Родительный падеж (Нет чего?)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ей (единичное)
Окончание -ьев (единичное)
Со вставочной гласной (нередкие случаи)
Без окончаний (единичные случаи)
Здесь много диванов, комодов, столов, Красивых сервантов, высоких шкафов.
Не видно табуреток, кресел и банкеток, Этажерок, «стенок», тумбочек, кушеток.
В магазинах мебельных много есть столов, Тумбочек, диванов и кроватей, Много стульев, секретеров и шкафов, Только деревенских нет полатей.
Не имел я БЮРО И мечтал о БЮРО. Мне купили БЮРО. Я доволен БЮРО.
ОДЕЖДА
Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?) Окончание -ы (распространенное)
Окончание -ья (единичное)
Несклоняемые: ГАЛИФЕ, ЖАБО, КАШНЕ, КИМОНО, МАНТО, ПАЛЬТО
Родительный падеж (Нет чего?) Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ей (редкое)
Окончание -ьев (единичное)
Со вставочной гласной (распространенные)
Ни трусов, ни фраков, ни носков Не было у наших молодцов.
Для джинсов, жакетов, жилетов Не покупают билетов.
Много было ватников, свитеров, носков, Не хватало только халатов, сюртуков.
Френчей, шинелей, плащей Ты никогда не жалей.
Нет у нас кафтанов, курток, маек, Но зато есть много юбок и фуфаек.
Сорочек, рубашек, футболок, чулок Что-то найти я сегодня не смог.
Ни ШАРОВАР и ни РЕЙТУЗ Не надевал наш карапуз.
Не нашли мы кафтанов, сюртуков, сарафанов, Но купили халатов, костюмов, платков, Также платьев, рубашек и маек, Курток, юбок, сорочек, фуфаек.
Мне купили ПАЛЬТО и МАНТО. Я доволен ПАЛЬТО и МАНТО, Вспоминал о ПАЛЬТО и МАНТО.
Шляпу купили к ПАЛЬТО, А КАШНЕ подарили к МАНТО.
Хоть есть много КАШНЕ, Хоть совсем нет КАШНЕ - В этом слове всегда скажем - «е».
Брюки ГАЛИФЕ бывали прежде в моде, Их часто можно было видеть на народе. И воротник ЖАБО носили часто прежде, Теперь же редко он встречается в одежде. КАШНЕ красивое мы встретим и сейчас, Наверное, оно имеется у вас?
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?) Окончание -ы (редкое)
Окончание -и (распространенное)
Несклоняемое: КЕПИ.
Родительный падеж (Нет чего?) Окончание -ов (редкое)
Окончание -ей (единичное)
Со вставочной гласной (распространенное)
Без окончания (единичные случаи)
Мало встретишь теперь колпаков и чепцов, Больше видишь косынок, беретов. Много шапок и ШЛЯП, много КЕПИ, платков. Ты не знаешь всех моды секретов?
ОБУВЬ
Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?) Окончание -ы (единичные случаи)
Окончание -и (распространенное)
Окончание -ии (единичное)
Родительный падеж (Нет чего?) Окончание -ов (единичные случаи)
Окончание -ей (единичное)
Окончание -ий (единичное)
Без окончаний (редкие случаи)
Не нашёл я кедов Для моего соседа.
Носили лапти в старину, Лаптей имели много. Себе лишь парочку одну Я припасу в дорогу.
Нет тапок для кошкиных лапок. Не сшили ботинок для свинок.
Пару туфель купили для лета, Пару валенок для зимы. Что же можно купить для весны?
Нет ни БОТ, ни САПОГ, ни ГАЛОШ, Но без них я ведь тоже хорош? САНДАЛЕТ и мой брат не имеет, Но от этого он не грустнеет.
Ни кедов, ни кроссовок Вчера мы не нашли, Но парочку сандалий Друзья мне принесли.
Купили валенок к зиме, А к осени ГАЛОШ, Но вот ботинок для весны Нигде ты не найдёшь!
ПОСУДА
Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?) Окончание -ы (распространенное)
Окончание -л (распространенное)
Родительный падеж (Нет чего?)
Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ей (единичное)
Со вставочной гласной (нередкие случаи)
Без окончания (нередкие случаи)
Мы видели много горшков и графинов, Стаканов, фужеров, красивых кувшинов. Не встретилось нам ни КАСТРЮЛЬ, ни КОНФЕТНИЦ, Но видели много САЛАТНИЦ и ХЛЕБНИЦ.
