Творительный падеж (Доволен чем?)
В творительном падеже тоже имеются только два окончания: -ами, -ями.
Окончание -ами (распространенное)
Окончание -ями (редкое)
Любуемся мы соснами, каштанами, осинами Деревья все зелёные и не бывают синими.
Под липами, берёзами, Под ивами и клёнами Лежат листочки жёлтые, Хоть были все зелёными.
Под хвойными деревьями - Под соснами, под елями - Всю землю замело вдруг Белыми метелями.
Предложный падеж (Думаю о чем?)
Это единственный падеж, который без предлогов вообще не употребляется, однако мы не можем обойти его в данной главе, хотя она посвящена окончаниям имен существительных, употребляемых без предлогов. В этом падеже во множественном числе могут быть только два типа окончаний: -ах и -ях.
Окончание -ах (распространенное)
Окончание -ях (редкое)
Вспомнил я об ивах, берёзах, тополях - Деревьями любимыми украшена земля!
Помним мы о каштанах, платанах, осинах, О берёзах, дубах, елях, липах и клёнах красивых.
Есть дерево МАНГО. Не видел я МАНГО, Хоть думал о МАНГО.
И лишь на последнем, заключительном этапе работы, когда ребенок хорошо овладеет навыком образования окончаний слов по аналогии, следует предъявлять ему слова в том порядке, в каком они даны в именительном падеже (см. с. 112-113). Ребенок в этом случае должен будет правильно употреблять любые окончания слов в любом порядке, например: анчары - анчаров, березы - берез, ветлы - ветел, ели - елей и т. д.
ЦВЕТЫ
Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?) Окончание -ы (распространенное)
Окончание -и (распространенное)
Окончание -ии (редкое)
Несклоняемое: АЛОЭ.
Родительный падеж (Нет чего?) Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ий (редкое)
Со вставочной гласной (редкие случаи)
Без окончаний (редкие случаи)
Много в наших краях видим мы георгинов, Колокольчиков, лютиков и васильков. Одуванчиков много в полях и в низинах, А вот кактусы встретить я был не готов.
Не видел я лилий, настурций, азалий, И мне лишь случайно о них рассказали. Гортензий я тоже нигде не встречал, Но все же о них почему-то мечтал.
Ландышей в мае я видел так много, Только не взял их с собою в дорогу.
Кувшинок много на воде, А незабудок в поле. Ромашек много на лугу, А вот фиалок не найду.
Много АСТР, МАЛЬВ и РОЗ, ХРИЗАНТЕМ и ГВОЗДИК, Любоваться цветами уж давно я привык.
Сколько ландышей, РОЗ и подснежников! Я любуюсь цветочками нежными. Много лилий, ромашек, нарциссов, Только нет средь цветов кипарисов...
Дательный падеж (Рад чему?)
В этом падеже, как и в предыдущей тематической группе слов (деревья), имеются только два вида окончаний: -ам и -ям.
Окончание -ам (распространенное)
Окончание -ям (редкое)
Очень рад я ромашкам, хризантемам и розам, Незабудкам, кувшинкам и василькам. Посмотрев на цветы, обратился к морозам, Чтоб они не спешили особенно к нам.
К одуванчикам, розам, подснежникам Отношусь я с особою нежностью.
К камелиям, азалиям, гортензиям и лилиям Уж очень осторожно с тобою подходили мы.
Творительный падеж (Доволен чем?)
В этом падеже, как и в предыдущей тематической группе слов (деревья), имеются только два типа окончаний: -ами и -ями.
Окончание -ами (распространенное)
Окончание -ями (редкое)
Доволен георгинами, пионами, гвоздиками, И астрами, и розами, и цветами дикими.
Я любуюсь васильками и подснежниками, Колокольчиками, одуванчиками нежными, Хризантемами, нарциссами, герберами, Незабудками и лилиями белыми.
Предложный падеж (Думаю о чем?)
