Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью




Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

Основные задачи

комплексная проверка дебитора на начальном этапе

юридическое сопровождение сделок

финансирование дебиторской задолженности

учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности

взыскание просроченного долга

претензионная работа с недисциплинированными дебиторами

выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями

Функции

Использование (определение финансовых и управленческих целей)

организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей)

мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников, участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью)

контроль

анализ результатов и обратная связь

Участники

В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций только лишь финансового менеджмента. В современной коммерческой организации в процессе управления задействованы следующие лица и структурные подразделения:

Генеральный директор

Коммерческий отдел и отдел продаж

Финансовый отдел

Юридический отдел и служба безопасности

Конечная цель — снижение уровня просроченной задолженности, и, как следствие, повышение прибыли.

Эффективное управление дебиторской задолженностью включает следующие методы:

Разработать и утвердить в рамках компании кредитную политику.

Подготовить и утвердить все необходимые регламенты по работе с клиентами компании на стадии обсуждения возможности получения кредита, его выдачи и возврата.

Обучить сотрудников работе с клиентами по вопросам кредитования и возврата задолженности

Любое совершенствование управления дебиторской задолженностью нацелено на оптимизацию методов по каждому из вышеперечисленных направлений.

Организация системы управления дебиторской задолженностью

Контроль дебиторской задолженности — важный вопрос для экономического здоровья организации, поэтому он требует системного подхода. Основное внимание при организации системы управления задолженностью необходимо сосредоточить на следующих моментах:

Контроль выполнения условий кредитной политики департаментами/отделами компании.

Контроль выполнения клиентами компании условий кредитных договоров в части сроков выполнения долговых обязательств.

Организация работы сотрудников (регламентация работы с дебиторской задолженностью, автоматизация основных процессов, прохождение необходимого обучения).

Сбор информации и анализ процессов по работе с задолженностью с целью их оптимизации. Налаживание взаимодействия между различными департаментами и отделами, ведающими этими вопросами в компании.

Организация и проведение необходимых предупреждающих мероприятий с целью ликвидации просроченной (безнадежной) и минимизации рабочей задолженности.

Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;

диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;

разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;

контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

ускорение востребования долга;

уменьшение бюджетных долгов;

оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ - оптимизация суммы задолженности организации перед другими юридическими и физическими лицами. Необходимость управления кредиторской задолженностью следует из того, что умелое использование временно привлеченных средств способствует максимизации прибыли от деятельности организации. Управление кредиторской задолженностью предполагает: правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей; установление наиболее удобной формы банковского кредита и его срока; недопущение образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными затратами (штрафные санкции, пени).

Кредиторская задолженность – это финансовые обязательства одного субъекта перед другими, которые он обязан выполнить.

Кредиторская задолженность может быть перед другими организациями, предприятиями или частными лицами, перед бюджетом, перед персоналом, а также по полученным кредитам и займам.

Кредиторская задолженность исчезает при выполнении обязательств по ее погашению или при ее списании в случае невостребования

Кредиторская задолженность возникает по следующим обязательствам:

1) обязательство оплатить поставщикам и подрядчикам стоимость полученных от них в собственность товаров, принятых работ, оказанных услуг;

2) обязательство оплатить коммерческий вексель;

3) обязательство уплатить деньги, передать имущество, выполнить работы, оказать услуги дочерним либо зависимым обществам;

4) обязательство передать имущество, выполнить работы другим юридическим и физическим лицам в счет полученного аванса либо предоплаты;

5) обязательство производить оплату труда работникам согласно заключенным коллективному и индивидуальным трудовым договорам;

6) обязательство выплачивать взносы в социальные внебюджетные фонды;

7) обязательство выплачивать налоги и другие платежи в бюджет;

8) обязательства перед прочими кредиторами.

Главная задача в данном вопросе при управлении предприятием – недопущение увеличения кредиторской задолженности более некой конкретной для каждого предприятия величины, соответствующей его финансовому положению. Однако при управлении кредиторской задолженностью надо также понимать, что её увеличение также увеличивает количество привлеченных на предприятие средств, что является положительным фактором. Кроме того, объём кредиторской задолженности предприятия должен быть вполне определённым образом связан с объёмом его дебиторской задолженности.

Основной способ управления кредиторской задолженностью предприятия – выработка наиболее оптимальных вариантов работы с поставщиками товаров и услуг (контрагентами), определяющих сроки, объёмы и формы расчётов. Также управление кредиторской задолженностью должно учитывать ситуацию с каждым кредитором в отдельности, т.е. предполагать дифференциацию контрагентов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...