Ни тарелок, ни мисок, Ни солонок, ни чашек Не нашлось для обеда У хозяюшек наших.
Купили мы много тарелок и ложек, Несколько чашек, стаканов и плошек, Много ножей, СКОВОРОД и солонок, Пару САЛАТНИЦ и пару маслёнок.
КАСТРЮЛЬ, СКОВОРОД и хрустальных бокалов Вчера мы достаточно напокупали, Но нам не хватило ножей и стаканов, Ведь чай же горячий не пьют из бокалов.
ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?) Окончание -ы (редкое)
Родительный падеж (Нет чего?) Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ев (единичное)
Окончание -ей (редкое)
Запасли мы альбомов, дневников и пеналов, Но учебников школьных нам уже не досталось.
Купили ручек и линеек, Но красок нужных не имеем. Портфелей тоже нет у нас, И ранцев не найти сейчас.
ТРАНСПОРТ (НАЗЕМНЫЙ, ВОЗДУШНЫЙ, ВОДНЫЙ, ПОДЗЕМНЫЙ)
Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)
Окончание -ы (распространенное)
Окончание -и (распространенное)
Несклоняемые: МЕТРО, ТАКСИ.
Родительный падеж (Нет чего?) Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ей (единичные случаи)
Со вставочной гласной (редкие случаи)
Без окончания (единичный случай)
Окончание -ев (единичный случай)
Я видел много самолётов, Велосипедов, вертолётов, И поездов, и пароходов, Не видел только вездеходов.
Кораблей бывает много на воде. Дирижаблей не увидишь ты нигде.
Электричек и трамваев много в городах, Но ни лодок, ни байдарок нет на проводах.
В море много кораблей и пароходов, А на суше - и МАШИН, и вездеходов. Много лодок и байдарок на воде, Но не встретишь там троллейбусов нигде.
Видел я и МЕТРО, и ТАКСИ. Подошёл я к МЕТРО и к ТАКСИ. Я проехал в МЕТРО и в ТАКСИ. Я доволен МЕТРО и ТАКСИ.
ЖИВОТНЫЕ (ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ) В приводимых тематических группах слов, объединяющих одушевленные предметы (то есть живые существа), окончания винительного падежа множественного числа совпадают с окончаниями не именительного, как во всех предыдущих случаях, а родительного падежа (В. п.: вижу кого? - слонов, кукушек, СТРЕКОЗ, карасей; Р. п.: нет кого? - слонов, кукушек, СТРЕКОЗ, карасей).
Именительный падеж (Есть кто?)
Окончание -ы (распространенное)
Окончание -и (распространенное)
Окончание -ии (единичное)
Окончание -я (единичное)
Несклоняемые: КЕНГУРУ, ШИМПАНЗЕ, ЭМУ (страус). Родительный и винительный падежи (Нет кого? Вижу кого?) Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ий (единичное)
Окончание -ей (распространенное)
Со вставочной гласной (распространенное)
Шакалов, верблюдов, слонов, носорогов Не встретится нам на обычных дорогах, Но серых волков, барсуков и быков Увидеть я был бы, пожалуй, готов.
Сурков и сусликов увидим мы в степях, Китов огромных и дельфинов - лишь в морях.
Быки есть большие - яки, Но яков нет в наших краях. Крупнее они, чем собаки. Живут эти яки в горах.
Маралы - это олени, Но только не в тундре живут. Нет у маралов лени, Поэтому быстро бегут.
Я видел медведей, ежей, лошадей, Мышей и оленей, тюленей и змей. Но где мне увидеть газелей, лосей, Не можешь ли ты подсказать поскорей?
Лошадей, коней, оленей Запрягают люди в сани. Не запрячь им лишь тюленей. Как тут быть - не знают сами.
Есть в зоопарках немало гусей, Оленей, лосей, лебедей, журавлей, Бурых медведей, рысей, стрижей. По сколько здесь названо птиц и зверей?
Белок, кошек и овец Я увидел наконец.
АНТИЛОП, ГИЕН, ГОРИЛЛ, ВЫДР, ОНДАТР, да и ШИНШИЛЛ Я нигде не находил.