Данный падеж, как и в предыдущей тематической группе слов, также имеет только два типа окончаний: -ах и -ях.
Окончание -ах (распространенное)
Окончание -ях (редкое)
Думал я о пионах, георгинах, гвоздиках, Одуванчиках белых и о лютиках диких.
Мечтали мы о лилиях, азалиях, камелиях, Но нигде найти их так и не сумели мы. И о гортензиях мы думали немного, Когда пускаться собирались в путь-дорогу.
Несклоняемое: АЛОЭ.
Люблю я АЛОЭ, Любуюсь АЛОЭ, Мечтал об АЛОЭ.
ФРУКТЫ
Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?) Окончание -ы (распространенное)
Родительный падеж (Нет чего?) Окончание -ов (распространенное)
Со вставочной гласной (единичные случаи)
Без окончаний (единичные случаи)
Купили мы лимонов, апельсинов, Но не нашли бананов, мандаринов. Абрикосов и персиков много в саду, Но ананасов я там не найду.
Нам хотелось вишен и ещё черешен, Но поход за ними был не так успешен. Хоть ЯБЛОК нынче урожай большой, Но ГРУШ и СЛИВ не встретим мы с тобой.
Дательный падеж (Рад чему?)
Как и в предыдущих случаях, окончаниями дательного падежа являются только -ам и -ям.
Окончание -ом (распространенное)
Окончание -ям (единичные случаи)
Подошёл к бананам, яблокам и грушам, Но мне вдруг захотелось персиков покушать.
Мы радуемся сливам, апельсинам, Лимонам, абрикосам, мандаринам.
К вишням и черешням мы подходим, Но лишь ветки там одни находим.
Творительный падеж (Доволен чем?)
В данном падеже, как и в предыдущих случаях, есть только два типа окончаний: -ами и -ями.
Окончание -ами (распространенное)
Окончание -ями (редкое)
Довольны мы лимонами, персиками, грушами. Так что из этих фруктов мы с тобой покушаем? Вишнями, черешнями доволен бы я был, Если б мне сегодня их кто-нибудь купил.
Предложный падеж (Думаю о чем?)
В этом падеже, как и в предыдущих случаях, имеются только окончания -ах и -ях.
Окончание -ах (распространенное)
Окончание -ях (единичные случаи)
Думаю о грушах, лимонах, мандаринах, О бананах сладких и об апельсинах. О вишнях и черешнях буду думать тоже, Если мне найти их кто-нибудь поможет.
Вспомнил я о яблоках, ананасах, сливах, О сладких абрикосах и персиках красивых.
ОВОЩИ
Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?) Окончание -ы (распространенное)
Окончание -и (редкое)
Родительный падеж (Нет чего?) Окончание -ов
Со вставочной гласной (редкие случаи)
Без окончаний (единичные случаи)
Несклоняемое: КОЛЬРАБИ (вид капусты).
В огородах много ТЫКВ и кабачков, Помидоров, свёкол, РЕП и огурцов.
Здесь много баклажанов и редисок, Перцев, артишоков и сосисок. Что же здесь лишнее в этом раду? Что-то сама я никак не найду!
Вид капусты - КОЛЬРАБИ. Мы купили КОЛЬРАБИ, Мы довольны КОЛЬРАБИ, Говорим о КОЛЬРАБИ.
Ввиду практически полной однотипности окончаний существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах, в чем можно легко убедиться на всех приведенных выше примерах, далее будут рассмотрены только значительно более сложные для усвоения детьми окончания родительного падежа. Окончания же трех названных падежей в ходе предыдущих упражнений должны быть усвоены детьми настолько, что будут правильно употребляться ими в любых, в том числе и незнакомых, словах. Периодически это необходимо проверять и подкреплять путем предъявления ребенку соответствующих заданий.
ГРИБЫ
Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?) Окончание -и (распространенное)
Окончание -ы (единичное)
Окончание -а (единичные случаи)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|