Родительный падеж (Нет чего?)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Суффикс -ар- (-яр-)
Упражнение в образовании слов
Автоматизация суффикса в текстах Лечит скот ветеринар, Готовит пищу кулинар, Посуду делает гончар. Чем занимается столяр?
Сталь нам варит сталевар, Встретит нас в дверях швейцар. Стены красят маляры, Поют песни песняры.
На гуслях играет гусляр, В армии служит гусар, Доит корову дояр.
Школяр -то взрослый человек, Но словно школьник он весь век: Нет у него своих идей, Всё ждёт подсказки от людей.
Суффикс -арь-
Упражнение в образовании слов
Автоматизация суффикса в текстах У хоккеистов есть вратарь, На колокольне есть звонарь, Пишет нам стихи кобзарь, А бунтует лишь бунтарь.
Нужен нам библиотекарь, И нужны нам токарь, пекарь.
В старину не врач был - лекарь, А в аптеке был аптекарь. На дуде дудел дударь, И косой косил косарь. Есть ремесленник-кустарь, Кустари всё были встарь, Вещи делали вручную, Трудно сделать вещь такую. Слесарь - мастер по металлу, Токарь точит все детали. Пахарь землю пашет, И «колдует» знахарь.
СУФФИКСЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЛИЦ ЖЕНСКОГО ПОЛА
Для обозначения лиц женского пола существует специальная группа суффиксов, из которых чаще всего употребляются следующие: -к(рыбак - рыбачка), -ниц- (учитель - учительница), -чиц- (летчик - летчица), -щиц- (уборщик - уборщица), -иц- (помещик - помещица), -ш- (кассир - кассирша), -енк- (француз - француженка), -их(купец - купчиха). Некоторые из этих суффиксов употребляются также для обозначения самок животных (медведица, львица, тигрица, лосиха, слониха и т. п.). Поскольку дети, даже школьники, часто неправильно употребляют названия лиц женского пола или на подобные вопросы отвечают даже «не знаю», то необходимо упражнять их в правильном образовании этих слов.
Суффикс -к-
Упражнение в образовании слов
Автоматизация суффикса в текстах Есть моряки и морячки, Есть рыбаки и рыбачки, Бывают радисты, радистки, Бывают связисты, связистки.
Мужчины есть трактористы, И женщины трактористки, Мужчины есть мотористы И женщины мотористки.
Бывают артисты, артистки, Бывают арфисты, арфистки, Пианисты и пианистки, Гитаристы и гитаристки.
Есть журналисты и журналистки, Волейболисты и волейболистки, Аквалангисты и аквалангистки, Парашютисты и парашютистки.
Упражнение в образовании слов
Автоматизация суффикса в текстах Мальчишка озорник, Девчонка озорница, Мужчина проводник. А кто же проводница?
Шутит шутки наш шутник, Шутит шутки и шутница. Уходит в отпуск отпускник, Уходит в отпуск отпускница. Художник и художница, Чертёжник и чертёжница, Станочник и станочница, Работник и работница.
Учитель и учительница, Хранитель и хранительница, Писатель и писательница, Читатель и читательница.
Суффикс -чиц-
Упражнение в образовании слов
Автоматизация суффикса в текстах Есть в мире лётчики и лётчицы, Пулемётчики и пулемётчицы, Переводчики и переводчицы, Переплётчики и переплётчицы.
Есть женщина буфетчица, Есть женщина газетчица, Есть женщина разведчица.
Есть монетчики и монетчицы, Есть ответчики и ответчицы, Есть расчётчики и расчётчицы, Есть учётчики и учётчицы.
Суффикс -щиц-
Упражнение в образовании слов
Автоматизация суффикса в текстах Закройщик и закройщица, Настройщик и настройщица, Приёмщик и приёмщица, Подёнщик и подёнщица.
На складе кладовщица, На кране крановщица, А где же гардеробщица И где же упаковщица?
Суффикс -иц- Хотя слов с этим и следующими двумя суффиксами очень немного, но все же следует поупражнять ребенка в их образовании.
Упражнение в образовании слов
Этот суффикс используется как для обозначения лиц женского пола по их профессии (кассирша, библиотекарша), так и для обозначения жен в соответствии с профессией их мужей (генеральша, профессорша). Иногда в разговорной речи и женщину-профессора или директора также называют профессоршей, директоршей.
Упражнение в образовании слов
Есть женщина царица, Есть женщина певица, А есть и фельдшерица, И просто мастерица.
Суффикс -ш-
Автоматизация суффикса в текстах Бывает директор, бывает директорша, Бывает инспектор, бывает инспекторша, Бывает кондуктор, бывает кондукторша, Бывает инструктор, бывает инструкторша.