Видел ЗЕБР, КОРОВ и КРЫС, НЕРП, КУНИЦ и рыжих ЛИС, Но ПАНТЕР и ЧЕРЕПАХ Мне не снилось даже в снах.
В наших лесах нет ни тигров, ни львов, Но много медведей, ЛИСИЦ и волков. Много есть зайцев, кротов и ежей, Белок, КУНИЦ, барсуков и мышей.
Я был в зоопарке и видел слонов, Шакалов, жирафов и нескольких львов, Ещё пеликанов, гусей, журавлей, Но можно ли их посчитать за зверей?
Множество есть ОБЕЗЬЯН - Мартышек, ГОРИЛЛ, ШИМПАНЗЕ. Эти жители жарких стран В тех краях обитают везде.
Змей много бывает разных - АНАКОНД, удавов, ГАДЮК, Аспидов, КОБР опасных, Мимо них я лучше пройду!
В лесах наших много медведей, КУНИЦ, И белок, и зайцев, и рыжих ЛИСИЦ, Но нет там любимых моих КЕНГУРУ, Хоть я и искал их вчера поутру.
Есть у нас КЕНГУРУ, Нет у нас КЕНГУРУ, Вспомним о КЕНГУРУ - Всюду мы скажем «у».
Будь один КЕНГУРУ, Будь хоть сто КЕНГУРУ На конце будет «у».
В нашем зоопарке нет ЭМУ с ШИМПАНЗЕ, В других местах я тоже их не встречал нигде. И только на картинках и с ШИМПАНЗЕ, и с ЭМУ Я смог поговорить на эту тему.
ПТИЦЫ (ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ) Именительный падеж (есть кто?) Окончание -ы (распространенное)
Окончание -и (распространенное)
Окончание -ьи (единичные случаи)
Окончание -а (единичные случаи)
Несклоняемые: КАКАДУ, КОЛИБРИ, ФЛАМИНГО
Родительный и винительный падежи (Нет кого? Вижу кого?) Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ей (распространенное)
Окончание -ьев (единичные случаи)
Со вставочной гласной (распространенное)
Без окончаний (распространенное)
Страусов, дятлов, дроздов и орлов Сразу узнать я, пожалуй, готов. Часто мы видим ещё индюков, Аистов, зябликов и петухов.
Гусей, журавлей, лебедей, снегирей, А также и наших грачей, голубей Видим мы чаще, чем редких луней.
Мы часто видим воробьев, Но слушать любим соловьев.
Ласточек, кукушек, цапель, канареек Хотел бы я увидеть поскорее, А галок, куропаток, уток, чаек Очень часто мы с тобой встречаем.
Много КУР и ВОРОН, Много СОВ и СОРОК, Только ДРОФ и ГАГАР Не найти у дорог.
Вспомним знакомых нам ПТИЦ: Галок, скворцов и СИНИЦ, Ласточек, чаек, гусей, Дятлов, орлов, журавлей.
Кедровок много в кедровом лесу. Увидишь дятлов даже на берёзе, Они нам много пользы принесут. А снегирей мы встретим на морозе.
Много бродит вдоль дорог Воробьёв, ВОРОН, СОРОК, Но не встретишь журавлей И прекрасных лебедей.
Люблю я смотреть на ПТИЦ: На галок, кукушек, СИНИЦ, На дятлов, гусей, журавлей, - Пускай прилетят поскорей!
Нет у нас птицы ФЛАМИНГО, Живёт она в тёплых краях. Я вспоминал о ФЛАМИНГО, Которую видел в мечтах.
Прилетели вдруг целые стаи КАКАДУ, КОЛИБРИ, попугаев.
Нет у нас птицы КОЛИБРИ, К попугаям мы больше привыкли.
КАКАДУ - это вид попугаев, С хохолком он на голове. Никогда я его не пугаюсь, Пусть гуляет он по траве.
РЫБЫ
Именительный падеж (Есть кто?) Окончание -ы (распространенное)
Несклоняемое: ПУТАССУ.
Родительный и винительный падежи (Нет кого? Вижу кого?) Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ей (распространенное)
Окончание -ий (единичное)
Без окончаний (распространенное)
Толстолобиков, сомов и судаков Не варили мы под вечер у костров, Но анчоусов, снетков, да и тунцов Я бы с радостью покушать был готов.
