4. Бюджет и бюджетная система 63
темой, четко высветили недостатки действующего механизма управления общественными финансами. Главный недостаток заключался в том, что этот механизм был ориентирован не на управление результатами, а на управление затратами. Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве, повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ, цель которых заключается в: • поддержании макроэкономической и финансовой стабильности в государстве; • обеспечении выполнения и создании условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране; • повышении отдачи от бюджетных ассигнований и достижении на этой основе более высокого экономического и социального эффекта; • формировании налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы; • оптимизации управления государственным долгом и финансовыми активами; • обеспечении прозрачности, стабильности финансовой системы и финансовых институтов страны. Бюджетные реформы начались с первых лет перехода к рыночной экономике. Уже в 1991 г. были разработаны и изданы два основополагающих закона: Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1 и Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. № 146-ФЗ, заложившие новые основы формирования и функционирования бюджетной и налоговой систем нашего государства. В 1991 г. вместо действовавших раздельных для федерального и территориальных бюджетов классификаций была введена единая бюджетная классификация, объединившая в одном документе однородные доходы и расходы федерального, региональных и местных бюджетов.
Важным этапом реформирования межбюджетных отношений стал Закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, регламентировавший формирование и использование финансовых ресурсов местного самоуправления, впервые определивший состав местных финансов и принципы их образования и установивший, что формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах. 54 И. Централизованные государственные и территориальные финансы В 1997 г. была введена новая бюджетная классификация, отразившая изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов. В 1998 г. были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, установившие основы действующих в настоящее время бюджетной и налоговой систем, а также бюджетного процесса. Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим направлениям: (1) реформирование межбюджетных отношений; (2) реформирование бюджетного процесса; (3) реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений). В рамках первого направления Правительство РФ Постановлением от 30 июля 1998 г. № 862 утвердило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999— 2001 гг. ». Продолжением работы в этом направлении стала «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», одобренная Правительством РФ, и издание в 2003 г. новой редакции Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ. Издание этого закона повлекло внесение существенных изменений в 2003 г. в Бюджетный кодекс РФ. Главным итогом реформирования межбюджетных отношений стало разделение уровней бюджетной системы России с определением на постоянной основе для каждого ее уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.
В 2005 г. Министерство финансов РФ разработало «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и повышения качества управления общественными финансами в Российской Федерации на 2006—2008 годы». В рамках второго направления реформирование бюджетного процесса началось с подготовки и утверждения Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 «Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации», а также с подготовки и одобрения Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах». Эта Концепция и утвержденный Правительством РФ План мероприятий по ее реализации в 2004—2006 гг. предусматривают: осуществление мероприятий по внедрению среднесрочного планирования и исполнения бюджета, ориентированных на результаты; введение новой бюджетной классификации и бюджетного учета; изменение процедур составления исполнительными органами и рассмотрения представительными органами власти проектов бюджетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|