Женщина кассирша, Женщина редакторша, Женщина директорша И даже губернаторша.
Суффикс -их-
Упражнение в образовании слов
Автоматизация суффикса в текстах Мужчина портной, тогда кто же портниха? Мужчина купец, тогда кто же купчиха? Повар есть и повариха, Сторож есть и сторожиха.
ТЕКСТЫ С РАЗНЫМИ СУФФИКСАМИ
Переплетает книги переплётчик, А на станке работает станочник. Играет на органе органист, С баяном выступает баянист. Заливает бетон свой бетонщик. Угоняет машины угонщик. Трактор в поле ведёт тракторист. В башню танка поднялся танкист.
Монетчики с монетами, Газетчики с газетами, С гитарой гитаристы. С чем аккордеонисты?
Все козлята и ягнята - Очень дружные ребята, А слонёнок всё один, Он один у мамы сын.
Кукле сшили сарафанчик И к нему пришили бантик, Рядом с куклой - медвежонок, Косолапенький ребёнок.
Вот подходит зимушка, Ей не рада Симушка - Зимний холодок Ей плохой дружок.
Пёстрые цветочки на лужке зелёном, Белая берёзка по соседству с клёном, Здесь жучки, стрекозки весь денёк летают, Кажется, заботушки все они не знают...
У речушки домик небольшой стоит, Стёклышко в окошке на солнышке блестит. На окошке кошечка любит полежать, Свою шёрстку гладкую нежно полизать.
ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. От данных слов образовать названия женских профессий.
Он переплетчик - она... (переплетчица). Он пулеметчик - она... (пулеметчица). Он тракторист, а она... (трактористка). Он активист, а она... (активистка). Он охотник - она... (охотница). Он работник - она... (работница). Он разведчик - она... (разведчица). Он монетчик - она... (монетчица). 2. От данных слов образовать названия женских профессий.
Он писатель - она... (писательница). Он мечтатель - она... (мечтательница). Он художник - она... (художница). Он чертежник - она... (чертежница). Он повар - она... (повариха). Он ткач, а она... (ткачиха). Он лифтер, а она... (лифтерша). Он контролер, а она... (контролерша).
3. От данных слов образовать названия женских профессий.
Он артист - она... (артистка). Он пианист - она... (пианистка). Он скрипач - она... (скрипачка). Он чудак - она... (чудачка). Он южанин - она... (южанка). Он северянин - она... (северянка). Он продавец - она... (продавщица). Он крановщик - она... (крановщица).
4. От данных слов образовать названия детенышей животных в единственном числе.
У ослицы... (осленок). У тигрицы... (тигренок). У лисицы... (лисенок). У моржихи... (моржонок). У коровы... (теленок). У овечки... (ягненок). У свиньи... (поросенок). У кого же щенок, кто б узнать мне помог?
5. От данных слов образовать названия детенышей животных во множественном числе.
У кошки... (котята). У мышки... (мышата). У крысы... (крысята). У львицы же... (львята). У зайчихи... (зайчата). У крольчихи... (крольчата). У орлицы... (орлята). У свиньи... (поросята).
Часть 2
Глава 3. ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ ПУТЕМ СЛОВОСЛОЖЕНИЯ
В русском языке имеется очень большое количество так называемых сложных слов, причем их число постоянно растет. Это связано с появлением в нашей жизни все новых предметов и технологий. Сложными эти слова называются потому, что они образуются (складываются, слагаются) из двух или даже трех разных слов, например: бензин + колонка = - бензоколонка; электричество + газ + сварка = электрогазосварка. Чаще всего первая часть сложного слова обозначает предмет (объект), а вторая - действие. Например, в слове рудокоп таким предметом является руда, а вторая часть слова говорит о том, что эту руду кто-то копает. То же самое со словами водовоз, землекоп, сталевар, волнорез и т. п. Кроме того, есть сложные слова, которые обозначают предмет и его признак. В этих случаях признак предмета составляет первую часть сложного слова, а название самого предмета - вторую, например: легкоатлет, тяжеловоз, чернослив, белоручка и т. п. Необходимо уже в дошкольном возрасте ознакомить детей со сложными словами и научить их самостоятельно образовывать эти слова на основе полного понимания их смыслового значения. Это важно сделать потому, что очень многие школьники, не подготовленные в этом отношении, не понимают самого значения сложных слов и очень простой техники их образования. Вот самый свежий далеко не единичный, а скорее даже типичный пример. В течение месяца у нас трижды был на приеме ученик 6-го класса массовой школы по поводу «безнадежного» положения