Мы ловили линей и ершей, Окуней, омулей и язей. На форелей, угрей и сельдей Не хватило рыбацких сетей.
Ни НАВАГ, ни МИНОГ Я увидеть не смог. КАМБАЛ, САЙР и СТАВРИД Не представить на вид.
ЩУК, САРДИН, САРДИНЕЛЛ Никогда я не ел, А СЕВРЮГ и БЕЛУГ Есть совсем не хотел.
В озере нашем немало лещей, ЩУК, окуней, карасей и ершей, Но, к сожалению, нет в нем сигов, КАМБАЛ, САЛАК, омулей, осетров.
Что за рыба ПУТАССУ, толком я не знаю, И как ловят ПУТАССУ, я не понимаю.
НАСЕКОМЫЕ
Именительный падеж (Есть кто?)
Окончание -ы (распространенное)
Окончание -ьи (единичное)
Родительный и винительный падежи (Нет кого? Вижу кого?) Окончание -ов (распространенное)
Окончание -ей (единичные случаи)
Со вставочной гласной (единичные случаи)
Без окончания (распространенное)
Нет у нас каракуртов, москитов, И тарантулов я не встречал, Но жуков, комаров, тараканов Без труда бы мгновенно узнал.
От клещей и шмелей Ты спасайся скорей.
Много бабочек и мошек Мы увидим у дорожек.
Много ПЧЁЛ, МУХ, и ОС, И ЦИКАД, и СТРЕКОЗ Всех их летний сезон нам принёс.
Летом так много СТРЕКОЗ, Бабочек, ПЧЁЛ и шмелей, Разных жуков, вредных ОС. Кто же летает быстрей?
СЛОВА С ОКОНЧАНИЕМ -ЬЯ (-ЬИ) ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ В дополнение к тематическим группам приведем еще две группы слов, окончания которых особенно часто употребляются детьми неправильно. Это слова, имеющие в именительном падеже окончание -ья (типа стулья, крылья), и несклоняемые существительные (типа какао, ателье). В первом случае дети чаще всего заменяют окончания этих слов более распространенными (много деревов вместо деревьев), а во втором добавляют к словам те или иные окончания (напился кофею вместо кофе). Многие из этих слов уже приводились в соответствующих тематических группах, однако не все они входят в эти группы, что заставило нас собрать их воедино, представив в алфавитном порядке. Уже в дошкольном возрасте дети обязательно должны узнать о неизменяемости хотя бы наиболее распространенных из этих слов и научиться правильно употреблять их в речи.
Красивые платья подарили мне братья. Пчелиные ульи не ставят на стулья. У березы листья, а у ржи колосья. В костре были сучья и прутья. У птиц есть и перья, и крылья. Ватные клочья, как снежные хлопья.
Именительный падеж (Есть что? Кто?)
Родительный падеж (Нет чего? Кого?)
Где много деревьев, там много и листьев. Бывают ли птицы без крыльев и перьев? У братьев нет платьев. В лесу много деревьев, а в поле - колосьев.
У рыб нет ни перьев, ни крыльев. Не нашлось ни поленьев, ни сучьев, ни прутьев. Много стульев, но мало ульев. Ни ватных клочьев, ни снежных хлопьев...
Много ульев и стульев, Много крыльев и перьев, Много сучьев, деревьев и прутьев.
НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СЛОВА
Во всех приводимых ниже рифмованных текстах несклоняемые слова выделены жирным шрифтом прописными буквами, что рассчитано на их запоминание. Ребенок должен хорошо усвоить, что все эти слова никогда не изменяются, в каких бы предложениях и в сочетании с какими бы словами они ни употреблялись. Эти слова по возможности «привязаны» к тематическим группам, а там, где не удалось этого сделать, они даны в алфавитном порядке.
Продукты питания, напитки
Пили мы КОФЕ, СИТРО и КАКАО, Ели на палочках ЭСКИМО, Сидя в прекрасном КАФЕ у фонтана, Только то было уж очень давно.
Животные, птицы, рыбы, насекомые
КЕНГУРУ и ЭМУ не живут у нас, И КАКАДУ с КОЛИБРИ не вижу я сейчас.
Прекрасные ФЛАМИНГО стоят и смотрят вдаль, И в их глазах красивых мне чудится печаль.
Ни ШИМПАНЗЕ, ни ПУТАССУ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|