукции.

Оценка производственного и финансового левериджа

Основные вопросы темы: 1. Оценка производственного (операционного) левериджа; 2. Оценка финансового левериджа

 

Оценка производственного (операционного)

Левериджа

Хозяйственная деятельность представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов с целью получения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с определенным риском – производственным и финансовым, которые следует принимать во внимание при планировании своей деятельности.

Производственный риск обусловлен в большей степени особенностями сферы бизнеса, т.е. структурой активов, в которые фирма решается инвестировать свой капитал.

Финансовый риск обуславливается структурой источников финансирования хозяйственной деятельности и соотношением этих источников.

Взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат или фондов характеризуется с помощью показателя «леверидж» (рычаг), который трактуется как фактор, изменение которого может привести к более существенному изменению ряда результативных показателей.

Уровень производственного (операционного) левериджа (Уол) принято измерять соотношением темпов изменения валового дохода (%) к темпам изменения объема реализации в натуральных единицах (%):

 

Уол = Твд /Тор

Где:

Твд – темп изменения валового дохода, %;

Тор – темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.

 

Эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продаж всегда порождает более сильное изменение прибыли; причем чем больше удельный вес постоянных затрат в их общей сумме, тем сильнее изменяется прибыль. Чем сильнее действует операционный рычаг, тем выше предпринимательский риск.

Рассмотрим пример.

Допустим, что в отчетном году предприятие получило выручку в размере 11000 тыс.рублей. Постоянные затраты составили 1500 тыс. рублей, а переменные – 9300 тыс. рублей. Прибыль, полученная предприятием, равна 11000000 – 1500000 – 9300000 = 200000(руб.).

Предположим, что предприятие планирует ежегодное увеличение выручки от продаж на 9,1%. Такими же темпами будут увеличиваться и переменные затраты. Составим прогноз доходов, расходов и прибыли и результаты сведем в таблицу № 5.

 

 

Таблица 5

Показатели, руб. Отчетный год Первый прогнозный год Темпы прироста, %
Выручка, тыс.руб. 11 000 12 000 9,1
Переменные затраты, тыс.руб. 9 300 10 146,3 9,1
Постоянные затраты, тыс.руб. 1 500 1 500  
Прибыль, т.р.   353,7 77,35

 

Из расчетов видно, что темп прироста прибыли намного превышает темп прироста выручки. Соотношение между ними определяет эффект операционного рычага (ЭОР), который рассчитывается по формуле:

ЭОР = Маржинальный доход / Прибыль до налогообложения

ЭОР = МД / П

Маржинальный доход (валовая маржа) – это разность между выручкой от продаж и переменными затратами.

Рассчитаем ЭОР по данным отчетного года: ЭОР = (11000 тыс. – 9300 тыс.) / 200тыс. = 8,5

Перемножив полученное значение и темп прироста выручки, получим темп прироста прибыли (8,5*9,1% = 77,35%). Следовательно, имея данные об эффекте операционного рычага и планируемых темпах прироста выручки, можно прогнозировать величину прибыли. Планируемая прибыль (Ппл) рассчитывается по формуле:

Ппл = По * [100% + ЭОР * Тр.в.] / 100%

По – прибыль в базисном году;

ЭОР – эффект операционного рычага в базисном году;

Тр.в. – планируемый темп роста выручки от продаж (в долях единицы).

Рассчитаем ЭОР по данным первого прогнозного года:

ЭОР = (12000 тыс. – 10146,3 тыс.) / 353,7тыс. = 5,24

Тогда плановая прибыль составит:

П(пл) = 353,7 * (100% + 5,24 * 9,1%) / 100% = 522,36 (тыс.руб.).

Приведенный пример иллюстрирует два важных момента:

1. взаимосвязь точки безубыточности (порога рентабельности) иэффекта операционного рычага. На небольшом удалении от порога рентабельности сила действия операционного рычага будет максимальной, затем начнет убывать, т.е. каждый процент прироста выручки будет давать все меньший и меньший процент прироста прибыли.

2. возможность использования эффекта операционного рычага дляпланирования величины прибыли. С помощью эффекта операционного рычага предприятие имеет возможность влиять на величину прибыли путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Причем для решения задачи максимизации темпа прироста прибыли можно манипулировать увеличением или уменьшением как переменных, так и постоянных затрат.

Предпринимательский риск, связанный с данным видом деятельности организации тем выше, чем больше ЭОР.

 

На практике могут иметь место следующие случаи:

1. Маржинальный доход (МД) = 0. В данном случае выручка от реализации покрывает только переменные расходы, т.е. организация работает с убытком в размере постоянных издержек;

2. 0< МД< постоянных издержек, если выручка покрывает переменные издержки и часть постоянных;

3. МД = постоянным издержкам, если выручки от реализации достаточно, чтобы возместить все издержки (постоянные и переменные), а прибыль равна нулю;

4. МД> постоянных издержек, если деятельность организации прибыльна.

 

Операционный анализ показывает также чувствительность, т.е. возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта продукции и отвечает на вопрос: на сколько можно изменить объем продаж без потери прибыли?

В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при изменении одного из следующих показателей: постоянных расходов, переменных, цены за единицу продукции.

Возможны следующие варианты:

1. Если изменяются постоянные издержки (ПИ), то объем производства (Q1) в натуральном выражении, обеспечивающий базовые условия, определяется по формуле:

 

Q 1= (МД 1/ Кмд) /pо

где:

МД1 - маржинальный доход в отчетном периоде;

Кмд - коэффициент маржинального дохода;

pо - цена единицы продукции в базисном периоде.

 

2. Если изменяются переменные издержки (Пер.И), то объем продаж в натуральном выражении (Q2) устанавливается по формуле:

Q2 = (МДо / Кмд1) / pо

Мдо – маржинальный доход в базисном периоде.

 

3. Если изменяется цена (p), то объем продаж (Q3) в натуральном выражении вычисляется по формуле:

 

Q3 = (Мдо / Кмд1) / p1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...