дел с русским языком. Объяснять ему основные правила правописания слов приходилось сразу целыми блоками. Когда дошли до сложных слов, при написании которых он допускал бесчисленное количество ошибок, то прежде всего необходимо было проверить, насколько он понимает их смысловое значение. В ходе этой проверки между нами произошла такая беседа: - Скажи, пожалуйста, по слогам, как ты напишешь слово пароход? - По-ро-ход. - Почему в первом слоге ты напишешь о? Из каких двух слов состоит это слово? - А... пар и ход. - Так как же его нужно написать? - Па-ра-ход. (Незнание правила правописания сложных слов о том, что соединительными гласными здесь могут быть только о или е.) - А как ты напишешь слово пылесос? Скажи тоже по слогам. - Пу-ле-сос. - Что сосет пылесос, пули или пыль? - Пыль. Значит, надо писать пылесос? К концу этой первой довольно долгой тренировочной беседы были достигнуты явные положительные результаты, поскольку большинство ответов на подобные вопросы учащийся стал давать правильно. Во время нашей второй встречи, состоявшейся через неделю, я задала ему те же самые вопросы о написании двух упомянутых слов и даже не удивилась тому, что вновь услышала все те же по-ро-ход и пу-ле-сос (настолько прочны неправильно усвоенные речевые навыки!). Правда, потом, в ответ на мой вопросительный взгляд, ученик быстро спохватился и дал правильные ответы, объяснив при этом и само происхождение этих слов. Так неужели не проще решить эту «сложную» проблему уже в дошкольном возрасте? Ведь любой ребенок этого возраста способен понять, что пыль сосет пылесос, что рыбу ловит рыболов или что у белолобого щенка белый лоб! Ниже приведены сложные слова и тексты с этими словами, которые дадут возможность объяснить ребенку происхождение этих слов и поупражнять его в их образовании. Естественно, что для детей дошкольного возраста нужно использовать только понятные им по смыслу и по способу образования слова. Более сложные по содержанию слова будут необходимы школьникам. Здесь специально приведено несколько групп сложных слов с одинаковой первой частью, что особенно наглядно демонстрирует буквально безграничные возможности словообразования.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ БЕЛЫЙ
Упражнение в образовании сложных слов
Автоматизация сложных слов в текстах Белоснежка, белоручка, Белошвейка, белоруска, Белоствольный, белоснежный, Белоусый, белокудрый - Сколько разных слов премудрых!
Чайки белокрылые, Кони белогривые, Берёзки белоствольные - Они такие вольные!
Белогривые кони, Белолобый щенок, Белоснежное поле, Белоствольный лесок.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ ВОДА
Упражнение в образовании сложных слов
Автоматизация сложных слов в текстах Водопады, водостоки, Водомеры, водогреи, Водосбросы, водолеи - Всё запомни поскорее!
Водоочиститель воду очищает, Водонагреватель воду нагревает. Все водоросли выросли, конечно же, в воде. А птицы водоплавающие плавать любят где?
В водоспуск воду спускают, В водосток вода стекает, Водосчетчик всё считает, Водохлёб воду «хлебает».
В водопаде падает вода, Не найти потом её следа. Водоканал прорыли для воды, Используют его и для езды. Водокачка воду качает, Водогрей её нагревает, Водопровод к нам воду проводит, А в водосток вся вода уходит.
Возит воду водовоз, Носит воду водонос, Ходит скот на водопой - Постоянно мы с водой!
СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ ЗЕМЛЯ
Упражнение в образовании сложных слов
Автоматизация сложных слов в текстах Землеройка землю роет, Землепашец землю пашет, Землекоп её копает, Землемер же измеряет.
Землечерпалка землю черпает, Землерыхлитель её разрыхляет, Землевладелец землёю владеет. А землероб что же делать умеет?
СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ ЛЕС
Упражнение в образовании сложных слов
Лесорубы, лесосплавы, Лесовозы, лесосклады, Лесники и лесопилки - Все слова возьми в копилку
Проводится лесозащита Огромных лесомассивов, И делают лесопосадки, Чтоб были леса в порядке.
Есть у нас лесозаводы, Лес привозят лесовозы. Хранят его на лесоскладе. Что делают на лесосплаве?
СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ САМ
Упражнение в образовании сложных слов
Самоходы сами ходят, Самописцы сами пишут, Самозванцев мы не звали, Самодуров не желали. Сам летает самолёт, Сам же ходит самоход, Сам всё варит самовар. Что такое самосвал?
СЛОЖНЫЕ СЛОВА С ПЕРВОЙ ЧАСТЬЮ ЭЛЕКТРО-
Упражнение в образовании сложных слов
Автоматизация сложных слов в текстах Электрогрелка, электросварка, Электрочайник, электропечь, Электроплитка, электросчётчик - Везде электричество может течь!
Электромассажёром сделаем массаж, Электроутюгом бельё погладим, Электрочайник вскипятим сейчас, Электродрель мы вечером наладим.
ТЕКСТЫ С РАЗНЫМИ СЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ Чистят картофель картофелечисткой, Режут картофель картофелерезкой, Варят картофель порой в пароварке. Можно ли сделать картофележарку?
В кофемолке кофе мелют, В кофеварке кофе варят. В пароварке разве жарят?
Все пароходы нужны мореходам, Но мало что нужно простым пешеходам.
Ходит везде вездеход, Идёт по Луне луноход,
Ходит пешком пешеход, В море идёт мореход.
Воду носит водонос, Воду возит водовоз. Что же возит бензовоз?
Воздухоплаватель в воздухе плавает, А вертолётчик сидит в вертолёте. Наш водолаз под водою всё лазает. Охотовед где сейчас, на охоте?
Метростроевцы строят метро, Под землёй его прячут хитро.
Падают листочки в листопад, А звезда упала в звездопад. Падают снежинки в снегопад. Что же значит слово «водопад»?
Пыль сосёт наш пылесос, Воду возит водовоз. Камни режет камнерез, На лесопилке пилят лес.
По реке шёл пароход, На реке был ледоход, Не пройдёт там вездеход.
Садоводы сад разводят, Полеводы поле «водят» - Хорошо за ним следят И порядок там хранят.
Сами ходят самоходы, Скоро ходят скороходы. Кофемолка кофе мелет. Скороварка что умеет?
Паром варят в пароварке, Скоро варят в скороварке. Первым проходит лишь первопроходчик. С водопроводом же - водопроводчик.
Реки полноводные полные воды. Танки быстроходные для быстрой лишь езды. Реки быстротечные быстренько текут, Струны сладкозвучные «сладкий» звук дают.
Рыбочисткой рыбу мы почистим, В скороварке сварим поскорей. Зубочисткой зубы часто чистим. Чем нарезать овощи быстрей?
Скалолазы лазают по скалам, Горнолыжник ходит по горам, Звездолёты к звёздам всё взлетают. А куда взлететь с тобою нам?
Новосёлы поселились вновь, Староверы в старое всё верят, Лицемеры много лицемерят.
Катится сам самокат, Сам же летит самолёт. Падает с гор водопад, Ходит везде вездеход.
Следопыты идут по следу, Всё пытаются что-то найти. Путеводитель свой дай соседу, Пусть ведёт он его в пути.
ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Что (кого) разводят садоводы, цветоводы, скотоводы, пчеловоды, звероводы, собаководы, птицеводы, животноводы? 2. Где работают горнорабочие, чернорабочие, разнорабочие? 3. Что падает при снегопаде, листопаде, звездопаде и в водопаде? 4. Кого ловят зверолов, рыболов, птицелов, змеелов? 5. Где ходят мореход, луноход, вездеход? 6. Как ходят скороход, тихоход, пешеход? 7. Что измеряют водомером, ростомером? 8. Что копают землекопы, рудокопы? 9. Кого (что) называют быстроногим, быстрокрылым, быстроходным, быстротечным, быстролетным? 10. Что значит тепловодный, пресноводный, мелководный, глубоководный? 11. Что значит светловолосый, седовласый, большеголовый, длинноносый, бритоголовый? 12. Где лазают скалолазы, верхолазы, водолазы? 13. Что значит многоцветный, многолюдный, многоголосый, многоэтажный, многотиражный? 14. Что значит междуречье и межгорье?
*** В заключение хочется еще и еще раз подчеркнуть, что проведенная в дошкольном возрасте работа над словообразованием окажет ребенку поистине неоценимую помощь в деле овладения им грамотным письмом. Конкретно это выразится в следующем. Во-первых, это поможет ему привести в систему весь имеющийся у него словарный запас, причем в основе этой системы будет лежать понимание смыслового родства слов. Например, он будет понимать, что одно дело - гора, горка, гористая, пригорок, горняк и т.д., другое дело - горит, горящий, пригорелый, загоревший и совсем иное дело - горький, горчить, горчица, горчичница, горчичник и пр. И только при ясном понимании глубокого смыслового различия этих трех групп слов он сможет безошибочно подбирать проверочные слова. Сейчас же многие ученики даже старших классов на вопрос о том, что такое гористая местность, после некоторого раздумья отвечают, что «это когда там что-то горит». Во-вторых, все вновь приобретаемые ребенком слова будут невольно выстраиваться в определенную систему по аналогии с уже имеющимися. Например, познакомившись со словом ползать (нередко даже младшие школьники, не зная этого глагола, говорят о том, что змея ходит), ребенок сообразит следующее. Раз можно приходить, прибегать, прилетать, уходить, убегать, улетать и т.д., то, значит, можно и приползать, уползать, выползать, переползать, заползать, отползать и пр. А это означает, что он опытным путем смог уловить общую закономерность словообразования и что теперь у него не будет необходимости заучивать отдельные и ни с чем не связанные слова. В-третьих, из примера с глаголом ползать совершенно очевидно, насколько быстро на основе владения навыком словообразования у ребенка будет обогащаться словарный запас, причем это будет происходить тоже как бы невольно, просто в силу расширения его общего кругозора. При наличии же достаточно большого и к тому же систематизированного словарного запаса ученику уже будет из чего выбирать проверочные слова без смешивания их смысловых значений. В-четвертых, в процессе занятий словообразованием ребенок опятьтаки невольно научится чувствовать морфологическую структуру слова, то есть видеть в нем все составные части (приставку, корень, суффикс, окончание). Ведь он же сам образовывал однокоренные слова при помощи приставок и суффиксов! А это значит, что, к примеру, в слове выходить он сразу увидит приставку вы-, а благодаря этому и корень ход, и ему просто в голову не придет написать это слово через а, что сейчас делают очень многие учащиеся. Таким образом, все эти четыре приобретения явятся для ребенка той базой, той подлинной основой, без наличия которой вообще не приходится говорить о возможности овладения им в дальнейшем грамотным письмом. Как хочется, чтобы родители это до конца осознали и не упустили драгоценнейшее время!
Часть II СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Введение. НЕОБХОДИМОСТЬ РАБОТЫ НАД ГРАММАТИЧЕСКИМИ НОРМАМИ РЕЧИ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ГРАМОТНЫМ ПИСЬМОМ
Вторая часть книги посвящена овладению детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста грамматическими нормами речи. В ней рассматриваются падежные окончания имен существительных, употребляемых как без предлогов, так и с предлогами, а также падежные окончания имен прилагательных и грамматические формы глаголов. Необходимость специальной работы над окончаниями имен существительных связана с тем, что дети с отставанием в речевом развитии в своей устной речи очень часто употребляют эти окончания неправильно, особенно в форме множественного числа (домы и стулы вместо дома и стулья; много зеркалов, люстров, кроватев, деревов вместо зеркал, люстр, кроватей, деревьев и т. п.). Все наши многолетние попытки просто объяснить родителям суть проблемы всегда оказывались почти безрезультатными как из-за трудности понимания неспециалистами всей ее серьезности, так и из-за отсутствия конкретного материала для упражнений с ребенком. Это обязывает нас изложить весь данный материал в строгой системе и с многочисленными конкретными примерами, чтобы прежде всего сами родители убедились в существовании строгой закономерности в употреблении падежных окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов и затем смогли дать почувствовать эту закономерность ребенку. Только таким обобщающим путем, а не путем запоминания, заучивания окончаний отдельных слов ребенок сможет овладеть навыком правильного употребления их окончаний. При использовании приводимого ниже речевого материала важно иметь в виду следующее. 1. Весь речевой материал первой главы сгруппирован по тематическим группам слов (фрукты, овощи, посуда, мебель и т. д.), поскольку имена существительные в русском языке принято подразделять именно на такие группы. 2. В каждой тематической группе представлено большое количество названий предметов, многие из которых встретятся детям впервые. Это сделано нами по следующим причинам. Во-первых, показать (а значит, и усвоить) закономерность в употреблении окончаний слов можно только на достаточно большом их количестве. Поэтому, например, в разделе «Рыбы» приведены названия не только широко известных их пород, но также и редко встречающихся. На одних же «щуках» и «лещах» никакую закономерность показать невозможно. Во-вторых, дать ребенку почувствовать эту закономерность легче всего именно на незнакомых словах, поскольку окончания знакомых слов дети стараются просто запоминать и в дальнейшем даже не пытаются переносить их на другие однотипные слова. В-третьих, попутно решить важнейшую для овладения грамотным письмом задачу обогащения словарного запаса детей можно лишь за счет ознакомления их со все новыми и новыми для них словами. Но совсем необязательно добиваться усвоения ребенком всех приведенных здесь слов. Важно, чтобы он хотя бы представил себе, сколько есть разных птиц, деревьев, насекомых и пр., и захотел поподробнее узнать о некоторых из них, а не считал, что, напр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|